Инновационные вопросы развития экономики
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (36), Декабрь 2009
Цитировать:
Колотилин А.А., Коротун О.Н. Инновационные вопросы развития экономики // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 12. – С. 22-27.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12990320
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос актуальности использования инновационных решений в экономическом прорыве производства конкурентоспособных товаров и услуг. Подчеркивается важность научно-промышленной и инновационной политики, направленной на финансовое оздоровление предприятий и создание благоприятного инвестиционного климата, прямого государственного финансирования важнейших фундаментальных и прикладных исследований и разработок, укрепления нормативно-правовой базы. Обозначается роль "всемирной паутины", которая оказывает все большее влияние на мировую экономику. Используя готовые разработки и изобретения в тех или иных областях народного хозяйства или науки, с помощью обмена научно-технической информацией, можно провести ускорение технического перевооружения экономики.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновации, интернет, обмен научно-технической информацией
Развитие экономки и современного общества неразрывно связано с потенциалом инновационного комплекса в системе национального хозяйства страны. В период глобальных и коренных преобразований экономики, когда нововведения становятся важнейшим элементом микро- и макроэкономических структур, использование научных методов инновационного менеджмента преобразуется в главный фактор экономического развития государства.
Будущее России видится в том, чтобы она закрепилась на мировом рынке не как поставщик сырья, а как производитель готовой продукции, выcококачеcтвенных, конкурентоспособных товаров. Именно для этих целей необходимо искать прорывные решения в технологии и управлении производством. Инновации – это прямой путь к повышению эффективности предприятия. А для роccийcких компаний, как производителей готовой продукции это еще и возможность «взять» барьер конкурентоcпоcобноcти, завоевать внешние рынки. Только по официальной статистике, «Роспатент» ежегодно регистрирует около 20 тыс. отечественных изобретений, но лишь малая часть из них приносит реальный экономический эффект [1].
Способность национальной экономики к инновационным переменам является основным условием для перехода к новой ступени конкуренции – стадии инноваций. Решающее значение в формировании устойчивого экономического развития обеспечивают передовая техника и технология, развитая научно-исследовательская база, расширение научно-технического сотрудничества стран. В этой связи остро возрастает роль интеллектуального потенциала страны.
Возникновение инновационного менеджмента связано с фазами деловой активности в сфере общественного производства. Развитие моделируется объективными естественнонаучными, социопсихологическими и социально-экономическими законами. Оно рассматривается как всеобщий принцип объяснения историй; природы общества и познания перспектив цивилизации и может носить характер нелинейных скачкообразных преобразований.
В современном обществе происходят фундаментальные сдвиги в системе науки и образования, в возможностях новой техники и технологии, в обеспечении безопасности и качества нововведений и их применения, потенциально способные создать материальные блага, а также духовное благополучие общества и обеспечивающие техническое, социальное, психологическое, экономическое развитие и массовые потребности. В современно практике управления существует две формы развития, которые тесно связаны между собой:
В мировом масштабе развитие человеческого общества подошло к отметке, когда непрерывность и гармоничность, а, соответственно, наука и образование становятся определяющими подсистемами жизнеобеспечения человечества. Управление инновационным развитием производства на фирмах - это сознательное регулирование процесса воспроизводства в целях общего повышения его эффективности, роста производительности труда, обеспечения перспективной прибыльности, улучшения качества и конкурентоспособности продукции.
Инновации можно измерить таким же способом, каким измеряют качество, с помощью ориентированных на процессы моделей и инструментов. Такие исследования можно обнаружить в Интернете. Остается открытым вопрос об объективности, точности и ценности полученных данных.
При появлении каждой предельной инновации в процесс улучшения вливается постоянно плодотворное зерно. Прогрессивные различные идеи включаются в текущую практику и процессы.
Если с сороковых-пятидесятых годов прошлого века проблема внутригосударственного и международного рынка лицензий, патентов, а также информация о наличии тех или изобретений не выходила за рамки дискуссий об их необходимости, то сейчас, в связи с появлением Интернета, вопрос стоит не о необходимости его появления, а о путях развития уже наработанных информационных методов.
Научно-техническая революция, мощные интеграционные процессы способствовали росту объёмов торговли научными идеями, знаниями, изобретениями. Россия также имеет в этой сфере серьезный потенциал: 12% ученых мира и накопленная интеллектуальная собственность [3].
Общественная задача же состоит в значительном увеличении этой доли за счет приоритетов научно-промышленной и инновационной политики, направленной на финансовое оздоровление предприятий и создание благоприятного инвестиционного климата, прямого государственного финансирования важнейших фундаментальных и прикладных исследований и разработок, укрепления нормативно-правовой базы, эффективного менеджмента в решении инновационных проблем.
Если за весь период расцвета научно-технической мысли от середины XIX до середины XX в. объем рынка достигал примерно 400 млн долларов в год, то уже к двухтысячному году он увеличился более, чем в восемьдесят раз и составил около 30 млрд в год [4].
Это говорит не только о количественном увеличении, но и о качественном изменении, и в этом огромная роль принадлежит «всемирной паутине», практически стершей государственные границы в информационном поле.
Благодаря Интернету, как способу получения быстрой информации, мы получили возможность делать количественные и качественные оценки состояния мирового рынка лицензий и патентов, принимать более грамотные решения.
Используя готовые разработки и изобретения в тех или иных областях народного хозяйства или науки, с помощью обмена научно-технической информацией, можно провести ускорение технического перевооружения экономики, используя то, что уже открыто.
Когда стремительным темпом идет развитие специализации и кооперации, глобализации экономики – от умело используемой информации зависит расширение возможностей экспорта и импорта, формирования экономических связей. Если выделить из торгово-экономических отношений нефть, уголь, различные руды, зависящие только от того, чем природа наделила ту или иную страну, то оставшаяся часть представляет собой результат внутригосударственного и международного труда, который основывается на основе достижений науки для различных стран на разном уровне, и соответственно разной конкурентоспособности.
Для решения задач продвижения инновационного процесса, прогнозирования катаклизм и методов их преодоления в обществе, необходимы инновационные менеджеры, специалисты занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений.
Инновационную деятельность необходимо представлять как процесс получения, обогащения и накопления научных знаний, приведения их в нужную форму, пригодную для практических использований в различных сферах. Причем инновационный процесс может идти в прямом и обратном направлении, с учетом обратной связи между отдельными стадиями производства и внешней средой. Поэтому следует различать инновации, возникающие по инициативе потребителей, которые составляют по оценкам специалистов до 70% общего их объема, и инновации, возникшие при выполнении НИОКР [1].
Отдельные элементы инновационного процесса представляют иногда определенные формы деятельности, направленные на создание, распространение и использование новых продуктов и технологий, удовлетворяющих общественные потребности. В случае необходимости периоду освоения производства может предшествовать стадия проектирования и строительства соответствующего объекта. По своей сути инновационный процесс нацелен на появление необходимых обществу продуктов, технологий и услуг.
Главными участниками инновационного рынка, участвующих в конкурентной среде – это организации – создатели и обладатели научно-технических достижений, «ноу-хау»; небольшие самостоятельные компании, которые .посредничают при распространении и внедрении нововведений до стадии производства; кредитно-финансовые (в том числе венчурные), патентно-лицензионные, рекламные, консалтинговые, учебно-методические, частные и прочие государственные структуры.
Главная, непосредственная задача инновационного процесса – это уменьшить стоимость, а значит, и цену продукции, услуги, сократить рабочее время, необходимого для их производства; максимально увеличить выпуск продукции за счет экономии совокупных затрат.
Конкуренция на рынке ускоряет процесс распространения инновации и стимулирует к поиску новых, более совершенных ее форм. Инновация ориентирована на рынок либо конкретные потребности, а инновационный процесс направлен на потребление продукта, полученного на основе современных знаний.
Источники:
2. Менеджмент качества из первых рук (Электронный ресурс). – Электрон. дан. – Режим доступа: http://quality.eup.ru.
3. Хрусталев Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – №1.
4. Исследования LETA IT-company за 2008 год. (Электронный ресурс). – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bit.prime-tass.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:47:03