Эффективность осуществления государственной поддержки развития малого бизнеса

Андреева И.Г., Павлов К.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
При рыночных отношениях усиливается экономическая самостоятельность регионов. В этой связи особое значение приобретает изучение региональной эффективности от ведения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства на местах.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, экономика региона



При рыночных отношениях усиливается экономическая самостоятельность регионов. В этой связи особое значение приобретает изучение региональной эффективности от ведения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства на местах [2]. Причем, опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что без государственной поддержки невозможно обеспечить развитие малого предпринимательства [5]. На наш взгляд, под государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства (СМП), с одной стороны, следует понимать сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и роста конкурентоспособности малого предпринимательства, а с другой стороны, вложение в него материальных и финансовых ресурсов, которые на начальных этапах должны носить либо безвозмездный, либо льготный характер.

Для оценки экономической эффективности СМП предлагается использовать следующие коэффициенты: коэффициент общей эффективности (формула 1)

коэффициент эффективности государственной поддержки СМП (формула 2) (2)

В табл. 1 приведены результаты авторского расчета экономической эффективности по предложенным коэффициентам (формулы 1 и 2) с использованием данных программ государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области.

Таблица 1

Расчет экономической эффективности за 1999–2004 гг.


1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
ВРП смп, млн. руб. [1]
6989,1
12844,5
18994,0
18701,1
25797,8
33715,4
ГП смп, млн. руб. [4]
6,3
6,7
12,0
15,7
18,0
18,8
И ок.. смп, млн. руб. [1]
1202,9
1101,9
1391,8
2200,0
2459,7
2926,6
ГП смп+И ок..смп, млн. руб.
1209,2
1108,6
1403,8
2215,7
2477,7
2945,4
К общ. э . эф.
5,7
11,6
13,5
8,4
10,4
11,4
К э. эф. гп
1110,3
1901,5
1582,8
1193,4
1433,2
1793,4

Помимо коэффициентного метода, нами предлагается оценивать эффективность СМП по факторным и результирующим показателям деятельности малых предприятий.

К факторным показателям можно отнести:

− число малых предприятий на 1 тыс. населения региона;

−соотношение выпуска товаров и услуг малых предприятий и валового регионального продукта (ВРП);

− удельный вес работников занятых на малом предприятии и индивидуальных предпринимателей в общей численности экономически активного населения региона;

− соотношение средней заработной платы работников малого предприятия и средней заработной платы, работающих в экономике региона;

− удельный вес прибыльных малых предприятий в общем числе действующих малых предприятий;

− удельный вес инновационно-активных венчурных малых предприятий в общем численности инновационных предприятий;

− удельный вес малых предприятий занятых в системе природоохранной деятельности в общей численности экологически направленных предприятий.

Результирующими показателями являются:

− рентабельность продукции малых предприятий (отношение прибыли (убытка) от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию);

− производительность труда на малых предприятиях (отношение выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг к средней численности работающих на малых предприятиях).

Исходя из того, то эффективность – это комплексная экономическая категория, которая отражает максимальную отдачу предпринимательской деятельности на единицу затрат или ресурсов, комплексная оценка эффективности может включать в себя:

— выявление тенденций в динамике социально-экономических показателей, характеризующих развитие СМП и эффективность их деятельности;

— оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);

— расчет показателей социальных эффектов от поддержки СМП [3].

При отнесении к малым предприятиям необходимо учитывать следующие положения:

1) в рамках совокупности малых предприятий предлагается выделить группу микропредприятий (предприятия семейного типа). В качестве критерия для микропредприятий использовать фактическое число работающих до 10 человек, а для малого предприятия - фактическое значение численности до 100 человек;

2) на микропредприятиях управленческие и производственно-технологические функции замыкаются на одном человеке – собственнике, тогда как на малом предприятии, как правило, имеются работники наемного труда;

3) микропредприятия должны иметь независимость, для этого собственная доля в уставном капитале малого предприятия должна быть не менее 80%, что во многом определит высокую степень хозяйственной самостоятельности малых предприятий (при более детальном исследовании пороговое значение может быть несколько иным и зависеть от отраслевых и региональных факторов);

4) подавляющую часть предприятий сферы услуг целесообразно относить к группе микро- и малых предприятий.

Нами рекомендуется классифицировать предприятия на основании их отчетных данных, а в случае осуществления нескольких видов деятельности использовать такой критерий, как максимальная прибыль. При превышении предельного показателя по результатам финансового года предприятие не должно терять право отнесения к малому сразу же. Ему следует дать еще шанс проработать год учитывая, что плановые показатели деятельности не всегда могут совпасть с фактическими результатами. Эта процедура не уведет в теневую экономику большое количество малых предприятий и, тем самым, не лишит бюджет значительной части дохода. При этом налоговые поступления должны увеличиваться не от повышения налоговой ставки, а от улучшения «климата» для ведения предпринимательской деятельности.

В целом, вышерассмотренные предложения позволят:

− оценивать динамику вклада в валовый региональный продукт по эффективности от вложений в программы государственной поддержки и развития СМП и инвестиций в основной капитал;

− с позиции комплексного подхода определять эффективность работы, учитывая факторные и результирующие показатели деятельности малых предприятий;

− использовать классификацию бизнес-структур, включающую: численность работников, характеристику работающих, суверенитет предприятия и отраслевую принадлежность как основу для разработки современной типологизации и кластеризации субъектов рынка.

В заключение отметим, что в настоящее время развитие малого бизнеса в России сдерживают такие факторы, как недоступность финансовых ресурсов, налоговый прессинг, неразвитость новых финансовых технологий, отсутствие имущественной поддержки, административные барьеры, а также несовершенство законодательной базы. Это уже традиционно повторяющиеся из года в год факторы. Правда, следует добавить, что с 1 января 2008 года вступит в силу Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором будут устранены многие недостатки и шероховатости, присущие прежнему закону, принятому еще в 1995 году.


Источники:

1. Малое предпринимательство в Челябинской области. 2005: Стат.сб./ Челябинскстат. – Челябинск, 2005 – 73 с.
2. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. – М.: Наука, 2001. – 516 с.
3. Павлов К.В. Интенсификация экономики в условиях неопределенности рыночной среды. - М.: Магистр, 2007. – 271 с.
4. Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000 (2001-2002, 2003-2005, 2006-2008) гг.
5. Суворова А.П. Методологический подход к оценке эффективности деятельности экономической организации // Финансы и кредит. – 2006. – №4. – С. 43-48.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:18:16