Построение информационно открытых отношений в новой экономике

Колесникова Н.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать:
Колесникова Н.А. Построение информационно открытых отношений в новой экономике // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 9. – С. 3-8.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618990
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современное развитие международных отношений выявляет тенденции, направленные на необходимость активного участия стран мира в построении глобального информационного общества. Нехватка информации и отчасти ее секретный характер негативно влияют на имидж страны при определении ее места в мировых рейтингах. Информационная прозрачность участников международной деятельности, скорость получения данных потребителями или инвесторами является средством эффективного функционирования новой мировой экономики и деятельности государств.

Ключевые слова: инновационное развитие, международные отношения, информационное общество



Современное развитие международных отношений выявляет тенденции, направленные на необходимость активного участия стран мира в построении глобального информационного общества. Нехватка информации и отчасти ее секретный характер негативно влияют на имидж страны при определении ее места в мировых рейтингах. Информационная прозрачность участников международной деятельности, скорость получения данных потребителями или инвесторами является средством эффективного функционирования новой мировой экономики и деятельности государств.

В условиях значимости права на получение информации, признанного всеми развитыми станами и зафиксированного во Всеобщей декларации прав человека ООН (ст.19) [1], отношения властных структур с представителями общества и бизнеса стремятся к качественно иному уровню. Государство может быть более открытым и способствовать росту демократии. Например, 75% австралийцев платят подоходный налог через Интернет; в Сингапуре на одном интернет-портале собрано 150 государственных служб; правительство США ежегодно совершает более 4 млн. сделок по закупке товаров и услуг на сумму более 17 млрд. долларов в режиме on-line; административные затраты в департаменте сельского хозяйства США снизились после установки системы электронных платежей с 77 до 17 долларов за сделку. Применяя глобальные информационные технологии, государственные органы поддерживают здоровый деловой климат в своих регионах, чтобы преуспеть в экономике, основанной на знаниях. [2] Опыт других стран, добившихся результатов в предпринимательстве при помощи научных достижений свидетельствует о необходимости эффективных, максимально открытых взаимоотношений государственных структур с бизнесом. В том числе, это позволит оказывать услуги совершенно новым, более удобным и дешевым способом, ориентированным на потребителя.

Сегодня даже небольшие фирмы стремятся подключиться к Интернету, иметь адрес электронной почты и свой сайт для использования возможностей новой экономики. Компании пересматривают свои стратегии и осваивают формы торговли в режиме реального времени, демонстрируя свою доступность, ускоряя обороты, снижая затраты, расширяя спектр деятельности и обеспечивая компактное хранение данных.

Происходящие изменения требуют реальной оценки ситуации. Применение статистических методов уже не охватывает новые факторы, влияющие на современные экономические процессы. Для выявления количественных и качественных характеристик новой экономики специалисты Института прогрессивной политики в США в 1999 году провели работу по проекту формирования национального индекса новой экономики, в начале для каждого штата – New Economy Index. Дальнейшие исследования способствовали появлению нового показателя для оценки стран мира – Global New E-Economy Index. При анализе индексов рассматривались следующие пять категорий:

1) рабочие места, требующие высокой квалификации и большого объема знаний;

2) глобализация экономики страны, устраняющая национальные барьеры в финансовом секторе и торговле;

3) динамика экономики и конкуренции, основанные на творческих способностях компаний;

4) трансформация в информационную экономику за счет электронного документооборота и виртуальных отношений;

5) возможности для технологических нововведений.

Величина Global New E-Economy Index определяет динамику и устойчивость экономики отдельной страны. Для расчета индекса были собраны данные по 47 странам мира, основные на следующей информации: ежегодный отчет по конкурентоспособности Международного института проблем управления – World Competitiveness Yearbook (2000 год); краткий путеводитель по компьютерной индустрии – Computer Industry Almanac и Internet Software Consortium. По результатам исследования выделился лидер в рейтинге стран – США, благодаря развитию ИТ-отраслей и новых способов ведения бизнеса. Второе место заняла Япония, отставая по показателям динамики экономики и конкуренции за счет недостаточного уровня транспарентности и управления информацией, как на уровне компаний, так и на уровне государственных структур. Такие страны, как Финляндия, Швеция, Исландия, Норвегия показали хорошие успехи в формировании новой экономики за счет значительных объемом инвестиций в глобальные информационные технологии. А европейские страны – Германия, Франция, Швейцария, Австрия продемонстрировали высокую глобализацию экономик своих стран и наличие возможностей для внедрения технологических нововведений. Россия же пока находится в конце списка рядом с ЮАР, в том числе из-за недостаточной прозрачности экономики. [3]

И здесь трудно не согласиться с экспертами РБК, что наша страна еще не интегрирована в систему мировых хозяйственных связей, а западные рынки существуют без нас. Необходимо создавать свой заметный рынок наукоемких технологий и параллельно эволюционно встраиваться в те цепочки транснациональных рынков, где мы не нарушаем сложившегося равновесия. [4]

Экономики стран уже находятся в некоторой зависимости от процессов управления информационными потоками и рационального распределения интеллектуальных ресурсов. Для оценки рисков, связанных с защитой национального бизнеса также принципиально важным является уровень информационной открытости отдельных экономических субъектов. В рамках международных инициатив это регулируется системой мер экономической безопасности в виде нормативно-правовых актов.

Многие сторонники «институциональной модернизации» считают, что коррумпированная бюрократия вредит экономике. Они придерживаются мнения о необходимости реформ, направленных на улучшение государственного управления, подавление коррупции и совершенствование человеческого капитала. Если эти задачи будут решены, даже частично, то рынок сам справится с проблемой роста. А с устранением трудностей поможет честное государство. [5]

Сегодня научно-технический прогресс выделяет направлениями своего развития революцию в средствах связи, транспорте, компьютеризацию и информатизацию общества. [6] Однако следует отметить, что просто наличие компьютеров и объем информации не способны изменить ситуацию ни на микро-, ни на макро уровне. Только творческие возможности современного человека в области применения накопленных знаний представляет собой мощный инструмент построения нового социально-экономического общества.

Крупные города, процветающие в условиях новой экономики, становятся оптимальным местом для жизни современного человека, хорошо информированного. Мировые финансовые центры Нью-Йорк, Лондон и Амстердам очень преуспели в информационной гонке, так как финансовый сектор очень заинтересован во внедрении высоких технологий. Но большинству городов за ними не угнаться. Квалифицированные специалисты находят работу в более привлекательных центрах. Тенденция использования новых технологий при развитии международного интеллектуального сообщества постоянно усиливается. Город должен меняться полностью, а не по частям. Интернет делает более доступным все: покупки и заказы товаров и услуг, взаимодействие с государственными учреждениями, получение информации по индивидуальному заказу. В этой ситуации согласимся со словами Президента Всемирного фонда интеллектуальных сообществ, основанного в Сан-Франциско Джона М. Эгера: «В отличие от городов прошлого, которые строились рядом с железными дорогами, водными путями или межгосударственными магистралями, города будущего – интеллектуальные сообщества – будут строиться рядом с информационными магистралями». [7]

Не за горами и появление «интеллектуальных городов». В январе 2008 года представители компании Cisco во главе с председателем совета директоров Джоном Чемберсом посетили Саудовскую Аравию для подписания соглашения о проектировании инфрастуктуры коммуникаций для строительства новых крупных современных городов XXI века. Одним из них будет «город знаний», где будет развиваться наука и цифровые технологии. Таким путем эта восточная страна стремиться диверсифицировать свою экономику и преодолеть зависимость от сырьевого экспорта. Появление международного делового центра с хорошо продуманной «интеллектуальной инфрастуктурой» позволит в новом качестве интегрировать в новую мировую экономику, заняв достойное место, а передовые информационные технологии создадут важное конкурентное преимущество и условия для проживания высококвалифицированных специалистов и современных требовательных потребителей. [8]

Таким образом, рассматривая экономическую ситуацию отдельных субъектов, столкнувшихся с проблемами распределения информационных потоков, особое внимание привлекают вопросы информационной открытости. С одной стороны можно построить систему эффективного взаимодействия бизнеса, государства и общества за счет реализации современных ИТ-проектов, а с другой – сложно определить количество необходимых инвестиций и масштабы мероприятий по внедрению высоких технологий во все сферы жизнедеятельности. Для оценки успешности проектов с применением глобальных информационных технологий мало количественных данных, составляющих лишь статистику процессов, нужна иная комплексная методология. Она должна учитывать новые современные интеллектуальные тенденции и риски глобализации экономик. Примером подобного измерения является индекс глобальной информационной экономики, раскрывающий потенциальные возможности стран мира для существования в информационном обществе XXI века. Стремление государств оторваться от сырьевой зависимости и полноценно интегрироваться в международную систему экономических отношений проявляется в создании и инвестировании научно-исследовательских проектов. Реализация таких мероприятий возможна как самостоятельно, так и при помощи квалифицированных специалистов ведущих отраслей мировой экономики.


Источники:

1. Официальный сайт ООН. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
2. еGov. Стратегии электронного бизнеса для государства / Д. Холмс; Пер. с англ. А.В. Коротков. – М.: ООО «Издательство АСТ» , 2004. – С.11-12. – ISBN 5-17-020692-5
3. Индекс глобальной информационной экономики // Государство в XXI веке. Информационный бюллетень Microsoft, май 2001, № 7 – C.18-22 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue7/03.mspx
4. России нужен масштабный научный проект / Редичкина О. // РБК. – 2008. - № 1 (январь). – С. 164-167.
5. Стратегии модернизации, институты и коалиции / Полтерович В. // Вопросы экономики. – 2008. - № 4. – С. 4-5
6. Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие Л.В. Шкваря. – М.: Эскмо, 2007. – С.67-68. – ISBN 5-699-10088-1
7. еGov. Стратегии электронного бизнеса для государства / Д. Холмс; Пер. с англ. А.В. Коротков. – М.: ООО «Издательство АСТ» , 2004. – С.313. – ISBN 5-17-020692-5
8. Первые в мире «интеллектуальные города». Новости ИТ-бизнеса для Профессионалов. 13.02.2008. Информационно-деловой канал @ASTERA [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.astera.ru/news/?id=54845

Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:20:38