Результативность реализации государственных программ в области спорта

Полякова Е.Ю.1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Полякова Е.Ю. Результативность реализации государственных программ в области спорта // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – С. 2009-2024. – doi: 10.18334/epp.14.5.120900.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918258

Аннотация:
Эффективность осуществления бюджетных расходов входит в зону интересов всего общества, ожидающего от государственных органов власти решения важных проблем и задач социально-экономического развития. Развитие спорта является одним из национальных приоритетов, а стратегические задачи по оздоровлению нации заявляются Президентом и реализуются в национальных проектах и государственных программах в течение длительного периода времени. Автор провел исследование для оценки реализуемого в Свердловской области крупнейшего международного спортивного мероприятия - Международного фестиваля университетского спорта. Акцент в статье сделан на динамику и структуру финансирования расходов на подготовку к указанным мероприятиям, сформулированы выводы об объемах бюджетных расходов и дана оценка комплексных достижений. Результаты, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы в деятельности федеральных и региональных органов власти при составлении и реализации проектов и бюджетов субъектов Российской Федерации, представителям бизнеса и населению в целом.

Ключевые слова: государственная программа, развитие молодежного спорта, Международный фестиваль университетского спорта, финансирование спорта

JEL-классификация: L80, L83, Z20



Введение

Стратегические задачи по оздоровлению нации, обозначенные Президентом, обусловливают актуальность исследования. Анонсированные Президентом в послании Федеральному собранию 29.02.2024 г. новые национальные проекты «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь» являются предпосылками к развитию молодежного спорта в ближайшие годы.

Свердловская область начала готовиться к Международному фестивалю молодежного спорта с 2019 г., подав заявку на участие и запланировав субсидирование организаций в рамках Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области».

Государственные программы ориентированы на достижение стратегических целей и задач и призваны обеспечивать рост качества жизни населения в различных сферах. Они разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [1]. Финансирование государственной программы – это совокупность взаимосвязанных элементов «цель» – «ресурсы» – «результаты» [2, с. 26].

Финансированию государственных программ в России посвящены труды многих авторов, ключевыми являются работы А. Л. Кудрина [3], А. Г. Силуанова [4], Е. Г. Князевой, К. Н. Самкова [5], Л. И. Юзвович и М. И. Львовой [6]. Вместе с тем теоретико-методологические подходы не акцентируют внимание на повышении результативности бюджетных расходов на федеральном и региональном уровнях. Поэтому целью указанного исследования является развитие концептуальных подходов к эффективности финансирования и результативности реализации государственных программ в области спорта на региональном уровне.

Авторская гипотеза заключается в анализе успешного опыта проведения мероприятий, способствующих развитию молодежного международного и национального спорта на территории России.

Методологическую основу исследования составлял функциональный научных подход, общие и специальные методы научного познания и методы экономического анализа.

В 2019 г. после решения Международной федерации университетского спорта (далее – ФИСУ) организовать XXXII Всемирную летнюю Универсиаду (далее – Универсиада) 2023 года в Екатеринбурге город сразу начал готовиться к этому мероприятию: в отчетах о реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» за 2019 г. указаны мероприятия по обеспечению участия Екатеринбурга в Универсиаде, выделение субсидий организациям и реконструкция инфраструктуры. К сожалению, через три года подготовки к соревнованиям ФИСУ передала право провести Универсиаду городу Чэнду, Китай. Универсиада должна была пройти с 7 по 19 августа 2023 года [7-8].

Согласно календарю на официальном сайте ФИСУ мероприятий в России на ближайшее время не запланировано. Следующие международные университетские игры состоятся 13.01.2025 В Турине, Италия, летние игры – 16.07.2025 в Регионе Рейн-Рур, Германия [9].

Во время Петербургского международного экономического форума в 2022 г. губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил, что вместо Всемирных студенческих игр в августе 2023 года в Екатеринбурге пройдет Международный фестиваль университетского спорта (далее – Фестиваль) [1], в котором примут участие студенты из государств-участников БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и Содружества Независимых Государств, итого около 3400 человек из 281 университетов из 36 стран, при этом из России 135 университетов [10-11].

Фестиваль стал крупным международным спортивным событием в 2023 г. и прошел в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.10.2022 №345-рп «О проведении Годов российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта». Соревнования велись по 14 видам спорта на 6 объектах, 4 из которых построены к Фестивалю: Дворец игровых видов спорта (2003), Дворец водных видов спорта (2023), Дворец дзюдо (2023), Детская Академия тенниса «Гринвич» (2020), Международный выставочный центр «Екатеринбург-Экспо» (2011), Центр художественной гимнастики (2023) [7]. Источником финансирования объектов, возведенных в 2023 гг., стал федеральный бюджет, а капитальный ремонт был проведен за счет областного и местного бюджетов.

Далее представлены основные объекты финансирования расходов на создание инфраструктуры, возведение объектов капиталовложений Фестиваля:

- во Дворце игровых видов спорта, построенном в 2003, провели реконструкцию, помимо изменений фойе, фасадов, гардероба, была улучшена инфраструктура для лиц с ОВЗ;

- Центр художественной и эстетической гимнастики, открытый в 2023 году, является третьим по величине и оснащенности центром гимнастки в России и построен по высочайшим международным стандартам. В Центре размещаются 9 тренировочных ковров, 2 хореографических зала, тренажерный зал, зона для СМИ и организации трансляций;

- Дворец дзюдо открылся в 2023 г., в нем расположены 4 татами, трибуны на 1660 мест, тренировочный зал, много сопутствующих помещений, открытые спортивные площадки.

- Академия тенниса «Гринвич», открывшаяся в 2020 году, является одним из крупнейших теннисных центров на Среднем Урале. Спортсменам, как взрослым, так и детям, доступны 6 крытых и 6 открытых кортов;

- Дворец водных видов спорта, открывший свои двери в 2023 года, построен рядом с МВЦ «Екатеринбург-Экспо» и строящимся кампусом УрФУ и рассчитан на 5200 зрителей. В нем функционируют 4 автономных бассейна с многоступенчатой системой очистки и смягчения воды;

- Международный выставочный центр «Екатеринбург-Экспо» был построен в 2011 г. для проведения промышленной выставки «ИННОПРОМ». В нем прошли церемонии открытия и закрытия Фестиваля, а также соревнования по настольному теннису, бадминтону, боксу, тхэквондо, спортивной борьбе и баскетболу;

- недалеко от аэропорта и рядом с двумя объектами соревнований: МВЦ «Екатеринбург-Экспо» и Дворцом водных видов спорта была возведена деревня Фестиваля для проживания спортсменов, представителей команд и судей площадью 209 тысяч квадратных метров на 836 жилых комнат. Проект реализован «Синара-Девелопмент», дивизиональным холдингом Группы Синара [11].

Основная часть

Мероприятия по подготовке к Фестивалю были профинансированы в рамках Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года» [12]. Рассмотрим данную Государственную программу в целом, выявим динамику и структуру финансирования, основные закономерности.

Финансирование физической культуры и спорта в Свердловской области обеспечивается в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года», далее программа была продлена до 2027 года с сохранением целей, задач и подпрограмм.

Согласно паспорту Государственной программы [12] в последней редакции на период 2019-2027 гг. объемы финансирования на реализацию составляют 52,54 млрд рублей, в том числе федеральный бюджет – 2,05 млрд рублей, областной бюджет – 42,71 млрд рублей, местный бюджет – 0,46 млрд рублей, внебюджетные источники – 7,32 млрд рублей. Данные обобщены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Источники финансирования государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» за 2019-2027 гг., млрд руб., % [1]

Согласно данным на рисунке, именно областной бюджет на протяжении 2019-2027 гг. является основным источником поддержки развития физической культуры и спорта в Свердловской области, составляя 81 % от общего финансирования, внебюджетные источники составляют всего 14 %, федеральный бюджет – 4 %, и местный бюджет – 1 % от выделяемого финансирования.

Рассматривая финансирование государственной программы по годам с 2019 по 2027 гг., мы видим рост запланированных расходов на реализацию этой программы с 2019 по 2021 г., с 4933,78 млн руб. до 6130,26 млн руб., на 24,25 % , резкий рост в 2022 году до 8481,17 млн руб., на 38,35 %, а затем снижение расходов в 2023 г. до 8235,09 млн руб. на 2,90 % с резким падением в 2024 г. до 4730,48 млн руб. на 42,56 %. В период 2025-2027 запланировано выделить на развитие физической культуры и спорта 4 854,90 млн руб. ежегодно.

Рисунок 2 – Источники и объемы финансирования государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» за 2019-2027 гг., млн руб. [2]

Как показано на рисунке 2, основным источником финансирования физической культуры и спорта стал областной бюджет, динамика расходов также соответствует изменению расходов областного бюджета на физическую культуру. Причиной такой динамики расходов является подготовка к Фестивалю с 2019 по 2022 г., ее проведение в 2023 г., в дальнейшем крупных спортивных событий не запланировано, поэтому и динамика расходов линейна.

Рассмотрим структуру расходов на физическую культуру и спорт в Свердловской области в рамках реализации Государственной программы. В областном бюджете запланированы расходы в диапазоне от 3811,50 млн руб. в 2019 г. до 7023,26 млн руб. в 2022 г., при этом наибольшая доля расходов на областной бюджет по сравнению с другими источниками приходится на 2023 г., 84,93 %, а наименьшая – на 2020 г., 76,55 %. Такие показатели обусловлены тем, что именно за счет областного бюджета проводилась подготовка к Фестивалю, что и послужило причиной роста расходов в 2022-2023 гг., а в 2024 г. эта статья расходов стала неактуальна. На протяжении изучаемого периода объем финансирования из внебюджетных источников запланирован в диапазоне от 812,29 млн руб. в 2022 г. до 813,25 млн руб. в 2023-2027 гг., в процентном соотношении доля внебюджетных источников колеблется от 9,58 % в 2022 г. До 17,19 % в 2024 г. Использование средств из федерального бюджета запланировано только на 2019-2023 гг., в объеме от 296,95 млн руб. в 2019 г. До 498,25 млн руб., с долей в структуре расходов от 0,61 % в 2025 г. До 8,13 % в 2021 г. Расходы местного бюджета составили от 11,24 млн руб. в 2025-2027 гг. до 265,81 млн руб. в 2022 г, а в сравнении с другими источниками доля составляет от 0,23 % в 2025-2027 гг. до 3,13 % в 2022 г., что также связано с выполнением плана Фестиваля.

Для эффективного освоения ресурсов федерального и регионального бюджетов Государственная программа состоит из детализированных подпрограмм. В таблице 1 представлены подпрограммы, установленные цели для их реализации и объём финансирования.

Таблица 1 – Подпрограммы государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» за 2019-2027 гг., их цели и объем финансирования, млн руб. [3]

Наименование подпрограммы
Цели подпрограммы
Объем финансирования на 2019-2027 гг., млн руб., доля от всех запланированных расходов, %
Подпрограмма 1 Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области
- создание условий для развития физической культуры и спорта в Свердловской области, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- создание условий для развития детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва сборных команд Свердловской области и Российской Федерации, совершенствование системы спорта высших достижений.
47732,20 или
90,86%
Подпрограмма 2 «Развитие образования в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области»
создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва
3331,31 или
6,34%
Подпрограмма 3 «Развитие инфраструктуры объектов спорта государственной собственности Свердловской области»
создание условий, обеспечивающих доступность к спортивной инфраструктуре Свердловской области
1187,60 или
2,26%
Подпрограмма 9 «Обеспечение реализации государственной программы Свердловской области
руководство и управление в сфере установленных функций отрасли физической культуры и спорта
283,93 или
0,54%

На основании данной таблицы в настоящий момент реализуются всего 4 подпрограммы: 1, 2, 3 и 9 подпрограммы. Подпрограмма 4 «Развитие потенциала молодежи в Свердловской области», подпрограмма 5 «Патриотическое воспитание молодых граждан в Свердловской области», подпрограмма 6 «Обеспечение жильем молодых семей», подпрограмма 7 «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)», подпрограмма 8 «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» утратили силу согласно постановлению Правительства Свердловской области от 07.03.2019 [13].

Согласно таблице 1 подпрограмма 1 получает наибольшее финансирование, что связано с тем, что именно в подпрограмме 1 поставлено больше целей и задач, в том числе связанных с организацией Фестивалем.

Рассмотрим источники финансирования Фестиваля с 2019 по 2023 гг. Мероприятия по подготовке, организации и проведению заявлены в отчетах о выполнении государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» [14-15]. Мероприятия и источники финансирования с 2019 по 2023 гг. отражены в таблице 2. Поскольку решение о проведении Фестиваля вместо Универсиады было принято только в 2022, в отчетах о реализации Государственной программы фигурирует Универсиада, поэтому в таблице 2 будем использовать именно слово «Универсиада» для обозначения мероприятия, как указано в отчетах.

Таблица 2 – Мероприятия по подготовке, организации и проведению Универсиады, тыс. руб. [4]


2019
2020
2021
2022

2023
Итого по мероприятию
ПОДПРОГРАММА 1. «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Обеспечение участия Свердловской области и города Екатеринбурга в организации и проведении Универсиады
10 743,40
областной бюджет
10 743,40





Субсидия АНО»Универсиада-2023» на обеспечение участия Свердловской области и города Екатеринбурга в организации и проведении Универсиады
44 779,50
областной бюджет
44 779,50





Субсидия АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией и проведением Универсиады
2 204 858,5
областной бюджет

158 642,9
367 966,50
122 734,10
1 555 515,00

Проведение капитального ремонта спортивных сооружений в рамках подготовки к проведению ХХХII Всемирной летней Универсиады 2023 года в городе Екатеринбурге
379 200,00
областной бюджет


379 200,00



Субсидия АНО «Екатеринбургский спортивный комплекс «Динамо» на проведение капитального ремонта легкоатлетического стадиона в рамках подготовки к проведению Универсиады
357 810,40
областной бюджет


25 000,00
311 000,00
21 810,40

Подготовка муниципальных спортивных объектов, связанных с организацией и проведением Универсиады
471 355,80
областной бюджет



217 835,20


местный бюджет



253 520,60


Подготовка государственных спортивных объектов к Универсиаде
1 014 878,30
областной бюджет



1 014 808,30
70

Субсидия АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на погашение обязательств по договору займа, заключенному в целях обеспечения оплаты за право проведения Универсиады
1 675 655,40
областной бюджет



600 000,00
1 075 655,40

Итого






областной бюджет
55 522,90
158642,9
772 166,5
2 266 377,60
2 653 050,80
5 905 760,70
местный бюджет



253 520,60

253 520,60
итого по п/п 1
55 522,90
158642,9
772 166,5
2 519 898,20
2 653 050,80
6 159 281,30
Подпрограмма 3. «Развитие инфраструктуры объектов спорта государственной собственности Свердловской области»

Реконструкция здания Дворца игровых видов спорта


областной бюджет


3 200,00


3200
итого по п/п 3


3 200,00


3200
областной бюджет


3200


3200
Итого по п/п 1 и п/п 3






областной бюджет
55 522,90
158642,9
775 366,50
2 266 377,60
2 653 050,80
5 908 960,70
местный бюджет



253 520,60

253 520,60
итого по государственной программе
55 522,90
158642,9
775 366,50
2 519 898,20
2 653 050,80
6 162 481,30

В 2019 г. в отчетах о выполнении государственной программы рамках подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» указано, что все заявленные мероприятия реализованы в полном объеме. Источником финансирования указан областной бюджет в объеме 55 522,90 тыс. руб., что составляет 1,46 % от расходов областного бюджета по государственной программе в 2019 г. и 1,66 % расходов областного бюджета по подпрограмме 1. За счет этих средств была проведена заявочная кампания с определением Екатеринбурга местом проведения Универсиады, а также реализованы мероприятия по ее организации и проведению, предоставлена субсидия АНО «Универсиада-2023».

В 2020 г. объем финансирования увеличивается: запланировано и реализовано 1 мероприятие за счет областного бюджета в объеме 158642,9 тыс. руб.: предоставлена субсидия АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на организацию и проведение Универсиады.

Темп роста расходов составил 103 120,00 тыс. руб., или 185,72 %, и расходы составили 3,84 % от расходов областного бюджета по государственной программе за 2020 г. и 4,57 % от расходов из областного бюджета по подпрограмме 1.

В 2021 г. финансирование Универсиады продолжается за счет областного бюджета в рамках 1 и 3 подпрограмм в общем объеме 775 366,50 тыс. руб., темп роста расходов составил 616 723,60 тыс. руб., или 388,75 %, средства выделены на указанные в таблице 2 мероприятия, причем первые два мероприятия: субсидия АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» и проведение капитального ремонта - потребовали наибольших затрат в 367 966,50 тыс. руб., или 47,46 % от расходов областного бюджета на реализацию подготовки в Универсиаде на 2021 г. и 379 200,00 или 48,9 %. Согласно отчетам о реализации Государственной программы за 2021 г. Все указанные мероприятия выполнены: предоставлены субсидии АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на организацию и проведение Универсиады и АНО «Екатеринбургский спортивный комплекс «Динамо» на проведение капитального ремонта, в Дворце игровых видов спорта выполнена реконструкция для создания комфортных условий для маломобильных групп, в спортивных сооружениях проведен ремонт.

Стоит отметить, что в рамках государственной программы расходы областного бюджета на Универсиаду в 2021 г. составили 775 366,50 тыс. руб., или 16,22 %, по подпрограмме 1 расходы составили 772 166,5 тыс. руб., или 18,77 % от областного финансирования подпрограммы 1, по подпрограмме 3 – 3200 тыс. руб., или 1,17 % от расходов из областного бюджета по подпрограмме 3.

В 2022 и 2023 гг. выделен наибольший объем финансирования на реализацию подготовки к Универсиаде в рамках подпрограммы 1 за счет средств областного и местного бюджетов. В 2022 г. темп роста расходов составил 1 744 531,70 тыс. руб., или 224,99 %. Стоит отметить, что в 2022 г. запланировано и реализовано наибольшее количество мероприятий, что отражено в таблице 2.

В 2023 г. подготовка к Универсиаде достигла максимального значения в 2 653 050,80 тыс. руб., или 35,22 % от всех расходов областного бюджета на реализацию Государственной программы за 2023 г. или 37,51 % от расходов областного бюджета по подпрограмме 1. Темп роста в 2022-2023 гг. составил 133 152,60 тыс. руб. или 1,05 %.

Что касается расходов местного бюджета на подготовку к Универсиаде, их объем составил 253 520,60 тыс. руб., или 84,19 % от расходов местного бюджета на реализацию государственной программы и подпрограммы 1, где и были запланированы все расходы из местного бюджета.

Мероприятия по предоставлению субсидий АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на организацию и проведение Универсиады реализуются с 2020 и 2023 г., АНО «Екатеринбургский спортивный комплекс «Динамо» на капитальный ремонт 2021-2023, мероприятия по подготовке государственных спортивных объектов, а также выделение субсидии АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на погашение обязательств займа обозначены на 2022-2023 гг. Остальные мероприятия запланированы только на 1 год. Мероприятие по подготовке муниципальных объектов реализуется за счет средств областного и местного бюджетов. Можно сделать вывод о том, что мероприятия по предоставлению субсидий АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» и АНО «Екатеринбургский спортивный комплекс «Динамо» стали самыми продолжительными, при этом именно на первое мероприятие был выделен максимальный объем средств - 2 204 858,5 тыс. руб. из областного бюджета или 35,78 % от всех средств, выделенных на реализацию Государственной программы в 2019-2023 гг. на подготовку к Универсиаде. Следующим по объему расходов стало мероприятие по выделению субсидии АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на погашение обязательств по займу в объеме 1 675 655,40 тыс. руб. из областного бюджета, или 16,47 % от всех средств на подготовку, мероприятие по Подготовке государственных спортивных объектов в объеме 1 014 878,30 тыс. руб., или 16,47 %.

По всем мероприятиям предоставлены отчеты о реализации: субсидии выделены, в спортивном комплексе «Динамо» проведен капитальный ремонт легкоатлетического стадиона, в рамках подготовки муниципальных спортивных объектов проведен капитальный ремонт бассейна МБУ спортивной школы «Юность», плавательного бассейна МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Калининец», спортивного павильона МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Калининец», стадиона МАУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Чкаловский», выделены субсидии ГАУ СО «Дворец игровых видов спорта», ГАУ СО «Уральская футбольная академия», ГАУ со «Академия им. Н.В. Карполя», в которых также проведен капитальный ремонт, обязательства по договору займа погашены своевременно.

На рисунке 3 представлен график финансирования подготовки к Универсиаде в рамках государственной программы из областных и местных источников за 2019-2023 гг.

Рисунок 3 – Динамика и структура финансирования подготовки к Универсиаде в 2019-2023 гг., тыс. руб. [5]

Ну рисунке 3 представлена динамика и структура финансирования подготовки к Универсиаде, при этом, как было указано ранее, виден рост расходов с 2019 г. с достижением максимального значения в 2022 г., основным источником расходов стал областной бюджет.

По итогам проведения Фестиваля были разыграны 195 комплектов наград в 14 видах спорта. Спортсмены российских вузов завоевали на Играх 481 медаль (69,5% от общего количества): 144 золотые (73,8%), 138 серебряных (71,1%) и 199 бронзовых (65,7%) – таким образом, в медальном зачете россияне оказались лидерами Фестиваля, опередив Китай и Бразилию [16].

Призерами Фестиваля университетского спорта стали представители 22 стран мира, спортсмены из 15 стран завоевали в Екатеринбурге минимум одну золотую медаль. В топ-20 самых успешных российских вузов на Фестивале в Екатеринбурге только три завоевали все свои медали в одном виде спорта. Среди них Чеченский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова и Шадринский государственный педагогический университет [17].

В копилке Свердловской области 55 медалей: 20 золотых, 23 серебряных и 12 бронзовых наград. Самым успешным зарубежным университетом стал Университет физической культуры и спортивных наук, Куба, а самым успешным университетом по Уральскому федеральному округу стал Уральский государственный горный университет [18].

Студенты московских вузов получили 16 медалей Фестиваля, также награды получили спортсмены из 8 вузов Екатеринбурга и 5 вузов Санкт-Петербурга. Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» стал самым универсальным российским вузом на Фестивале в Екатеринбурге. Студенты этого вуза получили награды в 11 видах спорта. Медали в 9 видах спорта завоевывали студенты Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафтаи Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма [16].

Проведя параллель успешным достижениям спортсменов в межрегиональном рейтинге, можно сделать вывод, что успехи пропорциональны объемам бюджетного финансирования физической культуры и спорта.

Результаты

Несмотря на то, что Международный фестиваль университетского спорта, проведенный в Екатеринбурге с 19 по 23 августа 2023 года, изначально заявленный как XXXII Всемирная летняя Универсиада, вследствие политических событий изменил охват участников, он стал средоточием университетского спорта среди студентов из стран БРИКС, ШОС и СНГ и ключевым событием молодежного спорта в России в 2023 г. Свердловская область готовилась к этому событию основательно, начиная с 2019 г., что прослеживается в отчетах о реализации мероприятий Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области». Исследование позволило выявить ключевую проблему, в соответствии с которой основным источником расходов на подготовку к Фестивалю, ремонт объектов, стал областной бюджет, а основные результаты и заслуги по проведенному фестивалю был направлены в адрес федеральных органов исполнительной власти. За счет федерального бюджета была проведена реконструкция отдельных спортивных объектов Фестиваля, в основном для организации спортивных мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на это, все возведенные объекты будут активно использоваться областью, а Деревня Фестиваля уже стала частью микрорайона, кампусом и площадкой Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Фестиваль продвинул Свердловскую область и Россию в целом на международной спортивной арене, поспособствовал развитию спортивной и жилой инфраструктуры, популяризации молодежного спорта, поэтому такие мероприятия необходимо проводить регулярно во всех субъектах Российской Федерации.

Главам регионов стоит оценить весь процесс проведения Фестиваля: подачу заявки, участие в конкурсных процедурах, получение грантов и субсидий, – перенять опыт Свердловской области, что поспособствует развитию международного и национального спорта в Российской Федерации

[1] Составлено автором по: [12]

[2] Составлено автором по: [12]

[3] Составлено автором по: [12]

[4] Составлено автором по: [14-15]

[5] Составлено автором по: [14-15]


Источники:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Ст. 28 Государственные программы Российской Федерации. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/27c8434dc2f8aac1b5c545fc533aa52d20b221ee/ (дата обращения: 03.04.2024).
2. Самков К.Н. Финансирование реализации национальных и региональных проектов: проблемы и направления устойчивого развития // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 4. – c. 24-36. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-24-36.
3. Кудрин А.Л., Кнобель А.Ю. Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики. – 2017. – № 10. – c. 5-26. – doi: 10.32609/0042-8736-2017-10-5-26.
4. Силуанов А.Г. Пути совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2012. – № 2(100). – c. 43-50.
5. Князева Е.Г., Самков К.Н. Проблемы финансирования государственных программ // Финансы. – 2021. – № 5. – c. 10-18.
6. Юзвович Л.И., Львова М.И. Финансовое обеспечение государственных программ: федеральный и региональный аспекты. / Монография. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2022. – 208 c.
7. Рапопорт Л.А., Каща А.А., Биктуганова М.Ю. Физическая культура и спорт Свердловской области — 2022. Minsport.midural.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.midural.ru/uploads/2023/04/sport-SV_2022_web.pdf (дата обращения: 03.04.2024).
8. Красильников С. Универсиаду 2023 года перенесли из Екатеринбурга. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/sport/14513597 (дата обращения: 03.04.2024).
9. Fisu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fisu.net/calendar/?pa=2 (дата обращения: 03.04.2024).
10. Дмитриева В. Главное спортивное событие России в 2023 году. Sport24.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sport24.ru/other/article-2023-06-22-mezhdunarodnyy-festival-universitetskogo-sporta-v-yekaterinburge-kogda-sostoitsya-uchastniki-vidy-sporta-obyekty-anons (дата обращения: 03.04.2024).
11. University International Sports Festival. Ekat 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ekat2023.com/ru/about_festival (дата обращения: 03.04.2024).
12. Государственная программа Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2027 года». Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/453135166 (дата обращения: 03.04.2024).
13. Постановление Правительства Свердловской области от 07.03.2019 N 156-ПП «О внесении изменений в государственную программу Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года», утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП». Банк данных. [Электронный ресурс]. URL: http://82.151.200.149/documents/221951?items=100 (дата обращения: 03.04.2024).
14. Выполнение мероприятий государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года» за 4 квартал 2019 г. Minsport.midural.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.midural.ru/article/show/id/1004 (дата обращения: 03.04.2024).
15. Выполнение мероприятий государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2027 года» за 4 квартал 2020-2023 гг. Minsport.midural.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.midural.ru/article/show/id/1004 (дата обращения: 03.04.2024).
16. Екат-2023: результаты Международного фестиваля университетского спорта в цифрах. Studentsport.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.studentsport.ru/materials/ekat-2023-rezultaty-mezhdunarodnogo-festivalya-uni-9470/ (дата обращения: 03.04.2024).
17. Министерство физической культуры и спорта Свердловской области. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.midural.ru/news/show/id/838/news_category/62 (дата обращения: 03.04.2024).
18. Международный фестиваль университетского спорта. Vk.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ekat2023?z=photo-158195271_457256087%2Fwall-193328606_2882 (дата обращения: 03.04.2024).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:03:12