Внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи: социально-экономический аспект
Кузьмина М.А.1, Зуев А.В.2, Сертакова О.В.1
1 Министерство здравоохранения Московской области, Россия, Красногорск
2 ГБУ «Информационно-аналитический сервис ДЗМ», Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Цитировать:
Кузьмина М.А., Зуев А.В., Сертакова О.В. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи: социально-экономический аспект // Экономика и социум: современные модели развития. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 129-138. – doi: 10.18334/ecsoc.12.2.116257.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49715916
Аннотация:
В статье проведен обзорный статистический социально-экономический срез уровня качества, доступности, безопасности медицинской помощи населению Российской Федерации в сравнении с другими странами. Полученные данные свидетельствуют о том, что показатели качества и безопасности медицинской помощи в российском здравоохранении находятся на среднем уровне, а со стороны медицинских организаций и лечебно-профилактических учреждений не уделяется достаточно внимания организации внутреннего контроля. С учетом этого в статье представлены базовые рекомендации по совершенствованию организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Ключевые слова: здравоохранение, медицинская помощь, медицинская деятельность, качество, безопасность, внутренний контроль
JEL-классификация: I00, I10, I19, J28
Введение. Качество и безопасность медицинской помощи, предоставляемой лечебно-профилактическими учреждениями населению, – это не только предмет пристального внимания профильных министерств, ведомств, общественных организаций, это еще и нормативно-правовая категория, закрепленная в федеральном законе «Об основах здоровья граждан Российской Федерации» [1] и формализованная в приказе Минздрава России «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [2].
В указанном федеральном законе также дано определение понятию «качество медицинской помощи», в которое включены следующие характеристики:
1) своевременность оказания медицинской помощи гражданину;
2) правильность выбора методов, на которые будет опираться лечение (профилактика, реабилитация) гражданина;
3) степень достижения результата в лечении (профилактике, реабилитации) гражданина, обратившегося за медицинской помощью.
Исходя из законодательного определения понятия «качество медицинской помощи», можем сделать вывод о том, что синонимичным, но не тождественным этому понятию будет понятие «безопасность медицинской помощи». Иными словами, безопасность медицинской помощи будет определяться ее своевременностью, доступностью получения, правильностью сделанных назначений и выбранных методов лечения (профилактики, реабилитации), что должно приводить:
· во-первых, к получению целевого результата: предотвращение болезни (в случае профилактики), выздоровление после заболевания или переход болезни в стадию ремиссии (в случае лечения и профилактики) с минимумом побочных эффектов, определяемых через соотношение пользы и потенциального вреда;
· во-вторых, к достижению этого результата в оптимальные сроки в соответствии с действующими порядками организации медицинской деятельности и стандартами оказания медицинской помощи, которые в том числе закрепляются в «Положении о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности» лечебно-профилактического учреждения.
Вместе с тем общественное мнение таково, что качество и безопасность медицинской помощи, равно как и медицинской деятельности в России, соответствует невысокому уровню. В большей степени это принято относить к государственным и муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям, в меньшей степени – к частным медицинским организациям и клиникам [3, 4] (Gertsik, 2020; Gertsik, 2021). В рамках данной статьи будет исследован социально-экономический аспект качества и безопасности медицинской помощи населению России в контексте регламента и норм внутреннего контроля.
Результаты и обсуждение. Международная социально-экономическая статистика позволяет исследовать три ключевых аспекта медицинской помощи в стране:
1) уровень медицинского обслуживания с точки зрения: доступности (физической и экономической) медицинских услуг; технико-технологического оснащения частных и государственных медицинских организаций; развитости профессиональных компетенций у врачей, среднего и младшего медицинского персонала (Health Care Index for Country);
2) эффективность национальной системы здравоохранения с точки зрения: средней ожидаемой продолжительности жизни населения, уровня государственных расходов на организацию медицинской помощи населению; среднедушевой стоимости медицинских услуг (The Most Efficient Health Care);
3) безопасность здравоохранения с точки зрения: потенциала выявления и профилактики в первую очередь инфекционных заболеваний; технологичности и обеспеченности системы здравоохранения, в том числе способности системы здравоохранения адекватно, эффективно и безопасно действовать в чрезвычайных ситуациях; соответствия международным нормам в сфере организации и оказания медицинской помощи; систематической оценки рисков, которые могут увеличить национальное бремя болезней (Global Health Security Index).
Рассмотрим положение российской системы здравоохранения в трех указанных выше международных рейтингах. Итак, по уровню медицинского обслуживания населения Россия занимает 58-е место из 83 стран, включенных в рейтинг (рис. 1). И в среднем отклонение как от лидера рейтинга, так и от его аутсайдера примерно одинаковое и составляет 32,4% в первом случае, 36,9% – во втором случае.
Рисунок 1. Положение России и некоторых других стран в рейтинге Health Care Index for Country (2021 год) [10]
Таким образом, с точки зрения медицинского обслуживания российская система здравоохранения демонстрирует невысокий, но ближе к среднему уровень качества. Напротив, с точки зрения эффективности российское здравоохранение размещается на последних позициях в рейтинге (рис. 2).
Рисунок 2. Положение России и некоторых других стран в рейтинге The Most Efficient Health Care (2018 год) [11]
Здесь отклонение от лидера рейтинга составляет 64%, а отклонение от аутсайдера – всего 6,5%. Проблема здесь в том, что доля государственных расходов на здравоохранение в России относительно низкая – в 2018 году (последний актуальный рейтинг) они составляли не более 6–7%. Но если взять текущие данные, то эти расходы были несколько увеличены в 2020 и 2021 гг., но на 2022 год опять показали снижение. В России, кроме этого, низкая продолжительность жизни и весьма низкая среднедушевая стоимость медицинских услуг не для населения, но для самого государства. Итак, с точки зрения эффективности, российское здравоохранение демонстрирует весьма низкий уровень [5] (Davydovich, Shmeleva, Kresova, 2020).
Но с точки зрения безопасности здравоохранения, способности противостоять чрезвычайным ситуациям, контролировать и предупреждать эпидемии, обеспечивать приемлемое качество медицинских услуг и относительно широкий охват населения средне- и высокотехнологичной медицинской помощью, Россия занимает срединное положение (рис. 3).
Рисунок 3. Положение России и некоторых других стран в рейтинге Global Health Security Index (2019 год) [12]
Безусловно, российское здравоохранение с точки зрения безопасности существенно отстает от лидера рейтинга (на 46,9%), однако и многократно опережает при этом аутсайдера рейтинга (в 2,8 раза). Таким образом, суммируя данные всех трех рейтингов, мы можем говорить о том, что качество и безопасность медицинской помощи в Российской Федерации варьируют на среднем уровне, а собственно, сама проблема может быть решена за счет совершенствования внутреннего контроля качества и безопасности деятельности государственных, муниципальных лечебно-профилактических учреждений, а также частных медицинских организаций.
На данный момент приказ Минздрава России «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [2] включает несколько наименований мероприятий по внутреннему контролю (табл. 1).
Таблица 1
Описание мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
(по Приказу Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 785н)
|
Плановые и целевые
(внеплановые) проверки
|
Оценка качества и безопасности
медицинской деятельности в организации с учетом действующих норм,
стандартов и регламентов, а также с учетом локальных
нормативных актов в соответствии с планом проверок, а также
в случае возникновения ситуаций, поименованных в п. 11 Приказа
Минздрава (жалобы, летальные исходы, внутрибольничные инфицирования и т.п.)
|
Общий статистический учет
|
Сплошной сбор
статистической социальной и медицинской информации, которая в дальнейшем
может быть использована в качестве информационной базы для оценки качества
и безопасности медицинской деятельности в организации
|
Специальный
статистический учет
|
Сбор, учет и обобщение
всех случаев, которые можно признать нежелательными событиями при осуществлении
медицинской деятельности, включая побочные действия, нежелательные реакции
или иные факты и обстоятельства, которые возникают у пациентов
в рамках проведения лечебных, профилактических, реабилитационных
процедур, назначения лекарственных средств
|
Контроль
материально-технического и лекарственного обеспечения
|
Оценка наличия,
доступности, сохранности, пригодности лекарственных препаратов и медицинских
изделий, используемых для оказания медицинской помощи, в соответствии
с клиническими рекомендациями, стандартами и регламентами
|
Контроль профессиональной
компетентности медицинских работников
|
Оценка наличия и актуальности
у всех врачей и среднего медицинского персонала документов об образовании,
сертификатов специалистов, свидетельств аккредитации, иных разрешительных
на ведение медицинской деятельности документов
|
Описание мероприятий по организации и проведению внутреннего контроля в Приказе Минздрава № 785н дано слишком широко, не конкретизированы меры, инструменты и методики, которые могли бы быть использованы для количественной или рейтинговой оценки качества и безопасности медицинской деятельности в различных лечебно-профилактических учреждениях и медицинских организациях в Российской Федерации. Следовательно, необходимо:
1) разработать нормативный документ, в котором будет представлен перечень ключевых индикаторов, характеризующих отдельно качество и отдельно безопасность медицинской деятельности;
2) создать методику расчета каждого индикатора, а также методику расчета конечной оценочной величины качества и безопасности медицинской деятельности в различных лечебно-профилактических учреждениях и медицинских организациях;
3) разработать перечень рекомендаций по созданию единых подходов к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности вне зависимости от формы собственности, ведомственного подчинения и т.п. лечебно-профилактического учреждения или медицинской организации [6, 7] (Memetov, Kuznetsova, Shurgaya, Belichenko, 2015; Puzyrev, Glushchenko, 2016);
4) сократить уровень бюрократизации процесса внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем устранения избыточных контрольных мероприятий и путем создания специальных программных средств для расчета ключевых единичных индикаторов и итоговой величины качества и безопасности медицинской деятельности [8, 9] (Kharisov, Berseneva, Bereznikov, Efimov, Shkitin, 2020; Chubirko, Chubirko, Antonenkov, 2019).
Заключение. Развитие российской системы здравоохранения находится на уровне выше среднего, но вместе с тем качество и безопасность медицинской помощи населению нельзя оценить слишком высоко. Несмотря на то, что в Российской Федерации действуют специальные законодательные и нормативные акты по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи, многие лечебно-профилактические учреждения и медицинские организации не уделяют этому аспекту медицинской деятельности достаточного внимания.
Либо, напротив, лечебно-профилактические учреждения и медицинские организации чрезмерно сконцентрированы на контроле качества и безопасности медицинской помощи, что, с одной стороны, приводит к ее бюрократизации, а с другой стороны, отрицательно влияет на динамику лечебных, профилактических, реабилитационных процессов. Проблема состоит в том, что в российском здравоохранении дано рамочное описание принципов, процедур, методов и форм организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Необходима разработка нормативных документов, включая методическое, информационное и программное сопровождение процесса внутреннего контроля. Это позволит решить проблему невысокого качества и невысокой безопасности медицинской помощи населению Российской Федерации в современных условиях.
Источники:
2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"
3. Герцик Ю.Г. Перспективы развития интеграционных процессов стран ЕАЭС в области повышения эффективности и безопасности медицинских изделий // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 437-446. – doi: 10.18334/eo.10.2.110262.
4. Герцик Ю.Г. Перспективы развития интегрированных производственных структур медицинской и фармацевтической промышленности в рамках Евразийского экономического союза // Экономика Центральной Азии. – 2021. – Том 5. – № 2. – С. 135-152. – doi: 10.18334/asia.5.2.111939.
5. Давыдович А.Р., Шмелева Т.В., Кресова Н.С. Неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 10. – С. 2565-2578. – doi: 10.18334/epp.10.10.110972.
6. Меметов С. С., Кузнецова Е. А., Шургая М. А., Беличенко В. В. Аспекты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2015. Т. 18. № . 2. С. 44-47.
7. Пузырев В. Г., Глущенко В. А. Создание эффективной системы контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении // Медицина и организация здравоохранения. 2016. Т. 1. № . 1. С. 12-20.
8. Харисов А. М., Берсенева Е. А., Березников А. В., Ефимов М. Д., Шкитин С. О. К вопросу об организации внутреннего контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2020. № . 2. С. 4-15.
9. Чубирко М. И., Чубирко Ю. М., Антоненков Ю. Е. Внутренний контроль качества медицинской помощи в научных публикациях и нормативных правовых актах Российской Федерации (обзор) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2019. Т. 15. № . 4. С. 925-930.
10. Health Care Index for Country – 2021. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/health-care-index (свободный, дата обращения 17.08.2021)
11. The Most Efficient Health Care – 2018. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/health (свободный, дата обращения
12. Global Health Security Index – 2019. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/global-health-security-index (свободный, дата обращения 17.08.2021)
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:23:03