Роль инвестиционной политики в оздоровлении отдельных секторов экономики

Гинзбург А.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гинзбург А.Л. Роль инвестиционной политики в оздоровлении отдельных секторов экономики // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 64-67.

Аннотация:
Формирование благоприятного инвестиционного климата в ближайшие годы во многом будет опираться на проведение активной государственной макроэкономической политики, основным содержанием которой станет поэтапное реформирование российских металлургических предприятий. В связи с этим предусматривается реструктуризация неэффективно работающих производств, улучшение управления, повышение эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции, прогнозируются рост производительности труда, снижение издержек производства, ускоренный вывод и замена устаревших технологий и обесцененного кризисом капитала, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная политика, оздоровление экономики



Формирование благоприятного инвестиционного климата в ближайшие годы во многом будет опираться на проведение активной государственной макроэкономической политики, основным содержанием которой станет поэтапное реформирование российских металлургических предприятий. В связи с этим предусматривается реструктуризация неэффективно работающих производств, улучшение управления, повышение эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции, прогнозируются рост производительности труда, снижение издержек производства, ускоренный вывод и замена устаревших технологий и обесцененного кризисом капитала, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

Такой подход следует считать правомерным, учитывая существенно устаревшие технологии металлургического комплекса России, трудности переходного периода, проблематичность притока инвестиций из-за рубежа. Все это обусловливает проведение в стране структурно-инвестиционной политики, в основе которой лежит концепция, определяющая главные принципы, каковым должны следовать власти при выработке решений относительно структурных преобразований экономики и инвестиционной сферы. С учетом этих принципов, а также необходимых для их реализации условий разрабатываются соответствующие срочные программы правительства с изложением стратегии и подходов к решению структурных проблем.

Структурные преобразования в значительной мере затрагивают интересы отдельных секторов хозяйства. Важная задача – предотвращение появления регионов с высоким уровнем структурной безработицы, возникновения массовой вынужденной миграции. Поэтому наряду с федеральной целевой программой разрабатываются региональные и местные инвестиционные программы. В целях согласования национально-государственных и региональных интересов программы разных уровней административно-территориального деления взаимно увязываются.

При разработке структурно-инвестиционной политики особое внимание уделяется регионам с менее благоприятными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, осуществление структурных сдвигов, в экономике которых требует большего времени и сопряжено со значительными социальными издержками. Это, прежде всего, территории слабого освоения, районы с концентрацией металлургических производств (Центр, Урал, Сибирь).

Главные задачи структурно-инвестиционной политики на современном этапе переходного периода таковы: 1) последовательное свертывание устаревших производств; 2) преодоление структурных деформаций и приведение структуры производства в соответствие с платежеспособным спросом; 3) обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов и научно-технического потенциала; 4) поддержание экономической и экологической безопасности страны; 5) содействие развитию эффективных, конкурентоспособных производств, рыночной инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности.

Неустойчивое состояние отечественной экономики требует особой стратегии структурно-инвестиционной политики. Сущность этой стратегии состоит в селективной поддержке государством точек и секторов роста в народном хозяйстве. Точками роста являются конкретные хозяйствующие металлургические предприятия. Идентификация точек роста осуществляется с учетом их способности к эффективной хозяйственной деятельности, связям с другими элементами экономической системы и роли, которую они могут сыграть в решении приоритетных для данного этапа задач в области социально-экономического развития.

Бюджетные средства используются для финансирования целевых программ и отдельных проектов. Государство принимает долевое участие в совместном финансировании проектов и оказывает поддержку частным инвесторам в рамках этих проектов. С помощью налогов, кредитов, ускоренной амортизации государство координирует деятельность всех инвесторов.

Важным источником пополнения инвестиционного потенциала экономики является кредитная политика государства. Кредитование реального сектора осуществляется с помощью проведения политики низких процентных ставок путем формирования системы льготного кредитования приоритетных предприятий с целью минимизации их финансовых издержек, а также создания преимуществ в получении кредитов для инвестиций в оборудование. Банком России индивидуально определяет условия рефи­нансирования для каждого кредитного учреждения в зависимости от его инвестиционной программы, чтобы стимулировать работу коммерческих банков с реальным сектором экономики через страхование инвестиционных рисков в высокотехнологичных отраслях, а также предоставление гарантий по возврату займов.

Органы власти субъектов Российской Федерации в рамках собственных полномочий также осуществляют деятельность по привлечению инвестиций в свои регионы. По данным Минэкономики России, к началу 2004 года большая часть российских регионов с металлургическим профилем приняла законы, направленные на поощрение инвестиций, а также на создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, государственную поддержку путем кредитования строительства, предоставление земли, лизинговую деятельность.

Во многих российских регионах, испытывающих нехватку финансовых средств для реализации тех или иных проектов, используются и косвенные формы поддержки: освобождение на определенных условиях от уплаты налогов в региональный бюджет (снижение их ставок); полное или частичное погашение из средств регионального бюджета процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов на территории региона; отсрочки по налогам и арендным платежам, снижение ставок арендной платы за землю; предоставление зданий и земли (право распоряжения, которыми принадлежит региональным или муниципальным администрациям); гарантии местных органов власти.

Необходимость укрепления взаимоотношений местных властей с инвесторами подчеркивает и тот факт, что многие иностранные компании зачастую отказываются кредитовать предприятия регионов – риски и неопределенность в проектах, основанных на прямом взаимодействии отечественных и зарубежных предпринимательских структур, весьма велики. Естественно, что в подобных ситуациях инвестирующая сторона все активнее стремится к диалогу с региональным руководством.

Сегодня регионы России прилагают значительные усилия по организационному обеспечению инвестиционного процесса. Создаются банки реконструкции и развития, привлекающие денежные средства населения и юридических лиц для осуществления инвестиционных проектов (например, в Кемеровской области). Активно формируются специальные структуры (Центр содействия инвестициям в Татарстане, агентства развития и привлечения инвестиций в Новгородской и Самарской областях, на Новолипецком металлургическом комбинате), задачами которых являются разработка инвестиционных программ, поиск инвесторов, предоставление необходимой информации и т.п. В Рязанской области создана информационная система ИКАР (информационный компьютерный атлас региона), помогающая инвесторам быстро получить полную и точную информацию об экономическом потенциале области, выбрать привлекательные для инвестиций объекты.

Все указанные структуры преимущественно финансируются из бюджетов, в силу чего их возможности бывают весьма ограничены. В дополнение к ним, как правило, создаются коммерческие структуры (финансово-промышленные или инвестиционные компании), привлекающие средства для подготовки инвестиционной документации, кредитования самих проектов, проведения консультаций, обучения, финансового аудита, маркетинговых исследований.


Источники:

1. Кожухар В.М. Практикум по иностранным инвестициям. – М. : Дашков и Ко, 2006. - С. 79.
2. Маренков Н.Л. Инвестиции. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. - С. 196.
3. Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике, - М. : МЗ ПРЕСС, 2001. - С. 47-48.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:53:44