Региональные особенности образовательного уровня населения (на примере Тверской области)
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (43), Июль 2010
Цитировать:
Белоусов О.А. Региональные особенности образовательного уровня населения (на примере Тверской области) // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 7. – С. 76-81.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112935
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос приумножения человеческого капитала за счет получения образования. Показана разница в накоплении человеческого капитала в советский период и в настоящее время. Приводятся межобластные образовательные параметры, анализируется состояние государственного и коммерческого образовательных комплексов, а также затрагивается проблема трудоустройства специалистов (гендерный аспект).
Ключевые слова: трудовая деятельность, коммерческие образовательные услуги, человеческий капитал, образование, Тверская область, государственный образовательный комплекс, образовательные ценности, образовательный уровень населения
В современных условиях одновременно с увеличением общего потенциала знаний, растущей компьютеризацией и информатизацией в жизни общества все более возрастает роль знаний [1, с. 211]. Для граждан конкурентные преимущества напрямую связаны с инвестициями в собственно человеческий капитал, который создается путем внутреннего обогащения индивидов за счет получения образования, приобретения трудовых навыков, специальных и общих знаний, которые могут быть использованы во благо в дальнейшем.
Человеческий капитал представляет собой объем научных знаний и практического опыта, накопленный в процессе обучения и непосредственно производственной деятельности [2, с. 27]. Причем следует сделать оговорку, что накопление человеческого капитала может проходить по двум основным моделям.
Советская модель предполагала для большинства молодых людей последовательную смену учебной деятельности на трудовую. Современная российская модель сложилась за последние 15 лет в свете расширения возможностей получить как среднее, высшее профессиональное образование, так и пройти подготовку по дополнительным формам обучения.
Такое положение дел, с одной стороны, отодвигает на более старший возраст получение рабочего места с постоянной и полной занятостью, с другой стороны, все большее распространение получает феномен выхода на рынок труда и обретения первичного трудового опыта, нередко по профессии обучения, еще во время учебы, гораздо раньше по возрасту, чем это было прежде.
Таким образом, в российской модели этапы обучения и трудовой деятельности протекают параллельно и непрерывно, в ее рамках понятие «образование» несколько расширяется. Образование рассматривается не как потребительское, а как инвестиционное благо: индивид, включившись в образование, откладывает часть потребления на будущий период, поскольку полностью или частично тратит свою производительную способность на наращивание ее самой. Индивид в каждый момент времени выбирает, сколько ему учиться.
Учиться или зарабатывать?
Жертвуя сегодня потенциальным текущим заработком и отдавая предпочтение обучению, индивид планирует получать более высокие заработки в будущем [3, с. 120-121]. Указанное положение подтверждается и данными авторского экономико-социологического обследования молодых семей Тверского региона [4].
Так, в соответствии с обследованием, было установлено, что существует четкая зависимость между уровнем образования представителей молодежных семей и их заработками: с увеличением инвестиций в развитие человеческого капитала повышаются возможности получения более высокого дохода. Наиболее устойчивой и конкурентоспособной на рынке труда является группа семей, в которых супруги имеют высшее образование и прошли подготовку по программам дополнительного обучения. Следовательно, образование населения является важнейшей составляющей социального капитала, трудового потенциала региона и важнейшей составной частью совокупности качественных характеристик населения.
Данные Всероссийской переписи 2002 г. относят тверское население к жителям с невысокими образовательными параметрами. Так, на 1000 человек высшее профессиональное образование имеют только 130, наиболее высокие показатели в развитии среднего профессионального (на 1000 чел. – 296), начального профессионального и среднего общего образования (таблица 1).
Таблица 1
Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше, на 1000 чел.
Аналогичные тенденции прослеживаются и в настоящее время. Межобластное сравнение регионов Центральной России меньше численности только в Костромской и Калужской областях. Численность тверских студентов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений составляет 24,2 тыс. человек, значительнее количество только в Москве (102,8 тыс.), Московской (64,4 тыс.) и Воронежской (38,4 тыс.) областях [5, с. 227-230].
По количеству студентов вузов (253 человека на 10 тыс. населения) область находится в шестом десятке регионов России, а студентов средних профессиональных учебных заведений – в середине рейтинга. Такого рода невысокие образовательные параметры обусловлены, прежде всего, более старой возрастной структурой тверского населения по сравнению с другими субъектами ЦФО.
Развитие как государственного образовательного комплекса, включающего школьно-дошкольную систему общего образования и системы профессионального обучения рабочих, подготовки специалистов со средним и высшим образованием, так и расширение образовательных услуг на коммерческой основе протекает в Тверском регионе менее прогрессивно по сравнению с другими областями ЦФО.
Число государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования на начало 2008/2009 учебного года составляет 42, с численностью студентов в них 24,2, и выпуском специалистов (включая филиалы учебных заведений) 54 человека на 10 тыс. населения (2-й показатель в ЦФО). Число самостоятельных высших учебных заведений на территории региона составляет 8, из них 4 – негосударственные.
За последние годы в целом по России идет расширение образовательных услуг на коммерческой основе – увеличивается в Тверской области число негосударственных высших учебных заведений (с 3-х в 2004 г. до 4-х коммерческих вузов в 2009 г.), и уровень платного набора в вузах и техникумах (колледжах) (8%), он заметно ниже средней по стране (12%) [6, с. 97-98]. Анализ поступления в учебные заведения показывает, что в вузах Тверского региона за 2008/2009 учебный год сократилась доля абитуриентов, зафиксировано снижение приема студентов и в вузы (рис. 1).
Рис. 1. Динамика основных показателей деятельности учреждений высшего профессионального образования г. Твери, в % к 2004/2005 учебному году
Среди основных причин такого положения дел, является то, что школьники из малых городов и районов области в реальном поступлении ориентируются на ближайшие учебные заведения, в основном средние специальные, а в вузы областного центра такие абитуриенты поступают преимущественно на платной основе. Принимая во внимание докризисный невысокий уровень доходов населения малых городов и районов области, следует сказать, что текущая кризисная ситуация автоматически лишает возможности поступления в вузы указанный контингент абитуриентов, что в итоге ухудшает общую картину по региону.
Уровень образования в большинстве случаев определяется возрастом индивидуума. В нашей стране число лиц с высшим профессиональным образованием от возрастной группы 20–24 года – 118 на 1000 человек населения, возрастает до 214 человек для группы 25–29 лет и достигает максимума в 218 к 35–39 годам. Затем начинается в основном плавное снижение с 209 человек в 40–44 года до 164 в группе 60–64 лет и минимум в 85 достигается в 70 и более лет. Снижение уровня образования у старших возрастных групп следует объяснять трудностями получения образования и специфическими социальными условиями в определенные исторические периоды. В настоящее время в России график зависимости заработной платы работника от возраста – выпуклый, с максимальным значением в возрасте 40–50 лет, с последующим резким падением в предпенсионных возрастах. Причем снижение столь велико, что заработки пожилых становятся практически равными заработкам людей, только начинающих свою трудовую карьеру. Это характерно для мужчин и женщин при любом уровне их образования [2, с. 55].
Гендерные особенности
Касаясь вопроса полезности образования, стоит отметить, что для женщин более высокий уровень образования укрепляет их позиции на рынке труда. В то время как показывают исследования [7], для мужчин больший, чем для женщин, вклад в изменение уровня экономической активности вносят характеристики здоровья.
Динамика численности женщин, имеющих высшее профессиональное образование, имеет строго положительную тенденцию. Неуклонно сокращается численность женщин, имеющих неполное высшее профессиональное образование (менее 1%). На лицо рост квалификации женщин благодаря развитию системы образования.
Наибольший гендерный разрыв наблюдается в группах с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. В первой из этих двух групп у мужчин уровень участия с 2000-2008 г. увеличился с 13,5 до почти 31%, у женщин – с 6,5 до 16%. Во второй наблюдается падение: с 31 до 21% у мужчин и с 41 до 38% у женщин. Следовательно, приобретение женщинами высшего профессионального образования является мерой, необходимой для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.
Стереотип, что женщины традиционно воспринимаются как недостаточно стабильные работники вследствие их частых больничных и в среднем более высокой предрасположенности к смене места работы отступает. Теперь женщины уделяют работе больше времени по причине их стремления как к увеличению доходов семьи в целом, так и в связи с изменениями в репродуктивных стереотипах и установках.
Вывод
Индивиды, вкладывающие время и финансовые средства в образование и дополнительное обучение обладают большим человеческим капиталом, что в конечном счете влияет на их ценность в глазах работодателя. Данные последней переписи населения отнесли жителей Тверского региона к группе с невысокими образовательными параметрами, что обусловлено более старой возрастной структурой тверитян по сравнению с другими субъектами.
Развитие государственного и коммерческого образовательных комплексов протекает в Тверском крае менее прогрессивно по сравнению с другими областями. По численности студентов и числу высших учебных заведений Тверская область занимает последние места в ЦФО. Уровень образования женщин из года в год растет, поэтому усиливается их конкурентоспособность на рынке труда. Необходимо дальнейшее изучение особенностей регионального образовательного уровня граждан, которое, безусловно, будет продолжено посредством авторского социологического исследования.
Источники:
2. Белоусов О.А. Ресурсный потенциал современной молодой семьи: опыт комплексного подхода / О.А. Белоусов. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2009.
3. Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования, 2009. – № 7.
4. Белоусов О.А. Современные демографические и социально-экономические характеристики развития молодежи в Тверской области // Местное самоуправление в Российской Федерации. – 2009. – № 1–2.
5. Статистический ежегодник «Тверская область в цифрах в 2008 году». – Тверь, 2009.
6. Информационно-аналитический бюллетень «Образование Тверской области». – Тверь, 2009.
7. Рощин С.Ю. Равны ли женщины мужчинам? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2005/0219/tema01.php.ru/weekly/2005/0219/tema01.php.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:14:22