Государственная поддержка как фактор легализации малого бизнеса на примере ДФО и Забайкальского края
Бочкарева И.В.1, Федотова В.К.1
1 Забайкальский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69157218
Аннотация:
В статье представлены способы и методы государственной поддержки для МСП. На основе изучения динамики и структуры статистических показателей МСП и самозанятых выявлены намечающиеся тенденции легализации и изменение размера налоговых поступлений в бюджет в ДФО и Забайкальском крае.
Однако, существующие меры государственной поддержки не обеспечивают роста доли поступлений от использования специальных режимов в доходной части бюджетов субъектов ДФО, что говорит о необходимости их расширения. В связи, с чем авторами внесены предложения по дальнейшему развитию комплекса мер государственной поддержки МСП для ДФО и Забайкальского края.
Ключевые слова: теневой сектор экономики, субъекты МСП; государственная поддержка малого и среднего бизнеса; самозанятые; микропредприятия; статистические показатели численности МСП и самозанятых граждан, налоговые доходы
JEL-классификация: D31, O17, O15, P36
Введение
Проблема целостности национальных и региональных социально-экономических систем становится особенно актуальной в условиях нарастающей турбулентности экономики, как отражения воздействия на нее негативных внешних проявлений и событий.
Теневая экономика нарушает целостность системы, выводя средства с легального рынка, искажая статистику, финансы, налоговые декларации, и тем самым снижая прозрачность экономики [15] (Kharlamova, 2018).
В рассматриваемом исследовании под теневой экономикой подразумеваются деятельность, не учтенная ФНС с целью уклонения от уплаты налоговых обязательств. [12] (Kolesnikova,2017)
Точно определить размеры теневого сектора практически невозможно, но о его масштабах мы можем судить по косвенным признакам и на основании социально – экономического положения региона, что и нашло отражение в результатах проводимых ранее исследований [7,8,9,11] (Bochkareva, Bochkarev,2021, Bochkareva, Kapitonova, 2022, Kapitonova, Zhupikova, 2023 ).
Борьба с теневой экономикой является важнейшей и насущной задачей государства. Для этого необходимо легализовать экономику региона и сделать ее в большей степени открытой и прозрачной. Легализация экономики заключается в создание таких условий ведения бизнеса, при которых предпринимателям будет не выгодно нарушать закон и уходить в тень [6] (Bogomolova, Khorev, Korolev, Vasilenko, Shaikin ,2023.).
Создание таких условий можно обеспечить посредством предоставления предпринимателям возможностей ведения бизнеса с низкой налоговой нагрузкой, понятной и простой системой учета и составления отчетности. Особую роль в легализации бизнеса играют меры государственной поддержки бизнеса.
Цель исследования – рассмотреть влияние инструментов государственной поддержки на легализацию МСП в ДФО и Забайкальском крае.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать способы и методы государственной поддержки для МСП.
2. На основе изучения динамики и структуры статистических показателей МСП и самозанятых граждан выявить намечающиеся тенденции легализации в ДФО и Забайкальском крае.
3. На основе статистических оценить изменение размера налоговых поступлений в бюджет от МСП.
4. Предложить направления по укреплению тренда легализации МСП в Забайкальском крае.
Аннотация
В статье представлены способы и методы государственной поддержки для МСП. На основе изучения динамики и структуры статистических показателей МСП и самозанятых выявлены намечающиеся тенденции легализации и изменение размера налоговых поступлений в бюджет в ДФО и Забайкальском крае.
Однако, существующие меры государственной поддержки не обеспечивают роста доли поступлений от использования специальных режимов в доходной части бюджетов субъектов ДФО, что говорит о необходимости их расширения. В связи, с чем авторами внесены предложения по дальнейшему развитию комплекса мер государственной поддержки МСП для ДФО и Забайкальского края.
Ключевые слова:
теневой сектор экономики, субъекты МСП; государственная поддержка малого и среднего бизнеса; самозанятые; микропредприятия; статистические показатели численности МСП и самозанятых граждан, налоговые доходы.
Основная часть
В России длительное время ведется целенаправленная работа правительства по легализации бизнеса, в особенности малого и среднего предпринимательства. Поддержка данного сектора активно регулируется законодательством и стратегическими документами, такими как ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], а также национальными, федеральными и региональными проектами.
Согласно п. 5 ФЗ-209 [1], поддержка субъектов МСП позволяет предпринимателям решать вопросы имущественного, информационного, образовательного, инновационного, консультационного и финансового характера. Классифицированные виды поддержки представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Виды поддержки МСП по категориям
Источник: составлено авторами
Действующие Национальные проекты – один из инструментов поддержки крупного бизнеса и МСП, стратегические цели которых определены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. [3] [1] Ключевые национальные цели, относящиеся к развитию сектора МСП представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Ключевые национальные цели, относящиеся к развитию сектора МСП
Источник: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf
С 2020 г Минэкономразвития России предложил новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которая включает четыре федеральных проекта: [2] поддержка самозанятых, предакселерация, акселерация субъектов МСП, цифровая платформа МСП.
В Забайкальском крае реализуются перечисленные меры поддержки МСП через несколько министерств (рис. 3)
Рисунок 3 – Субъекты и направления поддержки МСП в Забайкальском крае
Ключевым субъектом в системе развития сектора МСП в крае является подведомственное подразделение Минэка - центр «Мой бизнес», который должен обеспечивать эффективность развития МСП в Забайкальском крае. [3]
Один из методов легализации предпринимательской деятельности заключается в сохранении специального налогового режима, который является сравнительно щадящим по отношению к МСП.
В Дальневосточном Федеральном округе на начало 2024 года зарегистрировано 316984 субъекта, в которых занято 713060 человек, распределение предприятий показано на рис.4. При этом из представленного списка в среднем 15% относятся к категории вновь созданных. Динамика субъектов МСП в ДВО составляет в среднем 1,5% в год за последние три года.
Рисунок 4 – Количество МСП в ДФО [4]
Источник: составлено авторами по данным единого реестра МСП [10]
По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства можно проследить наиболее востребованные направления деятельности. Бесспорным лидером является розничная торговля, следующим в рейтинге – деятельность автомобильного грузового транспорта.
Рисунок 5 - 10 самых "популярных" ОКВЭД в ДФО [5]
Источник: https://ofd.nalog.ru/index.html
Забайкальский край по количеству субъектов МСП занимает среднюю позицию в рейтинге ДФО, занимая 5-6 место вместе с Амурской областью.
Рисунок 6 – Структура МСП в Забайкальском крае
Источник: составлено авторами по данным единого реестра МСП [10]
По данным о динамике численности предприятий малого и среднего бизнеса в Забайкальском крае можно наблюдать положительные тенденции при среднегодовом темпе прироста 4,96% за три последних года и 26% вновь созданных предприятий, что значительно опережают показатели в среднем по ДФО. Следует уточнить, что 96,8% всех предприятий относится к микропредприятиям, с численностью занятых менее 15 человек.
Для представления полной картины изменения численности МСП, рассмотрим динамику изменения численности самозанятых граждан. Налог на проф. доход включен в налоговую систему РФ с 01.01.2019 г., а уже с 1 июля 2020г. был масштабирован на всю территорию страны. При этом за регионами оставалась самостоятельность в решении вопроса о введении на своей территории налога на самозанятых. В Забайкальском крае он начал действовать с 1 сентября 2020 года [5], поскольку не все депутаты были согласны с введением соответствующего законопроекта. За незначительное время простоя режима на территории края почти одна тысяча забайкальских предпринимателей успели не только зарегистрироваться как самозанятые в других регионах России, но и перечислить в другие бюджеты около 1,3 млн рублей. [14]
Основная цель нового налогового режима заключается в выводе из тени малого бизнеса, предпринимателей, которые самостоятельно занимаются бизнесом, но не уплачивают налоги в бюджет. В соответствии с законом для них введен налог на профессиональный доход в размере 4% для работы с физическими лицами и 6% для работы с юридическими лицами [1]. Из общей суммы налога 63% направляются в бюджет субъекта Российской Федерации по месту осуществления деятельности, а 37% - в бюджет ФФОМС.
Этот режим значительно упрощает процедуру регистрации и ведения бизнеса. Преимущества и недостатки использования данного спецрежима представлены на рисунке 7.
Рисунок 7– Преимущества и недостатки использования НПД
Источник: составлено авторами
По данным реестра МСП на конец 2020 года в ДФО было зарегистрировано 30084 самозанятых предпринимателей из них 1663 в Забайкальском крае [10]. Динамика изменения численности самозанятых в отдельных субъектах ДФО представлена на рис.8.
Рисунок 8– Динамика изменения численности самозанятых в ДФО
Источник: составлено авторами по данным единого реестра МСП [10]
Численность самозанятых за период с 2021 по 2023 годы в ДФО увеличилась в 2,8 раза, при этом в средний годовой прирост численности составил 67,28%. Наибольший прирост численности самозанятых наблюдался в Забайкальском крае - 25,6 тыс. человек или 94,6 % в год.
Структура численности самозанятых в ДФО и Забайкальском крае незначительно отличается, наибольшую долю около 94 % занимают физические лица и около 6% индивидуальные предприниматели.
На рисунке 9 представлена структура численности самозанятых в разрезе субъектов ДФО
Рисунок 9– Структура численности самозанятых в ДФО
Источник: составлено авторами по данным единого реестра МСП [10]
Лидирующее положение в составе ДФО по численности самозанятых занимает Приморский край (26%), на втором мете находится Хабаровский край с долей около 19,5%, на третьем месте - Республика Саха Якутия. Доля Забайкальского края в численности самозанятых ДФО увеличилась за исследуемый период на 2,65% с 7,51% до 10,16%. Приведенная статистика отражает положительный тренд в легализации микробизнеса, не только в ДФО в целом, но и в Забайкалье в частности. Посмотрим, как данный режим отразился на пополнении консолидированных бюджетов ДФО и Забайкальского края.
Рисунок 10– Объем поступлений НПД в консолидированный бюджет ДФО (ЕАО - Еврейская АО; ЧАО- Чукотская АО)
Источник: составлено автором по данным 1-НОМ [13]
По данным сайта nalog.gov.ru наблюдается динамика роста объема поступлений НПД в консолидированные бюджеты субъектов РФ. В частности за исследуемый период с января 2022г. по январь 2024года (см. рис.10), сумма поступлений налога на профессиональный доход в бюджеты в среднем по ДФО увеличилась в 3,68 раза (650,5 млн. рублей в год). По Забайкальскому краю за этот же период наблюдается значительный рост налоговых поступлений по НПД (в 5,1 раза), при этом среднегодовой прирост поступлений составил - 62,5 млн. рублей.
При этом объем поступлений в бюджеты ДФО от использования спец. режимов за исследуемый период (см. рис.11) увеличился на 36,6% ( +24,6 млрд. руб), а по Забкраю на 35% (+1,012 млрд, руб.). Динамика изменения объемов поступлений при использовании специальных режимов представлена на рисунке 10.
Рисунок 11– Динамика поступлений от использования специальных режимов в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов ДФО.
Источник: составлено авторами по данным 1-НОМ [13]
Несмотря на прирост численности самозанятых граждан, ИП и налоговых поступлений по НПД и другим спец. режимам, доля налоговых поступлений в доходной части бюджета не высокая, как в Забкрае, так и в ДФО в целом, и демонстрирует динамику снижения (см. рис.12). В связи, с чем можно констатировать, что существующие меры государственной поддержки мелкого и среднего бизнеса работают не в полную силу, и требуют значительного расширения.
Рисунок 12– Доля поступлений от использования специальных режимов в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов ДФО.
Источник: составлено авторами по данным 1-НОМ [13]
Заключение
В целом можно сказать, что существующие меры поддержки позитивно отразились на легализации малого бизнеса в ДФО, и в особенности в Забайкальском крае. Однако, бизнес, как маленький ребенок требует постоянного внимания, и заботы, поэтому меры одноразовой государственной поддержки, являются недостаточными. Развитие бизнеса требует его сопровождения по всем стадиям жизненного цикла. Поэтому, полагаем целесообразным, введение программ многоступенчатой поддержки бизнеса от стадии его введения в действие до его полной стабилизации. При этом необходимо ведение периодического монитоторинга и контроля не столько за освоением выделенных государством средств финансовой поддержки и других ресурсов, а сколько за отслеживанием результативности деятельности предпринимателей, например на основе налоговой отчетности и налоговых поступлений. Данные полученные вследствие такого мониторинга могут являться основанием для перехода бизнеса на следующий этап программы поддержки. Для разработки такой программы требуется комплексное взаимодействие всех, задействованных в процессе органов федеральной и региональной власти с ФНС, открытость и доступность информации о возможностях участия в соответствующей программе, а главное понятность критериев отбора участников программы и перехода их на следующую ступень. Внедрение таких мер будет способствовать формированию благоприятных условий для развития бизнеса и тогда платить налоги будет намного выгоднее, чем от них уклоняться.
[1]http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf
[2]https://www.economy.gov.ru/material/file/a604d4a3eb8a5cd1064346569c2d4959/Passport_NP_MSP.pdf
[3] https://мойбизнес75.рф/about/
[4] https://ofd.nalog.ru/index.html
[5] https://ofd.nalog.ru/index.html
Источники:
2. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима Налог на профессиональный доход» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023). Sudact.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-27112018-n-422-fz-o// (дата обращения: 25.04.2024).
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения: 25.04.2024).
5. Закон Забайкальского края от 16.07.2020 № 1839-ЗЗК «О введении на территории Забайкальского края специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/7500202007160006/ (дата обращения: 25.04.2024).
6. Богомолова И.П., Хорев А.И., Королев М.И., Василенко И.Н., Шайкин Д.В. Исследование особенностей формирования теневой экономики, как фактора риска и угрозы экономической безопасности России // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – c. 145-160. – doi: 10.18334/tek.7.2.117599.
7. Бочкарева И.В. Определение размера теневого сектора малого бизнеса на региональном уровне (на примере Забайкальского края) // Теневая экономика. – 2019. – № 3. – c. 165-174. – doi: 10.18334/tek.3.3.41179.
8. Бочкарева И.В., Бочкарев С.В. Анализ влияния пандемии на социально-экономическое развитие Забайкальского края // Кулагинские чтения: техника и технология производственных процессов: Материалы ХХI Международной научно -практической конференции В 3ч. Чита, 2021. – c. 191-195.
9. Бочкарева И.В., Капитонова Н.В. Индикаторы наличия и условия снижения теневого сектора в горнодобывающей отрасли Забайкальского края // Теневая экономика. – 2022. – № 3. – c. 121-134. – doi: 10.18334/tek.6.3.116307.
10. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Nalog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html?t=1713100531685/ (дата обращения: 20.04.2024).
11. Капитонова Н.В., Жупикова Е.В. Тенденции развития неформальной занятости в современной России и на Дальнем Востоке // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – c. 197-208. – doi: 10.18334/tek.7.2.117221.
12. Колесникова О.С. Влияние теневой экономики на оценку налогового потенциала: региональный аспект (на примере Амурской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – № 1-2(49). – c. 277-288.
13. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской федерации по основным видам экономической деятельности (1-НОМ). Nalog.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10996289/ (дата обращения: 20.04.2024).
14. Предприниматели на Дальнем Востоке переходят на налоговый режим для самозанятых. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/8978611 (дата обращения: 25.04.2024).
15. Харламова Е.В. Теневая экономика в России: причины и формы её проявления // Теневая экономика. – 2018. – № 1. – c. 17-21. – doi: 10.18334/tek.1.4.37633.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:38:37