Стратегический нематериальный ресурс современного развития: новые компетентностные ценности

Романец И.И.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760070

Аннотация:
В центре внимания автора процесс формирования нематериальных ресурсов современного развития, сфокусированных на новых компетентностных ценностях. Происходящая масштабная трансформация системы экономики означает процесс перехода к новой модели построения отношений внутри социально-экономических систем, основанных на творчестве, инновациях, знаниях и талантах. В статье исследованы основные тренды экономики, определена роль нематериального ресурса как детерминанты стратегического развития и его влияния на трансформацию ценностных систем и подходов. Сделан вывод о движении компетентностных ценностей в социально-экономических системах, где на смену общепризнанным навыкам и материально-техническим инструментам приходят совершенно новые нематериальные компоненты: интеллектуальный капитал, креативность, коллаборации. Система компетентностных ценностей позволяет эффективно взаимодействовать с новой реальностью в условиях развития креативной экономики, киберэкономики, экологической и технологической сфер.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, креативность, компетенции, ценности, нематериальные ресурсы

JEL-классификация: E24, J24, O15



Актуальность исследования

Состояние современного мира характеризуется трансформацией ценностных ориентиров, идей и смыслов, компетентностных подходов и приоритетов развития социально-экономических систем, перенасыщенностью информационного пространства и коммуникационных технологий. Факторы неопределенности, высокая скорость происходящих изменений, динамизм социокультурной формации, повышенные требования всех участников рыночных отношений, а также гиперконкуренция, приводят к необходимости формирования нового эффективного инструментального подхода решения проблем и непрерывного улучшения протекающих процессов.

Научные исследования доказывают, что интеллект становится ключевым ресурсом производства и переносится от производителя к потребителю. Экономический интерес как основной критерий принятия решений уступает место интеллектуальному интересу – спросу на новые элементы пространства знаний и пространства интеллекта (Клейнер Г.Б., 2020) [1]. Бузгалин А.В. акцентирует внимание на сходстве и свойственности экономики знаний креатосфере. В экономике знаний разрыв между создателем знания как товара и его потребителем сокращается, поскольку права на интеллектуальную собственность имеют менее жесткие границы, чем права на материальные ценности [2].

Ученые отмечают некое противоречие мировым инновационным приоритетам экономического роста, как прежде, для российских предприятий наиболее важными выступают материально-технические инструменты, основные фонды, хотя мировое прогрессивное сообщество доказывает обратное, показывая колоссальные приросты как прибыли, так и рыночной стоимости компаний за счет использования интеллектуальных ресурсов и возможностей [3].

Кроме того, в условиях индустрии 4.0 интеллектуальный капитал становится «ядерным» фактором увеличения стоимости бизнеса. Необходимо дальнейшее развитие методологии комплексного учета и оценки интеллектуального капитала, без чего не представляется возможным принятие обоснованных управленческих решений в управлении стоимостью бизнеса [4].

В условиях нестабильной экономической ситуации в России в настоящее время сложилась необходимость поиска эффективных инструментов стратегического развития экономики, появилась потребность в интеллектуальном проектировании и раскрытии компетентностных ценностей, способствующих развитию интеллектуального ядра общества.

Особую актуальность приобретает ориентация государства на инновационное развитие в условиях вынужденного процесса импортозамещения в период санкционной мировой экономики. Регионы и бизнес-структуры – лидеры в области инновационного развития и наполнения креативным потенциалом представляют собой территории с диверсифицированной цифровой сферой услуг, концентрированные локации умного пространства, творческого насыщения и расширенных предпринимательских возможностей [5]. Развитие технологий снижает порог входа в креативный бизнес, а трансграничные возможности интеллекта и нематериальных ресурсов позволяют привлекать огромное количество клиентов [6].

Цель исследования – выявить основные тренды экономики, определить роль нематериального ресурса как детерминанты стратегического развития и его влияния на трансформацию ценностных систем и подходов к компетентностным характеристикам и качествам человека.

Научная новизна исследования заключается в выявлении трендов системной трансформации экономики, способствующей переходу к актуальной модели построения отношений внутри социально-экономических систем, основанных на новых компетентностных и корпоративных ценностях.

Методология исследования

В статье использованы методы диалектического и институционального подходов, а также методы системного анализа, сопоставления и обобщения экспертных оценок. Для подтверждения доказательности концептуальных положений, теоретических и прикладных результатов автор опирается на анализ научной литературы в области социально-экономических трансформаций, компетентностных подходов, теорий креативной экономики и экономики знаний.

Для выявления трендов системной трансформации экономики, способствующей переходу к модели построения отношений внутри социально-экономических систем, основанных на новых корпоративных ценностях использовались логические методы, анализ и синтез, систематизация и структурирование.

Основная часть

Обратимся к систематизации трендов трансформации экономики в современных условиях.

Существующие тренды можно подразделить на несколько категорий (рисунок 1) [7]:

- технологические (автоматизация, цифровизация), которые имеют физический уровень воплощения и оказывают мгновенное воздействие на окружающую реальность;

- социальные (демографические изменения, сетевое общество), которые менее заметны, не имеют яркого воплощения в повседневной жизни, но играют ключевую роль в формировании спроса на товары и услуги, формы трудовой занятости и организации труда, а также моделировании устройства общества;

- социально-технологические (глобализация, экологизация), которые проявляются в соотношении естественного и социального в обществе и ведут к появлению новых смыслов и форм взаимодействия, формирующих актуальную экономическую реальность;

- метатренд (ускорение), характерный для всех категорий и процессов, проявляющийся в высокой скорости происходящих изменений и динамизме среды.

Рисунок 1 – Основные категории трендов развития экономики современности (составлено автором на основе источника 7)

В условиях современных преобразований, систематизированных трендов и специфики развития социально-экономических систем интенсивно меняется институциональная и корпоративная среда деятельности бизнес-структур. Компетентностные качества человека становятся одним из локомотивов инновационного и конкурентоспособного развития, в ходе которых формируется креативный потенциал, обладающий огромными созидательными возможностями. В результате соединения инновационных компетентностных характеристик формируется стратегический нематериальный ресурс современного развития. Нематериальные ресурсы оцениваются как детерминанты стратегического развития и факторы, повышающие национальную и общественную конкурентоспособность.

Система компетентностных характеристик (ценностей) позволяет эффективно взаимодействовать с новой реальностью.

Обратимся к анализу концепции 4К – креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации – четырем навыкам, которые помогают успешно действовать в любой сфере [8].

Таблица 1 – Структурное представление концепции 4К (составлено автором)

Наименование компетенции
Описание компетенции
Структура компетенции (составные элементы)
Креативность
Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем [9].
1. Любознательность (активный интерес, ассоциациативное мышление; самостоятельный; поиск ответов на собственные вопросы. активный поиск новой информации).
2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей.
2 аспекта:
- оригинальность идей;
- гибкость или подвижность, способность продуцировать большое количество идей.
3. Развитие предложенных идей: оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее; умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.
Критическое мышление
Под критическим мышлением понимается целенаправленное, саморегулирующееся рассуждение, которое имеет своим результатом интерпретацию, анализ, оценку и умозаключение, а также объяснение фактологических, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных соображений, на которых это рассуждение основано.
(Facione P. [10])
«Активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любых убеждений или знаний в свете тех оснований, на которые они опираются, и дальнейших выводов, к которым они приводят» (Dewey J. [11]).
Креативное и инновационное мышление – это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, в целом это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи (такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации), но есть и открытие новых вариантов решений, или установка таких связей между явлениями, которые становятся вызовом для ожиданий и открывают возможность увидеть мир с помощью воображения.
1. Анализ. Умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами.
2. Оценка. Умение оценивать надежность утверждений, убедительность доводов.
3. Объяснение (аргументация). Умение объяснять ход своих мыслей/метод, защищать свои выводы.
4. Выведение гипотез (планирование решений). Умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.
5. Саморегуляция (контроль). Рефлексия, самопроверка и коррекция.
Кооперация (взаимодействие и сотрудничество)
Кооперация описывается как умение и готовность обращаться за помощью; выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями; умение встраивать свою индивидуальную часть работы в общую работу группы, а также определять свой вклад и оценивать коллективный результат как свой собственный.
1. Принятие общих целей.
2. Социальное взаимодействие.
3. Выполнение взятых на себя обязательств.
4. Самостоятельность и инициативность.
Коммуникация
Представляет собой способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, а также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах.
1. Готовность к коммуникации.
2. Адаптация к цели и контексту коммуникации.
3. Убеждающая коммуникация.

Практическое применение описанных навыков и компетенций приводит к ряду проявлений, среди которых: умение осуществлять нетворкинг, конструктивно взаимодействовать с разнообразными людьми, осуществлять критический анализ информации, генерировать идеи и внедрять новые проекты и программы, модели и технологии, улучшать навыки работы в команде, принимать эффективные коллективные решения. Результатом такой деятельности на разных уровнях станет: личный рост, повышение интеллектуального потенциала, профессионального мастерства, успешный менеджмент и предпринимательство.

Заключение

Эффективность креативной экономики основана на коллаборации интеллектуального капитала, творчества, предпринимательства и технологических инноваций.

Возникают новые сферы деятельности, ориентированные на реализацию творческого потенциала человека:

- креативная экономика;

- экологическая сфера;

- киберэкономика;

- челевеко-ориентированные сервисы;

- новый технологический сектор.

Эти сферы требуют соединения инновационных компетентностных характеристик, формирующих стратегический нематериальный ресурс современного развития.

Происходящая масштабная трансформация системы экономики означает процесс перехода к новой модели построения отношений внутри социально-экономических систем, основанных на творчестве, инновациях, знаниях и талантах.

Представления о компетентностных ценностях пришли в движение. На смену общепризнанным ценностям (дисциплина, структурная иерархия и организация, власть) и материально-техническим инструментам приходят совершенно новые нематериальные: интеллектуальный капитал, креативность, коллаборации.

В долгосрочной перспективе новый технологический переход может привести к революционному прорыву в эффективности и производительности труда и росту экономики, но в краткосрочной он может стать причиной существенного дисбаланса в социально-экономических системах, углубляя неравенство и провоцируя риск структурной безработицы и отставание мировым инновационным трендам экономического роста.


Источники:

1. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний // Экономическое возрождение России. – 2020. – № 1(63). – С. 35-42.
2. Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования. – 2017. – № 7. – С. 43-53.
3. Устинова Л.Н., Устинов А.Э., Салахов Р.Л. Эволюция взглядов на развитие термина интеллектуальный капитал // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 1. – С. 55-70.
4. Савченко Ю.Ю. Интеллектуальный капитал и Индустрия 4.0: взаимодействие и факторы влияния // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 3.
5. Брижак О.В, Романец И.И. Креативный потенциал новой формации: российские регионы в конкуренции за будущее // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – Т. 10, № 3(36). – С. 85-89.
6. Романец И.И. Человеческий капитал как ключевой фактор развития экономики знаний // Новая парадигма развития экономических систем в условиях цифровизации: теория, методология, управление: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2020. – С. 261-265.
7. Доклад Global Education Futures «Образование для сложного мира: зачем, чему и как» / авт.-сост. Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. – М.: Русский учебник, 2018. – 212 с.
8. Методические рекомендации «Формирование компетенций «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация) обучающихся профессиональных образовательных организаций». [Электронный ресурс] – URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B9-4%D0%9A.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
9. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt (дата обращения: 01.03.2023).
10. Фасиоун П., Фасиоун Н. Критическое мышление для жизни: оценка, измерение и обучение критическому мышлению во всех его формах. [Электронный ресурс] – URL: https://www.academia.edu/10233524/Critical_Thinking_for_Life_Valuing_Measuring_and_Training_Critical_Thinking_in_All_Its_Forms (дата обращения: 01.03.2023).
11. Dewey J. How we think: a restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston: Houghton Mifflin, 1933.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:53:30