Геоэкономическая стратегия России: преодоление дискриминации российского бизнеса как фактор инновационного прорыва

Чуев Д.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (56), Август 2011

Цитировать:
Чуев Д.А. Геоэкономическая стратегия России: преодоление дискриминации российского бизнеса как фактор инновационного прорыва // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 71-76.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16548811

Аннотация:
Материал посвящен проблеме преодоления дискриминации российского бизнеса как обязательного условия для успешной реализации геоэкономической стратегии России и перевода страны на инновационные рельсы развития. В исследовании приводятся последние данные по ограничительным мерам относительно РФ, а также предложены инструменты для снижения дискриминации российских компаний.

Ключевые слова: инновационное развитие, протекционизм, геоэкономическая стратегия, дискриминация российского бизнеса



Пути и методы инновационного развития экономики России вызывают большой интерес в российском обществе, что объяснимо, ибо существующая сырьевая модель экономики страны не может обеспечить высокую конкурентоспособность и не отвечает национальным интересам. Выход РФ на инновационный путь развития предполагает реализацию геоэкономической стратегии страны (далее – геостратегии). Являясь комплексной системой по реализации национальных задач на территории всего мира, геостратегия подразумевает выгодное использование любых имеющихся ресурсов вне зависимости от географии и юрисдикции их расположения [3].

Протекционизм и инструменты его преодоления

Для реализации геостратегии страны, получения доступа к мировому доходу и современным технологиям, не имеющим аналогов на внутреннем рынке, экспансии российских ТНК на зарубежные рынки, а также повышения своего международного статуса России необходимо осуществить снижение дискриминации отечественного бизнеса, что определяет актуальность исследования.

Если анализировать ограничительные меры против российского бизнеса (рис. 1), то можно констатировать существенный рост количества и расширение географии дискриминационных мер (в 2010 году – 22 страны [4]).

Рис. 1. Динамика применения ограничений в отношении товаров российскогоэкспорта с 1992 по 1-ое полугодие 2010 года

По данным Минэкономразвития России, на 1 июля 2010 г. против РФ было использовано 97 ограничительных мер, в том числе антидемпинговые меры – 45 ед.(46%), меры нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования – 45 ед.(46%), специальные защитные меры – 7 ед.(6%).

Ограничения не только ведут к недополучению доходов российскими компаниями, на которые могли бы быть произведены инвестиционные проекты в РФ, но и не позволяют получить доступ к иностранным технологиям и рынкам, в то время как это является обязательным условием инновационного прорыва страны.

Разрабатывая комплекс мероприятий по противодействию протекционистским мерам необходимо учитывать уже наработанный отечественный опыт, а также опыт иностранных государств.

Эффективным инструментом преодоления дискриминации является расширение участия российских ТНК в международной кооперации и реализации коммерческих инициатив за рубежом. Приобретение или создание национальными компаниями зарубежных активов есть необходимое условие реализации геостратегии России и объективная предпосылка выживания в глобальной конкуренции, в связи с чем должно быть широко использовано в интересах перевода отечественной экономики на инновационный путь развития.

Как правило, приобретение российскими компаниями иностранных фирм является частью комплексной стратегии по обеспечению бесперебойных поставок сырья, увеличению производственных мощностей и нахождению новых клиентов. К примеру, крупные российские металлургические компании повысили свою глобальную конкурентоспособность за счет приобретения активов в тех странах, куда экспортируется продукция, обходя, таким образом, квоты и антидемпинговые ограничения на рынках ЕС и США [3]. Разумная покупка зарубежных высокотехнологичных активов позволяет переходить к производству и сбыту товаров с большей добавленной стоимостью.

Необходимы меры по улучшению репутации российских компаний на мировой арене. Особую значимость представляет формирование внешнеполитического имиджа страны и национальных компаний с помощью маркетинговых инструментов (связи с общественностью, реклама, лоббизм). Роль государства состоит в том, чтобы поддерживать, помогать и побуждать российские ТНК к расширению их присутствия за рубежом.

Преодоление дискриминации предполагает использование такого механизма, как страхование экспортных сделок и инвестиций российского бизнеса, что станет действенным инструментом по продвижению на внешние рынки.

Иностранные государства активно используют данный инструмент. К примеру, официальным кредитным органом по содействию экспорту США является Экспортно-импортный банк США, который в 2009 году израсходовал на собственную программу экспортного страхования 21,02 млрд долларов, а КНР на аналогичную прог рамму в 2009 году потратила 84 млрд долларов.

На данный момент предоставлением госгарантий РФ для поддержки экспорта, осуществляется ЗАО «Росэксимбанк», но помощь, оказываемая российским экспортерам, остаётся незначительной: в 2009 году банк предоставил госгарантии в размере 285 миллионов долларов.

По мнению некоторых экспертов, создание новой госкомпании, которая занималась бы страхованием рисков компаний за рубежом, нецелесообразно, поскольку этим занимаются частные страховщики, а над проблемами дискриминации на внешних рынках должны работать МИД и МЭР РФ, то есть создание очередной госкомпании ситуацию не изменит [13].

ВТО как способ адаптации в геоэкономическом пространстве

На наш взгляд, частные страховые компании, в силу небольшой емкости оперируемого ими капитала не способны обеспечить переход к инновационной, геоэкономической парадигме развития. Основная причина заключается в том, что геостратегия России предполагает реализацию транспортных и других инфраструктурных проектов, таких как добыча энергоносителей, производство электроэнергии, развитие телекоммуникационных систем за рубежом, создание международной сети российских банков, продвижение технологий [3].

В июле 2010 года наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил создание Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (далее – Агентство). На наш взгляд, в силу ограниченности средств, вносимых в уставной капитал Агентства (30 млрд рублей), и планируемого объема осуществления ВЭБ гарантийных экспортных операций, (2008-2012 гг. – 9,46 млрд долларов) [14] приоритет должен быть отдан геоэкономическим проектам. При выборе проекта необходимо будет ответить на вопрос: каким образом в результате внедрения в перспективный геоэкономический анклав возрастет конкурентоспособность конкретных компаний и российской экономики в целом?

В целях преодоления ограничительных мер, устанавливаемых странами СНГ, необходимо усовершенствовать государственную гарантийную схему.

Российский механизм госгарантий дискриминирует страны СНГ, относя их к самой высокой группе риска с минимальными предельными объемами гарантирования [1], что идёт в разрез с интересами РФ, поскольку потеря в странах СНГ опережающего влияния означает снижение международного веса РФ вплоть до уровня региональной державы [6].

Не являясь членом ВТО, Россия будет постоянно встречать ожесточенное сопротивление при попытках выйти на зарубежный рынок, за исключением сырьевого. Данную мысль подтверждают действия других государств, вводящие ограничительные меры против России на основании того, что РФ не является членом ВТО. В связи с этим вступление в ВТО определяет отношение стран к российским компаниям и к России в целом. Хотя членство в ВТО не является гарантией того, что автоматически будут убраны все преграды, дискриминирующие РФ на мировых рынках, оно будет содействоватьснятию ограничений.

Однако стоит сказать, что вступление России в ВТО может представлять угрозу существованию многих отраслей РФ. Так как барьеры во внешней торговле придется снимать и РФ, то отечественные слаборазвитые и неконкурентоспособные компании и отрасли могут исчезнуть либо перейдут под контроль иностранных ТНК, так как не выдержат конкуренции [7].

Вывод

Итак, нами были рассмотрены основные пути по преодолению дискриминации российского бизнеса.

Реализация данных инструментов крайне важна для инновационного развития страны, поскольку не только позволит повысить интеллектуальный потенциал, но и снизить сумму ущерба от дискриминационных мер, который в 2009 году составил 2,04 млрд. долларов, или 1% от ВВП страны. РФ пока еще обладает возможностями для инновационного развития экономики и крайне важно их реализовать, ведь мир не стоит на месте, и время, отведенное на восстановление Россией своих позиций в мире, крайне ограничено.


Источники:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. № 566-р «Перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые в 2008-2010 годахоказывается государственная гарантийная поддержка с учетом предельных ежегодных объемов гарантирования».
2. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ) [Текст]. – М.: 2007, № 122, 123.
3. Геоэкономика и конкурентоспособность России: Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России: Научно-аналитический доклад [Текст] / М.Ю. Байдаков, Н.Ю. Конина, Э.Г. Кочетов, Е.В. Сапир, В.Л. Сельцовский, Н.С. Столярова, Е.Д. Фролова; Под научной ред. Э.Г. Кочетова; Общественная академия наук геоэкономики и глобалистики. – М.: Книга и бизнес, 2010.
4. Доступ российских товаров, услуг инвестиций на зарубежные рынки [Текст]. – М.: МЭР РФ, 2010.
5. Российский бизнес за рубежом: динамика развития [Текст] // Аналитика СКОЛКОВО / Московская школа управления СКОЛКОВО; Международная группа экспертов проекта Emerging market global players. 2008.
6. Экономические интересы и задачи России в СНГ [Текст] / С.А. Кулик, А.Н. Спартак, И.Ю. Юргенс. - М.: Экон-Информ, 2010.
7. Чуев Д.А. Вступление России в ВТО: сворачивание отраслей народного хозяйства как фактор ухудшения экономической безопасности России [Текст] // Российское предпринимательство, 2010. – № 2 (выпуск 1).
8. The Unrelenting Pressure of Protectionism: The 3rd GTA Report, 10.12.2009, Global Trade Alert, London, 2009.
9. Will Stabilisation Limit Protectionism? The 4th GTA Report, 01.02.2010, Global Trade Alert, London, 2010.
10. Africa Resists the Protectionist Temptation The 5th GTA Report, 26.05.2010, Global Trade Alert, London, 2010.
11. Unequal Compliance: The 6th GTA report, 23.06.2010, Global Trade Alert, London, 2010.
12. www.eulerhermes.com
13. http://www.uralsib.ru/
14. http://www.veb.ru/ru/strategy/support/export/

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:39:17