Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты

Лев М.Ю.

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Лев М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 447-466. – doi: 10.18334/eo.10.2.100903.

Аннотация:
В статье исследуется правовая природа экономической безопасности, обусловленная необходимостью совершенствования направлений экономической безопасности в контексте составляющей национальной безопасности в целом. Обосновывается актуальность темы экономической безопасности тем, что экономическую безопасность следует считать отдельным правовым институтом, которому присуще определенные характерные признаки. Экономическая безопасность рассматривается как часть национальной безопасности, которая определяется системой комплексного управления на основе реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. Анализ процессов экономической безопасности, как составляющей обеспечения национальной безопасности определяет направления экономического и финансового благополучия и защиты личности, а также выявляет пороговые и целевые значения, при которых негативные тенденции усиливают вызовы и угрозы национальной безопасности. Для успешного функционирования экономической системы в Российской Федерации необходима разработка стратегии, которая должна строиться на соблюдении национальных интересов, в частности, быть направленной на экономический рост страны. Предлагается создавать институты, которые могут оперативно проводить мониторинг всей системы безопасности, способные выявлять основные факторы, негативно влияющие на данную систему, и могут обеспечивать современными методами повышение эффективности и их реализацию, и которые должны опираться на законы и претворяться в жизнь на законном основании с учетом расходов на их осуществление, предусмотренных бюджетом.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, социально-экономическая безопасность, пороговые значения

JEL-классификация: F52, H56, K32



Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты
Лев М.Ю. 1 1 Институт экономики РАН, Москва, Россия

Введение

Актуальность исследования определяется совокупно­стью следующих обстоятельств:

- правовая природа экономической безопасности обусловлена

потребностью разработки ее направлений в контексте важной составляющей национальной безопасности в целом;

- «проблема обеспечения национальной безопасности на данный момент

представляется для России одной из основных, являясь и условием, и целью проведения реформ во всех областях государст­венной и общественной деятельности» [14, с. 258] (Afanaseva, 2018);

- в Российской Федерации существует необходимость определения

ориентиров системы экономической безопасности как правового явления;

- Стратегия нацио­нальной безопасности Российской Федерации до 2020

года определяет основ­ное содержание обеспечения национальной безопасности в поддержании пра­вовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей го­сударства на уровне, отвечающем национальным интересам РФ. Это предполагает необходимость выработки правовых мер по ее реализации в дальнейшей консолидации правового пространства РФ;

- отсутствие оптимального сочетания законодательных и нормативно-

правовых методов регулирования, как показывает практика, часто ставит под уг­розу экономическую безопасность РФ.

Основой для обеспечения национальной безопасности в России является Конституция РФ [1], так как это ключевой документ, в котором перечислены права и свободы граждан. Согласно ч. 1, ст. 15, все принимаемые законы и нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ в силу ее высшей юридической силы и прямого действия на всей территории России. В ч. 1 ст. 7 говорится о том, что Российская Федерация – социальное государство и его политика направлена на создание условий для достойного проживания и развития граждан. Права и свободы граждан являются смыслом и содержанием законов, деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. В ч. 1 ст. 45 закреплена гарантия защиты государством прав и свобод граждан.

Все права, закрепленные в Конституции РФ, реализуются посредством принятого Президентом Указа от 31 декабря 2015 года «О Стратегии национальной безопасности» [9]. Стратегия – это базовый документ, в котором определены национальные интересы России, цели и задачи в области внешней и внутренней политики и т.п. В этом документе содержится определение национальной безопасности: это состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан России, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Другие нормативно-правовые акты в сфере экономической безопасности уточняют положения Конституции РФ и федерального законодательства на уровне субъектов Российской Федерации, регламентируют работу различных ведомств и т.д. «Судебные органы осуществляют защиту конституционного строя РФ и осуществляют правосудие» [5]. Правовую основу экономической безопасности, помимо прочего, составляют Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ (в редакции от 05.10.2015) «О безопасности» [2], Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ (с изм. от 03.07.2016) [3] и другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты.

Теоретической основой исследования послужили работы:

- Павлова В.И., раскрывающего сущность проблем и противоречий

реализации Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года [28, с. 40] (Pavlov, 2019);

- Савкина В.Е., анализирующего теоретические аспекты и методологию научного анализа экономической безопасности государства [30, с. 170] (Savkin, 2018);

- Бухвальда Е.М., исследующего правовые и институциональные

проблемы интеграции требований экономической безопасности в систему стратегического планирования [16, с. 58] (Bukhvald, 2019);

- Васильевой Н.И., обосновывающей нормативно-правовую базу обеспечения экономической безопасности России [17, с. 25] (Vasileva, 2018), и др.

Целью работы является формирование подходов к даль­нейшему совершенствованию правовой основы экономической безопасности на основе системно-теоретического анализа, исторического опыта правового обеспечения безопасности России, современного состояния российского законодательства в данной сфере.

Авторская гипотеза строится на том, что развитие правового регулирования экономической безопасности в РФ представлено в эволюционном ракурсе правового обеспечения национальной безопасности, при которой существует необходимость интеграции основополагающих документов – установление правовых основ системы экономической безопасности и стратегических – развитие системы управления экономической безопасности по отраслям.

Научная новизна исследования заключается в формировании теоретических положений основ экономической безопасности РФ, расширяющих законодательно-правовой инструментарий управления развитием экономических систем государства.

Правовое регулирование сферы экономической безопасности

К официальным документам, которые косвенно регулируют отношения в сфере обеспечения экономической безопасности, относятся такие документы, как Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина [11], Климатическая доктрина, Продовольственная доктрина [7], Доктрина по информационной безопасности [6] и многие другие подобные документы. Эти документы не имеют конкретных указаний и не являются нормативно-правовыми актами, однако они имеют большое значение, так как в них сформулированы общие положения, концепции развития в сфере безопасности.

На рисунке 1 приведена иерархия правовых актов, которые регламентируют экономическую безопасность.

Пятиугольник: 
 Законодательство 
 субъектов РФ
,Пятиугольник: Нормативные правовые акты местного самоуправления

Рисунок 1. Иерархия правовых актов в сфере экономической безопасности

Источник: составлено автором.

Ежегодно на цели обеспечения национальной обороны выделяются денежные средства, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

Затраты на национальную оборону в Российской Федерации

в период с 2011 по 2020 г.

№ п/п
Год
Федеральный закон
(на соответствующий год)
Раздел классификации расходов федерального бюджета
Национальная оборона (млрд руб./% к ВВП)
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (млрд руб./% к ВВП)
1
2011
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 N 357-ФЗ
1516,0 / 2,5
1259,8 / 2,1
2
2012
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2011 N 371-ФЗ
1812,3 / 2,7
1843,0 / 2,7
3
2013
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012 N 216-ФЗ
2103,6 / 2,9
2061,6 / 2,8
4
2014
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2013 N 349-ФЗ
2479,1/ 3,1
2086,2/ 2,6
5
2015
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 01.12.2014 N 384-ФЗ
1261,0/ 1,5
251,7/ 0,3
6
2017
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 19.12.2016 N 415-ФЗ (последняя редакция)
2 872, 3/ 3,1
1 977, 2/ 2,0
8
2018
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 N 362-ФЗ (последняя редакция)
2 729, 2*/ 2,8
2 790,7/ 2,7
1 876, 2*/ 1,8
2 095,2/ 1,7
9
2019
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)
2 815, 8*/ 2,7
2 914,2**/ 2,6
2 999,4/ -
1 889, 7*/ 1,7
2 095, 2**/ 1,6
2 203,4/ -
10
2020
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020)
2 808, 0*/ -
2 844,6**/ -
3 100,8/ -
2 140, 7* /-
2 153,4**/ -
2 458,2/ -
* Принято первоначально в Федеральном бюджете от 19.12.2016 N 415-ФЗ.

** Принято в Федеральном бюджете от 05.12.2017 N 362-ФЗ

Источник: сформирована автором по материалам Министерства финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru/ru/

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что при сокращении доли расходов на национальную оборону в ВВП за последние три года с 3,1% до 2,5% в суммарном выражении расходы существенно не увеличились.

Таким образом, «обеспечение безопасности дело очень затратное, но при этом в законах о бюджетах расходы по статье «экономическая безопасность» отдельной строкой не выделено» [18] (Zalesov, Krekova et al., 2019).

В Стратегии национальной безопасности [1] нет определения экономической безопасности, но она указана как одна из основных составляющих национальной безопасности. В документе прямо указано на то, что национальную безопасность составляют оборона страны и все виды безопасности, закрепленные Конституцией РФ, прежде всего, такие виды, как экологическая, экономическая, государственная, общественная, информационная, энергетическая, транспортная, безопасность личности.

На рисунке 2 отражена структура Стратегии национальной безопасности2. Национальная безопасность состоит из взаимосвязанных компонентов отраслевых видов безопасности, для каждой из которых также разрабатываются доктрины на основе единой Концепции национальной безопасности.

Рисунок 2. Структура Стратегии национальной безопасности РФ

Источник: составлено автором.

Также в пункте 5 первой главы Стратегии национальной безопасности прописано, что национальная безопасность и социально-экономическое развитие страны неразрывно взаимосвязаны и взаимозависимы.

«Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, вхождение России в число стран-лидеров по объему ВВП и успешное противостояние внутренним и внешним угрозам» [19, с. 338] (Koshkareva, 2018).

Проблема определения экономической безопасности с точки зрения права является довольно сложной и долгое время рассматривалась в рамках экономических наук. Неслучайно отмечается, что «экономическая безопасность тесно связана с такими показателями экономики, как «экономический рост» и «устойчивость социально-экономической системы» [32] (Senchagov, 2000). В настоящее время экономическую безопасность можно представить как составляющую национальной безопасности в таком состоянии урегулированных правом общественных отношений, при котором возможно непрерывное и эффективное воспроизводство, распределение и потребление благ в интересах личности, общества и государства.

С позиции исполнения конституционных норм, изложенных в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, понятие экономической безопасности можно дать как достаточный уровень состояния экономики страны, при котором возможно обеспечить существующий статус государства, политическое и социально-экономическое развитие, не зависимое от внешнего давления, а также поддержание достаточного уровня легального дохода для большинства населения.

Экономическую безопасность следует считать отдельным правовым институтом, которому присущи определенные характерные признаки [20, с. 99] (Krylova, 2019):

- круг лиц основных субъектов обеспечения экономической безопасности (это высшие должностные чины и члены высшей государственной власти, которые обладают конституционно-правовым статусом);

- целью предоставления правового воздействия является возможность

правовым способом обеспечить воздействие государства на экономические процессы в целях обеспечения экономической безопасности;

- особые процедуры привлечения к ответственности в целях исполнения

государственными органами функций по обеспечению экономической безопасности;

- юридическая ответственность за нарушения правовых норм по

обеспечению экономической безопасности.

«Особенностью угроз экономической безопасности является их диверсификация, не всегда есть возможность эти угрозы просчитать или предугадать» [27, с. 92] (Pavlenko, 2018). В науке дано множество определений экономической безопасности, но все они базируются на принципе соблюдения экономических прав граждан. В этом ключе сформировано понятие национальной безопасности, отраженное в Указе Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» (утв. в 2017 г.) [10]. Отсюда следует, что экономическая безопасность довольно емкое понятие, составное и включает различные виды безопасности: продовольственную, технологическую и другие виды безопасности, отраженные в Конституции РФ и в различных правовых нормативных актах.

Говоря о правовом обеспечении экономической безопасности, нельзя не заметить, что несмотря на утвержденную еще в 1996 году Государственную стратегию экономической безопасности [2], до сих пор не разработан федеральный закон «Об основах экономической безопасности в Российской Федерации», хотя такие попытки предпринимались, например, согласно Постановлению СФ ФС РФ от 08.08.1996 № 327-СФ «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации» [12], было рекомендовано разработать такой закон. Кроме этого приоритетными задачами могут стать разработка и продвижение национальных проектов в области экономической безопасности. Это может создать условия для проведения руководством страны необходимых реформ в области экономики и социальной политики.

«По результатам мониторинга, который был проведен Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации, национальную безопасность нашей страны регулируют более 70 указов Президента РФ и около 200 федеральных законов» [21, с. 19] (Kuznetsova, 2015). Проанализировав документы, можно сказать, что система правового обеспечения экономической безопасности далека от совершенства и нуждается в дальнейшем исследовании и разработке.

Например, в ранее действующей Концепции национальной безопасности [3] не содержались цели и долгосрочные программные положения, в Стратегии национальной безопасности не проработаны вопросы формирования национальных интересов в экономике, как оценивать и реагировать на экономические угрозы и т.п. Эти недостатки могут привести к разрозненности сил и средств обеспечения экономической безопасности, необходимости концентрации усилий на кризисных направлениях.

Обеспечение экономической безопасности

Государство должно быть гарантом общественной безопасности. «Это важная функция и обязанность государства, так как остальные функции государства, хоть и являются не менее важными, однако приобретают смысл, только если у общества образуется некий уровень социального доверия к государству как к объекту, способному защитить и проявляющему заботу о своих гражданах» [29, с. 157] (Savitskiy, 2015).

Чтобы успешно выполнять возложенные на него функции, государству необходимо стратегическое планирование, в том числе и в сфере обеспечения национальной безопасности. Для успешного функционирования экономической системы в Российской Федерации необходима разработка стратегии. Эта стратегия должна строиться на соблюдении национальных интересов, в частности должна быть направлена на экономический рост страны как составляющую экономической безопасности государства. Так, в Концепции национальной безопасности сказано, что реализация национальных интересов возможна только при устойчивом развитии экономики. Поэтому национальные интересы нашего государства в этой сфере являются определяющими.

Выработка концепции экономической безопасности очень тесно связана с представлением о будущем страны, являясь своего рода социальным идеалом, и опирается на долговременные национальные цели государства. «В этом случае концепция, ее цели и меры по достижению воспринимаются обществом как необходимое и понятное, становясь началом массового сознания» [15, с. 47] (Bogomolov, 2015).

Цели государственного регулирования могут быть различны, например, их можно рассматривать по источнику возникновения и содержанию; выстроенными в произвольном порядке или логичной последовательности. Необходима обоснованная субординация целей, когда реализация одной цели становится источником другой. Обоснованность целей определяется ресурсами, опирается на право и закрепляется законодательно. Однако главное требование – цели должны совпадать с интересами общества и наличие доверия населения.

«Рассматривая целеполагание в общем виде, можно классифицировать виды экономической политики, которые проводит государство для обеспечения экономической безопасности» [34, с. 11] (Chekmaryov, Noskov, 2018):

- стабилизационная политика проводится в условиях кризиса, когда

нужно нейтрализовать какие-либо негативные процессы в экономике и достичь управляемости;

- социальная политика – характерна для развитых стран. На первый план

выходят социальные цели, а так как такая политика проводится в тесной увязке с экономикой, то такие страны можно назвать странами с социально ориентированной экономикой;

- политика общеэкономического равновесия. При реализации такого

вида политики делается упор на недопущение роста цен, более 1% в год; высокий уровень занятости населения (уровень безработицы в пределах 3–7%); экономический рост, сбалансированность внешнеторговых операций – положительное сальдо внешнеторгового баланса;

- политика экономического роста – здесь во главе стоит оптимальность

между «потреблением сегодня» и «потреблением в перспективе».

Экономическая политика отражается в различных государственных программах, целевых, социальных и т.п., структуре государственного бюджета, размещении государственных заказов, в государственном регулировании экспорта и импорта, кредитования, налогообложения и т.д.

«Соответственно, инструментами экономической политики являются: фискальные рычаги, кредитно-денежные инструменты, установление предельных уровней цен, введение ограничений и запретов на определенные виды деятельности, индикативное планирование, прямое директивное планирование, введение экспортно-импортных тарифов, таможенных пошлин» [23, с. 140] (Lev, 2015). «Разработка системы индикаторов экономической безопасности позволяет оценить многие показатели уровня жизни, безработицы, наличие и темп инфляции» [24, с. 83] (Lev, 2016). Между тем важны не сами индикаторы, а динамика их изменения. На практике можно использовать трехуровневую систему показателей:

- первый уровень показателей имеет важное значение для экономики

страны в долгосрочной перспективе, и в качестве пороговых значений в российской экономике они не используются;

- второй уровень – значения показателей, при которых экономика страны

может находиться в условиях спада, и ухудшение реальных показателей от значений показателей второго уровня может привести к дальнейшему развитию кризиса;

- третий уровень – достижение этих показателей может привести

экономическую систему к серьезному структурному кризису.

Использование этих показателей и показателей второго уровня может помочь с прогнозом кризиса обслуживания долга и разрушения финансовой системы [33, с. 9] (Senchagov, Lev, Gelvanovskiy, Rubin, Ivanov, Karavaeva, Kolpakova, Pavlov, Rogova, Vayver, Lev, Kazantsev, 2017).

Государственная стратегия экономической безопасности [8] может быть успешно реализована, если не будут нарушены механизмы саморегуляции модели экономики, а также при соблюдении определенных условий:

- при государственном управлении необходимо разграничение между

федеральными и исполнительными органами власти субъектов Федерации;

- значения показателей должны быть достоверными;

- в процессе разработки планов по социально-экономическому развитию

и обсуждения государственного бюджета должны быть учтены требования экономической безопасности;

- необходимо четко представлять цели экономической безопасности.

Под государственным управлением понимается деятельность особой группы людей, осуществляемая на профессиональной основе, в политико-административной системе, реализующих волю государства, выраженную посредством законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав и обязанностей граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан в целях построения правового и социально ориентированного государства. Это понятие включает в себя следующие категории:

- государственная управленческая деятельность – осуществление

субъектами исполнительной власти, собственно, функций государственного управления;

- субъект государственного управления – государство – как

совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления;

- объект государственного управления – общественные отношения

социальных и иных общностей людей, организаций, поведение отдельных граждан, другими словами, отношения, которые могут быть подвергнуты государственному регулированию;

- сфера государственного управления – комплекс организационных

отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий;

- орган государственного управления – субъект исполнительной власти,

непосредственно осуществляющий функции государственного регулирования в пределах компетенции, который обладает для этого необходимыми ресурсами.

«Задачей государственного управления в сфере экономической безопасности, прежде всего, является создание и налаживание эффективного функционирования системы экономической безопасности» [25, с. 59] (Maksimov, 2012).

Чтобы претворить в жизнь стратегию экономической безопасности, нужно разработать механизм ее реализации. «Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации» [26, с. 66] (Maksimov, 2013). Механизм представляет из себя систему правовых и организационно-экономических мер, предотвращающих экономические угрозы.

«Существуют следующие элементы механизма обеспечения экономической безопасности страны» [35, с. 108] (Yukhachev, Sayapin, Kondrashova, 2019):

- контроль за состоянием общества и экономики;

- определение пороговых значений социально-экономических

показателей, перечень параметров;

- государственный контроль за внешними и внутренними

экономическими угрозами;

- создание резервов для использования в экстремальных условиях.

Для полноценного обеспечения экономической безопасности в государстве необходимо создать инфраструктуру, которая бы присутствовала во всех сферах исполнительной и законодательной власти. В рамках исполнительной власти инфраструктура должна создаваться по функциональным направлениям и по зонам ответственности, в том числе в Совете безопасности и Правительстве РФ как координирующих органах соответственно.

Изучая работы российских ученых-экономистов, можно сказать, что многие уделяют большое внимание роли государства в экономике. Есть разные мнения по степени влияния государства на экономику, но все сходятся во мнении, что такое влияние должно осуществляться. Например, задача государства при падении показателей развития каких-либо сфер в экономике – всеми средствами постараться выправить ситуацию. «Индикаторы экономической безопасности практически определяют степень участия государства в экономике» [15, с. 31] (Bogomolov, 2015).

На рисунке 3 отражена система управления экономической безопасностью Российской Федерации.

Рисунок 3. Система управления экономической безопасностью РФ

Источник: Институциональная среда, как фактор обеспечения экономической безопасности [13, с. 92] (Agaeva, Lubyanitskiy, 2015).

В целом деятельность государства по обеспечению экономической безопасности состоит в следующем:

- прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;

- стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

- правовое регулирование в вопросах безопасности;

- разработка и внедрение комплекса оперативных и долговременных мер

по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности;

- применение специальных экономических мер;

- разработка, производство и внедрение современных видов вооружения;

- организация научной и исследовательской деятельности;

- координация всех органов государственной власти;

- финансирование расходов на обеспечение безопасности, а также

контроль за целевым расходованием средств;

- международное сотрудничество в целях повышения безопасности;

- другие мероприятия в области обеспечения безопасности.

Практика показывает, что государственное регулирование ориентировано на практические результаты, выход из кризисных ситуаций и т.п. Как пример государственного регулирования в банковской сфере можно привести систему возвратов вкладов. В случае банкротства какого-либо банка, входящего в систему страхования вкладов, государство гарантирует гражданам возврат вкладов на сумму до 1400000 руб. Это закреплено в Федеральном законе от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [4].

Результаты исследования подтверждают, что ключевые составляющие обеспечения национальной безопасности – военная и экономическая безопасность – представляют собой комплексную динамическую составляющую обеспечения национальной безопасности, в основании обеспечения которой лежат национальные ценности и интересы, общие цели, традиции, история, совокупность внутренних и внешних национальных потребностей.

Изменение доли государства в экономике часто воспринимается только с одной стороны – по доле государственной собственности. Однако регулирование хозяйства со стороны государства можно рассматривать и осуществлять с помощью различных инструментов, банковской системы, фондовой и товарной бирж, бюджетов, налоговой системы и т.д.

Государственное регулирование экономической безопасности – часть экономической политики государства. Усиление или ослабление регулирования должно быть ориентировано на получение конкретных экономических результатов. Многие авторы отмечают в высокоразвитых странах снижение доли государственной собственности, уменьшение инвестиций и привлечение для инвестиций частного капитала, а также рост доли государственных расходов в ВВП.

Следует отметить, что в правовом отношении помимо целей, задач, понятий, направлений, которые присутствуют в Стратегии, в ней не предусмотрен государственный контроль, а как было уже отмечено, в законодательстве по экономической безопасности именно такого закона не существует.

Во всех законодательных актах по вопросам национальной экономической безопасности отсутствует ответственность за нарушения.

Между тем отсутствие ответственности за нарушения в сфере экономической безопасности лишает возможности государства укреплять контроль, и как следствие, сдерживается формирование единого эффективного экономического механизма федеративных отношений как основы социально-экономической стабилизации. Например, если установлены пороговые критерии по 40 индикаторам экономической безопасности в Стратегии, то при их нарушении ответственность не предусмотрена ни в гражданском, ни в уголовном, ни в административном законодательстве РФ. Притом что в Уголовном кодексе [4] определена ответственность за преступления в сфере экономики в разделе VIII, состоящем из трех глав: 21–23, в составе которых 32 статьи не предусматривают ответственности за нарушения экономической безопасности. В Кодексе об административных правонарушениях [5] также не предусмотрена ответственность в сфере экономической безопасности.

Заключение

Основные направления исследования экономической безопасности как составляющие национальной безопасности требуют дальнейшего развития в аспекте законодательно-правового обеспечения.

Ранее существовавшая Концепция национальной безопасности не содержала целей и долгосрочных программных положений, Стратегия национальной безопасности не затрагивала вопросы формирования национальных интересов в экономике, способы оценки и реагирования на экономические угрозы и т.д. Эти недостатки могут привести к разобщенности сил и средств обеспечения экономической безопасности, необходимой концентрации усилий в кризисных зонах.

«Правовая природа экономической безопасности характеризуется состоянием защищенности со стороны законодательных норм в сферах: экономической, информационной, экологической, социальной и другой государственной и общественной деятельности» [22, с. 22] (Kuznetsova, 2018), так как законодательно-правовая система национальной безопасности государства в современных условиях призвана обеспечивать состояние защищенности все­го общества в целом.

Эффективный правовой механизм регулирования экономической безопасности способствует нейтрализации внутренних и внешних угроз, в связи с чем в статье обосновано, что данный механизм должен содержать элементы, которые в текущей правоприменительной практике и законодательной поддержке нуждаются в дополнительной проработке, а именно:

- ответственность за нарушение установленных экономических норм

безопасности;

- критерии оценки состояния правовой экономической системы;

- экономическая безопасность и эффективность ее механизма;

- система мониторинга и оценка экономической безопасности.

Каждый из основных элементов играет определенную роль в обеспечении экономической безопасности, а в совокупности они образуют механизм безопасности всей правовой системы страны.

Конкретизированы уровни в системе государственных органов и ведомств обеспечения экономической безопасности, а именно:

- стратегический (представленный деятельностью Президента РФ);

- консультационно-координационный, представленный Совбезом РФ,

обеспечивающий реализацию функций Президента РФ в области безопасности;

- исполнительный (органы исполнительной власти – федеральный,

региональный, местный), который обеспечивает стратегию и формы обеспечения экономической безопасности на уровне общегосударственной экономической политики.

В статье показано, что эффективная работа органов, обеспечивающих законодательное-правовое регулирование экономической безопасности, зависит от качества оценки и анализа экономической ситуации в стране этими органами.

Таким образом, «для обеспечения экономической безопасности необходимо создавать институты, которые могут оперативно проводить мониторинг всей системы безопасности, способных выявлять основные факторы, негативно влияющие на данную систему, и могут обеспечивать современными методами повышение ее эффективности» [31, с. 212] (Samoylova, 2014).

Выявлены пробелы в правовой области обеспечения экономической безопасности, среди которых автор выделяет:

- отсутствие систематизации законодательно-административных мер в

области экономической безопасности;

- отсутствие органа исполнительной власти с функциями обобщающего

правоприменительную деятельность по всем мерам нарушений в сфере экономической безопасности, предлагающего рекомендации по ее оптимизации и совершенствованию.

В целях единой концепции состояния законодательно-правового регулирования экономической безопасности необходимо принять нормативно-правовой акт, регламентирующий взаимодейст­вия всех компетентных органов, обеспечивающих национальную безопасность.

В перспективе необходима дальнейшая работа в правовом поле решения проблем экономической безопасности, так как цели экономической политики должны опираться на законы и претворяться в жизнь на правовой основе с учетом затрат на их реализацию, предусмотренных бюджетом отдельной строкой.

[1] Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 20. Ст. 2902. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW_216629/ (дата обращения 28.03.2020).

[2] Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ =doc=LAW&n=92725&fld (дата обращения 28.03.2020). Документ утратил силу с 13 мая 2017 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». – URL: http://www.consultant.ru/cons/ =doc =LAW&n=216629&dst (дата обращения 28.03.2020).

[3] Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Документ утратил силу с 12 мая 2009 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537. – URL: http://www.consultant.ru/cons/ cons_doc_LAW&n=25683&fld (дата обращения 28.03.2020). (ред. от 01.07.2014). Документ утратил силу с 31 декабря 2015 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 31.12.2015 № 683. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/cons/ LAW&n=165072& (дата обращения 28.03.2020).

[4] "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) www.consultant.ru. Дата сохранения: 14.04.2020

[5] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) www.consultant.ru. Дата сохранения: 14.04.2020.


Источники:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 28.03.2020).
2. Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности». Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения 28.03.2020).
3. Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016). Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 28.03.2020).
4. Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Электронный ресурс, режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.zakonrf.info%2Fzakon-o-strahovanii-vkladov%2F (дата обращения 28.03.2020).
5. Федеральный Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158640/ (дата обращения 28.03.2020).
6. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения 28.03.2020).
7. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953/ (дата обращения 28.03.2020).
8. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/ (дата обращения 28.03.2020).
9. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения 28.03.2020).
10. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 20. Ст. 2902. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 28.03.2020).
11. Приказ Президента РФ «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976). Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (дата обращения 28.03.2020).
12. Постановление СФ ФС РФ от 08.08.1996 №327-СФ «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации». Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=236663#01805394908782758 (дата обращения 28.03.2020).
13. Агаева Л.К., Лубяницкий В.В. Институциональная среда, как фактор обеспечения экономической безопасности // Вестник Сам. ГУ. 2015. №2 (124). С. 92.
14. Афанасьева Д.А. Политические риски и их учет в обеспечении экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 3. – С. 258.
15. Богомолов В.А. Экономическая безопасность (2-е издание) учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 31, 47.
16. Бухвальд Е.М. Правовые и институциональные проблемы интеграции требований экономической безопасности в систему стратегического планирования // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 1. – С. 58.
17. Васильева Н.И. Нормативно-правовая база обеспечения экономической безопасности России об основных угрозах ее национальным интересам. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 1 (60). С. 25.
18. Залесов С.В., Крекова Я.А., Воронина Е.А., Моисеева Е.Е., Колесников С.И., Долженко Л.М., Бабакова О.М., Капустина Ю.А., Ростовская Ю.Н., Корецкая-Гармаш В.А., Прядилина Н.К., Мезенова В.В., Тарасюк Н.С., Алтунина Т.М., Чернышев Л.А., Зырянова Т.В., Манакова Е.В., Зырянов С.Б. Проблемы экономической безопасности: теория и практика. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный лесотехнический университет. Екатеринбург, 2019.
19. Кошкарева О.А. О стратегиях развития фундаментальной науки в контексте обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 338.
20. Крылова Е.В. Институциональные основы экономической безопасности: методологический и теоретический. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 2. № 3. С. 99.
21. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. Монография / Кузнецова Е.И. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 19.
22. Кузнецова Е.И. Теория экономической безопасности в эволюционном развитии современной науки. Экономическая безопасность. 2018. № 1. С. 22.
23. Лев М.Ю. Особенности реализации государственной ценовой политики: социально-экономический аспект. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 5. С. 140.
24. Лев М.Ю. Цены как фактор экономической безопасности и их влияние на инфляционные процессы в России. Вестник РАЕН. 2016. Т. 16. № 2. С. 83.
25. Максимов С.Н. Государственное управление в сфере экономической безопасности России. Монография / Максимов С.Н. — М.: Московский психолого-социальный университет, 2012. С. 59.
26. Максимов С.Н. Административно-правовое регулирование в сфере экономической безопасности. Монография / Максимов С.Н. — М.: Московский психолого-социальный университет, 2013. С. 66.
27. Павленко Ю.Г. Экономическая безопасность в условиях креативно-инновационной экономики: политико-экономический аспект // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 2. – С. 92.
28. Павлов В.И. Проблемы и противоречия реализации стратегии экономической безопасности российской федерации на период до 2030 года // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 1. – С. 40.
29. Савицкий А.Г. Национальная безопасность. Россия в мире. Учебник для студентов вузов / Савицкий А.Г. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 157.
30. Савкин В.Е. Экономическая безопасность государства: теория и методология научного анализа. Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2018. № 4. С. 170.
31. Самойлова Л.К. Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности государства // Известия ОГАУ. 2014. №1. С. 212.
32. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В. Сенчагова. М.: Институт экономики РАН, 2000.
33. Сенчагов В.К., Лев М.Ю., Гельвановский М.И., Рубин Б.В., Иванов Е.А., Караваева И.В., Колпакова И.А., Павлов В.И., Рогова О.Л., Вайвер Ю.М., Лев М.Ю., Казанцев С.В. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ Москва, 2017. С. 9.
34. Чекмарёв В.В., Носков В.А. Теория экономической безопасности: концептуальный пространственный подход в дискурсе новой политической экономии. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. № 11 (169). С. 11.
35. Юхачев С.П., Саяпин А.В., Кондрашова И.С. К вопросу о теории экономической безопасности как интегрированной общественной потребности. РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2019. № 1. С. 108.

Страница обновлена: 04.07.2020 в 22:25:44