Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности как эффективный процесс управления инновационным развитием малого бизнеса в сфере научной инфраструктуры
Скачать PDF | Загрузок: 3 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (36), Декабрь 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12990318
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрен новый закон, позволяющий государственным вузам и НИИ учреждать малые инновационные предприятия, а также создавать необходимые предпосылки для формирования инновационного бизнеса, без которого построение национальной инновационной системы невозможно.
Ключевые слова: инвестиции, инновационный бизнес, прибыль, малые инновационные предприятия, научные организации, внутренние источники финансирования
На сегодняшний день общепринято считать, что стабильное экономическое развитие страны может быть осуществлено лишь на инновационной основе. Только в этом случае Россия сможет реализовать свои шансы на реализацию программ ресурсосбережения, эффективности производства и выпуска конкурентоспособной продукции.
Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности содействует эффективности управления инновационными процессами. Сущность законодательства в области патентного и авторского права позволяет инновационным предприятиям обеспечить конкурентные преимущества, улучшить инновационный климат, создать условия для широкого использования инноваций, получить соответствующую прибыль от реализации инновационных продуктов. [1]
Несмотря на огромное количество нормативных актов по правовому обеспечению, практика отражает множество неурегулированных вопросов. В России отсутствует Закон об инновационной деятельности. Не определены четко понятия «инновация», «инновационная деятельность». Но при этом принят ряд законов, устанавливающих правовой режим объектов интеллектуальной собственности, имеется много подзаконных актов в той или иной мере затрагивающих регулирование инновационной деятельности. Все это приводит к множеству толкований и противоречий в правовом поле при решении вопросов поддержки и развития субъектов инновационной деятельности. [2]
Решение многих из указанных проблем эксперты связывают с принятием 2 августа 2009 г. Федерального закона Российской Федерации N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», [3] который имеет огромное значение не только для государственных учреждений образования и науки, но и для всей российской экономики в целом. Закон – это важнейших элементов новой законодательной базы национальной инновационной системы. Именно разработки, полученные в российских вузах и НИИ, могут стать основным средством модернизации отечественной экономики. Вузы и научные учреждения страны давно боролись за принятие этого закона.
Данный закон позволяет государственным вузам и НИИ учреждать малые инновационные предприятия, внося в качестве вклада в их уставной капитал результаты научно-технической деятельности, правообладателями которых они являются. Он также снимает множественные законодательные преграды, которые долгое время затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах и НИИ, и внедрение их в реальный сектор экономики.
Важна и социальная значимость принятого закона, благодаря которому в России при вузах и НИИ должны появиться сотни малых инновационных предприятий, ведь в них начнут работать тысячи выпускников этого года, причем по полученной в вузе специальности.
В настоящее время основные проблемы коммерциализации инновационных разработок вузов и НИИ сводятся преимущественно к несовершенству российского законодательства, регламентирующего инновационную деятельность. Можно говорить и о непростом менталитете научного сообщества, недоверии инвесторов к инновационным технологическим проектам, неразвитости венчурного бизнеса в России, об отсутствии квалифицированных специалистов (юристов и менеджеров), работающих в сфере интеллектуальной собственности.
Ранее государственные вузы и НИИ не могли являться учредителями инновационных компаний, более того коммерциализация объектов интеллектуальной собственности была крайне затруднена из-за непроработанного механизма заключения лицензионных договоров и получения государственными учреждениями вознаграждения по ним. Все это сильно тормозило инновационную деятельность вузов и НИИ, не позволяло молодым ученым заниматься внедрением научно-технических разработок в реальный сектор экономики.
С принятием данного закона коммерциализация интеллектуальной собственности, принадлежащей государственным вузам и НИИ, станет проще. В соответствии с законом государственные вузы и НИИ получили теперь право при учреждении инновационных предприятий внести в их уставной капитал права на использование объектов интеллектуальной собственности, включающих программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Объекты интеллектуальной собственности могут вноситься в уставной капитал инновационных предприятий путем заключения с ними лицензионного договора или договора о передаче прав на использование ноу-хау.
Кроме того, при учреждении малых инновационных предприятий вуз (или НИИ) обязан направить уведомление о решении стать учредителем в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Что особенно важно, созданные малые инновационные предприятия не имеют права передавать интеллектуальную собственность, полученную от вузов и НИИ, третьим лицам, то есть они не вправе заключать лицензионные договоры или договоры о передаче прав на использование ноу-хау, предметом которых будет являться передача прав на интеллектуальную собственность, принадлежащую вузам и НИИ. При этом вузы и НИИ вправе распоряжаться своими долями или акциями инновационных предприятий только с предварительного согласия своего собственника.
Данные ограничения создают довольно эффективный механизм контроля правомерности использования государственной интеллектуальной собственности. Конечно, возлагается дополнительная ответственность на сами вузы и НИИ, учредившие инновационные предприятия. В учреждениях образования и науки должны быть разработаны прозрачные правовые механизмы создания и контроля деятельности учрежденных малых инновационных предприятий. Для эффективного контроля за деятельностью предприятий, скорее всего, потребуется, чтобы в составе наблюдательных советов или советов директоров таких предприятий были представители учредителей.
Создание инновационной компании, занимающейся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, довольно сложный процесс. Первоначально в вузе или НИИ необходимо оценить, насколько актуален на рынке инновационный проект, ради которого планируется создание малого предприятия. Затем существенное время может потребоваться на поиск стратегического партнера-инвестора, который сделает финансовые вложения в данное предприятие, например, став его учредителем. Даже если эти два этапа пройдут сравнительно быстро, с момента создания предприятия до момента получения первой прибыли могут пройти месяцы. Но с этим ничего нельзя поделать, инновационный бизнес требует и производственной базы, и необходимого научного задела, все это не делается за несколько дней, это существенно сложнее, чем открыть, например, торговую палатку.
При этом новые рабочие места будут созданы в ближайшие месяцы, а насколько на этих местах будут высокие зарплаты, зависит, прежде всего, от молодых ученых, от того, насколько они будут активны, нацелены на результат – коммерциализацию технологии, от того, какую поддержку им смогут оказывать инвесторы, вузы и НИИ.
Отдельно остановимся на роли инвесторов в развитии малого инновационного предпринимательства. Несмотря на необходимость перевода российской экономики на инновационные рельсы, до сих пор отечественные предприниматели крайне мало внимания уделяли инновационному бизнесу. Большие деньги по-прежнему инвестируются в сырьевые месторождения. Без помощи бизнес-сообщества эффективное функционирование малых инновационных предприятий невозможно. Малым инновационным предприятиям могут помочь вузы и НИИ, которым нужно дать возможность на льготных условиях предоставлять таким предприятиям в аренду свои площади и технику. Теперь университетам разрешено учреждать малые инновационные предприятия для коммерциализации технологий, над которыми ученые совместно с аспирантами и студентами так долго работали в своих лабораториях. В то же время все должны понимать, что эта привилегия влечет соответствующие обязанности и ответственность. Во-первых, к сожалению, не все разработки найдут свое место на рынке, во-вторых, бизнес – это риск, и далеко не все созданные инновационные предприятия выживут в условиях жесточайшей рыночной конкуренции.
Есть все основания полагать, что данный закон позволит государственным учреждениям образования и науки учреждать малые инновационные предприятия, а также создавать необходимые предпосылки для формирования и развития инновационного предпринимательства, без которого, по единодушному мнению большинства ученых-экономистов, построение национальной инновационной системы невозможно.
Источники:
2. Коноплев С.П Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М .: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2008. - 128 с.
3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (Закон РФ, №127, от 2 августа 2009).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:12:23