Человек как личность в современной социально-экономической системе трудовых отношений
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (20), Август 2008
Цитировать:
Исаев Р.А. Человек как личность в современной социально-экономической системе трудовых отношений // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 8. – С. 119-126.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394922
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Прежде всего, следует подчеркнуть, что трудовая деятельность как действие, направленное на удовлетворение потребностей человека как личности, сопряжена с проявлением существенных особенностей в его поведении. Главными особенностями человека в управляемой социально-экономической системе являются его индивидуально-психологические свойства как разумного, биологически совершенного существа, остро реагирующего на влияние окружающей действительности.
Ключевые слова: трудовая деятельность, личность, интеллектуально-креативные ресурсы, трудовые отношения, человеческие ресурсы, интеллектуальный труд
Прежде всего, следует подчеркнуть, что трудовая деятельность как действие, направленное на удовлетворение потребностей человека как личности, сопряжена с проявлением существенных особенностей в его поведении. Главными особенностями человека в управляемой социально-экономической системе являются его индивидуально-психологические свойства как разумного, биологически совершенного существа, остро реагирующего на влияние окружающей действительности.
В связи с этим, в управлении человеческой деятельностью, нельзя не учитывать основополагающие факторы, связанные с природой человека.
Приведем здесь основные из них:
– человек как социальное существо, в поведении и действиях не однозначен, порой его действия подчинены не только внешнему влиянию в форме управления, но и внутренним осознанным и неосознанным побуждениям, вследствие чего ожидаемый эффект под влиянием управляющего воздействия может не состояться, а, наоборот, стать обратным ожидаемому;
– потенциал возможной деятельности человека ограничен, его физиологические и интеллектуальные способности имеют индивидуальный предел, который не может не учитываться в процессе управления;
– в социальной среде человек ведет себя несколько иначе, чем в индивидуальном плане, так как влияние окружающих людей корректирует присущие ему как индивиду психологические свойства и делает его несколько другим, отличающимся от первого своими действиями и поступками.
В процессе управления деятельностью любого коллектива перечисленные выше факторы оказывают влияние не только на процесс, но и на результат деятельности.
Естественно, возникает вопрос, в какой мере указанные особенности проявляются в поведении и действиях конкретной личности? Существует ли возможность существенной их коррекции путем управляющего воздействия? Можно ли изменить или исключить вовсе в процессе обучения, воспитания и организации трудовой деятельности каких-то (обозначим их нежелательными) свойств личности, но привить другие, более предпочтительные?
Нельзя не согласиться с тем, что ответы на поставленные вопросы зависят от степени нашего познания сущности человека, природы формирования его свойств.
Парадигма [1] нашего отношения к особенностям формирования свойств человека в последнее время претерпевает изменения. Действительно, длительное время мы находились в плену ошибочных представлений о человеке, продиктованных идеологическими установками. Коммунистическая идеология внушала всем простую и приятную мысль: кто был ничем, тот станет всем! Если чего-то в человеке нет, то приобрести это очень просто, а если есть пороки, то от них легко можно избавиться. Эта мысль укоренилась на основе ошибочных, но удобных для идеологов недавнего прошлого взглядах и представлениях о человеке. Основные из них кратко можно сформулировать следующим образом:
– люди по характеру способностей и набору потребностей в потенциале одинаковы;
– воспитуемость не имеет границ, из каждого человека можно сделать любого «ангелочка» и он будет передавать это свойство своим потомкам;
– коллективизм в разумном человеке сильнее индивидуализма, степень выраженности альтруизма зависит от воспитания;
– биологические потребности, как производные инстинктов в поведении и действиях разумного человека не имеют определяющего значения, а духовность, сформированная на идеологических установках, есть мотив любых действий и поступков;
– умными и способными не рождаются, все достигается ценой усилий по совершенствованию индивидуальных свойств определенным образом при соответствующих социальных условиях.
Что оказалось в итоге? Мы живые свидетели тому, как сама жизнь в последние годы ниспровергла эти постулаты.
Вновь научная мысль разворачивается от идеологии к природе и старается осмыслить, к чему привела в советское время бесплодная борьба с вейсманистами [2] и морганистами [3], что люди получили от того, что когда-то генетику [4] окрестили лженаукой.
А ведь это очень важно в управлении человеческой деятельностью. Вопрос до сих пор состоит в том: насколько объективно и полно руководитель оценивает способности исполнителя? Что можно поручать, а что нельзя по причине отсутствия гарантии исполнения, в силу неспособности человека сделать это.
На вопрос: а разве нельзя научить? - трудно ответить однозначно без знания некоторых положений современной прикладной психологии.
Суть вопроса и ответа заключается в том, насколько сохраняется в человеке его наследственность в социальном плане, в способностях (задатках), в поведении и в действиях по отношению к себе, к людям, к собственности и к труду?
Как изменяется соотношение между наследственными свойствами, заложенными природой, т.е. генетическими, с одной стороны, и приобретенными в процессе человеческого общения под влиянием социальных факторов (обучения, воспитания, общения, труда, отдыха) - с другой?
Следует подчеркнуть, что вопрос о соотношении биологического и социального в человеке имеет для менеджмента не только теоретическое, но, главным образом, практическое значение, поскольку от его решения, в конечном счете, зависит подход руководителя к выбору средств и методов воздействия на подчиненного при выполнении последним конкретных видов трудовой деятельности.
К сожалению, в трактовке ответа на данный вопрос ученые до сих пор не единодушны.
Одни доказывают, что в основе формирования личности лежат преимущественно наследственные факторы, а социальная среда лишь создает условия для их реализации и воплощения в конкретном индивиде.
Другие, которых становится все меньше и меньше, продолжают считать, что главным фактором в формировании свойств личности выступает социальная среда. По их мнению, именно под влиянием общения на протяжении всей жизни у человека формируются отличительные, присущие лишь ему, свойства в действиях, поведении, характере и т. д.
Практика менеджмента, естественно, не может игнорировать роль как наследственных, так и социальных факторов, поскольку у руководителя должна быть определенная собственная точка зрения.
Так, если принято руководителем за основу одно из двух изложенных положений, значит, в своей деятельности он неизбежно встает на определенную позицию в методах подхода к организации трудовой деятельности подчиненного (исполнителя его решений, указаний, просьб), выборе форм и средств воздействия в направлении обеспечения большей производительности или повышении качества труда.
В связи с вышеизложенным весьма важно рассмотреть основные положения особенностей формирования личности и его оценки в индивидуально-психологическом плане как объекта (или субъекта) управления.
Заметим, что на основе опыта руководящей деятельности и научных положений современной социологии и психологии, многие руководители-практики в большей степени склонны к теории преобладающего влияния наследственных факторов в формировании личности. Однако, несмотря на это, нельзя отрицать роли социальных факторов, а потому методология оценки отличительных свойств личности должна строиться, на наш взгляд, целиком на объективной оценке существа вопросов и явлений без излишнего стремления усилить роль генетической (наследственной) первопричины индивидуальных особенностей каждого человека.
Любому руководителю (менеджеру) важно не только знать сущность психических явлений, формирующих человека как личность, оценить их влияние в плане особенностей поведения и потенциала реализованных и не реализованных способностей к той или другой трудовой деятельности, но и сделать вывод о том, какую роль играют генетическая индивидуальность и социальные факторы в мотивах деятельности, возможностях получить нужный результат труда.
Более того, менеджеру важно понять и то обстоятельство: какими он сам обладает характеристиками (свойствами) как субъект управления? В каких сферах деятельности его потенциал как руководителя может быть реализован наилучшим образом? Как познать не только исполнителя, но и себя, выявить те особенности, которые должны быть учтены в управленческой деятельности?
Понимание людей, каждого из них, как и самого себя, должно быть основано на знаниях особенностей формирования индивидуально-психологических характеристик личности.
Совершенно справедливо то, что настала пора определенно ответить на вопрос: какое воздействие на человека при формировании его как личности оказывают факторы социального и наследственного характера?
Видимо следует согласиться с тезисом психологии о том, что человек как личность формируется в основном на генетической базе, проявляя все особенности поведения, обусловленные врожденными свойствами. Воспитание в социальной среде, а, следовательно, и проявление свойств личности, при этом, выступает в форме осознания и вынужденной коррекции собственных действий и поведения, диктуемых внутренними побуждениями.
Исходя из научных основ природы человека и существенной роли наследственных факторов в формировании его как личности, на наш взгляд следует подчеркнуть важность для менеджмента признания справедливыми следующих положений:
1) Люди в своем большинстве разноспособны по своей природе; разноспособность и есть социальный потенциал всестороннего развития каждой личности, а, следовательно, и человеческой формации в целом. Недаром в определении «город» Аристотелем подчеркнуто, что это есть «единство непохожих»;
2) Люди по своим духовным и материальным потребностям, формируемым внутренними побуждениями не одинаковы;
3) Воспитание не является инструментом переформирования личности, оно лишь отражает степень осознания личностью необходимости коррекции собственного поведения и действий под влиянием социальной среды;
4) Инстинкт как природное свойство реакции живого организма на воздействие окружающей среды, основанное на структуре нервной системы, имеет преобладающее значение по сравнению с разумом, а разумная коррекция инстинкта есть главное в проявлении познания человеком самого себя;
5) Носителем материальных и духовных ценностей является каждый человек, выступающий как личность вне зависимости от его экономического положения. Мерой же содержательности материального и духовного богатства индивида как личности является его социальная значимость, выступающая в форме следствия реализации генетически обусловленных возможностей главных свойств: активности, эмоциональности и интеллекта.
Подчеркнем, что в практике современного менеджмента в методологии подхода к определению форм воздействия на управляемый живой объект, каким является человек, с целью получения наибольшей эффективности его труда, весьма важен учет вышеизложенного.
Конечно, нельзя исключить отдельные ситуации, когда сугубо практическая сторона дела превалирует в деятельности субъекта управления и ему, казалось бы, нет дела до природы людей и проявления ими своих особенностей. Однако, это лишь поверхностное суждение, отражающее желание не думать о роли социальных факторов в производительной деятельности.
Социальная сущность человека не может не влиять на результаты его деятельности в составе коллектива. Каждый из его членов в процессе своей деятельности проявляет свои особенности поведения и действий, как личности. Справедливо полагать, что без рассмотрения природы подобных особенностей, познания их сути и учета в практике управления, нельзя рассчитывать на успех в конкретной целенаправленной деятельности человека по решению любой экономической задачи.
Любому руководителю это должно быть понятным, ибо, зная особенности реакции на управляющее воздействие, всегда можно выбрать наиболее приемлемый в каждом конкретном случае способ, дающий желаемый результат.
Менеджеру при этом нельзя не знать и не учитывать того факта, что наблюдаемые внешние особенности поведения разных людей, особенно в процессе трудовой деятельности и общения, предопределяют значительные индивидуальные различия. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, разговорчивы, энергичны. Другие, наоборот, медлительны, спокойны, молчаливы, невозмутимы. И если одни общительны и легко находят общий язык с окружающими, отличаются жизнерадостностью, то другие, наоборот, замкнуты, скрытны, угрюмы и склонны к обострению противоречий.
Например, при выполнении одной и той же работы два человека в итоге могут сделать ее одинаково хорошо. Но один при этом будет трудиться увлеченно, страстно, нетерпеливо, с резко выраженной эмоциональностью до пота от волнения, а другой - неторопливо, методично, строго размеренно, аккуратно, без заметно выраженных эмоций. От чего это зависит? Природа, привычка, воля или воспитание, определяют особенности поведения людей? Не разобравшись в этом, нельзя эффективно управлять деятельностью любого конкретного исполнителя.
[1] Парадигма – (от греч. paradeigma – пример, образец) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.
[2] Вейсман Август (1834-1914) - автор основных положений генетической теории наследственности, не подверженной социальному влиянию.
[3] Морган Томас Хант (1866-1945) - американский биолог, один их основоположников генетики как науки.
[4] Генетика (от греч. genesis) - наука о законах наследственности и изменчивости организмов.
Источники:
2. Попов С.Г. Социальный менеджмент., – М.: «Ось – 89». – 2000.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:49:41