Инвестиционная привлекательность туристско-рекреационного комплекса Тверской области

Самуйлов С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Развитию туризма, гостиничного и санаторно-курортного хозяйства, как элементам сферы услуг, в современных условиях экономики придается большое значение наряду с реализуемыми национальными проектами в области образования, жилищного строительства, здравоохранения и сельского хозяйства.

Ключевые слова: туристический бизнес, инвестиции, туризм, гостиничный бизнес, инвестиционная привлекательность, туристско-рекреационный комплекс, Тверская область, санаторно-курортное хозяйство



Развитию туризма, гостиничного и санаторно-курортного хозяйства, как элементам сферы услуг, в современных условиях экономики придается большое значение наряду с реализуемыми национальными проектами в области образования, жилищного строительства, здравоохранения и сельского хозяйства.

Актуальность вопроса по формированию и развитию региональных туристско-рекреационных комплексов (ТРК) определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, превращением туризма в одну из ведущих отраслей мировой экономики, оборот средств в которой выше, чем в автомобилестроении, электронной промышленности или сельском хозяйстве [1, 6]. Во-вторых, результативность функционирования регионального хозяйства в целом и туриндустрии, в частности, в значительной степени зависит от того, насколько слаженно сработаны различные элементы потребительского комплекса, прямо или косвенно вовлеченного в процессы реализации туруслуг населению [1, 5]. В-третьих, рост благосостояния населения оказывает существенное влияние на стимулирование спроса [2, 3, 4].

Туристско-рекреационный комплекс региона – это совокупность экономических отношений между основными его участниками в целях формирования спроса и предложения туристских услуг. Это совокупность отраслей производства и сферы услуг для населения, где инвестиционные ресурсы направляются для извлечения экономической и социальной эффективности, выражаемой в удовлетворении потребностей в поддержании здоровья и работоспособности граждан.

Данное определение включает в себя основные выполняемые туризмом функции и, в то же время, раскрывает его характерные особенности, которые представляют его как:

‑ особый субъект мезоуровня;

‑ объект экономического управления со стороны государства в целях реализации социальной политики, обеспечивающей поддержание жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека;

‑ сферу, где инвестиционные средства выступают в качестве ресурсного обеспечения отраслей производства и сферы услуг, входящих в состав туристско-рекреационного комплекса;

‑ сферу размещения инвестиционных ресурсов для приращения их первоначальной величины (участие в реальном инвестировании);

‑ сферу возникновения фактора риска.

На рис.1. представлены базовые и второстепенные элементы ТРК [1, 4, 5].

Развитие туристско-рекреационного комплекса способно обеспечить:

‑ формирование условий для активизации инвестиционной деятельности в отраслях производства и сферы услуг рыночного пространства региона, входящих в состав ТРК и обеспечение экономического роста на основе инвестиционной составляющей;

‑ приток российских и иностранных инвестиций в регион;

‑ трансформацию сбережений населения в инвестиции;

‑ перераспределение временно свободных денежных средств потребительского, промышленно-финансового комплекса региона и средств, поступающих из других источников, в инвестиционные ресурсы, направляемые на сохранение и воссоздание историко-культурного наследия территории, формирования дополнительных объектов интересов туристов.

Рис. 1. Элементы туристско-рекреационного комплекса региона

При разработке программ развития туризма, хотя и принимаются во внимание региональные особенности, тем не менее, они ориентированы не столько на проблемы включения ТРК в процессы развития территории, сколько на направления его развития как отдельной обособленной сферы действия.

В современных условиях основной акцент делается не только на необходимость формирования и развития туристско-рекреационного комплекса с учетом потребностей населения, но и с учетом их возможностей. Учитывая это, изучение рыночных механизмов функционирования и развития ТРК и, в частности, учет его территориальной вовлеченности и ориентации должны поддерживать и обеспечивать возможности сочетания рыночных механизмов с государственной экономической политикой.

В свою очередь, туристско-рекреационный комплекс как сфера, позволяющая прирастить инвестируемый капитал, направляет его в реальный сектор экономики через строительство объектов размещения и других инфраструктурных элементов. То есть, с одной стороны, данный комплекс представляет интерес для субъектов экономики, реализующих свои экономические интересы в виде приращения величины размещенных инвестиционных средств, с другой стороны, он позволяет разрешить одну из главных социальных проблем населения.

Согласно рейтингу инвестиционного потенциала, определенному «РА Эксперт», Тверская область в 2006/2007 гг. занимала 42 место, опустившись на две позиции по сравнению с предыдущим периодом. Составляющие инвестиционного потенциала имели в 2006-2007 гг. следующие рейтинги: трудовой потенциал – 39 место, потребительский – 31, производственный – 43, финансовый – 42, природно-ресурсный – 56, туристический – 18.

По данным за 2007 г., поток туристов в Тверскую область составлял 2160,0 тысяч человеко-дней. Доходы от реализации туристских услуг имели объем в 2,5 млрд. рублей (расходы на проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.). Общее количество занятых в туристской индустрии региона, по предварительным данным, составило 9,0 тыс. человек. На рис. 2 представлено «проблемное поле» ТРК Тверской области.

Рис. 2. Проблемное поле туристско-рекреационного комплекса Тверской области.

Основой инфраструктуры туризма Тверской области все еще являются средства размещения туристов, построенные 15 лет назад и более, которые не отвечают современным быстро растущим требованиям и, как следствие, не могут удовлетворить спрос на отдых. В регионе возник дефицит средств размещения категории «три звезды» и выше, не представлены цепочки системных отелей, на туристских маршрутах мало ресторанов и кафе, не развита развлекательно-зрелищная сфера.

Тверскими организациями уделяется недостаточное внимание разработке новых туристских и экскурсионных маршрутов, внедрению новых турпродуктов. Имеющиеся услуги не обновляются и не трансформируются в более современные технологии обслуживания. Удовлетворение туристических потребностей обеспечивается по большей части за счет международного, а не внутреннего туризма турагентствами, деятельность которых сравнима с коммерческими посредниками, которые не производят, а реализуют уже сформированный продукт.

Недостаточная активность по позиционированию «бренда» Тверского региона на туристском рынке как территории, благоприятной для многих типов туризма, приводит к недозагрузке средств размещения туристов и обслуживающих производств и сфер экономики региона. Высокая сезонность является следствием того, что средства размещения туристов Тверской области заполнены, в основном, в летний период. Осенью и весной поток туристов составляет 15-25% от общего количества туристов, которых возможно принять.

Таким образом, несмотря на достаточно высокое место инвестиционного туристического потенциала Тверской области по сравнению с другими субъектами РФ, в ТРК региона имеется ряд нерешенных проблем. Недостаточная активность муниципальных образований, субъектов туристско-рекреационного комплекса, слабое вовлечение населения в туристскую деятельность, недостаточная ориентированность на зарубежные методики, являются индикатором несформированности туристско-рекреационных комплексов региона, где каждый из субъектов комплекса реализует свои экономические интересы.


Источники:

1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – ISBN 5-7695-1941-X.
2. Власова Т.И., Карташева Р.А. Актуальные проблемы развития активного туризма в регионах // Вестник Национальной академии туризма. – 2008. ‑ №5. – С. 58-60.
3. Воронин А.Н., Гельман В.Я. Современное состояние и перспективы развития конгрессного туризма в России // Вестник Национальной академии туризма. – 2008. ‑ №5. – С. 19-22.
4. Замедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли. Туризм : учебное пособие. – М. : Инфра-М., 2007. – 208 с. – ISBN 978-5-16-003114-9.
5. Квартальнов В.А. Туризм. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 336 с. – ISBN 978-5-279-03119-1.
6. Туризм и гостиничное хозяйство / под ред. Л.П. Шматько. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : ИКЦ «МарТ». – 352 с. – ISBN 5-241-00535-8.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:44:29