Частичный переход на гражданскую продукцию как важное конкурентное преимущество в современной рыночной экономике

Долгов Д.И., Фомин А.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Наличие дополнительных конкурентных преимуществ у промышленных предприятий дает им больше возможностей для успеха на рынке. Частичный переход на выпуск гражданской продукции позволяет военным предприятиям в условиях жесткой рыночной конкуренции выживать и занимать достойное место. Данный переход позволил такому гиганту, как НПК ОАО «Уральский вагоносборочный завод» им. Ф.Э. Дзержинского, расширить число преимуществ, оказывающих влияние на производство и реализацию продукции.

Ключевые слова: промышленные предприятия, железнодорожный транспорт, оборонно-промышленный комплекс, конверсия



Наличие дополнительных конкурентных преимуществ у промышленных предприятий дает им больше возможностей для успеха на рынке. Частичный переход на выпуск гражданской продукции позволяет военным предприятиям в условиях жесткой рыночной конкуренции выживать и занимать достойное место. Данный переход позволил такому гиганту, как НПК ОАО «Уральский вагоносборочный завод» им. Ф.Э. Дзержинского, расширить число преимуществ, оказывающих влияние на производство и реализацию продукции.

Способность машиностроительной полувоенной организации к выживанию во многом опре­деляется ее востребованностью в качестве надежного парт­нера в хозяйственной деятельности. Поэтому в условиях развития мировой системы торговли, острой кон­курентной борьбы, насыщенности рынка товарами и услуга­ми потребители конечного продукта требуют независимого и объективного подтверждения качества организации по всем наборам показателей, а не только по качеству конечно­го продукта.

Основой выживания оборонных предприятий в советский период была система госзаказов и госзакупок. В условиях рынка, в период снижения суммы госзаказа, многие предприятия военно-промышленного комплекса частично перешли на выпуск гражданской продукции.

В Свердловской области примером такого предприятия является ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского» (г. Нижний Тагил).

Наличие собственной научной и технологической базы позволило «Уралвагонзаводу» в условиях обвального сокращения гособоронзаказа в перестроечный период сохранить свой потенциал.

Во многом сохранить свой солидный потенциал, благодаря которому в настоящее время предприятие ОАО «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского стало одним из крупнейших монополистов по производству вагон-цистерн, удалось за счет четко отлаженной поставки ресурсов. Содержание различных видов ресурсов и проведение на основе иерархического принципа систематизации позволяет выявить следующую взаимосвязь: «ресурсы – ресурсы экономические – факторы производства». Руководство данного предприятия действие этой взаимосвязи ощутило на практике и сумело применить в пользу развития хозяйствующего субъекта.

Сегодня корпорация включает в себя следующие заводы:

‑ металлургический;

‑ вагоносборочный;

‑ механосборочный;

‑ ремонтно-механический;

‑ инструментальный;

‑ два завода по производству товаров народного потребления;

‑ завод нестандартизированного оборудования.

Кроме того, в структуру «Уралвагонзавода» также входят:

‑ три конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли по грузовому вагоностроению;

‑ два института;

‑ научно-исследовательские и научно-технологические организации – ОАО «Уральский научно-технологический комплекс», ОАО «Уралкриомаш» и ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения».

Производство вагон-цистерн осуществляется на вагоносборочном заводе, входящим в состав ФГУП «Производственное объединение «Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского».

Вагоносборочный завод имеет в своем составе 13 цехов: заготовительный, механообрабатывающий, сборочно-сварочный, котельный, молярно-сдаточный, экспериментальный и др.

Цеха заготовительного предела обеспечивают заготовками и деталями, получаемыми методами холодной штамповки, газовой или плазменной резки.

Цеха механообрабатывающего предела выполняют обработку крупного литья, вагонных осей, сборку колесных пар и тележек, обеспечивают изготовление эластомерных поглощающих аппаратов, узлов полувагонов, контейнер-цистерн, вагон-цистерн различных модификаций.

Цеха сборочно-сварочного предела изготавливают хребтовые балки, боковые стены, рамы полувагонов и вагон-цистерн, мелкие узлы, на конвейерах производят общую сборку вагонов.

Котельные цеха изготавливают котлы вагон-цистерн для светлых и вязких нефтепродуктов, едкого натра, серной кислоты, пентана, олеума, природного газа, контейнер-цистерны для сжиженных углеводородных газов. Производят гидравлические и пневматические испытания, осуществляют монтаж котлов на платформе, выпуская готовые изделия для последующей передачи на окраску и окончательную сдачу.

Молярно-сдаточный цех обеспечивает окраску всех изделия вагоностроения, проверку работы тормозной системы и окончательную сдачу представителю заказчика.

Экспериментальный цех вагоностроения, имеющий различное испытательное стендовое оборудование (стенд статических испытаний контейнер-цистерн, стенд-«горку» для проведения ударных испытаний, вагон-лабораторию и производственный участок для изготовления опытных узлов, макетов и др.), входит в состав испытательного центра «Уралвагонзавод».

Вагоносборочный завод является высокоорганизованным механизированным крупносерийным производством, располагающим тремя линиями изготовления котлов и пятью сборочными конвейерами для изготовления полувагонов, вагон-цистерн.

Разработаны и изготовлены цистерны для перевозки продуктов нефтепереработки, сжиженной углекислоты и другие.

Было выявлено, что технологии оборонного предприятия при переходе на гражданскую продукцию позволяют иметь большее количество конкурентных преимуществ, чем у промышленного предприятия, изначально выпускающего гражданскую продукцию, что доказывается ниже.

Частичный переход на выпуск гражданской продукции определил основные конкурентные преимущества ОАО «Уралвагоназавод»:

1) Замкнутый цикл производства – от выплавки стали до готовой продукции;

2) Наличие собственных энергетических мощностей, обеспечивающих две трети потребностей в электроэнергии;

3) Наличие собственной научно-конструкторской и экспериментальной базы;

4) Выгодное территориальное расположение, близость к основным поставщикам материалов и комплектующих;

5) Стабильный высококвалифицированный коллектив, международная сертификация качества продукции, известность бренда;

6) Наличие 130 действующих патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы;

7) Стабильно занимаемая доля на российском рынке производства железнодорожного подвижного состава;

8) Предприятие – единственное в России, способное серийно выпускать бронетехнику.

Преимущества данного предприятия, несомненно, дают больше возможностей для выживания на рынке, чем у его основных конкурентов, таких как ОАО «Рузхиммаш» (г. Рузаевка, Республика Мордовия), ОАО «Алтайвагонзавод» (г. Нижнеалтайск) и др.

Итак, мы видим, что частичный переход на выпуск гражданской продукции за счет рациональной координации управленческих производственных решений позволил оборонному предприятию обеспечить получение существенных конкурентных преимуществ.


Источники:

1. Информационно-аналитическая база ОАО «Уралвагонзавод», г. Нижний Тагил.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 00:56:15