Проблемы учета и контроля в сфере малого бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Для обеспечения реального динамизма развития малого предпринимательства необходим импульс, исходящий, прежде всего, со стороны государства, которое должно содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики.
Ключевые слова: малый бизнес, развитие предпринимательства, поддержка предпринимательства, малое предпринимательство
Для обеспечения реального динамизма развития малого предпринимательства необходим импульс, исходящий, прежде всего, со стороны государства, которое должно содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики.
С 1 января 2008 года действует новый Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон определяет виды и формы поддержки субъектов малого предпринимательства, критерии отнесения к малому бизнесу, вводит понятие микропредприятий. Закон также устанавливает, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры [1]:
− специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
− упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
− упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
− льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
− особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
− меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
− меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
− меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
− иные меры.
Таким образом, в правовое поле попадают формы, условия и порядок поддержки малого бизнеса, образующие инфраструктуру поддержки. Инфраструктура поддержки включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную, образовательную, инновационную поддержку субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, организация учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности остается актуальной темой для малого бизнеса.
Исследования в этой области показывают, что руководители и бухгалтеры составляют отчетность в первую очередь для контролирующих органов. Однако такое суждение является ошибочным и приводит к кризису, несостоятельности и банкротству. Пользователей бухгалтерской информации в малом бизнесе можно разделить на три группы: лица, управляющие предприятием; лица, находящиеся вне предприятия, но имеющие прямые финансовые интересы в нем; лица, группы или агентства, проявляющие непрямой финансовый интерес к предприятию.
Организуя учетный процесс в малом бизнесе необходимо понимать, что это не просто формальное применение инструкций и механическое отражение хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета. Нужно исходить из того, что учетный процесс представляет собой:
− суждение, основанное на профессиональном отношении к раскрытию информации в отчетности и ее влияния на систему управления, величину получаемых финансовых результатов и иных экономических выгод;
− уточнение принимаемых управленческих решений;
− анализ системы налогообложения;
− профессиональное умение анализировать и прогнозировать бизнес.
Малому бизнесу, в отличие от других коммерческих образований, предлагается выбор систем бухгалтерского учета. Авторы, исследующие тему организации учета в малом бизнесе, считают, что в определении выбора системы бухгалтерского учета взаимосвязь «налоговая система - порядок ведения учета - формы ведения учета - бухгалтерская отчетность - налоговая отчетность» является решающей [2]. Морозова Т.В. придерживается мнения, что субъекты малого предпринимательства должны, прежде всего, определиться с выбором системы налогообложения. Именно от этого зависит вариант системы бухгалтерского учета. Да и система отчетности, как правило, зависит не от выбранной системы бухгалтерского учета (учета доходов и расходов), а от системы налогообложения.
Однако при формировании информации в бухгалтерском учете интересы налоговой сферы рассматриваются не в качестве первоочередных, а лишь одних из многих. В отношении этих интересов задача бухгалтерского учета ограничивается подготовкой данных о деятельности малого бизнеса, на основе которых можно сформировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения.
По нашему мнению, выбор формы бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса определяется:
− финансовой возможностью;
− необходимостью формирования качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях;
− определением позиции малого бизнеса на рынке по отношению к конкурентам;
− определением потенциальных кредиторов.
На наш взгляд, организацию системы бухгалтерского учета малого бизнеса целесообразно проводить по этапам (таблица).
Этапы организации системы бухгалтерского учета в малом бизнесе
N
п/п |
Этапы разработки бухгалтерского учета
|
Допустимые варианты
| |
I
|
Организация службы бухгалтерского учета
|
1)Бухгалтерская служба как структурное подразделение
2)Введение в штат должности бухгалтера 3)Ведение бухгалтерского учета специализированной организацией (аутсорсинг) | |
II
|
Разработка и утверждение учетной политики
|
На основании ПБУ «Учетная политика организаций»
| |
1
|
Способы ведения бухгалтерского учета
|
Вариантность способов учета имущества и обязательств организации на основании ПБУ (положений по бухгалтерскому учету)
| |
2
|
Рабочий план счетов бухгалтерского учета
|
1) План счетов учета финансово-хозяйственной деятельности для предприятий
2) Упрощенный план счетов 3) Индивидуальный план счетов | |
III
|
Порядок проведения инвентаризации
|
Графики проведения инвентаризации
| |
IV
|
Правила документооборота и технология обработки учетной информации
|
1) Компьютерная обработка данных
2) Ручной метод обработки документов | |
V
|
Форма бухгалтерского учета
|
1) Традиционная форма бухгалтерского учета
2) Простая форма бухгалтерского учета 3) Форма бухгалтерского учета с использованием регистров | |
VI
|
Система внутреннего контроля над хозяйственными операциями
|
1) Вводится в штат ревизор или ревизионная группа
2) Вводится в штат внутренний аудитор или служба внутреннего аудита 3) Возлагается на бухгалтера или службу бухгалтерии |
Подводя итоги, необходимо отметить, что бухгалтерский учет на современном этапе является финансовым центром управленческой информационной системы, позволяющим как администрации, так и внешним пользователям иметь полную картину бизнес-процесса. Система бухгалтерского учета малого бизнеса должна формироваться по этапам и представлять упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации (в денежном выражении) об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех бизнес-процессов.
Источники:
2. Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность "Юстицинформ", 2004. - ИСС «Консультант +».
Страница обновлена: 22.09.2024 в 15:19:46