Анализ и критерии оценки трудовых ресурсов (на примере Тверской области)

Белоусов О.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (32), Август 2009

Цитировать:
Белоусов О.А. Анализ и критерии оценки трудовых ресурсов (на примере Тверской области) // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 35-42.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846941
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлен комплексный анализ ситуации на рынке труда Тверского региона под углом зрения социально-экономических и демографических показателей. Обозначены проблемы тверского рынка труда, среди которых наиболее существенными являются структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, ее низкая территориальная мобильность, застойная безработица в сельской местности. В статье приводятся приоритетные направления государственной политики занятости на региональном уровне и дается количественная оценка показателей занятости и рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, Тверская область, валовой региональный продукт, естественное движение населения, уровень безработицы, государственная служба занятости, реальная заработная плата, номинальная заработная плата



На сегодняшний день анализ рынка труда приобретает особую значимость. Под рынком труда обычно понимают систему социально-экономических отношений, связанных со спросом на рабочую силу и ее предложением. Рынок труда отхватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли иди группы профессий.

В основе комплексного анализа ситуации на рынке труда региона должны быть заложены различные социально-экономические и демографические показатели. В качестве основного критерия, характеризующего ситуацию на региональном рынке труда, целесообразно выделить уровень зарегистрированной безработицы, рассчитываемый в процентах к экономически активному населению. В Тверском регионе указанный показатель на конец 2008 г. составил 0,7% экономически активного населения. По информации департамента занятости населения, которому с 2007 г. были переданы полномочия в сфере государственной политики занятости Тверской области, численность трудовых ресурсов региона составляет 850,7 тыс. человек. В службу занятости населения в 2007 г. обратилось за предоставлением государственных услуг свыше 183,3 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы зарегистрировались 74,6 тыс. человек, что составляет 110,6% к уровню 2006 г. [1, с. 47].

Большое значение для оценки состояния трудовых ресурсов имеет показатель напряженности рынка труда. Данный коэффициент, определяемый как отношение численности безработных граждан к количеству заявленных свободных рабочих мест, в 2007 г. в Тверской области составлял 0,6. Еще один показатель, который следует назвать – удельный вес в составе безработных лиц, состоящих на учете более одного года. Данный показатель отражает степень застойности безработицы и потенциальную угрозу маргинализации части населения соответствующего региона. В Тверской области на конец 2007 г. продолжительность периода безработицы у 15% граждан, состоявших на учете службы занятости, составила меньше месяца, у 45% от 1 до 4 месяцев, 29% – от 4 до 8 месяцев, 6,6% – от 8 месяцев до года и только у 5,2% безработных временной интервал был более года [1, с. 50-51].

Экономические показатели используются для того, чтобы понять, насколько политика занятости в регионе соответствует реально складывающейся в нем экономической ситуации. Наиболее важными являются показатели динамики валового регионального продукта и удельного веса убыточных предприятий. Последний показатель влияет на прогноз возможных высвобождений работников и обозначает инвестиционную активность, что, в конечном счете, является решающим фактором создания и сохранения рабочих мест.

Данные управления регионального развития Тверской области за 2007 и первую половину 2008 гг. свидетельствуют, что ситуация на рынке труда складывалась под воздействием положительных тенденций в экономике региона. Валовой региональный продукт по итогам 2007 г. был оценен в сумме 14 8190,8 млн рублей при индексе физического объема к 2006 г. в 110,6%. Общие доходы областного бюджета за январь-ноябрь 2008 г. составили 116% к аналогичному периоду 2007 г. [1, с.117].

Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в экономике области ряд предприятий и организаций в 2007 г. проводили высвобождения работников. В большей степени данные процессы затронули предприятия, организации обрабатывающих производств (27,8%), аграрного сектора и лесоводства (16,8%), транспорта и связи (13,1%), а также органы управления (6,0%), образования (5,6%). На 36 предприятиях высвобождения были квалифицированы как массовые. Высвобождаемые работники, как правило, трудоустраивались на вновь создаваемые предприятия (организации). Объем инвестиций в основной капитал на начало 2008 г. – 5 619 млн рублей, что составляет 119,1% к уровню 2007 г. По данному показателю Тверской регион занимает 9 место в ЦФО. Однако в первом квартале 2008 г. удельный вес убыточности тверских предприятий составлял 39,5% к общему числу предприятий в регионе. Среди регионов ЦФО менее удачны только предприятия в Ивановской и Костромской областях [1, с. 312].

Социальные показатели находят свое применение при оценке возможной политики занятости в регионах, с позиции ее влияния на изменение положения в социальной сфере. Здесь следует применять показатели динамики реальных и номинальных денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения Тверского региона в первом полугодии 2008 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. на 8,1%, а денежные сбережения населения увеличились на 23,8%. По оценочным данным, за первое полугодие 2008 г. номинальные денежные доходы населения области составили сумму, равную 81 550 млн рублей, что выше на 24,9% по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. [1, с. 63]. Средняя номинальная заработная плата, начисленная за июнь 2008 г., на крупных, средних и малых предприятиях и организациях (с учетом дорасчета), составила 13 484 рубля. Это на 33% больше, чем в июне 2007 г. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в июне 2008 г. составила 115% к уровню июня 2007 г. Следует отметить, что лидерство по уровню начисленной заработной платы на протяжении последних лет продолжают занимать финансовые организации. В 2007 г. их заработная плата в 2,4 раза превышала среднеобластной уровень, тогда как в сельском, лесном хозяйстве, охоте она была в 1,8 раза ниже среднеобластного уровня [2, c. 76-78].

К числу важнейших показателей социального развития региона относится показатель розничного товарооборота, который в сочетании с показателем динамики реальных денежных доходов населения позволяет судить о степени развития на территории неналогооблагаемого сектора экономики и масштабах фактической адаптации населения региона к социально-экономической ситуации. По обороту розничной торговли в первом квартале 2008 г. Тверская область занимала 6 место.

Среди демографических показателей, прежде всего, следует использовать коэффициент естественного движения населения, величина которого показывает вероятное изменение предложения на рынке труда региона в долгосрочной перспективе и, следовательно, должна учитываться при разработке направлений политики занятости. Так, анализ усредненного варианта прогноза по естественному движению населения Тверского региона до 2025 г., осуществленного Федеральной службой государственной статистики по Тверской области показывает усиление роста рождаемости в гражданских браках, увеличение добровольной бездетности, снижение младенческой смертности и смертности населения более молодых возрастов, рост общего числа умерших, в связи с увеличением доли старших возрастных групп населения.

На основании значений перечисленных экономических, социальных, демографических показателей можно определить интегральное положение каждого региона РФ. Так, рейтинг инвестиционной привлекательности Тверской области в 2008 г. оценивается национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА» как пониженный потенциал – высокий риск (группа 3С1). Следует отметить, что с 1998 по 2007 гг. рейтинг Тверского региона не менялся и характеризовался как пониженный потенциал – умеренный риск (группа 3B1) [3]. Такая оценка, по сути, относит Тверскую область к группе депрессивных дотационных регионов, которых все больше среди субъектов РФ. В то же время Тверская область входит в число четырех регионов ЦФО наряду с Липецкой, Московской и Калужской областями, где уровень регистрируемой безработицы менее среднего значения по ЦФО. Так, на 1 января 2008 г. уровень безработицы по ЦФО составил 0,9%, а в Тверской области – 0,7% [1, с. 303]. Интегральное положение области по совокупности социально-экономических показателей, является основанием для детальной проработки направлений государственной политики занятости региона. При этом важно иметь в виду, что по отношению к государственной политике занятости есть «нейтральные» и «активные» регионы. К «нейтральным» относятся те регионы, где ситуация на рынке труда и в сфере занятости коррелирует с социально-экономиче­ским положением области. Тверскую область по отношению к государственной политике занятости можно причислить к «активному» региону, поскольку на ее территории удовлетворительное состояние рынка труда сочетается с неудовлетворительным социаль­но-экономическим положением, что влечет за собой высокую вероятность обострения в кратко- или среднесрочной перспективе ситуации на рынке труда.

В данное время на территории Тверского региона обозначился ряд существенных проблем, оказывающих негативное влияние на рынок труда.

Во-первых, структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Рынок труда характеризуется существенными диспропорциями между спросом и предложением, сохраняется несоответствие их количественных и качественных характеристик, наблюдается дефицит квалифицированных рабочих и специалистов по отдельным профессиям и специальностям. В 2007 г. из общего числа заявленных в службу занятости вакансий 83,1% приходилось для рабочих, в основном массовых профессий, в то время как среди зарегистрированных безработных доля лиц, имеющих рабочие профессии, составляет 54,6 %, специальности инженерно-технических работников и служащих – 41,5 %, остальные 3,9% – лица, не имеющие профессиональной подготовки или длительное время не работавшие по специальности и в значительной степени утратившие квалификацию [1, с. 52-53].

Устранение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы требует новых подходов в деятельности профессиональных образовательных учреждений области, службы занятости, проведение мониторинга ситуации, включающего прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы с учетом изменения демографической ситуации. Как показывают итоги социологического опроса учащихся выпускных классов [4, с. 72-76], большинство из них связывают свое будущее с такими гуманитарными профессиями как экономист, юрист, педагог и др. Следовательно, при формировании спроса на образовательные услуги все более существенную роль должна играть профессиональная ориентация молодежи и взрослого населения.

Во-вторых, хроническая (застойная) безработица в сельской местности. Несмотря на то, что развитие экономики Тверской области в последние годы обеспечивает в основном позитивную динамику рынка труда, проблема занятости граждан, проживающих в сельской местности, остается весьма актуальной. Численность граждан, занятых в аграрном секторе, продолжает снижаться. Этому способствует, в первую очередь, сохранившееся в сельском хозяйстве преобладание низкоквалифицированного и ручного труда, что обусловливает высокую сезонную потребность в рабочей силе.

В-третьих, значительная территориальная разбросанность сельских поселений и отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами сельских районов области значительно снижает возможность поиска работы и трудоустройства. По данным департамента занятости населения, на 1 января 2008 г. из 5262 состоящих на учете безработных граждан 37% являются жителями сельской местности. Продолжительность поиска работы у безработных граждан, проживающих в сельской местности, значительно выше, чем у горожан [5].

В-четвертых, высокий уровень безработицы среди безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве. К ним относятся: инвалиды, женщины, воспитывающие детей-инвалидов, выпускники образовательных учреждений, не имеющие профессии, потерявшие работу граждане предпенсионного возраста и, наконец, женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением детей и др.

В-пятых, низкая территориальная мобильность рабочей силы. В регионе слабо развита система информирования о возможностях трудоустройства безработных граждан и членов их семей в сельской местности, в городах и районах области.

Государственная служба занятости в любой стране является основным институтом государственной политики на рынке труда, на которую возложена реализация за счет средств госбюджета государственных социальных и экономических гарантий для населения в сфере занятости и на рынке труда. В настоящее время департамент занятости населения оказывает на территории области следующий стандарт минимальных государственных гарантий ищущим работу гражданам:

  • содействие гражданам в поиске работы, а работодателям – в подборе необходимых работников. В 2007 г. 44,0 тыс. человек нашли работу, что составило 100,6% к уровню 2006 г. [1, с. 52];
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда. Так, 2,8 тыс. человек получили услугу по социальной адаптации на рынке труда, 52,1 тыс. человек – по профессиональной ориентации, 2,8 тыс. граждан прошли профобучение, а 3,3 тыс. человек была оказана услуга по психологической поддержке [5];
  • организация общественных работ (в 2007 г. участвовали свыше 4,4 тыс. чел.) [6, с. 36];
  • организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. За 2007 г. были трудоустроены на временную работу с поддержкой доходов из федерального бюджета 0,7 тыс. человек, из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите [6, с. 34];
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего образования, ищущих работу впервые. Порядка 16,6 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет были заняты на временных работах в свободное от занятий время [5];
  • содействие самозанятости безработных граждан. Такую услугу получили 0,5 тыс. безработных граждан [5];
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • информирование населения и работодателей о положении на рынке труда.

  • Источники:

    1. Статистический ежегодник «Тверская область в цифрах в 2008 году». – Тверь, 2009. – 322 с.
    2. Основные демографические и социально-экономические показатели ресурсообеспеченности современных молодых
    семей Тверского региона / Белоусов О.А. // Местное самоуправление в Российской Федерации. – 2009. – № 1-2. – С. 53-62.
    3. Инвестиционный рейтинг регионов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions. – Загл. с экрана.
    4. Белоусов О.А. Ресурсный потенциал современной молодой семьи: опыт комплексного подхода / О.А. Белоусов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. – 220 с.
    5. Структурный состав граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы в 2008 году [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www. depzan.tver.ru/a_dep/3.htm. – Загл. с экрана.
    6. Информационно-аналитический бюллетень «Социально-экономическое положение в городе Твери в 2007 году». – Тверь, 2008. – 36 с.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:35:18