Современное состояние сферы детского отдыха и оздоровления: проблемы и перспективы развития

Самарская Н.А.1, Ильин С.М.2, Румянцева А.В.3
1 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 УрМФ ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Екатеринбург
3 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Самарская Н.А., Ильин С.М., Румянцева А.В. Современное состояние сферы детского отдыха и оздоровления: проблемы и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 9. – С. 2561-2578. – doi: 10.18334/epp.12.9.116232.

Аннотация:
Одним из национальных приоритетов Российской Федерации является развитие сферы детского отдыха и оздоровления. Детский оздоровительный отдых  один из социально-значимых видов услуг. С его помощью происходит передача новому поколению накопленных знаний и жизненного опыта, развитие индивидуальных и личностных качеств ребенка. Состояние сферы детского отдыха и оздоровления в напрямую зависит от состояния развития экономики в целом. За последние десятилетия в стране сформирована инфраструктура детского оздоровительного отдыха. В статье рассматривается состояние сферы детского отдыха и оздоровления на современном этапе, анализируются причины снижения количества детских оздоровительных учреждений. Приводится структура детского оздоровительного отдыха, позволяющая понимать алгоритм его реализации. Авторами предложена организационно-функциональная классификация сферы детского отдыха и оздоровления. На основе анализа состояния сферы детского отдыха и оздоровления, авторы выделяют основные проблемы и противоречия, которые сдерживают эффективную организацию и дальнейшее развитие детского отдыха в Российской Федерации. Предлагаются подходы к формированию системы организации детского оздоровительного отдыха в стране, которые позволят эффективно развивать и обновлять рассматриваемую сферу в соответствии с потребностями современного общества.

Ключевые слова: детский отдых и оздоровление, система детского оздоровительного отдыха, летние оздоровительные учреждения, детский оздоровительный лагерь

JEL-классификация: J13, L83, Z32



Введение

В нашей стране актуальным направлением на государственном уровне является развитие сферы детского отдыха и оздоровления. Это направление на протяжении нескольких лет входит в систему национальных приоритетов Российской Федерации. Развитие сферы детского отдыха и оздоровления способствует социализации детей, развитию их способностей, личностному и профессиональному самоопределению, а также культурному, образовательному и физическому развитию и оздоровлению.

Учреждения детского отдыха и оздоровления – особый тип организаций. Они действуют в России и других странах уже более ста лет. С течением времени, главные цели и задачи этих организаций менялись. Но отдых и оздоровление детей всегда оставались основными функциями данных учреждений, обеспечивающих гарантийное право ребенка в Российской Федерации, которое зафиксировано в Федеральном законе РФ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [1].

На протяжении многих лет, перед органами власти и образования стояла задача эффективной организации деятельности детских оздоровительных лагерей. Однако в конце 90-х гг. прошлого века в силу разных причин налаженная система стала разрушаться. В некоторых регионах и областях количество детских оздоровительных лагерей сократилось в несколько раз. В настоящее время органами власти, специалистами, руководителями и педагогами предпринимаются попытки обеспечить качественный отдых детей и их оздоровление круглый год. Однако организаторы сталкиваются с многочисленными трудностями и проблемами, что в значительной степени усугубляется несоблюдением ряда важных педагогических положений, которыми необходимо руководствоваться при проектировании деятельности детских оздоровительных учреждений, учитывая конкретные условия и запрос их родителей [2].

Основное предназначение организации детского отдыха и оздоровления – создание благоприятной среды для оздоровления детей и подростков, а также реализация их интересов, осуществление активного отдыха, и удовлетворение потребностей в самореализации детей в различных сферах деятельности.

Таким образом, с учетом изменений в современном обществе, представляется актуальной и перспективной, задача оптимального сочетания образования, воспитания и оздоровления детей в сфере детского отдыха.

Развитие сферы детского отдыха и оздоровления в любой стране напрямую зависит от экономического развития в целом. В нашей стране сформирована соответствующая инфраструктура детского оздоровительного отдыха (транспорт, средства размещения, средства питания, современные технологии образования и т.д.). Спрос на данные услуги порождается повышением уровня благосостояния населения, что, безусловно, способствует развитию сферы детского отдыха и оздоровления [3].

В настоящее время, по мнению специалистов, в нашей стране существует ряд противоречий и проблем, которые сдерживают эффективное развитие и организацию детского отдыха [3, 4]:

1. Неравномерно развитая инфраструктура. Большое количество детских оздоровительных учреждений расположено вблизи крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.).

2. Достаточно старая материально-техническая база. На сегодняшний день в капитальном ремонте и реконструкции нуждается более 300 учреждений детского отдыха, из них 75 % относится к загородным лагерям.

3. Неактуальные программы отдыха, ежегодно не меняются, являются типовыми и не соответствуют ожиданиям и потребностям родителей и детей.

4. Недоступность детского отдыха. Сейчас отправить на отдых детей могут позволить себе около 30 % россиян. Однако в этом году система туристического кэшбэка на детские лагеря позволит значительно увеличить процент желающих.

5. Некомпетентность кадров. В детских лагерях вожатыми чаще всего работают студенты-практиканты, у которых нет опыта и специального образования.

6. Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы.

7. Проблемы обеспечения безопасности детей на отдыхе.

Однако надо заметить, что капитализация данного рынка услуг растет с каждым годом. Это происходит, как правило, за счет следующих основных факторов: увеличения рождаемости, возрастание потребностей родителей в развитии детей, увеличения стоимости услуг детских оздоровительных учреждений.

Учитывая, что детский лагерь является одной из самых популярных форм отдыха в каникулы и со стороны родителей и детей, то вопросы капитального ремонта, реконструкции старых объектов, строительства новых объектов и внедрение инновационных моделей детского отдыха имеют весьма успешные перспективы.

При достаточно высоком спросе на детский оздоровительный отдых, можно отметить, что рынок детского отдыха развивается крайне медленно. Специалисты отмечают нехватку качественных, интересных и современных предложений. Однако, у данного рыка есть очень хорошие перспективы развития, и он будет неуклонно расти в дальнейшем. Для этого необходимы целевые инвестиции, профессиональны, готовые разрабатывать новые актуальные и перспективные проекты. Для их реализации надо объединить несколько групп специалистов в различных областях: менеджмента и маркетинга, педагогики и психологии, медицины.

На сегодняшний день сфера детского отдыха имеет все возможности для мощного прорыва в содержании и формах организации детского отдыха, а также в принципиально новых подходах и создании новой концепции.

В связи с этим, необходимость формирования системы детского отдыха и оздоровления представляется достаточно актуальной задачей. Позиция авторов совпадает с мнениями специалистов, что теоретически и практически трудно разделить вопросы отдыха и оздоровления детей – они должны решаться в рамках единой системы.

Цель данного исследования – предложить подходы к формированию системы детского отдыха и оздоровления на основе анализа состояния данной сферы.

В работе использовались такие методы исследования, как: информационный анализ документов из открытых источников, метод статистического анализа, аналитический метод, метод системного анализа, метод сравнительного анализа, метод экспертных оценок.

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании современных аспектов при формировании системы в сфере организации отдыха и оздоровления детей для перспективного развития данной сферы.

Структура детского оздоровительного отдыха в Российской Федерации

При рассмотрении вопросов организации и оздоровления детского отдыха, следует четко представлять, что эти вопросы являются одним из организационных элементов образовательной и социальной сферы.

В последнее время наблюдается многообразие различных форм дополнительного образования в сфере детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь, детский лагерь санаторного типа, летняя школа, детский туризм и др.). Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15, п. 2) [5] объединены эти различные формы в современное понятие «детское оздоровительное образовательное учреждение»

В соответствии с Национальным стандартом РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887-2018, под отдыхом детей и их оздоровлением понимается совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие физической культурой, споротом и туризмом, формование навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей [6].

По российскому законодательству организация отдыха и оздоровления детей в настоящее время осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации и муниципальном. Структура детского оздоровительного отдыха представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура детского оздоровительного отдыха

(составлена авторами на основе проведенного исследования)

Российская Федерация несет ответственность за финансирование и оздоровление разных категорий детей, предоставляет дотации субъектам РФ на проведение детского отдыха. Субъекты РФ финансируют и организуют мероприятия по детскому оздоровительному отдыху всех категорий детей. Муниципалитеты финансируют и организуют проведение летней детской оздоровительной компании. Работодатели содержат за счет собственных средств ведомственные детские оздоровительные лагеря, а также полностью или частично финансируют отдых детей своих сотрудников. Родители принимают решение относительно выбора форм отдыха и оздоровления своих детей, участвуют в их финансировании, обращаются в соответствующие организации при направлении детей на отдых на внебюджетной основе.

В соответствии с Национальным стандартом [6], организация отдыха детей и их оздоровления – это организации сезонного или круглогодичного действия, независимые от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Объекты, работающие в сфере услуг детского отдыха и оздоровления, представлены самыми разнообразными видами. Авторы считают возможным предложить следующую организационно-функциональную классификацию организаций детского отдыха и оздоровления детей (таблица 1).

Таблица 1. Организационно-функциональная классификация организации детского отдыха и оздоровления (составлена авторами на основе проведенного исследования)

Признак
Характеристика объектов детского отдыха и оздоровления
По основному предназначению
Оздоровительные - организации сезонного или круглогодичного действия, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Специализированные (профильные) - организации, созданные при учреждениях социального обслуживания населения, санаторно-курортных организациях, общественных и иных организациях.
По типу
Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) - стационарное детское учреждение, приспособленное для отдыха и оздоровления детей.
Детский оздоровительный лагерь санаторного типа - стационарное детское учреждение, с необходимыми условиями и имеющейся медицинской базой для лечения/поддержания здоровья детей.
Детский санаторий - стационарное детское учреждение, осуществляющее медицинскую деятельность по оказанию санаторно-курортной помощи детям, одновременно с организацией образовательной деятельности или без нее.
Семейный санаторий -стационарное учреждение по оказанию санаторно-курортного лечения детям и их родителям, предполагающее совместное пребывание детей и родителей.
Лагерь дневного пребывания - организуемые на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных учреждений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в каникулярный период.
Детский оздоровительный центр - центр, занимающийся закаливанием, оздоровлением и социализацией детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Центр детского туризма - средство развития детей, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.
По локализации
Загородные (местные и общекурортные) - внешкольные учреждения периодического или постоянного функционирования, расположенные за городской чертой.
Городские - расположенные в черте города, периодического функционирования, на базе дошкольных и школьных учреждений.
По условиям пребывания
Стационарные - специально созданные с целью постоянного обеспечения отдыха и оздоровления детей
Временно-приспособленные - созданные на определенное время (каникулярное) для обеспечения отдыха и оздоровления детей (передвижные, палаточные, с круглосуточным или дневным пребыванием на базе образовательных и других специализированных учреждений).
По профилю
Лечебно-оздоровительные - форма активной реабилитации детей, имеющих недостатки в физическом (психическом) развитии либо нуждающихся в активном оздоровлении с использованием надлежащей медицинской базы.
Спортивно-оздоровительные - вид оздоровительно-образовательной деятельности является продлением учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ.
Оборонно-спортивные и гражданско-патриотические - организации образовательной и оздоровительной деятельности с выраженной гражданской направленностью. Реализуется программы дополнительного образования детей, допрофессиональной подготовки по оборонно-техническим видам спорта и др.
Образовательные (в том числе языковые) - специализирующиеся на образовательном и культурном развитии детей (например, на изучении иностранных языков).
Тематические - (эколого-биологические, технические, краеведческие и пр.) – организации, специализирующиеся на изучении вопросов по определенной тематике для развития интересов детей, расширяющие кругозор.
Туристические - полевые (палаточные) лагеря, специализирующиеся по различным видам туризма (водный, пеший, горный и.т.п.) и краеведения с практической отработкой туристских навыков на основе теоретических знаний для обучающихся различной степени подготовленности.
Труда и отдыха - форма приобретения практических трудовых навыков и вовлечения их в общественно-полезную деятельность в сочетании с формированием у них навыков здорового образа жизни в период каникул.
Семейные лагеря - форма совместного сотворчества, организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.
По времени пребывания
Круглосуточные - форма оздоровительной и образовательной деятельности, предполагающая пребывание детей круглые сутки под наблюдением соответствующих работников.
Дневного пребывания - форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей, с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.
По целям
Коммерческие – основанные коммерческими организациями, основная цель: извлечение прибыли.
Некоммерческие - основанные некоммерческими организациями, основная цель: решение уставных задач.
По сезонности
Сезонные - функционирующие преимущественно в летний период времени, имеют условия для занятий спортом и проведения досуга, без отопления зданий (за редким исключением).
Круглогодичные - имеют здания капитальной постройки с отапливаемыми помещениями, для пребывания в них детей в течение всего года, закрытыми помещениями для занятий спортом, проведения культурно-массовых мероприятий и учебными классами.
По категории участников
Для всех детей; Для детей-сирот; Для одаренных детей; Для проблемных подростков; Для детей с ОВЗ и др.

Данная классификация позволяет определить свой набор специфических характеристик для каждого типа лагеря и понять, какие специальные задачи необходимо решать для эффективной организации отдыха и оздоровления детей.

Анализ состояния сферы детского отдыха и оздоровления в России

Анализ становления и развития сферы детского отдыха и оздоровления в России показал, что в 90-е гг. прошлого века эта сфера понесла серьезные потери. Значительно уменьшилось количество детских оздоровительных учреждений, в результате пересмотра нормативной базы и снятия различных ограничений на организацию детских поездок произошло снижение безопасности детского отдыха, сократилось бюджетное финансирование, изменилась структура детского отдыха. Только в начале 2000 гг. распад сферы детского отдыха и оздоровления прекратился. Постепенно положение стабилизировалось, и, начиная с 2001 г. число детских оздоровительных учреждений оставалось практически постоянным – около 52 тыс. Однако с 2012 года наблюдается тенденция снижения количества детских оздоровительных учреждений. В 2020 году эта тенденции сохранялась, преимущественно из-за пандемии коронавирусной инфекции [7].

Число организаций для детей и подростков в динамике с 2011 по 2020 г. снижается, в сравнении с 2011 годом оно сократилось на 7,6 % (–14 292 объекта), в сравнении с 2019 – на 3,4 % (–6019 объектов) [8].

Снижение общего числа организаций для детей и подростков, относительно 2019 г. произошло в первую очередь за счет снижения числа детских санаториев, организаций отдыха детей и их оздоровления. Это объясняется тем, что часть организаций этих типов не планировались к открытию в 2020 г. Однако в период 2011–2019 гг. вклад организаций отдыха детей и их оздоровления в снижение общего числа детских и подростковых организаций также был наибольшим – с 2011 г. их число снизилось на 17,3 % (–9 132 организации), с 2019 по 2020 г. – на 15,3 % (–6 689 организаций) (таблица 2).

Таблица 2. Численность организаций отдыха детей и их оздоровления в Российской Федерации за 2011-2020 гг. [8]

Типы организаций
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Организации отдыха детей и их оздоровления
52789
50473
50030
48594
47426
46789
45213
43846
43352
36663
в том числе: детские оздоровительные организации, работающие круглогодично*
-
-
-
529
525
520
541
567
553
444
детские санатории**
-
-
334
355
351
339
322
309
305
295
Прочие типы организаций для детей и подростков
5984
6266
5456
5832
5145
4832
4565
5031
5070
5339
* Учет показателей ведется с 2014 года

** Учет показателей ведется с 2013 года

Значительно сократилось число загородных дошкольных организаций (детские дачи) – на 67,2 % (в 3,1 раза), детских лагерей палаточного типа – на 47,6 %, организаций с дневным пребыванием – на 17,6 %. Соответственно в этих организациях снизилось и количество отдыхающих детей: в загородных дошкольных организациях – на 55,0 %, лагерях палаточного типа – на 21,3 %, организациях с дневным пребыванием – на 12,0 %. Число стационарных загородных оздоровительных организаций также продолжает снижаться. Однако число отдохнувших в них детей возросло на 109 534 чел. (на 7,1 %). В структуре этих учреждений преобладают организации дневного пребывания и детские лагеря палаточного типа.

С 2011-2019 гг. в летний период в открывшихся детских оздоровительных организациях ежегодно отдыхали стабильно более 5 млн детей, а в 2020 г. летней оздоровительной кампанией было охвачено 1 334 904 детей (таблица 3).

Таблица 3. Количество детей, отдохнувших в организациях отдыха детей и их оздоровления в летний период за 2011–2020 гг., тыс. чел. [8]

Типы организаций
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего, тыс. чел.
5244,4
5193,7
5573,6
5627,1
5823,2
5943,8
5671,9
5659,1
5615,6
1334,9
Загородные дошкольные организации
14,45
13,10
6,92
8,86
10,41
9,66
15,68
15,39
6,51
0,14
Стационарные загородные оздоровительные организации
1538,9
1544,7
1553,9
1623,6
1561,6
1696,3
1590,9
1659,2
1648,5
278,1
Организации с дневным пребыванием детей
3102,2
3105,9
3004,4
2942,6
2860,0
2763,5
2678,6
2693,1
2729,8
463,6
Детские лагеря труда и отдыха*
-
-
147,7
143,6
142,8
138,2
128,9
125,8
123,2
6,2
Детские лагеря палаточного типа*
-
-
243,5
260,7
256,2
245,2
169,7
166,1
143,4
0,145
Стационарные загородные оздоровительные организации санаторного типа
385,2
360,4
349,3
353,7
377,5
382,4
356,0
291,7
270,2
45,5
Детские санатории
203,6
173,1
113,9
126,3
124,8
135,5
132,6
99,4
89,7
11,7
Прочие*
-
-
154,0
167,7
489,9
573,1
599,4
608,3
604,4
529,5
* Учет показателей ведется с 2013 г.

Эффективность оздоровления детей в организациях отдыха и оздоровления оценивалась в 50 регионах (в 82,0 % регионов, в которых функционировали организации отдыха детей и их оздоровления летом 2020 г.) у 1 261 921 ребенка (94,5 % от общего числа охваченных организованным отдыхом детей). В среднем по Российской Федерации данный показатель составил 96,5 % [8].

Анализ ситуации в детских оздоровительных учреждениях в течение нескольких лет позволил выявить основные проблемы, возникающие при проведении летних оздоровительных кампаний. Актуальными остаются вопросы, связанные с качеством и безопасностью зданий и сооружений на территории детских учреждений, организацией рационального питания, проведением медицинских осмотров детей и персонала, обеспечением педагогическим персоналом.

Хронические проблемы функционирования сферы детского отдыха и оздоровления являются основными причинами сокращения сети детских здравниц и числа оздоровленных детей.

Необходимо сформировать такую систему детского отдыха и оздоровления, которая бы отвечала современным потребностям и учитывала решение существующих проблем.

Формирование системы детского отдыха и оздоровления

Под системой детского отдыха и оздоровления авторы понимают совокупность определенных элементов, имеющих принципиальные различия, однако тесно взаимодействующие друг с другом и зависящих друг от друга, в рамках определенных подсистем. Управление этими элементами обеспечивает удовлетворение потребностей детей и их родителей в оздоровительно-образовательном отдыхе и лечении.

Если представить систему в виде модели (рисунок 2), то ее основными действующими элементами выступают: субъект – ребенок, объект – детский лагерь, санаторий и др., без которых данная деятельность не может осуществляться. Объекты находятся в специфических системных отношениях с комплексом компонентов окружающей среды (внешних факторов): экономических, социальных, политических, экологических, технологических. На входе в систему имеют место различные ресурсы природного и искусственного происхождения. На выходе – услуга (продукт сферы детского отдыха и оздоровления).

Рисунок 2. Модель системы детского отдыха и оздоровления

(составлена авторами на основе проведенного исследования)

Можно выделить основные подсистемы детского отдыха и оздоровления: курортная подсистема; подсистема детского оздоровительного отдыха; туристская подсистема; управляющая подсистема.

Основываясь на результатах анализа специальной педагогической литературы, учитывая передовой опыт, современные условия, требования и потребности детей и родителей, можно сформулировать цель системы детского отдыха и оздоровления – создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка, формирования социально-значимых и личностно-ориентированных качеств у детей, а также удовлетворения их потребности в самореализации.

Таким образом, можно выделить три основных направления в сфере детского отдыха и оздоровления:

1) укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения;

2) организация досуга для повышения образовательного и интеллектуального уровня;

3) воспитание развитой личности.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач [9, 10]:

- формирование привычки здорового образа жизни, потребности в сохранении и укреплении своего здоровья;

- выявление и удовлетворение интересов и потребностей детей;

- интеллектуальное и творческое развитие детей на базе реализации дополнительных образовательных программ и включение детей в разнообразные виды деятельности;

- рациональная организация досуга и свободного времени у детей;

- формирование опыта самостоятельных действий в ситуациях жизненного и социального самоопределения;

- развития навыков самоорганизации, самообразования, самовоспитания.

В сфере детского отдыха и оздоровления реализуются следующие важные функции: воспитания; социализации; дополнительного образования; социальной защиты, адаптации; организации; интеграции [2].

Перечисленные цель, задачи и функции являются общими для системы детского отдыха и оздоровления. Они могут быть уточнены и расширены с учетом специфики содержания и условий деятельности конкретной детской оздоровительной организации.

В настоящее время определен ряд подходов к проектированию содержания программ и форм жизнедеятельности детей в сфере отдыха и оздоровления: системный, личностно-ориентированный, программно-вариативный, социальный, развивающий [2, 9, 10, 11, 12, 13]. Реализация данных подходов предусматривает психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка и партнерскую позицию педагога во взаимодействии с детьми. Приезжающие в лагерь дети попадают в непривычную для себя обстановку, незнакомую среду, что может способствовать обострению и проявлению имеющихся у них проблем социального и психологического характера [14]. Поэтому внимание педагогов и психологов к нуждам и потребностям детей приобретает особую значимость.

Временное детское объединение в сфере детского оздоровительного отдыха имеет статус первичного коллектива. Является основной формой организации жизнедеятельности детей. Обладает всеми характеристиками коллектива, однако условиях лагеря отличается следующими особенностями [2, 11]:

- относительно кратковременный период существования объединения, что значительно сокращает продолжительность этапов развития коллектива;

- тесное взаимодействие детей, что обуславливает высокую интенсивность их эмоциональных контактов;

- регламентирование режимными моментами, составляющими распорядок дня;

- высокий уровень самостоятельности, самоконтроля и ответственности детей;

- ориентация на отдых и удовлетворение тех интересов и потребностей, которые не могут быть удовлетворены в школе;

- гендерное, социальное, личностное разнообразие детей, имеющих разный опыт социального взаимодействия, различные условия воспитания и проживания;

- быстрая адаптация детей в новой социальной ситуации.

Для успешного формирования и развития системы детского оздоровительного отдыха необходима дальнейшая работа по взаимодействию отдельных элементов и подсистем, обеспечению координации их деятельности, объединение интересов всех заинтересованных участников, целенаправленное управление. Поскольку субъектом детского отдыха и оздоровления является социально-значимая фигура – ребенок, необходимо обязательное участие государства в управлении данной системой. Вместе с тем недостаточно развитая инфраструктура, слабая материальная база объектов детского оздоровительного отдыха в нашей стране позволяют говорить о необходимости привлечения коммерческих ресурсов в данную сферу.

Исходя из этого, управление системой детского оздоровительного отдыха должно осуществляться на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).

Общие положения, принципы, формы, сущность, правовое регулирование ГЧП рассматриваются в Методических рекомендациях по реализации проектов создания и реконструкции детских оздоровительных лагерей в рамках механизма государственно-частного партнерств, опубликованы 21.01.2021 г., разработанных Министерством просвещения Российской Федерации [15].

Под государственно-частным партнерством в сфере детского отдыха и оздоровления следует понимать организационно-правовой механизм согласования интересов и обеспечения взаимодействия государства и бизнеса в рамках реализации общественно значимых экономических и социальных проектов в сфере организации детского оздоровительного отдыха, направленных на достижение целей государственного управления.

Актуальность реализации и ГЧП с одной стороны определяется частной собственностью и инвестициями на основе предпринимательской деятельности, а с другой стоны - государственной собственностью на объекты инфраструктуры, рекреационные объекты, объекты исторического и культурного наследия, определяющие привлекательность сферы детского отдыха и оздоровления.

Таким образом, реализация ГЧП в сфере организации детского отдыха и оздоровления, позволит эффективно осуществлять управление, контроль, координацию и учет в данной сфере, развивать, обновлять и укреплять материальную базу детского отдыха, обеспечивать качество и безопасность детского отдыха на высоком уровне, осуществлять подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, развивать поддержку на всех уровнях организации детского отдыха и оздоровления.

Заключение

Проведенное исследование современного состояния детского оздоровительного отдыха позволило авторам сделать следующие основные выводы:

1. Изучение основных публикаций по тематике исследования позволяет говорить о проблемах, противоречиях, потребностях и необходимости дальнейшего развитии сферы детского отдыха и оздоровления в Российской Федерации.

2. Детский отдых и оздоровление как особая сфера выполняет ряд социально-экономических функций, основными являются: оздоровительная, образовательная, воспитательная функции.

3. Определены основные характеристики структуры детского отдыха и оздоровления. Представлена организационно-функциональная классификация объектов детского отдыха и оздоровления с подробным описанием каждой классификационной группы.

4. Определено понятие системы детского оздоровительного отдыха, включающей множество различных аспектов. Представлена модель указанной системы.

5. Проведен анализ сферы детского отдыха и оздоровления, который показал, что основными тенденциями последних лет являлись общее снижение числа оздоровительных лагерей, количества ежегодно оздоравливаемых детей, и структурных изменений в составе лагерей.

6. Выяснено, что управление системой детского оздоровительного отдыха должно осуществляться преимущественно на основе государственно-частного партнерства.

В заключении необходимо отметить, что формирование системы детского отдыха и оздоровления представляется важной и сложной задачей, включающей разные аспекты детского развития, трудовой деятельности различных работников, системы управления разных уровней.


Источники:

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «О гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 11 июня 2021 года). Официальный портал Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901713538 (дата обращения: 25.03.2022).
2. Байбородова Л.В., Симонова Г.И., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2(107). – c. 8-16. – doi: 10.24411/1813-145X-2019-10345.
3. Голикова О.М. Проблемы современного состояния развития детского отдыха в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 2(19). – c. 66-69.
4. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Сфера детского отдыха: Состояние, перспективы развития, тренды // Народное образование. – 2016. – № 2-3(1455). – c. 34-44.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Официальный портал Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 25.03.2022).
6. ГОСТ Р 52887-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления. Официальный портал Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200160048 (дата обращения: 01.04.2022).
7. Сборник «Россия в цифрах». Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12993 (дата обращения: 01.04.2022).
8. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 01.03.2022).
9. Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Царькова К.М. Воспитательная деятельность педагога в детском оздоровительном лагере. / Учебно-методическое пособие – 2-е стереотип. изд. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 111 c.
10. Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании. / Учебное пособие. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – 342 c.
11. Папуша Е.Н. Особенности формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 6(131). – c. 165-168.
12. Фришман И.И. Идеи современных российских концепций организации летнего отдыха детей и подростков // Внешкольник. – 2013. – № 1(151). – c. 41-47.
13. Фришман И.И. Нормативно-правовой статус сферы детского отдыха и оздоровления в Российской Федерации // Народное образование. – 2019. – № 2(1473). – c. 15-20.
14. Вифлеемский А., Криворотова Т. Стратегия развития летнего отдыха // Народное образование. – 2008. – № 3(1376). – c. 18-24.
15. Методические рекомендации по реализации проектов создания и реконструкции детских оздоровительных лагерей в рамках механизма государственно-частного партнерств. Министерство просвещения. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru (дата обращения: 01.04.2022).

Страница обновлена: 27.09.2022 в 11:54:29