Технология инновационного развития как инструмент реализации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Инновационному развитию сегодня нет альтернативы. Однако, как свидетельствует мировой опыт, оно не реализуется автоматически. Необходим определенный «критический» набор условий. Важнейшими среди них являются те, которые непосредственно воздействуют на человека, способствуют раскрытию его творческого потенциала.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, творческий потенциал, инновационный потенциал
Инновационному развитию сегодня нет альтернативы. Однако, как свидетельствует мировой опыт, оно не реализуется автоматически. Необходим определенный «критический» набор условий. Важнейшими среди них являются те, которые непосредственно воздействуют на человека, способствуют раскрытию его творческого потенциала.
Наиболее развитые страны мира прошли доиндустриальный и индустриальный этапы экономического развития и все больше находятся на этапе постиндустриального развития, где главным фактором прогресса вообще и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, в частности, выступают интеллектуально-инновационные ресурсы [2]. Однако они не возникают сами по себе и в своей первооснове являются производной интеллекта отдельного или ассоциированного индивидуума.
В постиндустриальном обществе на первый план выходят индивидуумы и их структурированные совокупности, которые имеют соответствующие творческие свойства для генерирования новых знаний и на их базе ‑ инноваций. То есть, индивидуумы, которые могут активно участвовать в инновационном процессе и стать его «двигателями».
В целом инновационный процесс представляется очень сложным, разноплановым и многоэтапным явлением. Он связан с созданием, овладением и распространением новшеств. Но первичным его звеном всегда является творческий процесс их создания, в котором принимает участие значительное количество разных субъектов (как индивидов, так и их организованных совокупностей):
‑ отдельные рационализаторы и изобретатели;
‑ научно-исследовательские коллективы;
‑ отдельные научные работники; предприятия, организации и их сотрудники; автономные подразделения предприятий и организаций, которые находятся на коммерческом расчете; разные кооперационные структуры (технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, научно-технологические центры).
Несмотря на очевидную разнородность перечисленных организаций, они выполняют одну общую функцию ‑ связанную с разработкой инноваций. Поэтому возникает насущная потребность в формировании специального понятия, которое описывало бы всю совокупность субъектов, которые создают инновации.
Сегодня в научной литературе чаще всего используется понятие «субъекты инновационного процесса» [3]. Но оно вряд ли может быть признано удачным, хотя бы в силу своей нейтральности и широты. Такими субъектами могут быть и разработчики новшеств, и инвесторы, и производители новых видов продукции, и поставщики, и продавцы, и потребители, и общество в целом (общественные и государственные институты). Такой подход не дает возможности выделить первичное звено субъектов инновационного процесса, которые «находится у истоков инноваций».
Официальная статистика РФ пока также использует целую совокупность таких понятий: «предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью», «предприятия, выполняющие работы по созданию и использованию объектов промышленной собственности и рационализаторских предложений», «изобретатели, авторы промышленных образцов и рационализаторских предложений», и ряд других.
Однако эти определения не дают четкого разделения субъектов, которые самостоятельно создают новшества, и тех, к которым они поступают из внешней среды. То есть пока отсутствуют специальные термины для характеристики субъектов инновационной деятельности и в энциклопедических изданиях. На наш взгляд, наиболее адекватно эту функцию может выполнить сравнительно недавно ставшее популярным в литературе понятие «инноватор».
Например, в учебных пособиях по «Инновационному менеджменту» инноватор определяется как автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рационализаторского предложения, «ноу-хау», промышленного образца или другого вида инновации) [3]. Причем материальным или процессным инновациям, как правило, предшествует создание того или другого объекта интеллектуальной собственности.
Следует признать, что приведенные выше определения адекватно отражает суть исследуемого понятия. Но кроме общего его определения важно также дать классификацию субъектов, которых следует относить к инноваторам.
На наш взгляд, всех инноваторов можно разделить на две основные группы: индивидуальные и коллективные.
Под индивидуальными инноваторами следует понимать физических лиц, то есть отдельных индивидуумов, которые создают новшества. Причем к этой группе относятся как физический лица, которые работают по найму на конкретном предприятии (наемные инноваторы), так и физический лица, которые не работают по найму (свободные инноваторы).
Коллективные инноваторы включают в себя юридических лиц-инноваторов и автономных инноваторов.
Юридические лица-инноваторы ‑ это те оргаихации, которые самостоятельно или на кооперационных началах участвуют в инновационном процессе. К ним в первую очередь относятся предприятия и научно-исследовательские учреждения, которые самостоятельно или на кооперационной основе создают инновации.
Автономные инноваторы ‑ это подразделения предприятий и организаций, которые не имеют статуса юридического лица, но могут действовать относительно автономно и находятся на коммерческом расчете и занимаются созданием инноваций.
Инноватор, в сущности, становится главным действующим лицом в постиндустриальном обществе, поскольку он генерирует новые знания и на их базе создает новшества, которые становятся основным конкурентным ресурсом.
Проследить и оценить роль инноватора в современном обществе можно, если построить причинно-следственную цепь влияния деятельности инноватора на обеспечение конкурентоспособности как национальных экономик, так и отдельных субъектов хозяйствования. Эту цепь условно можно назвать информационно-инновационным вектором обеспечения конкурентоспособности в постиндустриальному обществе. Основные звенья этой цепи можно представить следующим образом.
1. Инноватор, используя свои творческие возможности и соответствующие общественно-экономические институты, генерирует новые знания.
2. Дальше с помощью соответствующих общественно-экономических институтов инноватор трансформирует новые знания в информацию как закрытую (доступную ограниченному кругу пользователей), так и открытую (доступную всему обществу).
3. На основе информации инноватором создаются собственно новшества (новации).
4. Новации, в свою очередь, становятся основой для создания новых (сегодня – постиндустриальных) технологий, производства новых товаров, оказания новых услуг и др.
Постиндустриальные технологии, в отличие от индустриальных (традиционное сырье и материалы и др.) ‑ это технологии, связанные с созданием и преобразованием постиндустриальных ресурсов, т.е. с производством, обработкой, трансформацией и передачей новых знаний и информации [5]. К этому же типу ресурсов можно отнести также гуманитарный (человеческий в широком смысле) потенциал развития. Большая часть этих ресурсов создается и используется в сфере нематериального производства.
Совершенствование технологий приводит к повышению эффективности использования как постиндустриальных и индустриальных – прежде всего, материальных ‑ ресурсов. Интегральным результатом указанной выше причинно-следственной цепи выступает поступательное повышение уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и национальной экономики в целом.
Таким образом, в основе информационно-инновационного вектора повышение конкурентоспособности экономики страны в целом и отдельных субъектов хозяйствование лежат интеллект индивидуума и его творческий потенциал, т.е., в сущности, способность к творчеству, то есть к генерированию нового знания. Способность и мотивация индивидуума к творчеству [4, 6] становятся одними из основных факторов обеспечения конкурентоспособности и важным фактором формирования национального интеллектуального капитала.
Источники:
2. Инновационная экономика / под ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой. – М. : Наука, 2004. – 352с.
3. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития : учеб. Пособие / под ред. В.А. Аньшина, А.А. Дагаева. – М .: Дело, 2006. – 584 с.
4. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М. : Машиностроение. – 2004. – 400 с.
5. Феликс Янсен. Эпоха инноваций : пер. с англ. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 308 с.
6. Экономика, основанная на знаниях: учебное пособие / под общ. Ред. А.Л. Гапоненко. – М.: РАГС, 2006. – 352 с.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 01:49:39