О текущем состоянии внедрения Базель II в банковском секторе Российской Федерации

Решетов А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Банк России еще в 2004 году заявил о намерении применить Базель II к отечественному финансовому сектору. В среднесрочной перспективе планируется внедрить наиболее простые подходы к оценке рисков, имея в виду, что адекватная статистическая база ни в банковской системе, ни в надзорных органах пока еще не накоплена.

Ключевые слова: банковский бизнес, оценка рисков, финансово-кредитная сфера, Базель-2



Банк России еще в 2004 году заявил о намерении применить Базель II к отечественному финансовому сектору [1]. В среднесрочной перспективе планируется внедрить наиболее простые подходы к оценке рисков, имея в виду, что адекватная статистическая база ни в банковской системе, ни в надзорных органах пока еще не накоплена.

В 2008 г. планируется внедрение самого упрощенного стандартизованного подхода к оценке кредитного риска и базового индикаторного подхода в отношении расчета операционного риска. В 2009 г. предполагается внедрение 2-го и 3-го компонентов соглашения, определяющих организацию надзорного процесса и рыночную дисциплину.

В Банке России совместно с представителями банковского сообщества создана рабочая группа, которая работает над поисками оптимальных путей внедрения Базель II. На официальном сайте ЦБ РФ опубликован рабочий вариант перевода на русский язык нового Соглашения Базельского комитета «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» [2], он же Базель II, для ознакомления с ним банковского сообщества.

Банк России признает, что в связи с отсутствием ясной и согласованной позиции как с банковским сообществом, так и внутри самого ЦБ РФ, работа над реализацией Базель II продвигается не очень активно, отсутствует четкое понимание, какие конкретно стороны нужно разработать и улучшить для начала внедрения Базель II. В этом вопросе ЦБ проводит аналогию с Соглашением Базель I, требования которого также сначала были рекомендательными и необязательными для многих стран, но очень скоро распространились фактически на весь банковский мир. ЦБ РФ исходит из того, что и требования Базель II после внедрения их крупнейшими банками развитых стран будут способствовать развитию процесса в большинстве банков, в том числе и российских.

Для первого компонента (требования к капиталу) ЦБ РФ выделяет, как потенциально сложные, расчеты не только справедливой и амортизированной стоимости капитала, но и оценку операционного риска. Последний определяется как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий [3, §644]. Это связано с тем, что операционный риск стал измеряться относительно недавно, и далеко не все банки понимают, насколько важна его системная значимость.

Второй компонент (надзорный процесс) дает возможность органам надзора квалифицированно оценить существующие риски. Банк России в качестве первоочередной ставит задачу резкого повышения уровня знаний органов надзора, более ответственного и беспристрастного подхода к оценке рисков всех банков.

Для соблюдения требований третьего компонента (раскрытие информации и рыночная дисциплина) наиболее существенным ЦБ России видит применение финансовой отчетности по международным стандартам. Не раскрывая перед рынком конфиденциальной информации, банк обязан предоставить все, что способно дать объективную оценку его деятельности.

Одной из предпосылок для успешной реализации базельских принципов для ЦБ РФ является совершенствование системы страхования вкладов. Процесс вхождения в нее банков рассматривается в качестве своеобразного теста на прозрачность и правдивость.

С целью минимизации системных рисков на валютном рынке и рынке ценных бумаг Банк России пытается создать систему платежей в режиме реального времени. Новый импульс процессу был придан в 2005 г. Принято решение о сегментарном внедрении системы.

В целом, ЦБ РФ рассматривает Базель II как документ, предназначенный для регулятора. Только орган надзора каждой страны (в данном случае – Банк России) определяет, в каком масштабе и каким образом конкретно реализуется та или иная рекомендация Базельского комитета. В ЦБ РФ не отвергают участия банковского сообщества, но только в рамках консультативного процесса.

Подход, избранный Банком России, заставляет банки применять достаточно высокие коэффициенты взвешивания риска, что приведет к увеличению потребности в капитале большинства банков. Упрощенный подход требует наибольшей капитализации в абсолютном выражении, но оценивает риски простейшим путем. Но реализация даже упрощенного подхода потребует выполнения значительного объема работ.

Достаточно сложный переход к требованиям Базель II обусловлен отсутствием адаптированной к рекомендациям Базельского комитета правовой базы. В частности, необходимо [1]:

− привести полномочия ЦБ РФ по управлению банковскими рисками и оценке деятельности кредитных организаций в соответствие с рекомендациями Базельского комитета;

− наделить ЦБ РФ полномочиями устанавливать банкам дифференцированные нормативы достаточности капитала исходя из оценки структуры и уровня рисков, качества управления ими и состояния внутреннего контроля;

− дать ЦБ РФ возможность устанавливать требования к кредитным организациям о публичном раскрытии актуальной информации в соответствии с третьим компонентом;

− разрешить участникам банковских групп и ЦБ РФ направлять головным банкам и организациям надзора страны происхождения ту информацию, которая необходима для эффективного управления рисками и надзора на консолидированной основе.

Сохраняются низкие темпы капитализации российской банковской системы. Она отстает от темпов роста вкладов физических лиц и кредитов нефинансовому сектору, что многие эксперты рассматривают в качестве предпосылки системных рисков.

В случае применения даже упрощенного подхода (использующего базовый индикаторный подход) резервный капитал банка должен будет составлять не менее 15% среднего общего дохода банка за последние 3 года. Анализ же текущего размера и структуры капитала свидетельствует, что при выполнении требований Базель II в зоне риска существования окажется более половины банков России. Таким образом, решать вопрос повышения капитализации банков предстоит незамедлительно.

Очевидной проблемой для российских банков станет необходимость расчета и управления операционным риском. По методологии, рекомендуемой Базель II, банку необходимо собирать архив реализованных операционных рисков не менее чем в течение пяти лет. Очевидно, что эффективное управление операционными рисками возможно только при условии сбора информации за указанный период. Однако практический опыт по выявлению, оценке, мониторингу и минимизации операционного риска еще не наработан, ощущается и недостаток квалифицированных кадров.

В целом, как показывает практика, российские банки готовы управлять лишь теми рисками, которые хорошо изучены. Об этом свидетельствуют многочисленные финансовые кризисы, имевшие место в прошлом.

Признавая необходимость управления рисками, многие банки до сих пор считают важнейшим результатом этой деятельности удовлетворение требований регуляторов. Сложившаяся практика надзора не оставляет банкам возможностей для пересмотра стратегии инвестиций и порядка принятия решений по распределению ресурсов или назначению цен в зависимости от величины рисков.

Проблема внедрения в России принципов и рекомендаций Базельского комитета заключается в проведении большого объема предварительной работы и решении разноплановых задач всеми участниками процесса: государством, ЦБ РФ, банковским сообществом в лице профессиональных ассоциаций и объединений, а также самими кредитными организациями.

Действительное, а не формальное внедрение даже тех упрощенных подходов нового Базельского соглашения, которые Банк России предполагает применять, потребует от каждого банка тщательной и длительной подготовки. Кроме того, необходимо расширение диалога между надзорными органами, профессиональными и банковскими ассоциациями.

Кредитные организации, которые являются головными в банковских группах и холдингах, должны наладить управление рисками на консолидированной основе.

Для банков важно уже начинать работу по формированию баз данных, необходимых для оценки рисков с использованием современных подходов, проводить самооценку состояния корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля.


Источники:

1. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. Приложение к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 г.
2. International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards. A Revised Framework Comprehensive Version. - BCBS, 2006.
3. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Рабочий вариант перевода Базель II Банка России. – Электр. дан.: www.cbr.ru

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:53:11