Совершенствование материально-технического обеспечения предприятий рыбной отрасли Камчатского края на принципах логистики

Нестеренко Н.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Рыбохозяйственный комплекс можно представить как сложную систему, состоящую из добывающих и перерабатывающих предприятий, которые посредством потоковых процессов формируют единый производственный механизм. Они же объединяют рыбное хозяйство с другими отраслями экономики. При этом каждый хозяйствующий субъект в процессе реализации своих основных экономических функций (снабжение – производство – сбыт) выполняет одни и те же операции по управлению потоковыми процессами.

Ключевые слова: логистика, рыбохозяйственный комплекс, рыбное хозяйство, материально-техническое обеспечение, Камчатский край



Рыбохозяйственный комплекс можно представить как сложную систему, состоящую из добывающих и перерабатывающих предприятий, которые посредством потоковых процессов формируют единый производственный механизм. Они же объединяют рыбное хозяйство с другими отраслями экономики. При этом каждый хозяйствующий субъект в процессе реализации своих основных экономических функций (снабжение – производство – сбыт) выполняет одни и те же операции по управлению потоковыми процессами.

В рыбохозяйственном комплексе (РХК) можно выделить признаки, интегрирующие разобщенные виды деятельности в единую межфункциональную систему – логистику. При этом логистика влияет на все финансовые параметры работы предприятия: прибыль, издержки, себестоимость, рентабельность.

Все предприятия рыбного хозяйства Камчатского края на рынке снабжения и сбыта действуют независимо друг от друга. Однако при этом они реализуют идентичные задачи и действия в области снабжения, схемы продвижения материального потока, используют практически одних и тех же поставщиков и посредников. Но в современных условиях глобализации экономики такая изоляция отечественных производителей друг от друга может отрицательно повлиять на развитие регионального хозяйства. Мировой опыт показывает, что только совместными, скоординированными действиями, можно добиться высоких результатов в хозяйственной деятельности, повысить конкурентоспособность.

Ос­новными проблемами материально-технического обеспечения предприятий рыбного хозяйства на сегодняшний момент являются следующие:

‑ отсутствие значительных фи­нансовых ресурсов у предприятий;

‑ отсутствие государственного регулирования цен;

‑ большая длительность логистического цикла, что связано, прежде всего, с продолжительностью производственного цикла и с несогласованностью действий и дублированием ряда функций в области снабжения различными подразделениями на предприятии;

‑ отсутствие стабильного госу­дарственного заказа на изготовление продукции, что не позволяет отделам снаб­жения составить долговременный план закупок, а также де­стабилизирует работу снабжения;

‑ отсутствие объективной инфор­мации о поставщиках и их надежнос­ти;

‑ постоянный рост транспортных тарифов;

‑ высокая звенность продвижения материальных ресурсов и готовой продукции.

Главным направлением совершенствования управления материальными потоками в рыбной отрасли Камчатского края является реализация логистического подхода в виде создания региональной логистической системы РХК. С целью координированного и интегрированного управления материальными потоками автором предлагается создать Ассоциацию по логистике на базе Ассоциации рыбопромышленников Камчатки.

Предполагается, что ассоциация будет являться добровольным объединением, некоммерческой организацией. К ее ключевым целям следует отнести формирование эффективных связей и партнерских отношений, выполнение координирующих функций и предоставление информации в области поставок материально-технических ресурсов и сбыта готовой рыбной продукции. Через ассоциацию должно осуществляться регулирование отношений внутри системы, между ее членами, а также с внешними структурами (поставщиками, посредниками, органами власти, общественностью, потребителями). Автором предлагается следующий механизм функционирования логистической системы рыбной отрасли.

Объектом управления в региональной логистической системе рыбной отрасли (РЛСРО) являются четыре вида потоков: ресурсные, товарные, информационные и финансовые. С целью их качественного управления предлагается включить в ассоциацию пять структур управления, которые специализируются на регулировании выше указанных видов потоков:

1. Региональный логистический координатор оптового рынка материально-технических ресурсов;

2. Региональный логистический координатор оптового рынка рыбных товаров;

3. Региональный маркетинговый информационно-аналитический центр;

4. Региональная банковская система, обслуживающая финансовые потоки РЛСРО;

5. Логистический центр связей с общественностью.

В РЛСРО коренным образом меняются взаимосвязи и перераспределяются логистические функции в связи с частичным переходом к соответствующим структурам ассоциации по логистике.

На движение ресурсных и товарных потоков предлагается воздействовать на основе:

‑ стратегического планирования снабжения и сбыта предприятий-производителей;

‑ маркетинговых исследований, которые позволят установить равновесие объема и цены с платежеспособным спросом различных социальных групп населения;

‑ использования системы договоров с фирмами-посредниками;

‑ совместного использования транспортных средств и складского хозяйства.

Для повышения эффективности информационных потоков предлагается задействовать интернет-коммерцию посредством использования информационных ресурсов создаваемой Российской рыбной биржи. Такая форма организации торговли способствует сокращению числа посредников, снижению розничных цен на рыбную продукцию, а, следовательно, приводит к росту внутреннего совокупного спроса, росту продаж и прибыли товаропроизводителей.

Таким образом, у предприятий-участниц РЛСРО остаются лишь функции определения потребностей материально-технических ресурсов и доставки ресурсов с региональных складских комплексов РЛСРО на предприятия.

Для оценки экономической эффективности данной РЛСРО автор предлагает следующую систему показателей:

1. Экономическая эффективность логистики ‑ Рл [8, 5]:

, (1)

где Пi – прибыль от реализации, получаемая при базисных условиях реализации для i-ой логистической подсистемы, руб.;

∆Пi – прирост прибыли от реализации, полученный за счет применения методов логистики в i-ой логистической подсистеме, руб.;

∆ЛЗi – сокращение логистических издержек в i-ой логистической подсистеме, руб.

Кзi – среднехронологическая стоимость материальных запасов в i-ой логистической подсистеме, руб.;

ОФлi – средняя за период стоимость основных средств, используемых для логистических операций в i-ой логистической подсистеме, руб.

2. Величина логистических издержек, которые по своему экономическому содержанию частично совпадают с издержками производства, затратами по завозу товаров и другими составляющими издержек обращения.

3. Скорость движения материальных и сопутствующих потоков, которая рассчитывается исходя из вида и типа используемого транспортного средства, расстояния перевозок грузов, а также времени:

‑ на транспортировку и осуществление погрузочно-разгрузочных операций;

‑ простоев;

‑ движения и обработки сопутствующей информации;

‑ прохождения финансовых потоков.

4. Надежность поставки, которая означает способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки поставки в установленных пределах и рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок на общий объем потребностей.

5. Величина логистического цикла. Выражается периодом времени, от оформления заказа на поставку товара до его доставки к потребителю.

6. Уровень запасов. Определяется исходя из нормативов потребления материалов, интервалов времени между двумя очередными поставками.

7. Период оборачиваемости капитала в запасах. Равен времени хранения их на складе от момента поступления до передачи в производство.

Итак, при использовании данного механизма количество звеньев в логистической цепи с 38 уменьшается до 7. Существенно упрощается прохождение запросов и материальных потоков. Уровень запасов сокращается на 30%, величина логистических издержек – на 10%, что в целом приводит к росту прибыли на 10%. Закупочные органы предприятий освобождаются от рутинной работы, а использование общего регионального складского комплекса позволяет на 15% снизить складские издержки.


Источники:

1. Миротин Л.Б., Корчагин В.А., Ляпин С.А., Некрасов А.Г. Логистические цепи сложно-технологических производств: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 288 с.

2. Линдерс Майкл Р., Фирон Харольд Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. / Пер. с англ. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002. – 768 с.

3. Сергеев В.И., Сергеев И.В. Логистические системы мониторинга цепей поставок. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 172 с.

4. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 503 с.

5. Cristopher М. The Strategy of Distribution Management. - London, 1986. – p. 21.

6. Корчков О., Курбан В. Вопросы и ответы по проблеме создания электронной биржи российскими сталелитейными предприятиями. // Консультант директора. – 2000. ‑ №21.

7. Сафронов В. Построение логистической системы предприятия. // Консультант директора. – 2000. ‑ №21.

8. Семенов В., Володина Е. Эффективность логистических систем. // Маркетинг. – 2000. ‑ №2.

9. Тренев Н. Перспективы рынка развития информационных систем для предприятий. // Консультант директора. – 2001. ‑ №12.

Страница обновлена: 09.09.2024 в 06:21:17