Необходимо создавать централизованную систему управления инвестиционной деятельностью

Капитаненко М.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Капитаненко М.С. Необходимо создавать централизованную систему управления инвестиционной деятельностью // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 149-153.

Аннотация:
Сегодня отличительной особенностью инвестиционной деятельности в России является отсутствие системы организации управления инвестиционными процессами. Это приводит к экономическим дисфункциям, повышению уровня коррумпированности, снижению эффективности инвестиционных проектов, увеличению сроков поступления налоговых отчислений в бюджеты различных уровней. В результате бремя «инвестиционной расхлябанности» несут на себе органы местного самоуправления муниципальных образований, которые, в силу бюджетной несостоятельности, пока не в состоянии решать вопросы местного значения в полном объеме.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, управление инвестиционной деятельностью



Сегодня отличительной особенностью инвестиционной деятельности в России является отсутствие системы организации управления инвестиционными процессами. Это приводит к экономическим дисфункциям, повышению уровня коррумпированности, снижению эффективности инвестиционных проектов, увеличению сроков поступления налоговых отчислений в бюджеты различных уровней. В результате бремя «инвестиционной расхлябанности» несут на себе органы местного самоуправления муниципальных образований, которые, в силу бюджетной несостоятельности, пока не в состоянии решать вопросы местного значения в полном объеме.

Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений, является основным условием социального и экономического развития как муниципальных образований, так регионов и государства в целом.

В настоящее время можно с уверенностью говорить о перспективах привлечения инвестиций в Россию и о результатах, которые достигнуты благодаря деятельности иностранных и отечественных инвесторов.

Деятельность инвестора направлена, в первую очередь, на получение прибыли, но и государство также заинтересовано в получении налоговых доходов. Однако существующее управление инвестиционной деятельностью не только зачастую «рушит» планы владельцев капитала, но и затягивает сроки получения налоговых доходов в бюджеты различных уровней.

Можно назвать несколько основополагающих причин, из-за которых это происходит:

1. Несогласованность действий участников инвестиционного процесса. Зачастую согласование инвестиционных проектов происходит в одних и тех же структурах несколько раз («по кругу») по причине отсутствия четких требований к предъявляемым со стороны инвестора материалам. Это приводит к затягиванию сроков согласования.

2. «Непрозрачность» инвестиционных процедур. Каждый участник инвестиционного процесса должен точно знать последовательность и сроки своих действий. Сроки также затягиваются по причине запрашивания недостающих материалов одним органом у другого.

3. Отсутствие ответственности участников инвестиционного процесса. В целях плановых сроков рассмотрения и согласования инвестиционных проектов к каждому этапу необходимо прикреплять ответственных лиц.

Для каждого из участников инвестиционного процесса должен быть определен регламент проведения процедур. Также должна быть определена доля ответственности за несоблюдение сроков.

Приведем некоторые примеры, для того чтобы показать роль организационных процедур при различных проблемах в области организации управления инвестиционной деятельностью.

При выборе места размещения объекта инвестирования необходимо учитывать, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ выделение земельных участков под строительство производится с соблюдением разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий, которые установлены проектами планировки населенных пунктов. При этом предусматривается обязательное участие граждан Российской Федерации и их объединений в обсуждении и принятии решений о целесообразности строительства объекта. Кроме того, инвестору необходимо получить заключения от соответствующих органов об отсутствии полезных ископаемых, оползневых и карстовых явлений на участке, археологических памятников и других ограничений на использование земельного участка.

Поскольку при реализации проектов стоимость инженерных коммуникаций во многом определяется техническими условиями на подключение к соответствующим сетям, выдвигаемых собственниками последних, инвестору необходимо проводить экономическую оценку и проверять техническую обоснованность предлагаемых вариантов примыкания. Почти всегда необходимы переговоры по «тяжелым» (влекущим большие финансовые затраты) пунктам технических условий, а порой и выбор альтернативного варианта.

Несмотря на ясные и четкие положения Земельного кодекса РФ о порядке выделения земли под строительство, много сил и времени требуют вопросы оформления права землепользования на согласованный участок. Причинами этого являются незавершенность работ по определению границ частных землевладений, участков муниципальной, региональной и федеральной собственности и документальному оформлению права собственности на них.

Приведенные примеры специально подобраны так, чтобы показать роль организационных процедур при проблемах разной физической природы. Но все подобные проблемы должны решаться в рамках тех временных интервалов, которые приемлемы для инвестора, а это не всегда учитывается согласующими органами.

Поскольку на каждое согласование отводится до месяца, да плюс еще 1,5-2 месяца на государственную вневедомственную экспертизу, то период разработки проекта, контроля его качества и согласования с заинтересованными организациями становится определяющим этапом инвестиционного цикла.

Опыт показывает, что самыми трудоемкими и продолжительными являются работы по получению технических условий на примыкание предприятия к инженерным коммуникациям и согласованию (экспертизе) технико-экономического обоснования проекта (ТЭО). Эти работы должен выполнять сам инвестор (при этом необходимо получить лицензию на право строительной деятельности) или поручить их тем компаниям, которые уже имеют государственный сертификат.

Чтобы разработать технико-экономическое обоснование и получить заключение на проект, инвестору в настоящее время приходится обращаться более чем в 60 организаций (административных, надзорных, проектных и т.п.) за согласованиями и разрешениями. При этом Архитектурно-планировочное управление субъекта Федерации не примет ТЭО на рассмотрение, если административными органами муниципального и регионального уровней предварительно не было согласовано место размещения предприятия, а государственная экологическая экспертиза проекта не проводится до получения заключения областного Центра санитарно-эпидемиологического надзора, который, в свою очередь, требует документы о праве на землепользование.

Все это затягивает рассмотрение проекта, а закрепленное в действующих нормах право согласующих организаций запрашивать «дополнительные материалы» превращает рассмотрение ТЭО в бесконечный процесс.

Анализ процесса получения разрешения на реализацию проекта, охватывающий всю совокупность организационно-правовых аспектов свидетельствует о чрезмерной многоступенчатости процедур: согласования места размещения предприятия, оформление земельно-имущественных вопросов, получение технических условий на присоединение к инженерным сетям и прочее.

Все вышесказанное происходит по причине неорганизованности инвестиционной деятельности. В настоящее время инвестиционная деятельность носит «инертный» характер и поэтому превращается в неуправляемый процесс.

Необходимо совершенствовать управление инвестиционной деятельностью. Это возможно с применением инструмента, способствующего регламентировать совокупность общих норм и правил для участников инвестиционного процесса на территории единого законодательного пространства.

Подобный инструмент должен обеспечивать взаимодействие федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти и инвесторов при управлении процессом согласования, рассмотрения и реализации инвестиционных проектов с различными источниками финансирования (включая бюджетные источники).

Экономический эффект от совершенствования управления инвестиционной деятельностью по предлагаемому формату в перспективе будет способствовать плановому вводу мощностей, что избавит от «недостроя»; увеличению поступлений налоговых доходов в бюджеты различных уровней за счет сокращения сроков согласования инвестиционных проектов и снижения транзакционных издержек инвестора на стадии согласований и получения разрешений. В результате это позволит органам местного самоуправления более самостоятельно решать основные социальные и экономические задачи в условиях реформы местного самоуправления.


Источники:

1. Авторский коллектив Института интенсификации процесса реализации экономических реформ в регионах. Механизмы и возможности активизации инвестиционных процессов. – М. : ИПРЭРР, 2003. – 258 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:30:25