Новая стратегия инновационно-технологического прорыва высокотехнологичных компаний региона Центральной Азии и Европы в контексте наступления «Индустрии 4.0»

Кокурина А.Д.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Кокурина А.Д. Новая стратегия инновационно-технологического прорыва высокотехнологичных компаний региона Центральной Азии и Европы в контексте наступления «Индустрии 4.0» // Экономика Центральной Азии. – 2019. – Том 3. – № 4. – С. 239-252. – doi: 10.18334/asia.3.4.111600.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44858601
Цитирований: 6 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Современное развитие мира и технологий ставит перед высокотехнологичными компаниями задачи активного внедрения инновационных решений. В современном мире активно говорится о наступлении «индустрии 4.0», которая связана с цифровизацией производственного сектора. В настоящее время происходит внедрение роботизированных технологий, автоматических систем управления, искусственного интеллекта в детальность компаний. Поэтому предприятия должны уделять внимание возможности внедрения таких технологий в своей стратегии развития.

Ключевые слова: «индустрия 4.0», роботизированные технологии, искусственный интеллект, автоматизированные системы управления, стратегия инновационного прорыва



Введение

Постоянное развитие общества и экономики, происходящие эволюционные процессы привели к формированию цифровой экономики, т.е. экономики, существенное место в которой занимают различные цифровые технологии, с помощью которых осуществляется производство, ведется торговля, а также реализуется множество других процессов, характерных для экономической деятельности.

Под «Индустрией 4.0» можно понимать цифровизацию производственного сектора, существенное развитие информационных технологий в производственном процессе. Особое внимание будет уделяться сбору и анализу информации на разных этапах процесса, для этого могут быть встроены специальные датчики в любое оборудование, которые будут собирать необходимую информацию и отправлять ее в аналитические центры для формирования выводов [11–15] (Samoylova, 2017; Stefanova, Molodyh, 2017; Tiverovskiy, 2017; Timonina, 2017; Yudina, 2017).

Активное развитие информационных технологий приведет к всеобщей цифровизации общества. Эти процессы существенно повлияют на деятельность любых предприятий, в особенности высокотехнологичных, поэтому необходимо в настоящее время заниматься вопросами принятия инновационно-технологических стратегий в целях сохранения своих позиций и повышения конкурентоспособности. Любое предприятие должно быть готово к изменению условий внешней среды, при котором все большим значением будут обладать ИКТ- и компьютерные технологии.

Результаты исследования. Можно выделить четыре основные технологии, которые продвигают новую индустриальную революцию.

Ключевые технологии «Индустрии 4.0»

Технологии, используемые для передачи данных и связанные с вычислительными мощностями Технологии, обеспечивающие переход из цифровой среды в физический мир

Технологии, обеспечивающие взаимодействие людей и машин Технологии, связанные с аналитикой

Рисунок 1. Ключевые технологии «Индустрии 4.0»

В качестве первой ведущей технологии развития современного информационного общества выступают современные средства хранения и передачи информации [1] (Abramov, Melnikov, 2011). Получили развитие облачные технологии, «Интернет вещей», Big Data. Вторая ведущая технология – технологии аналитики. Речь идет о способности информационных систем к анализу данных и формулированию выводов на их основе. В результате достигается цифровизация и автоматизация научной работы. Третья ведущая технология развития современного информационного общества – технологии, обеспечивающие взаимодействие человека с машиной (смешанная, дополненная, виртуальная реальность). Последний вид технологий – технологии, обеспечивающие перенос объектов из цифровой среды в физический мир (промышленная 3D-печать, создание робототехники).

В скором времени большинство объектов любой индустрии будут содержать в себе специальные датчики, которые способны передавать разнообразную информацию с помощью современных коммуникационных технологий. Совместно они сформируются в целые новейшие индустриальные экосистемы, например умное здравоохранение, при котором большинство функций в области диагностики и постановки диагнозов будут осуществляться автоматизированно. При этом появятся новые индустриальные экосистемы, которыми будут управлять автономные роботы, способные к анализу большого количества информации. Примером служат особенности работы американской компании Caterpillar, в производственном процессе которой происходит сбор данных от оборудования и иных устройств, передаваемых в дальнейшем дилерам, позволяющих назначать предварительное техобслуживание для машин и осуществлять профилактику возникновения разных технических проблем. Применение получаемых с датчиков данных может позволить существенно уменьшить операционные расходы, а также сделать труд работников более безопасным. Использование такой системы могло бы повысить эффективность работы химических предприятий с помощью постоянного мониторинга наличия вредных веществ в воздухе. Применение дронов могло бы быть полезным для сбора информации о работе нефтепроводов в труднодоступных местах.

Развитие «промышленного интернета» поможет и в борьбе с некоторыми глобальными проблемами, например с потеплением, благодаря более качественному расходованию ресурсов. Так, в настоящее время уже ведется активная разработка судов для морских грузоперевозок, способных работать на топливных элементах, дизеле, СПГ, солнечной и ветровой энергии [7] (Koshkareva, 2018). Это приведет к сокращению разнообразных вредных выбросов. В качестве примера данных передовых технологий выступает крупнейшее в мире транспортное судно Maersk Triple-E. Длина судна – 400 метров. Одновременно оно может перевозить 18 тыс. 20-футовых контейнеров. Движение транспортного судна осуществляется за счет системы из двух двигателей и двух пропеллеров, мощность которых составляет 43 тыс. л. с. При этом судно на 16% более энергетически эффективно, чем предыдущие поколения судов Maersk.

Сегодня цифровые и информационно-коммуникационные технологии проникли практически во все сферы жизнедеятельности людей. Благодаря этому человечество вскоре перейдет от конкуренции среди услуг и товаров к экономике результата и конкуренции за получение измеримых результатов. Оценка эффективности будет производиться не на основе стоимости производимого товара, а именно результата, которого они будут позволять добиваться потребителям, а также ценности, представляемой для них. К примеру, если человек посетит комедийное шоу, то платить он будет не за билет, а за то, сколько раз он посмеялся. Для этого нужны будут специальные камеры, оснащенные технологией распознавания лиц. Их разработкой уже занимается испанская театральная компания TeatreNeu. Учреждения системы здравоохранения будут использовать мобильные технологии и фитнес-трекеры, обеспечивающие регулярный сбор показателей здоровья своих пациентов, анализ которых позволит формировать рекомендации о поддержании здоровья и специалистах, к которым необходимо в ближайшее время обратиться. Все это позволит повысить эффективность профилактики здоровья, а также выявлять заболевания на самых ранних стадиях и существенно экономить на лечении. Помимо этого, такая информация будет полезна и для страховых компаний, чтобы сформировать комплексные предложения для конкретного клиента.

Существуют прогнозы, на основании которых преобразуется производственный процесс, вместо ряда отдельных, автоматизированных ячеек производства, на основании которых происходит формирование конечного продукта, появится более интегрированное производство. С помощью создания эффективной коммуникации и взаимодействия между людьми и разными объектами цепочки производства будет достигнуто сокращение финансовых и временных затрат, повышение эффективности использования ресурсов, более успешная адаптация продуктов под конкретного потребителя. Для выпуска ограниченной партии товара не будет необходимости в перестроении всей производственной цепочки, достаточно будет конкретных изменений в ходе самого процесса.

С помощью автоматизации частично будет устранена потребность высокотехнологичных компаний в рабочей силе с низкой квалификацией, зато сформируется необходимость участия кадров, обладающих более высокой квалификацией в проведении мониторинга разнообразных процессов и управления ими. Особую востребованность получат профессионалы в области цифровой медицины. За счет эффективного развития «промышленного интернета вещей» только в Германии будет повышен уровень общей производительности на 5–8%, если в денежном выражении, то на 90–150 миллиардов евро.

Однако нужно помнить, что тесное взаимодействие интернета с объектами имеет и некоторые риски, которые в основном связаны с безопасностью. Например, использование умных счетчиков воды и электричества, конечно, позволит повысить эффективность расходования ресурсов, но также сможет предоставить большое количество информации о владельцах. Например, с помощью их работы можно будет оценить, во сколько жильцы ложатся спать, выходят из дома, возвращаются с работы. Попадание данной информации в руки мошенников может грозить существенными неприятностями: от совершения квартирных краж до возможного шантажа.

Существуют и факторы возникновения более глобальной опасности, так как часто при проектировании многих технологий не учитывались факторы возможного заражения вирусами, а значит, и не разрабатывались возможности их защиты. Например, компьютер на МКС подхватил вирус, который был рассчитан на геймеров, в последующем было определено, что такие случаи бывали и ранее, в частности от разных типов внешних устройств памяти.

Непрерывность работы в любой промышленной системе – ключевой фактор (например, перезапуск доменной печи в случае сбоя невозможен). При этом большое количество промышленных производств относятся к очень опасным по отношению к безопасности людей и экологии, поэтому возможные программные неполадки могут существенно повлиять на физическую безопасность. Высокотехнологичные компании Центральной Азии и Европы должны в обязательном порядке продумывать вопросы безопасности работы информационных технологий, а также необходимо сформировать общие стандарты безопасности, необходимые для соблюдения всеми организациями при введении таких технологий.

Вопросами развития работы технологий в контексте наступления «Индустрии 4.0» серьезно занимаются и государственные органы стран. Например, в Германии еще в 2013 году был принят план Industrie 4.0, который включал действия по внедрению умных технологий в производственные процессы [2–5, 8, 9] (Bubnova, Kurenkov, Nekrasov, 2017; Vityaz, Chizhik, Kheyfets, 2017; Gorbunova, Smirnova, 2017; Dudin, Lyasnikov, 2012; Kuznetsova, Ivanov, Oparin, 2017; Lyasnikov, Dudin, 2011). Особое внимание в этом плане уделяется привлечению средних и малых предприятий к инновационной деятельности. Подобная политика имеет место и в Китае. В стране действует национальная стратегия Made in China 2025. В стратегии рассмотрены вопросы, касающиеся внедрения в производство различных инноваций. Особое внимание обращается на повышение качества продукции, а не ее количество; развитие талантов и защиту окружающей среды. К 2025 году в Китае планируется усиление автоматизации промышленности, развитие системы инноваций.

Исследуются вопросы реагирования и защиты от компьютерных инцидентов в производстве и в России. К примеру, в 2016 г. «Лаборатория Касперского» открыла первый в стране специальный центр по реагированию на компьютерные угрозы в критически важных и индустриальных объектах – Kaspersky Lab ICS-CERT. В обязанности центра входит поиск информации об актуальных угрозах, выявленных уязвимостях, а также различных инцидентах. По итогам обработки таких данных центр будет формировать предложения по защите критически важных и индустриальных объектов. Исследование этих вопросов является необходимым для последующего развития использования информационно-коммуникационных технологий в промышленном производстве. Все это заставляет компании задуматься о новых стратегиях инновационно-технологического прорыва, потому как использование новейших технологий может существенно улучшить процесс производства в целом. Цифровые технологии сегодня активно развиваются и в транспортной сфере. Рассмотрим опыт Германии и немецких компаний в области развития инноваций на транспорте. В целом можно выделить четыре основных направления данного развития (рис. 2).

Основные направления развития инноваций в транспортной сфере Германии,Цифровизация логистических цепочек и транспортной инфраструктуры (логистические центры, складские помещения, ж/д и др.),Автопилотаж

Автоматизация систем управления Роботизация производства

Рисунок 2. Основные направления развития инноваций в транспортной сфере Германии

Рассмотрим данные направления более подробно.

1. Цифровизация логистических цепочек и транспортной инфраструктуры. К числу важнейших задач в стратегии инновационно-технологического прорыва компаний Германии относится обеспечение эффективных логистических цепочек при минимальном участии человеческого труда, автоматизация работы складов и их взаимодействия с остальными элементами компании, оперативное передвижение необходимых ресурсов, автоматизированный расчет материалов и оценка имеющихся запасов на складе, при необходимости автоматическое формирование заявок для поставщиков.

2. Роботизация производства. Одним из важнейших направлений развития инновационной стратегии в условиях «Индустрии 4.0» выступает роботизация производства. Необходимо оценивать различные функции, которые могли бы выполнять роботы, и заниматься их внедрением. С помощью взаимодействия людей и роботов во многом будет ускорена работа производственного процесса. В высокотехнологичных компаниях Германии часто можно увидеть роботизированные механизмы, занимающиеся разнообразными операциями [10, 16, 17] (Merenkov, 2017).

3. Автоматизация систем управления. Здесь активно применяются технологии принятия управленческих решений с помощью цифровых технологий. Происходит автоматизированное слежение за показателями работы складов, автомобилей, передвижением грузов, вся оперативная информация поступает в аналитическое программное обеспечение, которое формирует собственные выводы и предлагает разнообразные решения.

4. Системы автопилотажа. В Германии активно развиваются системы интеллектуального управления автомобилями. Уже в настоящее время компании, производящие грузовые автомобили, часто снабжают их специальной системой, позволяющей ехать грузовикам колоннами, в которых для второй и последующих машин введена система беспилотного управления. Автоматизация данного процесса позволяет существенно экономить на топливе за счет уменьшения сопротивления воздуха у второй и последующих машин и имеет другие плюсы. Более того, в Германии существуют образцы легковых автомобилей с беспилотным управлением, которые в скором времени поступят в массовое производство.

Цифровые интеллектуальные технологии – серьезное достижение человечества. Использование в человеческой жизнедеятельности телекоммуникационных и информационных технологий привело к изменению качества жизни, стимулированию развития безопасной среды, а также повышению эффективности использования ресурсов [7, 10] (Koshkareva, 2018; Merenkov, 2017). В таблице 1 представлен ряд интересных цифровых нововведений, которыми пользуются немецкие высокотехнологичные компании.

Таблица 1

Примеры использования цифровых технологий транспортными компаниями Германии

Название
Описание
Краны-штабели
Автоматические краны, не нуждающиеся в управлении операторами
Рельсовые складские системы
Полностью автоматизированные логистические рельсовые системы
Put by Beamer
Интеллектуальный отбор грузов по заказам
Open Shuttle
Автоматические тележки для комплектования груза
Pick by light
Интеллектуальные световые указатели

В целом можно увидеть, что в Германии компании уделяют существенное внимание внедрению инноваций, новых технологий, развитию информационно-коммуникационных возможностей, роботизации и искусственному интеллекту. Для реализации стратегии инновационно-технологического прорыва высокотехнологичным компаниям региона Центральной Азии и Европы необходимо развивать следующие компоненты (рис. 3).

Основные компоненты реализации стратегии инновационно-технологического прорыва,Развитие квалификации кадров компании, обучение основам работы в цифровой технологии,Роботизация производства

Развитие информационно-коммуникационных технологий на предприятии Автоматизация систем управления

Рисунок 2. Основные компоненты реализации стратегии инновационно-технологического прорыва

Рассмотрим данные компоненты более подробно.

1. Развитие квалификации кадров компании, обучение основам работы в цифровой технологии. Хотя в статье говорится о необходимости развития цифровых и информационно-коммуникационных технологий, роботизации производства, внедрении искусственного интеллекта, необходимо помнить, что координировать и организовывать работу данных направлений будут все равно люди. Поэтому квалификация и наличие достаточного количества специалистов являются первоочередным условием стратегии инновационно-технологического прорыва. Кадры предприятия должны способствовать развитию новых технологий, обладать навыками и знаниями работы в новых условиях. Перед проведением глобальных цифровых изменений необходимо убедиться, что к ним готов и персонал компании, что он сможет адаптироваться в новых условиях и будет способствовать эффективной работе технологий.

2. Роботизация производства. Важно выявлять возможности для внедрения роботов в производственный процесс, осуществлять поиск операций, в которых ручной труд можно было бы заменить на автоматизированный. Постепенная замена ручного труда на роботов будет способствовать повышению производительности труда, росту эффективности производственного процесса.

3. Развитие информационно-коммуникационных технологий на предприятии. Особое внимание необходимо уделять развитию информационно-коммуникационных технологий, внедрять их во все бизнес-процессы компании. Использование таких технологий будет способствовать повышению скорости различных процессов в компании, эффективности взаимодействия между персоналом и разными подразделениями, оперативности принятия управленческих решений и реагирования на возникновение нестандартных ситуаций.

4. Автоматизация систем управления. Автоматизированные системы способны контролировать разнообразные процессы компании, оценивать их эффективность, искать возможности совершенствования. При этом необходимо помнить и о возможных рисках их применения, просчитывать возникновение трудных ситуаций и предпринимать меры для профилактики их возникновения.

Компания, которая уделит достаточное внимание данным компонентам, получит возможности в росте производительности, качества товаров и услуг, сможет стать более конкурентоспособной.

В целом можно выделить положительные и отрицательные стороны стратегии инновационно-технологического прорыва высокотехнологичных компаний.

Положительные:

- повышение производительности предприятий за счет оптимизации производственных процессов, внедрения роботизированных технологий, автоматизации управления;

- существенное сокращение издержек за счет замены ручного труда автоматизированным, проведения автоматических расчетов, ускорения принятия решений при использовании информационных аналитических инструментов;

- развитие цифровых технологий способствует повышению ценности товаров и услуг для потребителей. Например, уже существуют комедийные театры, где люди платят не за сам билет, а за количество раз, которые они посмеялись, все это возможно благодаря новым технологиям распознавания лиц. Развитие таких технологий приведет к еще большему стремлению компаний угодить своим клиентам;

- развитие новых технологий позволяет осуществлять разнообразные операции и действия, выполнение которых было бы связано с риском для жизни людей или очень большими временными и финансовыми затратами.

Отрицательные:

- нужно помнить, что развитие автоматизации процессов может часто влиять на физическую безопасность. Например, управление доменными печами при возникновении сбоев в программном оборудовании может стать угрозой экологии и жизни людей;

- сам процесс внедрения технологий является достаточно долгим и затратным. Необходимо подготовить и обучить персонал, протестировать системы, выявить все возможные негативные последствия и провести большой объем работы перед окончательным внедрением технологий в производственный процесс;

- проведение существенных перемен в компании в связи с внедрением технологий.

Несмотря на наличие отрицательных моментов, положительных факторов больше, а также выше потенциальная выгода от внедрения разнообразных современных технологий. Главной причиной необходимости активного использования рассмотренных технологий является перспектива утраты конкурентных позиций в будущем, так как большинство крупных высокотехнологичных компаний предприятия разрабатывают проекты в данной сфере. Уже в настоящее время руководители предприятий могут получать всю необходимую информацию о его работе на смартфон, в будущем вырастет качество данной информации, так как ее будут собирать интеллектуальные автоматизированные системы, которые будут предлагать свои варианты действий. Происходит постоянное совершенствование производственных процессов, что позволит повысить ценность товаров и услуг для их прямых потребителей.

Заключение

Таким образом, современные компании стремятся к развитию технологий в своей деятельности. В большей степени это характерно для высокотехнологичных компаний Европы, которые активно развиваются в автоматизации управления, использовании роботов в производстве, внедрении современных информационно-коммуникационных технологий. Компании Центральной Азии пока отстают в данном направлении, но осознают необходимость развития данной сферы в будущем.


Источники:

1. Абрамов Е.Г., Мельников О.Н. Феномен креативной экономики в бизнесе // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – № 1(1). – c. 36-43.
2. Бубнова Г.В., Куренков П.В., Некрасов А.Г. Цифровая логистика и безопасность цепей поставок // Логистика. – 2017. – № 7(128). – c. 46-50.
3. Витязь П.А., Чижик С.А., Хейфец М.Л. «Индустрия 4.0» – эволюция технологических комплексов от аддитивного производства к самовоспроизведению машин // Актуальные вопросы машиноведения. – 2017. – c. 7-18.
4. Горбунова Е.Г., Смирнова Е.Е. Индустрия 4.0 и место России в новой промышленной революции // Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России. – 2017. – № 8. – c. 131-133.
5. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Зарубежный опыт управления инновационным развитием как базисом повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях экономики знаний (знаниевой экономики) // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. – 2012. – № 5. – c. 172-176.
6. Кириченко И.А., Смирнов А.В. Активизация инвестиционных процессов как необходимое условие обеспечения экономической безопасности страны // Экономическая безопасность. – 2018. – № 2. – c. 117-121. – doi: 10.18334/ecsec.1.2.100502.
7. Кошкарева О.А. О стратегиях развития фундаментальной науки в контексте обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2018. – № 4. – c. 337-342. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100531.
8. Кузнецова Т.И., Иванов Г.М., Опарин О.И. Цифровое предприятие в концепции «Индустрия 4.0» // Гуманитарный вестник. – 2017. – № 12(62). – c. 10. – doi: 10.18698/2306-8477-2017-12-494.
9. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Модернизация инновационной экономики в контексте формирования и развития венчурного рынка // Общественные науки. – 2011. – № 1. – c. 278-285.
10. Меренков А.О. Индустрия 4.0: немецкий опыт развития цифрового транспорта и логистики // Управление. – 2017. – № 4. – c. 17-21.
11. Самойлова Е.С. «Индустрия 4.0»: тихая революция нового мира // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2017. – № 83-84. – c. 53-58. – doi: 10.26653/1993-4947-2017-83-84-03 .
12. Стефанова Н.А., Молодых А.Е. Индустрия 4.0 // Актуальные вопросы современной экономики. – 2017. – № 3. – c. 25-30.
13. Тиверовский В.И. Инновации в зарубежной логистике // Транспорт: наука, техника, управление. – 2017. – № 4. – c. 38-42.
14. Тимонина И.Л. Индустрия 4.0 в Японии: направления и перспективы // Восточная аналитика. – 2017. – № 1-2. – c. 90-93.
15. Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. – 2017. – № 60. – c. 197-215.
16. Auch die Intralogistik wird digital // Stahlreport. – 2016. – № 7-8. – p. 16.
17. Arbeitsplatzversorgung mit flexiblen Shuttle // DHF Intralogistik. – 2016. – № 5. – p. 34-35.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:04:42