Основные направления развития межбюджетных отношений в РФ

Зарипова И.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зарипова И.Р. Основные направления развития межбюджетных отношений в РФ // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 148-150.

Аннотация:
При реформировании межбюджетных отношений необходимо исходить из Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, бюджет



При реформировании межбюджетных отношений необходимо исходить из Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В Российской Федерации существуют два уровня власти и местное самоуправление:

− федеральная государственная власть – обеспечивает единство конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России, гарантии прав человека и гражданина;

− государственная власть субъектов Российской Федерации – обладает вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения всей полнотой государственной власти;

− местное самоуправление – решает задачи реализации совместных интересов жителей в компактных территориальных образованиях.

При этом характер межбюджетных отношений должен определяться следующими основными принципами бюджетного федерализма:

− равноправие субъектов Федерации;

− самостоятельность и относительная независимость бюджетов различных уровней;

− законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы;

− обеспечение соответствия финансовых возможностей органов власти возложенным на них по закону обязанностям.

Основы нынешней бюджетной системы России сложились еще в условиях переходной экономики и отвечали характеру и методам действовавшей в то время системы управления экономикой страны, для которой были характерны следующие черты:

− концентрация значительной доли финансовых ресурсов в центральном бюджете;

− разделение всех бюджетных источников на закрепленные за соответствующим звеном бюджетной системы и регулирующие, нормативы отчислений по которым устанавливались вышестоящим органом власти и ежегодно пересматривались;

− широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетов;

− формирование территориальных бюджетов на основе расходов;

− "индивидуальный" подход при выделении финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

В нынешних условиях одной из ключевых задач в системе мер по реформированию управления экономикой и социальной сферой нашей страны является совершенствование взаимоотношений центральных и местных органов власти в ходе составления и исполнения бюджетов. Это должно выражаться в постепенном достижении согласованности общегосударственных, отраслевых и территориальных экономических интересов, обеспечении на этой основе рационального сочетания в финансово-бюджетном планировании централизации и децентрализации денежных ресурсов.

Как известно, организационной формой функционирования бюджета любой страны является бюджетная система. Ее существование должно быть обусловлено необходимостью соблюдения принципа социальной справедливости на всей территории государства, а также важностью обеспечения достаточной гибкости, маневренности и эффективности использования бюджетных ресурсов. Наличие в ней регионального и местного уровней, как неотъемлемых элементов финансового воздействия, должно отражать существующую потребность регулирования социально-экономических процессов в масштабах отдельных административных образований.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации. Это особенно важно, поскольку в условиях инновационного развития экономики нашей страны намечается тенденция к усилению роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы социального обеспечения, на поддержание среднего уровня доходов, на развитие образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Следует отметить, что для дальнейшего реформирования бюджетной системы в Российской Федерации необходимо найти гармоничное сочетание принципа единства и принципа самостоятельности. Как известно, единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов.

Принцип самостоятельности каждого бюджета означает, что любой орган власти обладает собственными источниками финансовых ресурсов, вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями и несет полную ответственность в установленном законом порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств. При этом важно поддерживать соответствие доходов финансируемым расходам и обеспечивать стабильное поступление денежных средств в бюджет. Бюджетная самостоятельность означает также невозможность изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельцев и предполагает обязательное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обусловленных решениями выше- стоящих структур.

Подобный подход к регулированию межбюджетных отношений обусловлен тем, что в современных условиях повышается самостоятельность каждого уровня власти и управления в экономическом и социальном развитии общества, а это предопределяет необходимость расширения и укрепления их ресурсной базы. Устойчивая ресурсная и финансовая база обеспечит реальность и действенность возложенных на них функций, станет основой для реализации их прав и обязанностей.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/main/10003000-000.htm.- Загл. с экрана.
2. Ахинов Г.А., Камилов Д.А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики: вопросы теории и практики. - М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Остром В. Смысл американского федерализма. - М.: Дело, 1993.
5. Joseph E. Stiglitz. Economics of Public Sectors. Third edition. – 2000.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 04:43:33