Аудит экономичности эксплуатационных затрат как инновационный способ управления затратами на сети железных дорог

Штефан М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Повышение эффективности транспортной работы и в целом деятельности сети железных дорог неразрывно связано с мерами по экономии эксплуатационных затрат и, прежде всего, их основной части – затрат на перевозки. Реализация на практике решений по снижению и стабилизации оптимальных уровней затрат предполагает повсеместный контроль за деятельностью многопрофильной системы железных дорог.

Ключевые слова: транспорт, железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, эксплуатационные затраты



Повышение эффективности транспортной работы и в целом деятельности сети железных дорог неразрывно связано с мерами по экономии эксплуатационных затрат и, прежде всего, их основной части – затрат на перевозки. Реализация на практике решений по снижению и стабилизации оптимальных уровней затрат предполагает повсеместный контроль за деятельностью многопрофильной системы железных дорог.

Действенным инструментом контроля ресурсопотребления в условиях системы управленческого учета деятельности хозяйствующего субъекта является аудит экономичности затрат (АЭЗ), который на сегодняшний день на железной дороге не проводится. Мы предлагаем восполнить этот пробел и организовать выполнение данной процедуры в масштабах Горьковской железной дороги. Основной целью реализации АЭЗ является систематическое проведение организационно-контрольной работы, связанной с совершенствованием управленческого учета эксплуатационных затрат и их результатов, приведение их в соответствие с объемами производительных грузовых и пассажирских перевозок.

По нашему мнению, продуктивная организация АЭЗ не должна носить черты традиционной для сети железных дорог централизованности, поскольку это затруднит гибкое реагирование на возможные изменения в структуре и направлениях потребления ресурсов и позволит использовать административный ресурс со стороны руководства аудируемых подразделений, что негативно скажется на конечных результатах данной процедуры. Поэтому нами предлагается проектный подход к организации проведения АЭЗ на ГЖД, который предусматривает формирование группы высококвалифицированных специалистов, работающей на временной основе.

Участники АЭЗ (бухгалтеры, инженеры, аудиторы, экономисты) должны быть хорошо знакомы с эксплуатационно-экономическими особенностями железных дорог, но не находиться в их штате. Это позволит обеспечить незаинтересованность специалистов в узкокорпоративных результатах, отсутствие влияния на них со стороны линейной администрации. Такая структура обладает необходимой гибкостью, независимостью, способностью к реализации сложных целевых программ, каковой и является АЭЗ.

Для обеспечения гибкости и целевого сосредоточения ресурсов аудита экономичности затрат на максимально ключевых, возможно «узких» участках ресурсопортебления мы предлагаем реализовать несколько видов АЭЗ:

  • профилактический (ПАЭЗ);
  • мониторинговый (МАЭЗ);
  • результирующий (РАЭЗ).
  • Профилактический АЭЗ предполагает исследование возможных путей предотвращения нецелесообразного расходования ресурсов, возникновения непроизводительных затрат. Объектами данного вида аудита должны быть нормативная база максимального количества видов затрат; технико-экономические обоснования составляющих норм и бюджетных показателей; методики ведения регистров нормативных затрат; процедуры использования информации о затратах; методики составлений технико-экономических обоснований расходования ресурсов; проекты бюджетов и их готовые формы; плановые и нормативные калькуляции; спецификации к договорам закупки топлива для тяги поездов, расходных материалов для обслуживания и экипировки вагонов; технологии технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава.

    Мониторинговый АЭЗ заключается в перманентном и объективном наблюдении за состоянием затрат и их результатов. Информационная база МАЭЗ должна формироваться ситуационно, в зависимости от контекста и условий проверки. Вместе с тем основной частью этой базы должны быть данные оперативно-технической и бухгалтерской информации, в том числе фактические бухгалтерские калькуляции затрат, промежуточные, оперативные отчеты о выполнении смет (бюджетов), выборки и справки о затратах.

    Целью проведения результирующего АЭЗ является установление правильности, легитимности, технологической оперативности и соответствия целевому назначению произведенных в отчетном периоде эксплуатационных затрат, соотнесение с их уровнем полученных финансовых результатов. Кроме того, в задачи РАЭЗ входит определение «узких мест» в управлении затратами, проведение всестороннего и комплексного ситуационного анализа, направленного на выявление резервов повышения экономичности использования ресурсов, на обеспечение продуктивности использования и институционализации эмпирических знаний, аккумулированных на данном объекте проверки.

    Для повышения эффективности АЭЗ, исключения из его процедур малозначительных и контрпродуктивных операций нужно, чтобы между его видами и формами на различных уровнях поддерживались устойчивые связи, чтобы была установлена четкая последовательность проверочных и контрольно-аналитических работ. Кроме того, исходя из принципа приоритетности, мы предлагаем сосредоточить функциональную направленность АЭЗ по ряду наиболее важных, стратегических направлений, связанных со снижением эксплуатационных затрат в зависимости от объемов перевозок, их географических особенностей, производительности труда.

    Проведенные нами исследования показали, что факторы мотивирующих колебаний уровней затрат можно разделить на две группы:

  • эндогенные - регулируемые, на конфигурацию которых возможно влияние со стороны менеджмента и остального персонала железных дорог;
  • экзогенные - не поддающиеся или слабо поддающиеся влиянию разрабатываемых и реализуемых корпоративных воздействий менеджмента.
  • Эндогенные факторы должны быть объектом наиболее пристального внимания. Поэтому при проведении АЭЗ грузоперевозок необходимо сфокусироваться на проверке и выработке рекомендаций, связанных с номенклатурой перевозимых грузов; соотношением уровней затрат на местные и транзитные перевозки; непроизводительными затратами на порожний пробег вагонов и локомотивов; дальностью перевозок; количеством станций, осуществляющих формирование, переформирование и расформирование поездов и т.д.

    К ключевым параметрам проверки экономичности пассажирских перевозок и разработки предложений по их улучшению следует отнести факторы, связанные со структурой перевозок по категориям поездов; соотношением пригородных и дальних перевозок; неравномерностью перевозок во времени и т.д.

    Из числа экзогенных факторов к объектам АЭЗ необходимо отнести геоклиматические условия (среднегодовую температуру конкретной местности, профиль пути, вероятность выпадения осадков, стихийных бедствий, стоимость энергоресурсов в данном территориальном сегменте и др.) и государственную политику в отношении железных дорог РФ (тарифное регулирование, финансирование отдельных направлений деятельности железных дорог и т.д.).

    Реализация аудита экономичности затрат по описанным выше направлениям позволит своевременно обнаруживать, устранять, а в дальнейшем и предотвращать нерациональное, контрпродуктивное использование ресурсов, и, как следствие, сократить затраты данной отрасли.


    Источники:

    1. Аудит : учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Подольского. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
    2. Себестоимость железнодорожных перевозок : учебник для вузов железнодорожного транспорта / под ред. Н.Г. Смеховой и А.И. Купорова. – М. : Маршрут, 2003.
    3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. – М. : Инфра-М, 2007.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:46:09