Использование факторинга в обеспечении конкурентоспособности предприятия: достоинства и проблемы
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Медведев И.Е. Использование факторинга в обеспечении конкурентоспособности предприятия: достоинства и проблемы // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 23-27.
Аннотация:
Главная цель любого хозяйствующего субъекта в рыночной экономике – поддержание конкурентоспособности, что обеспечивается многими факторами внешнего и внутреннего характера. В числе последних – ресурсы предприятия. Их ограниченность требует результативных подходов к управлению расходованием ресурсов, постоянного поиска рациональных источников пополнения и оценки эффективности использования данного вида оборотных активов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, кредитование, оборотные средства, факторинг
Главная цель любого хозяйствующего субъекта в рыночной экономике – поддержание конкурентоспособности, что обеспечивается многими факторами внешнего и внутреннего характера. В числе последних – ресурсы предприятия. Их ограниченность требует результативных подходов к управлению расходованием ресурсов, постоянного поиска рациональных источников пополнения и оценки эффективности использования данного вида оборотных активов.
Важным материальным ресурсом являются оборотные средства. Многие предприятия, вынужденные в условиях жесткой конкуренции проводить агрессивную рыночную политику, все чаще работают с отсрочкой платежа, отвлекая из оборота значительную их часть. Необходимость решения проблемы пополнения оборотных средств стимулирует развитие факторинга.
При существовании множества определений, в общем смысле факторинг трактуется как комплекс услуг для поставщиков, предоставляющих клиентам отсрочку платежа. Другими словами, это разновидность посреднической деятельности, при которой фирма-посредник за определенную плату получает от предприятия-поставщика право взыскивать и зачислять на его счет причитающуюся ему от покупателей сумму задолженности. Таким образом, посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя определенные виды рисков. Во многих странах мира (в особенности в Центральной и Восточной Европе) факторинговая индустрия переживает период роста. Объем международного рынка факторинга ежегодно в среднем увеличивается на 11-13% [1]. Рассмотрим достоинства факторинга и проблемы его использования в условиях российского рынка.
Эти вопросы активно дискутируются в научной литературе, но зачастую – с позиции банка (или факторинговой компании). Нас же интересуют достоинства и проблемы использования факторинга с позиции предприятия-поставщика, для которого эффективное формирование и использование оборотных средств – важный фактор конкурентоспособности. При этом отраслевая специфика деятельности предприятия не имеет существенного значения.
Факторинг идеально подходит для любых предприятий, стремящихся к расширению бизнеса или к выходу на новые рынки, включая «молодые» компании. Представители любой отрасли экономики, где есть постоянные торговые связи, а поставки товаров или услуг осуществляются на условиях отсрочки платежа, являются потенциальными участниками факторинговых схем.
В настоящее время в России факторинг наиболее распространен в производстве и дистрибуции продуктов питания, алкогольной, фармацевтической, упаковочной, косметической продукции, бытовой техники, мебели и др. Особенно актуальна данная услуга для организаций оптовой торговли, взаимодействующих с розничными торговыми сетями.
Достоинства и проблемы использования факторинга формируются в результате его механизма, на описании которого детально останавливаться не будем.
Прежде всего, остановимся на достоинствах и экономических результатах, которые дает данный инструмент российским предприятиям (рис. 1). Привести в статье детальный анализ причинно-следственных связей между ними не представляется возможным, Отметим, что «результаты» интерпретируются нами здесь как конкретные экономические показатели, позволяющие дать количественную оценку используемых достоинств (возможностей).
Основные
достоинства: |
|
Результат
использования: |
Покрытие дефицита оборотных средств. Эффективное финансовое планирование
|
Ритмичность хозяйственной деятельности. Высокая обеспеченность оборотными средствами
| |
Минимизация рисков, связанных с отсрочкой платежа, процентных и валютных рисков
|
Снижение суммы возможных потерь, рост доходов и прибыли
| |
Эффективное управление дебиторской задолженностью |
Рост ликвидности и платежеспособности. Снижение соответствующих статей управленческих расходов
| |
Рост масштабов деятельности и доли рынка
|
Увеличение объема оборота и рентабельности
| |
Получение конкурентных преимуществ по условиям расчетов за товары (услуги)
|
Рост клиентской базы, объемных и качественных показателей деятельности
|
Достоинства и результаты, получаемые предприятиями от использования факторинга, как это видно из рисунка, очевидны. Не случайно российский рынок факторинга с 2002 г. динамично растет. Так, по оценкам экспертов (в частности, рейтингового агентства «Эксперт РА»), доля факторинговых сделок в ВВП составляет уже около 1%. Только за 2006 г. российский рынок факторинга удвоился, составив порядка 11 млрд. долл. США.
В то же время, несмотря на такие позитивные результаты, существует множество проблем, препятствующих развитию факторинга в России, и, по сути, отражающих его недостатки, как инструмента управления оборотными средствами. На наш взгляд, основные из них, следующие:
– противоречивость российского законодательства и правоприменительной практики; отсутствие четкого законодательного регулирования факторинговой деятельности;
– недостаточная информированность участников рынка о преимуществах факторинга, непонимание ими сути данного инструмента; инерционность мышления руководителей российских предприятий;
– недостаточная доступность и разработанность методики оценки уровня рисков контрагентов факторинговых организаций;
– несовершенство положений, касающихся учета и документального оформления операций факторинга;
– недостаток квалифицированных кадров, способных активно развивать данное направление в российских банках;
– отсутствие стандартизации продукта факторинга, что не позволяет формировать сеть по оказанию данного вида услуг;
– высокие требования, предъявляемые банками и факторинговыми компаниями к своим клиентам, ограничивающие доступ предприятиям малого бизнеса.
Ограниченные рамки статьи не позволяют представить авторский взгляд на решение всех обозначенных проблем.
В рамках, определенных данной статьей, мы полагаем необходимым акцентировать внимание на актуальности разработки методики определения экономической эффективности факторинга, включая методы, систему показателей и критерии оценки. (Решение этой задачи имеет научное и практическое значение и, отчасти, снимает проблему инерционности мышления руководителей и специалистов российских предприятий). Автором предлагается следующий подход к разработке указанной методики.
Прирост объема оборота, доходов и прибыли предприятия, в конечном итоге, должен превышать расходы, связанные с использованием факторинга. Назовем это первым критерием оценки его эффективности.
В качестве второго критерия предлагается использовать результат сравнительной оценки факторинга и краткосрочного кредита: стоимость обслуживания факторинга должна быть ниже стоимости кредита. Это своего рода экономия на расходах, обеспечивающая прирост прибыли.
Третий критерий – сумма дополнительно полученных доходов (или прибыли) в результате оборачиваемости средств, полученных по факторинговой схеме.
Еще один критерий, четвертый, связан с экономией расходов за счет комплексности услуги факторинга. Плата за все услуги по факторингу ниже, чем за каждую в отдельности в случае кредита.
На основе вышеприведенных критериев, нами были проведены расчеты эффективности факторинга для оптовых предприятий – клиентов Новосибирского филиала «НОМОС-БАНКа» (ОАО), начавших использование данного инструмента в 2006 г. Практически на всех исследуемых предприятиях отмечено ускорение оборачиваемости товарных запасов, увеличение доходов от реализации товаров, рост показателей платежеспособности и ликвидности. Некоторым предприятиям ускорение оборачиваемости позволило скорректировать ценовую стратегию, что способствовало росту их конкурентных преимуществ.
Источники:
2. Зеваков А. М. Логистика материальных запасов и финансовых активов. – СПб.: Питер, 2005. – 352 с.
3. Медведев И. Е. Формирование оборотных средств на основе рыночного факторинга // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2006. – № 4(20). – С. 189-192.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:20:53