Предпринимательской прорыв современной России

Федцов В.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (11), Ноябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Федцов В.Г. Предпринимательской прорыв современной России // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 11. – С. 7-11.

Аннотация:
Правительством принята новая программа экономического развития, разработанная в Центре стратегических разработок под руководством Германа Грефа нынешнего министра экономического развития и торговли. Многие считают ее по-настоящему либеральной. Правда, серьезного разговора о ней так и не состоялось, хотя, как говорят, она еще будет подвергнута некоторой “корректировке”. Раздел, посвященный развитию предпринимательства в России, составлен с учетом разработок, представленных Институтом Русских Предпринимателей. Рассмотрим эти предложения.

Ключевые слова: развитие предпринимательства, Г. Греф, предпринимательский прорыв



Идея предпринимательского прорыва, предполагает определенную стратегию экономического развития России. История и опыт развитых стран показал, что существуют три стратегии развития.

Первая стратегия – популистская.

Она проводится руководителями, не способными предложить обществу реальные действия по изменению экономического положения страны. К таким можно отнести постсоветские правительства перестроечного периода, которые были озабочены одним ‑ “как день простоять да ночь продержаться”. Они приоритетно решали задачу “занять в долг и разделить”, доведя, таким образом, экономику страны до абсурда, создав и реализовав ее “уникальную”, аморальную “долговую” модель.

Бессмысленность популистской стратегии российского руководства становится все очевиднее, поскольку она привела к обнищанию народа, о чем красноречиво свидетельствует уровень минимальной зарплаты, стоимость потребительской корзины, неспособность выплачивать зарплату, увеличивающееся расслоение общества по доходам и т.д.

Для успешного развития экономики и предпринимательства необходимо такое законодательство, которое не только провозглашает экономическую свободу, но и обеспечивает ее реализацию. Но популистское правительство как раз и не заинтересовано в этом. До настоящего времени у нас так и не сложилось надлежащей экономической базы, без которой невозможно построить гражданское общество.

Вторая стратегия – экспортно-ориентированная.

Ее проводят сильные в социально-экономическом плане государства, обладающие либо относительно малым внутренним рынком, либо хорошо развитыми отдельными отраслями экономики. Можно отметить успехи такой стратегии в Германии, Японии, Южной Корее, Тайване и в небольших процветающих государствах Европы. Слабое место этой стратегии – зависимость от экспорта. Россия испытала это, когда падали цены на нефть – наш главный экспортный товар. А Южная Корея, например, стала жертвой жесткого кризиса из-за падения спроса на ее продукцию на рынках ряда стран Юго - Восточного региона.

Третья стратегия – импортозамещающая.

Она предполагает развитие собственного производства (т.е. реального сектора), стремится сохранить и приумножить рабочие места. США – классический пример развитой страны, осуществляющей импортозамещающую стратегию.

Ориентируясь на свой большой внутренний рынок, США умело поощряют предпринимательство в промышленности и сельском хозяйстве, рационально решают проблемы промышленно-сельскохозяйственного паритета, хранения урожая и многие другие вопросы. К примеру, в США ‑ лучшее в мире финансирование фундаментальных работ и исследований в области оборонных технологий.

Экономическим ориентиром для нас могут быть США, но с учетом нашей национальной специфики.

Однако, в России до настоящего времени наблюдается неприятие людьми предпринимательства. Бизнесменов у нас, к сожалению, подчас считают проходимцами, мошенниками. Необходима всероссийская пропагандистская компания по изменению общественного мнения о предпринимателях.

Многие беды нравственно-политического и социально-экономического кризиса в России превратились в личный нравственно-психологический кризис отдельных людей, потому что в обществе оказались попранными идеи добра, совести и нравственности. Средства массовой информации обрушивают потоки “грязной” непроверенной информации на предпринимателей. Особенно это проявляется во время предвыборных кампаний в органы власти. Слово теряет свою ценность и весомость.

Законы, принимаемые в обществе, как правило, запаздывают. Но есть вечные ценности! Нравственность даст людям верные ориентиры. Ведь недаром древнейшие китайские мыслители писали: “Если страна управляется неправильно, стыдно быть богатым, а если правильно – стыдно быть бедным”. Нравственность и экономика – взаимозависимые вещи (о чем, кстати, уже неоднократно писалось в журнале “Российское предпринимательство”, например, в статье С. Хзарджяна “Высокие материи бизнеса”, №5/2000 или в ряде моих статей).

Россия обладает гигантскими ресурсами всех видов. Об этом мне уже не раз приходилось говорить, но считаю своим долгом еще раз заострить на этом внимание.

Высокий культурный и образовательный уровень народов России. Советский Союз и Россия, в частности, обеспечили человечеству научно-технический прорыв во многих областях знаний. Самым ярким является освоение космоса. Этот факт никем не подвергается сомнению. Таким образом, предпринимательский прорыв может быть осуществлен благодаря нашим богатствам.

А географическое расположение России... Мы являемся как бы мостом между Западом и Востоком, Севером и Югом. Это положение может стать источником значительных дивидентов. Например, через эффективную эксплуатацию восстановленного “шелкового пути”.

И еще! Следует иметь в виду накопленные народом сбережения в той же иностранной валюте. Они, по мнению экспертов, в несколько раз превышают величину официального государственного бюджета.

Все эти ресурсы могут быть использованы в экономике через созидательное предпринимательство, через творческую энергию бизнесменов и государственных служащих. Но для этого люди, не раз обманутые, в том числе и государством, должны поверить новой власти, новому президенту. Им требуются законодательные и нравственные гарантии, которые позволили бы еще раз “запустить” свои “кровные” накопления в дело. Другого пути у государства нет.

Президент США Рональд Рейган как-то заметил: “Почему вы думаете, что мои чиновники вашими деньгами распорядятся лучше, чем вы сами?”. Граждане поняли, что надо действовать самим. Экономика пошла вверх и даже получила имя “рейгономика”. Аналогичным образом в Англии возник “тетчеризм”.

Сейчас есть шанс возрождения нашей экономики через предпринимательство. И не важно, какой термин приобретет прорыв – “путиномика”, “путинизм” или еще что-то в этом роде, главное, чтобы он состоялся.

Реализация данной предпринимательской идеи нуждается в принятии конкретных мер, в том числе и внесения некоторых изменений в Конституцию Российской Федерации, например, создание обновленного органа Народного контроля. Только не подумайте, что наш Институт Русского Предпринимательства ратует за возврат к прошлому, застойным формам руководства экономикой и т.д.

Так, Президент США непосредственно руководит федеральным агентством по делам малого предпринимательства, оказывает ему реальную материальную поддержку, проводит конкурсы среди предпринимателей, занимающихся малым бизнесом.

Большие корпорации материально поддерживают огромную армию малых внутрифирменных предпринимателей (о чем, также писалось на страницах журнала “Российское предпринимательство”). Тем самым, малый бизнес не оставлен без внимания ни со стороны государства, ни со стороны большого бизнеса.

Федеральная служба по посредничеству – и это при громадной правовой базе США – независима от Министерства труда. Ее директор назначается лично президентом США. Федеральная служба по посредничеству заканчивает мировыми соглашениями 95% всех споров.

Так что наше предложение о создании на федеральном уровне Народного контроля не является экзотическим: оно подсказывается успешной практикой других стран.

Если же строго восстановить цепочку первоочередных мер для реализации предпринимательского прорыва, то она выглядит так:

‑ законодательное обеспечение максимально допустимой предпринимательской свободы;

‑ создание Народного контроля, как органа власти и предпринимателей;

‑ согласование условий для расширения налогооблагаемой базы и условий для подавления нежелательного для государства предпринимательского поведения и для поощрения нужного, нравственного поведения.

Сегодня правовой основой экономической деятельности является право собственности. Но приватизация “по-российски” не привела к формированию эффективного собственника. Поэтому и не произошел рассвет малого предпринимательства. Сейчас в СМИ муссируются слухи о грядущем новом переделе собственности. Встает вопрос: не породит ли это экономическую дестабилизацию, возможен и нужен ли новый передел собственности?

Для развития, а точнее ‑ для экономического толчка нужен импульс, который породит предпринимательские волны. Он вызревает внутри “большой” экономики и может быть запущен только экономическими мерами со стороны государства. Но если государство, вместо того, чтобы будить предпринимательскую энергию граждан и предприятий, будет перераспределять собственность, то добьется лишь дальнейшего сдвига за горизонт экономического оживления.

По нашему мнению, передел собственности необходим и неизбежен. Но рациональное перераспределение (без крови и силы) должно идти по критерию эффективности управления собственностью. И в итоге собственники, приумножая свой капитал, будут либо служить обществу, либо утратят свою собственность под ее бременем.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:43