Методические основы управления конкурентным потенциалом промышленного предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
По прогнозам к 2010 г. рынок железнодорожного машиностроения РФ и стран СНГ (производство, реализация, ремонт) увеличится почти в 2 раза и составит около 15-20% мирового рынка. При этом следует учитывать, что крупнейший в мире западноевропейский рынок близок к насыщению, поэтому огромный потенциал рынков Восточной Европы и стран СНГ представляет наибольший интерес для западных компаний. Учитывая эти факты, разработка конкурентной стратегии предприятий железнодорожного машиностроения, ориентированной на обеспечение их конкурентоспособности на мировых и отечественных рынках является весьма важной задачей для отрасли в целом.
Ключевые слова: промышленные предприятия, конкуренция, конкурентный потенциал, конкурентная стратегия
По прогнозам к 2010 г. рынок железнодорожного машиностроения РФ и стран СНГ (производство, реализация, ремонт) увеличится почти в 2 раза и составит около 15-20% мирового рынка. При этом следует учитывать, что крупнейший в мире западноевропейский рынок близок к насыщению, поэтому огромный потенциал рынков Восточной Европы и стран СНГ представляет наибольший интерес для западных компаний. Учитывая эти факты, разработка конкурентной стратегии предприятий железнодорожного машиностроения, ориентированной на обеспечение их конкурентоспособности на мировых и отечественных рынках является весьма важной задачей для отрасли в целом.
По мнению авторов, в научном обороте недостаточно затрагивается тема развития конкурентного потенциала промышленного предприятия. С учетом рассмотренных достоинств и недостатков различных подходов авторами предлагается уточненная трактовка, согласно которой конкурентный потенциал предприятия железнодорожного машиностроения определяется наличием у него совокупности конкурентных преимуществ и степени их реализации в текущей и перспективной деятельности на рынке. Иными словами конкурентный потенциал представляет собой совокупность конкурентных преимуществ предприятия, которые определяют возможности его развития в долгосрочном периоде по сравнению с конкурентами на рынке.
В настоящее время предприятия отрасли железнодорожного машиностроения обладают множеством возможностей развития конкурентного потенциала. Для их выявления и реализации важно наличие механизма управления конкурентным потенциалом. Авторский алгоритм управления конкурентным потенциалом предприятия железнодорожного машиностроения представлен на рисунке.
Существенным элементом авторского механизма является подготовительная работа, в ходе которой оценивается стратегическое положение предприятия и определяется концепция развития конкурентного потенциала. На основании оценки стратегического положения предприятия разрабатывается конкурентная стратегия, выделяются стратегические задачи его развития [1]. Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. В отличие от тактических действий, стратегия конкуренции направлена на обеспечение преимущества над конкурентами в долгосрочной перспективе.
Концепция развития конкурентного потенциала предприятия фиксирует цели, стратегические приоритеты предприятия, основные параметры организационно-экономической модели предприятия, которая должна поддерживать достижение целей и стратегических приоритетов, а также ответить на вопросы как, где, когда и какими средствами следует повышать конкурентоспособность предприятия.
Рис. Механизм управления конкурентным потенциалом предприятия железнодорожного машиностроения
Как представляется, концепция развития конкурентного потенциала предприятия должна быть связана с выбором:
− зон конкурентоспособности — видов деятельности, являющихся конкурентоспособными;
− приоритетных направлений развития (направлений, выступающих «почти конкурентоспособными», которые в скором времени станут конкурентоспособными);
− эффективных механизмов конкурентной политики предприятия, включающих механизмы, стимулирующие процесс создания новых конкурентных преимуществ.
Одним из важнейших этапов механизма управления конкурентным потенциалом предприятия является его оценка, проводимая с целью анализа эффективности использования [2].
Авторами выделены показатели, необходимые для объективной оценки конкурентного потенциала предприятия железнодорожного машиностроения:
Х1 – фондоотдача, руб.;
Х2 – коэффициент использования производственной мощности;
Х3 – производительность труда, тыс. руб.;
Х4 – объем затрат на науку и НИОКР на 1 руб. произведенной продукции, руб.;
Х5 – затраты на развитие персонала на 1 сотрудника предприятия, руб.;
Х6 –рентабельность продукции, %;
Х7 – инвестиции в основной капитал на 1 руб. стоимости основных фондов, руб.;
Х8 – среднемесячная зарплата 1 работника предприятия, руб.
Для оценки конкурентного потенциала предприятия предлагается использовать непараметрический метод «Паттерн», позволяющий проводить оценку рассматриваемого показателя по частным индикаторам при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими в анализируемой группе [3]. В рамках авторской концепции использование данного метода предполагает анализ показателей, характеризующих составляющие конкурентного потенциала, на основе соотнесения фактических значений по каждому предприятию-конкуренту с наилучшими значениями данного показателя среди всей отрасли.
Рассматриваемый показатель определяется по формуле 1:
(1)
где tjj – стандартизируемое значение показателя по отрасли;
xij - фактическое значение показателя по отрасли;
max xi - лучшее значение показателя по отрасли;
i = 1, 2, …, n – число показателей; j = 1, 2, …, n – число предприятий.
Величина интегрального индекса конкурентного потенциала предприятия (ИИКП) определяется по формуле 2:
(2)
где ИИКПi – интегральный индекс конкурентного потенциала предприятия;
ti - стандартизируемое значение показателя по отрасли;
di - весомость i-го индекса,;
i = 1, 2, …, n – число оцениваемых показателей.
Значимость частных индексов (весомость) определялась экспертным путём: d1=0,09; d2=0,14; d3=0,07; d4=0,19; d5=0,11; d6=0,1; d7=0,24, d8=0,064.
ИИКП отражает ориентацию и мобилизацию потенциала предприятия железнодорожного машиностроения на реализацию конкурентной стратегии и создание устойчивых конкурентных преимуществ на отраслевом рынке.
На основе полученных значений ИИКП можно дифференцировать исследуемые предприятия на группы с высоким, средним и низким уровнем конкурентного потенциала. Выделение типологических групп необходимо для быстрого определения положения предприятия на отраслевом рынке; обоснования размещения заказов на производство на конкретных предприятиях; выработки наиболее эффективных стратегических решений по развитию отрасли в целом.
В заключение можно сделать вывод о том, что конечной целью развития конкурентного потенциала предприятия железнодорожного машиностроения является быстрая адаптация всех его составляющих к меняющимся условиям внешней среды, приобретение мобильной гибкости, конкурентоспособности в условиях рынка, чему будет способствовать реализация авторского механизма управления конкурентным потенциалом.
Источники:
2. Фомин П.А., Старовойтов М.К. Особенности оценки производственного и финансового потенциала промышленных предприятий [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.cis2000.ru. – Загл. С экрана.
3. Чернышева Г.Н., Лавренова Е.В. Диагностика потенциала предприятия [Электронный ресурс].– Электрон. дан. – Режим доступа: immf.ru. – Загл. с экрана.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:26:31