Теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ промышленного предприятия на основе оценки инновационности производимой им продукции
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (21), Сентябрь 2008
Цитировать:
Теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ промышленного предприятия на основе оценки инновационности производимой им продукции // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 9. – С. 16-22.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618992
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Вопросы обеспечения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий в период подготовки к вступлению в ВТО являются в настоящее время одними из приоритетных, требующих немедленного решения. Инновационность продукции рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество, для создания которого требуются специальные методики оценки. Авторы предлагают оригинальный подход к оценке инновационности продукции, отличающийся от имеющихся тем, что в его основе лежит оценка таких параметров, как дизайн, функциональные свойства и экологическая безопасность.
Ключевые слова: инновации, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, инновационность продукции, оценка инновационности продукции
Вопросы обеспечения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий в период подготовки к вступлению в ВТО являются в настоящее время одними из приоритетных, требующих немедленного решения. Инновационность продукции рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество, для создания которого требуются специальные методики оценки. Авторы предлагают оригинальный подход к оценке инновационности продукции, отличающийся от имеющихся тем, что в его основе лежит оценка таких параметров, как дизайн, функциональные свойства и экологическая безопасность.
Интерес исследователей к процессу формирования конкурентных преимуществ промышленного предприятия обусловлен прежде всего их желанием понять механизм обеспечения конкурентоспособности, раскрыв его содержание.
В экономической литературе конкурентные преимущества часто отождествляются с возможностями предприятия более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами, т.е. его конкурентоспособностью. Вместе с тем, как показал анализ, между данными понятиями есть причинно-следственное различие. Так, конкурентоспособность предприятия является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ, без которых не возможна конкурентоспособность. Однако наличие отдельных конкурентных преимуществ не означает автоматическое превосходство предприятия перед конкурентами. Кроме того, на конкурентоспособность предприятия влияют стратегические и тактические изменения рынка, не связанные с его деятельностью: изменение спроса, демографические сдвиги, природные явления и т.д. [1,4].
Понятия «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность» имеют различные интерпретации в зависимости от объекта, к которому они применяются [2, 3]. При системном изучении данных понятий выделяют иерархическую структуру с точки зрения их превосходства над аналогичными конкурирующими объектами:
- преимущества общественно-экономического уклада - лидерство экономики,
- преимущества в управлении обществом - конкурентоспособность экономики,
- конкурентные преимущества фирм и систем их взаимодействия - конкурентоспособность кластеров и отраслей,
- конкурентные преимущества в управлении фирмой конкурентоспособность фирмы,
- конкурентные преимущества в управлении разработкой и реализацией товара - конкурентоспособность товара.
Заметим, что конкурентоспособность предприятия означает не только высокое качество и технический уровень, но и умелое маневрирование в рыночном пространстве и времени, а главное - его способность максимально учитывать потребности конкретных групп покупателей. Причем объективная оценка всех аспектов оценки уровня конкурентоспособности может быть произведена только на основе критериев, которыми оперирует потребитель, для которого этот товар предназначен.
На ключевую роль инновационности среди всех составляющих конкурентоспособности товара обращает внимание М. Портер [4,5]http://science-bsea.narod.ru/2007/ekonom_2007/kovalik_innovac.htm - _ftn1#_ftn1, который утверждает, что только инновационность позволяет предприятиям выиграть в конкурентной борьбе. При этом в широком понимании инновационность связана как с развитием новой техники, так и с трансфером технологий. Реализация данных направлений на практике способствует росту конкурентоспособности продукта и предприятия в целом.
Понятие инновационности как основополагающего фактора конкурентоспособности вытекает из следующих положенийhttp://science-bsea.narod.ru/2007/ekonom_2007/kovalik_innovac.htm - _ftn2#_ftn2:
- инновационность уже в самом термине содержит элемент новизны и изменений, имеет характер динамичный и развивающийся,
- инновационность тесно связана со всеми другими факторами, влияющими на конкурентоспособность продукта и предприятия,
- инновации сильно влияют на формирование рыночного спроса, который сам по себе является весьма важным фактором формирования конкурентоспособности.
Инновации в данном случае будут определяться по следующим признакам [4]:
- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства,
- внедрение продукции с новыми свойствами,
- использование нового сырья,
- изменение в организации производства и его материально - технического обеспечения,
- появление новых рынков.
Как показал анализ, существует два основных вида инноваций: продуктовые инновации или изменения в продукте (услуге) и процессные инновации, т.е. изменения в способе, которым продукт изготавливается или услуга оказывается (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика типов инноваций
Тип инноваций
|
Характеристика
| |
Продуктовая инновация
|
Технологическая (процессная) инновация
| |
Инкрементальная
(модифицирующая) |
Добавление новых особенностей, характеристик к стандартной продуктовой линии в связи с изменяющимися требованиями покупателей и удержанием конкурентного преимущества
|
Улучшение существующих процессов производства, что, в конечном счете, ведет к изменениям в цене и качестве продукта или услуги (более низкие издержки, более высокое качество или то и другое одновременно)
|
Радикальная
|
Разработка принципиально новых продуктов. Что требует новых навыков и процессов
|
Принципиально новые способы производства продуктов или оказания услуг, в основе которых лежит использование новых навыков, способов организации и управления
|
Установлено, что следует разделять такие понятия, как «инновационность предприятия» и «инновационность продукта».
Инновационность предприятия можно определить, используя для расчета следующие переменные:
- производственную инновационность (использование внутренней информации и собственного опыта производства продукции),
- инновационность, основанную на маркетинговых исследованиях (использование внешней информации о приоритетах потребителей и продукции предприятий-конкурентов),
- инновационность предприятия в вопросах кадровой политики предприятия (своевременное использование информации для качественного управления персоналом).
Оценить инновационность продукта достаточно сложно, и, как показал анализ, невозможно создать универсальную методику для оценки инновационности продукции, производимой предприятиями различных отраслей промышленности.
Методика тестирования инновационности продукта, разработанная на основе изучения ранее существующих методик для предприятий пищевой промышленности, представлена в табл. 2. Тест для продукции предприятий пищевой промышленности позволяет оценить уровень инновационности продукта по трем параметрам: дизайн, функциональность и экологическая безопасность. Всего предложено протестировать 10 свойств продукта. Экспертами выбирается один из вариантов ответа в зависимости от того, в какой мере они согласны с каждым из утверждений. При этом 5 баллов означают значительные изменения в концепции продукта; 2,5 балла - незначительные изменения; 0 – отсутствие всякой новизны.
Таблица 2
Оценка инновационности продукции предприятия пищевой промышленности
Блок
|
Свойство
|
Ответ Номер эксперта
|
Средняя оценка, балов
| |||
1
|
2
|
3
| ||||
Й.
Дизайн |
1) Упаковка (форма, объем)
|
|
|
|
| |
2) Этикетка (шрифт, цвет, композиция)
|
|
|
|
| ||
3) Продукт (форма, объем, цвет)
|
|
|
|
| ||
Сумма балов по блоку І (из 15 возможных)
|
| |||||
ІІ.
Функциональность |
4) Вкус
|
|
|
|
| |
5) Состав
|
|
|
|
| ||
6) Срок годности
|
|
|
|
| ||
7) Действие на организм
|
|
|
|
| ||
Сумма балов по блоку ЙЙ (из 20 возможных)
|
| |||||
ІІІ.
Экологическая безопасность |
8) Продукт
|
|
|
|
| |
9) Материал упаковки
|
|
|
|
| ||
10) Утилизация упаковки
|
|
|
|
| ||
Сумма балов по блоку ЙЙЙ (из 15 возможных)
|
| |||||
Результат тестирования (сумма балов из 50 возможных)
|
| |||||
Предлагаемая методика оценки инновационности продукта, исходит из предположения о том, что инновация всегда порождается некой конкретной потребностью в усовершенствовании объекта инновационной деятельности и служит удовлетворению этой потребности. Следовательно, важной характеристикой инноваций является удовлетворение сложившихся индивидуальных, коллективных, общественных потребностей новыми продуктами или способами, либо формирование новых. Даже в случае, если результаты инновационной деятельности не могут остаться собственностью отдельного предприятия, тем не менее, существует преимущество «первого хода», которое получают те, кто первыми начинают активно использовать результаты различных видов инноваций [4]. Таким образом, инновационность – важнейшая оставляющая конкурентоспособности предприятия.
Источники:
2. Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1. - с.113-119.
3. Пискулов, Д. Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государств / Д. Пискулов // Инвестиции в России. – 2003. – № 7. –С. 38–48.
4. Портер М. Конкуренция / М. Портер. СПб. – М. - Киев: Вильямс, 2000.
5. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. — М.: Международные отношения, 1993. – 896с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:22:31