Частичный переход на гражданскую продукцию как важное конкурентное преимущество в современной рыночной экономике
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Долгов Д.И., Фомин А.П. Частичный переход на гражданскую продукцию как важное конкурентное преимущество в современной рыночной экономике // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 60-62.
Аннотация:
Наличие дополнительных конкурентных преимуществ у промышленных предприятий дает им больше возможностей для успеха на рынке. Частичный переход на выпуск гражданской продукции позволяет военным предприятиям в условиях жесткой рыночной конкуренции выживать и занимать достойное место. Данный переход позволил такому гиганту, как НПК ОАО «Уральский вагоносборочный завод» им. Ф.Э. Дзержинского, расширить число преимуществ, оказывающих влияние на производство и реализацию продукции.
Ключевые слова: промышленные предприятия, железнодорожный транспорт, оборонно-промышленный комплекс, конверсия
Наличие дополнительных конкурентных преимуществ у промышленных предприятий дает им больше возможностей для успеха на рынке. Частичный переход на выпуск гражданской продукции позволяет военным предприятиям в условиях жесткой рыночной конкуренции выживать и занимать достойное место. Данный переход позволил такому гиганту, как НПК ОАО «Уральский вагоносборочный завод» им. Ф.Э. Дзержинского, расширить число преимуществ, оказывающих влияние на производство и реализацию продукции.
Способность машиностроительной полувоенной организации к выживанию во многом определяется ее востребованностью в качестве надежного партнера в хозяйственной деятельности. Поэтому в условиях развития мировой системы торговли, острой конкурентной борьбы, насыщенности рынка товарами и услугами потребители конечного продукта требуют независимого и объективного подтверждения качества организации по всем наборам показателей, а не только по качеству конечного продукта.
Основой выживания оборонных предприятий в советский период была система госзаказов и госзакупок. В условиях рынка, в период снижения суммы госзаказа, многие предприятия военно-промышленного комплекса частично перешли на выпуск гражданской продукции.
В Свердловской области примером такого предприятия является ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского» (г. Нижний Тагил).
Наличие собственной научной и технологической базы позволило «Уралвагонзаводу» в условиях обвального сокращения гособоронзаказа в перестроечный период сохранить свой потенциал.
Во многом сохранить свой солидный потенциал, благодаря которому в настоящее время предприятие ОАО «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского стало одним из крупнейших монополистов по производству вагон-цистерн, удалось за счет четко отлаженной поставки ресурсов. Содержание различных видов ресурсов и проведение на основе иерархического принципа систематизации позволяет выявить следующую взаимосвязь: «ресурсы – ресурсы экономические – факторы производства». Руководство данного предприятия действие этой взаимосвязи ощутило на практике и сумело применить в пользу развития хозяйствующего субъекта.
Сегодня корпорация включает в себя следующие заводы:
‑ металлургический;
‑ вагоносборочный;
‑ механосборочный;
‑ ремонтно-механический;
‑ инструментальный;
‑ два завода по производству товаров народного потребления;
‑ завод нестандартизированного оборудования.
Кроме того, в структуру «Уралвагонзавода» также входят:
‑ три конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли по грузовому вагоностроению;
‑ два института;
‑ научно-исследовательские и научно-технологические организации – ОАО «Уральский научно-технологический комплекс», ОАО «Уралкриомаш» и ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения».
Производство вагон-цистерн осуществляется на вагоносборочном заводе, входящим в состав ФГУП «Производственное объединение «Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
Вагоносборочный завод имеет в своем составе 13 цехов: заготовительный, механообрабатывающий, сборочно-сварочный, котельный, молярно-сдаточный, экспериментальный и др.
Цеха заготовительного предела обеспечивают заготовками и деталями, получаемыми методами холодной штамповки, газовой или плазменной резки.
Цеха механообрабатывающего предела выполняют обработку крупного литья, вагонных осей, сборку колесных пар и тележек, обеспечивают изготовление эластомерных поглощающих аппаратов, узлов полувагонов, контейнер-цистерн, вагон-цистерн различных модификаций.
Цеха сборочно-сварочного предела изготавливают хребтовые балки, боковые стены, рамы полувагонов и вагон-цистерн, мелкие узлы, на конвейерах производят общую сборку вагонов.
Котельные цеха изготавливают котлы вагон-цистерн для светлых и вязких нефтепродуктов, едкого натра, серной кислоты, пентана, олеума, природного газа, контейнер-цистерны для сжиженных углеводородных газов. Производят гидравлические и пневматические испытания, осуществляют монтаж котлов на платформе, выпуская готовые изделия для последующей передачи на окраску и окончательную сдачу.
Молярно-сдаточный цех обеспечивает окраску всех изделия вагоностроения, проверку работы тормозной системы и окончательную сдачу представителю заказчика.
Экспериментальный цех вагоностроения, имеющий различное испытательное стендовое оборудование (стенд статических испытаний контейнер-цистерн, стенд-«горку» для проведения ударных испытаний, вагон-лабораторию и производственный участок для изготовления опытных узлов, макетов и др.), входит в состав испытательного центра «Уралвагонзавод».
Вагоносборочный завод является высокоорганизованным механизированным крупносерийным производством, располагающим тремя линиями изготовления котлов и пятью сборочными конвейерами для изготовления полувагонов, вагон-цистерн.
Разработаны и изготовлены цистерны для перевозки продуктов нефтепереработки, сжиженной углекислоты и другие.
Было выявлено, что технологии оборонного предприятия при переходе на гражданскую продукцию позволяют иметь большее количество конкурентных преимуществ, чем у промышленного предприятия, изначально выпускающего гражданскую продукцию, что доказывается ниже.
Частичный переход на выпуск гражданской продукции определил основные конкурентные преимущества ОАО «Уралвагоназавод»:
1) Замкнутый цикл производства – от выплавки стали до готовой продукции;
2) Наличие собственных энергетических мощностей, обеспечивающих две трети потребностей в электроэнергии;
3) Наличие собственной научно-конструкторской и экспериментальной базы;
4) Выгодное территориальное расположение, близость к основным поставщикам материалов и комплектующих;
5) Стабильный высококвалифицированный коллектив, международная сертификация качества продукции, известность бренда;
6) Наличие 130 действующих патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
7) Стабильно занимаемая доля на российском рынке производства железнодорожного подвижного состава;
8) Предприятие – единственное в России, способное серийно выпускать бронетехнику.
Преимущества данного предприятия, несомненно, дают больше возможностей для выживания на рынке, чем у его основных конкурентов, таких как ОАО «Рузхиммаш» (г. Рузаевка, Республика Мордовия), ОАО «Алтайвагонзавод» (г. Нижнеалтайск) и др.
Итак, мы видим, что частичный переход на выпуск гражданской продукции за счет рациональной координации управленческих производственных решений позволил оборонному предприятию обеспечить получение существенных конкурентных преимуществ.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:13