О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России

Смирнова А.А.1
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать:
Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 285-298. – doi: 10.18334/epp.11.2.111588.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44745952
Цитирований: 45 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Пандемия нового вируса COVID-19 оказала значительное влияние на всю мировую экономику, затронув все сферы общественной жизни. Значительно пострадала сфера малого предпринимательства, которое особенно нуждается в поддержке государства в кризисный период. Актуальность статьи заключается в том, что развитие сектора малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики России, поэтому стабилизация ситуации и скорейший выход из кризисного периода очень важны для российской экономики. В статье рассматриваются меры государственной поддержки бизнеса, которые были реализованы в России в период с начала пандемии, проведен сравнительный анализ с мерами поддержки в других странах. Результатами статьи стали классификация мер государственной поддержки малого предпринимательства и проведение оценки эффективности реализованных российским правительством мер поддержки с использованием индекса деловой активности малого предпринимательства RSBI и опроса субъектов предпринимательства, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей

Ключевые слова: малый бизнес, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, пандемия, меры поддержки бизнеса, индекс RSBI

JEL-классификация: M21, L26, M11



Введение

Пандемия коронавируса стала «черным лебедем» для мировой экономики и оказала значительное влияние на весь мир, в том числе и на экономику России. Вынужденный локдаун привел к значительным финансовым потерям бизнеса, как малого, так и крупного. Падение реального уровня доходов населения, снижение покупательской способности, вынужденный простой на производствах привели к ухудшению финансового состояния и даже банкротству многих предприятий, преимущественно в сфере малого бизнеса, которая и ранее находилась в уязвимом состоянии. В связи с этим в настоящий момент особое значение приобретает поддержка малого предпринимательства, осуществляемая со стороны государства и крупного бизнеса.

Целью данного исследования является изучение мер государственной поддержки для малого предпринимательства, которые были осуществлены в период с начала пандемии, и оценка их влияния на состояние малого бизнеса. Для реализации поставленной цели в рамках данной статьи были использованы такие методы, как метод сравнения, метод анализа.

Вопрос влияния пандемии COVID-19 на все сферы общественной жизни является крайне актуальным в настоящий момент, многие современные ученые интересуются данной темой и рассматривают ее различные аспекты. Так, изучением данного вопроса занимаются такие ученые, как Волошин А.А. [3] (Voloshin, 2020), Деева Т.В. [4] (Deeva, 2020), Дробот Е.В. [5–7] (Drobot, 2020; Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko, 2020; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020), Кулькова И.А. [13] (Kulkova, 2020), Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. [6, 7] (Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko, 2020; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020), Е. Симэн, Шерешева М.Ю. [8] (Simen, Sheresheva, 2020) и другие.

Рядом авторов было уделено внимание изучению зарубежного опыта борьбы с последствиями коронавирусной инфекции. Е. Симэн и Шерешева М.Ю. рассмотрели китайский опыт поддержки сектора малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии [8] (Simen, Sheresheva, 2020); Дробот Е.В. затрагивает вопросы состояния рынка труда в США в период пандемии, в частности аспекты безработицы и динамики заработных плат, и рассматривает реализованные в стране меры государственной поддержки [5] (Drobot, 2020), Волошиным А.А. рассматривается мировая экономика в контексте влияния пандемии [3] (Voloshin, 2020).

Также интерес для изучения представляет вопрос влияния пандемии COVID-19 на предпринимательство. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. анализируют влияние пандемии COVID-19 на состояние крупного и малого бизнеса в российской экономике [10] (Zimovets, Sorokina, Khanina, 2020); Кулькова И.А. изучила вопросы поведения бизнеса в условиях ограничений, определив основные стратегии поведения предпринимателей [13] (Kulkova, 2020), Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М дали оценку состояния малого предпринимательства до и после пандемии [6] (Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko, 2020).

Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. также исследовали изменения, произошедшие как в экономике России, так и в мировой экономике [7] (Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020). На основе данных макроэкономической статистики авторы представляют прогноз экономического развития России.

Также в контексте изучения мер государственной поддержки малого бизнеса в условиях пандемии необходимо отметить современных ученых, изучающих проблематику малого предпринимательства в экономике, таких как Быкова О.Н. [1, 21–23] (Bykova, Rudenko, 2019; Repnikova, Bykova, Stroev, Morkovkin, Kurbakova, 2020; Rudenko, Bykova, Goryachikh, Livanova, Lapteva, 2020; Rudenko, Goryachikh, Bykova, Livanova, Lapteva, 2020), Репникова В.М. [21] (Repnikova, Bykova, Stroev, Morkovkin, Kurbakova, 2020), Руденко Л.В. [1, 22, 23] (Bykova, Rudenko, 2019;Rudenko, Bykova, Goryachikh, Livanova, Lapteva, 2020; Rudenko, Goryachikh, Bykova, Livanova, Lapteva, 2020), Горячих С., Ливанова Р., Лаптева С. [22, 23] (Rudenko, Bykova, Goryachikh, Livanova, Lapteva, 2020; Rudenko, Goryachikh, Bykova, Livanova, Lapteva, 2020). Быкова О.Н., Руденко Л.В. анализируют зарубежный опыт; также выделяют ряд факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в экономике России [1] (Bykova, Rudenko, 2019); Быкова О.Н., Руденко Л.В., Горячих С., Ливанова Р., Лаптева С. рассматривают вопросы формирования предпринимательской инфраструктуры на региональном уровне [22, 23] (Rudenko, Bykova, Goryachikh, Livanova, Lapteva, 2020; Rudenko, Goryachikh, Bykova, Livanova, Lapteva, 2020).

Актуальность данного исследования заключается в том, что сектор малого бизнеса является значимым для развитой экономики, так как является ее основой, генерирует большую часть рабочих мест, обеспечивает занятость населения, стимулирует конкуренцию. Сохранение и развитие малого предпринимательства является одной из приоритетных задач российской экономики. Последствия эпидемии коронавирусной инфекции для малого бизнеса оказались удручающими. Малый бизнес в силу своих особенностей, таких как недостаток финансирования, отсутствие финансовой подушки на случай кризисной ситуации, сложности в получении кредита, а также отсутствие специализированного образования управленческих кадров, оказался особенно уязвимым и испытывает постоянно возрастающее негативное влияние пандемии.

По данным Совета Федерации, общая численность субъектов малого и среднего бизнеса по сравнению с августом 2019 г. в 2020 году сократилась более чем на 4% [2]. Сектор малого предпринимательства в России и так не был достаточно развит, его развитие было одной из приоритетных целей экономической политики РФ. Последствия пандемии нивелировали достижения последних лет в плане поддержки малого предпринимательства, поэтому в этот момент для государства было важно помочь малому бизнесу и устранить негативные последствия пандемии, насколько это было возможным.

На рисунке 1 представлены данные, иллюстрирующие динамику количества субъектов малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей) согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [9].

Рисунок 1. Динамика количества субъектов МСП с 2015 по 2020 год

Источник: [9].

Согласно представленному графику, можно сделать вывод о постепенном снижении количества субъектов малого бизнеса в российской экономике и снижении предпринимательской активности с 2018 года. Пандемия COVID-19 дополнительно усугубила сложившуюся ситуацию. По данным аудиторско-консалтингового агентства FinExpertiza, к 1 августа 2020 года в России прекратили свою деятельность 1,95 млн микро-, малых и средних предприятий [20].

Необходимо отметить, что для стабилизации ситуации в период с начала пандемии государством был оказан ряд мер поддержки малого предпринимательства. Среди данных мер можно выделить следующие меры поддержки: банковские, налоговые, страховые, отсрочки по аренде.

К банковским мерам относятся кредитные каникулы на срок до полугода, если заемщик столкнулся с потерей дохода свыше 30% из-за последствий пандемии, кредитование малого и среднего бизнеса по сниженной ставке (8,5% на срок до 3 лет) и беспроцентные займы на срок до полугода на выплату заработных плат в пострадавших отраслях по правительственной программе, доступность услуг страхования, доступность и безопасность платежей, а именно ограничение комиссии в Системе быстрых платежей [14]. Отдельно стоит выделить специальную программу льготного кредитования для поддержки бизнеса, предложенную Президентом РФ. Предприятиям малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей, имеющих в штате наемных работников), а также социально ориентированным НКО, которым требуется помощь для восстановления своей деятельности, будут выдавать кредиты по льготной ставке не более 2%, и также для них будут доступны особые условия их погашения (при сохранении штата сотрудников на 90% кредит и проценты по нему будут полностью оплачены государством; при сохранении штата на 80% – необходимо будет вернуть половину ссуды и начисленных процентов) [4] (Deeva, 2020).

Среди налоговых и страховых мер противодействия последствиям пандемии можно выделить отсрочку на 6 месяцев по всем налогам, кроме НДС, для предпринимательства, также страховые льготы, такие как отсрочка на полгода по страховым взносам для одной категории предпринимателей и снижение страховых взносов с 30 до 15 процентов на сумму зарплаты, которая превышает МРОТ, для остальных. Также Федеральной налоговой службой была реализована такая мера поддержки предпринимательства, как освобождение от налогов и взносов (кроме НДС, налога на игорный бизнес и НДФЛ за сотрудников) за 2-й квартал 2020 года для индивидуальных предпринимателей, предприятий, внесенных в реестр МСП, и некоммерческих организаций, занятых в наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса отраслях [15].

Также среди налоговых мер поддержки бизнеса стоит указать приостановление налоговых проверок до 30.06.2020, продление сроков сдачи отчетности по налогам, продление сроков представления документов по требованию и приостановление мер взыскания до 01.07.2020.

Ниже представлена таблица (табл. 1), иллюстрирующая динамику налоговых поступлений за аналогичный период 2019–2020 годов (по данным Федеральной налоговой службы) [16].

Таблица 1

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь – октябрь 2019–2020 гг.

Виды налогов
январь – октябрь, млрд руб.
2019
2020
темп, %
НДС
3 473,9
3 447,1
99,2
Налог на прибыль
3 987,4
3 435,5
86,2
НДПИ
5 124,7
3 274,5
63,9
НДФЛ
3 088,1
3 221,6
104,3
Акцизы
1 050,5
1 532,1
145,8
Имущественные налоги
1 144,6
1 047,5
91,5
Источник: [16].

Согласно данным таблицы 1, можно сделать вывод о снижении суммы уплаченных налогов предпринимателями в 2020 году.

Отсрочка по аренде предполагает возможность переноса оплаты аренды государственного и муниципального имущества на 2021 год для малого и среднего бизнеса. Также предусмотрены дополнительные льготы для бизнеса в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях [19]. Таким предпринимателям полагается отсрочка по оплате также и коммерческой недвижимости до 1 октября начиная с введения режима повышенной опасности.

Также дополнительно следует отметить меры поддержки одной из наиболее пострадавших от последствий пандемии COVID-19 отраслей – туристической. Значительную долю туристической отрасли составляет именно малый бизнес. Среди мер государственной поддержки туристического сектора можно выделить освобождение от взносов в резервный фонд «Турпомощи» в 2020 году, возмещение затрат туроператорам, связанных с невозвратными тарифами и расходами на вывоз российских туристов из-за рубежа [19].

На текущий момент достаточно сложно оценить реальный эффект от мер государственной поддержки малого предпринимательства. Необходимо отметить, что хоть кризисная ситуация во всем мире и развивалась стремительными темпами, в настоящий момент нельзя однозначно сказать о ее стабилизации. Экспертами предсказывается и возможность третьей волны коронавируса. Часть последствий сложившейся ситуации проявится позднее, что предполагает затянувшуюся рецессию, дальнейший рост безработицы, падение реального ВВП [20].

Для текущей оценки проведенных мер стоит проанализировать оценку бизнесом мер государственной поддержки, приведенную на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей. Важным аспектом оценки являются доступность государственной помощи субъектам малого бизнеса и количество имеющихся ограничительных факторов [1] (Bykova, Rudenko, 2019).

Так, субъектами малого предпринимательства были отмечены следующие ограничения в получении заявленной поддержки. Среди них предприниматели выделили сложность выполнения определенных условий получения финансовой поддержки (такие как сохранение полной численности персонала), столкновение с дополнительными условиями со стороны банков, сложную процедуру отчетности. Согласно опросу, проведенному РСПП, 61,8% компаний, принявших участие в опросе, не смогли воспользоваться финансовыми мерами поддержки [18]. Среди причин опрошенные респонденты в основном выделили то, что они не относятся ни к одной из выделенных льготных категорий, а также невозможность выполнить все заявленные требования. В ходе опроса респонденты также указали те меры государственной поддержки, которые они сочли необходимыми в кризисный период [12].

Наибольшее число голосов было отдано таким мерам, как снятие избыточных требований к компаниям, обращающимся за поддержкой, и возможность получения государственной поддержки также по долгосрочным кредитам на обновление производственных фондов, модернизацию и прочее. Также стоит отметить, что большинство из описанных ранее мер государственной поддержки имеют ограниченный срок действия, хотя последствия пандемии COVID-19 еще долгое время будут оказывать негативный эффект на деятельность бизнеса, особенно на субъекты малого предпринимательства. Опрос РСПП показал, что субъекты малого и среднего бизнеса в среднем негативно оценивают оказанную государственную поддержку. Так, по результатам опроса 17,1% опрошенных назвали меры поддержки неэффективными [18].

Также для оценивания влияния реализованных государством мер поддержки малого предпринимательства на состояние бизнеса целесообразно рассмотреть динамику «Индекса Опоры RSBI», иллюстрирующего деловую активность малого бизнеса и его самочувствие. Данный индекс рассчитывается ежемесячно совместно общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Промсвязьбанком; его значение характеризует реальное состояние малого бизнеса [11]. Рост деловой активности характеризуется значением индекса свыше 50,0 пунктов, ее снижение – ниже 50,0. Поэтому для оценки эффективности государственной поддержки бизнеса проанализируем динамику данного индекса за период с начала пандемии до ноября 2020 года [11].

На рисунке 2 представлен график, иллюстрирующий динамику индекса RSBI по микро-, малому и среднему бизнесу в 2020 году с января по ноябрь [11].

Рисунок 2. Динамика индекса RSBI по микро-, малому и среднему бизнесу за 2020 год

Источник: [11].

Как можно видеть на данном графике, с января по апрель 2020 года наблюдалось падение деловой активности малого бизнеса, апрель стал пиковым периодом (в апреле в России был введен режим самоизоляции из-за пандемии коронавируса). С апреля ситуация стала немного стабилизироваться, однако о росте деловой активности для малого и среднего бизнеса стало возможным говорить лишь с сентября; деловая активность микробизнеса находится на крайне низком уровне. На основании данного анализа можно сделать вывод о том, что реализованные меры государственной поддержки малого предпринимательства оказали помощь бизнесу, позволив пережить кризисный момент, однако сейчас бизнес еще не может достигнуть хотя бы тех показателей, что были до начала пандемии COVID-19, и стабилизироваться.

Для сравнения целесообразно рассмотреть меры государственной поддержки малого бизнеса в развитых и развивающихся странах, таких как США, Канада, Италия, КНР [17,22].

Таблица 2 иллюстрирует, какие меры государственной поддержки малому и среднему бизнесу были оказаны в вышеуказанных странах в период пандемии COVID-19.

Таблица 2

Меры государственной поддержки малому и среднему бизнесу, принятые в США, Канаде, Италии, Китае в период пандемии COVID-19


США
Канада
Италия
Китай
Процент от ВВП, выделенный на прямые меры поддержки
1,5
3,4
1,4
0,15
Налоговые меры
Отсрочка выплаты налогов для юридических и физических лиц на 90 дней
Отсрочка платежей по налогам на любой доход до конца августа 2020 года

Снижение ставки на НДС на 1%
Отсрочки по аренде




Фискально-кредитная политика
Кредиты малым предприятиям до 10 млн долларов

Увеличение фонда по гарантированию кредитов МСП (гарантии в размере до 5 млн евро);
заморозка выплат по погашению кредитов МСП
Право на отсрочку выплат по кредитам для МСП до 30.06.2020.
Процентная ставка ЦБ для коммерческих банков, предоставляющих кредиты МСП снижена до 2,5%.
Выдача стабилизационных кредитов бизнесу, поощряется сотрудничество малого и крупного предпринимательства
Государственные субсидии

Субсидии на оплату труда сотрудников (10% заработной платы)

Компенсация выплат заработных плат в период карантина
Прочие меры



Запущены онлайн-сервисы, применяются дополнительные меры для цифровизации бизнес-процессов

Источник: [17].

Так, среди мер, реализованных в США для поддержки субъектов малого предпринимательства, можно выделить введение чрезвычайного положения, что позволило правительству распределить 50 млрд долларов в виде помощи, продление сроков выплаты налогов и поддержку малых предприятий, число работников которых не превышает 500, в виде кредитов в размере до 10 млн долларов (также предусматривается возможность частичного прощения кредитов, если компании до июня не уволят своих сотрудников) [17]. В Канаде были представлены субсидии малому бизнесу на оплату труда сотрудников (10% от заработной платы) и отсрочка платежей по налогам на любой доход для всех субъектов предпринимательства до конца августа 2020 года [17]. В Италии для поддержки малого и среднего бизнеса увеличен фонд по гарантированию кредитов малых и средних предприятий (гарантии будут предоставлены в размере до 5 млн евро), а также предполагается заморозка выплат по погашению кредитов [17].

Отдельно стоит рассмотреть меры государственной политики, реализованные в Китае. Опыт Китая, где был диагностирован первый случай заболевания новым вирусом COVID-19, является особенно интересным в данном случае, так как на текущий момент китайская экономика успешно восстанавливается от негативных последствий пандемии. Анализ подхода китайских властей важен для многих стран, в том числе и для России. Реализация политики, направленной на помощь малым и средним предприятиям в связи с пандемией, стала одной из основных задач государственной поддержки, так как поддержка сектора МСП является одним из приоритетов государственной политики КНР [8] (Simen, Sheresheva, 2020). Так, из специальных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства китайским правительством были осуществлены меры, которые можно подразделить на следующие группы: снижение административных сборов, снижение арендных платежей на государственную недвижимость, налоговые льготы, государственные субсидии (в особенности на исследования, инновационные разработки), специальная финансово-кредитная политика, предполагающая снижение коэффициента резервирования на 1% [21] (Repnikova, Bykova, Stroev, Morkovkin, Kurbakova, 2020). Малым и средним предприятиям была предоставлена отсрочка выплат по кредитам, а также снижение ставки на НДС на 1% [8]. Также среди прочих мер поддержки МСП можно выделить создание специализированной инфраструктуры оказания помощи и консультирования субъектов бизнеса через горячую линию. Можно сделать вывод, что с целью поддержки МСП был осуществлен комплексный подход, включающий финансовые и нефинансовые меры, что позволило существенно нивелировать негативные последствия пандемии COVID-19. Стоит отметить, что ранее Китай уже сталкивался с необходимостью бороться с последствиями пандемии (эпидемия SARS в 2003 г.), что в значительной степени оказало влияние на поведение китайских властей в 2020 году [23] (Rudenko, Goryachikh, Bykova, Livanova, Lapteva, 2020).

Опыт КНР в данном аспекте имеет большое значение для всего мира, так как благодаря системности подхода китайскому правительству удалось совершить «экономическое чудо» и в относительно короткие сроки сдержать рецессию экономики и поддержать значимый сектор малого и среднего бизнеса.

Таким образом, сравнивая проведенный комплекс мер по поддержке экономики в кризисный период КНР и РФ, можно сделать вывод, что Россия ориентировалась на китайский опыт преодоления негативных последствий пандемии. Однако учитывая тот факт, что пандемия новой коронавирусной инфекции развивалась стремительными темпами, правительства государств столкнулись с необходимостью принимать решения в очень сжатые сроки, чтобы избежать дальнейшего распространения вируса. В связи с ограниченностью времени на принятие решений у президента и Правительства РФ не было возможности формирования такого комплекса мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, который смог бы в полной мере удовлетворить их потребности.

Заключение

Соответственно, в заключение данного исследования стоит отметить, что пандемия нового вируса COVID-19 оказала значительное негативное влияние на всю мировую экономику, затронув все сферы общественной жизни. Сектор малого предпринимательства оказался наиболее уязвимым по сравнению с крупными компаниями и значительно пострадал; пандемия привела к банкротству множество малых предприятий, финансовое положение многих значительно пошатнулось. Учитывая значение малого бизнеса для эффективного экономического развития, государством был разработан и предпринят ряд мер оказания помощи малому предпринимательству. Проанализировав меры государственной поддержки МСП в России, а также в таких странах, как США, Канада, Италия и КНР, можно сделать вывод, что в основном для помощи малому бизнесу были применены налоговые льготы, льготное кредитование и предоставление отсрочек по кредитам, а также субсидирование малого бизнеса на выплату заработных плат сотрудникам. Отдельно стоит отметить формирование специальной инфраструктуры поддержки предпринимательства в период пандемии, а именно создание горячей линии в Китае, что помогало предпринимателям своевременно получать информацию, куда обратиться за помощью и на какую помощь они могут рассчитывать. Российское правительство также разработало комплексную программу помощи малым и средним предприятиям. Многие российские предприятия сектора МСП успешно воспользовались поддержкой государства, но многие из предпринимателей указали на то, что воспользоваться государственной помощью оказалось невозможно для ряда компаний ввиду большого количества ограничений. Рассмотрев опрос предпринимателей, проведенный РСПП, и динамику индекса RSBI, можно сделать вывод, что с начала пандемии государство оказывало помощь малому предпринимательству, что позволило многим из них пережить кризисную ситуацию и избежать банкротства, однако говорить о возвращении к уровню деловой активности, как во времена до пандемии, пока рано. Малый бизнес все еще нуждается в поддержке государства, чтобы стабилизировать свое финансовое состояние.


Источники:

1. Быкова О.Н., Руденко Л.Г. Система поддержки социально-ориентированного малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 1 (102). – c. 682-686.
2. В Совфеде заявили о сокращении числа предприятий МСП в условиях пандемии. Сайт Информационного агентства России: ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/9189373 (дата обращения: 12.01.2021).
3. Волошин А.А. Мировая экономика в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2205-2222. – doi: 10.18334/ce.14.10.111042.
4. Деева Т.В. Тенденции развития удаленного налогового контроллинга в условиях цифровой экономики и больших вызовов пандемии коронави-русной инфекции COVID-19 // Креативная экономика. – 2020. – № 7. – c. 1401-1412. – doi: 10.18334/ce.14.7.110588.
5. Дробот Е.В. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда США // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 577-588. – doi: 10.18334/et.7.7.110715.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2135-2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
8. Е Симэн, Шерешева М. Ю. Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 79.
9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика. Сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 12.01.2021).
10. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1337-1350. – doi: 10.18334/epp.10.5.110126.
11. Индекс Опоры RSBI. Сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». [Электронный ресурс]. URL: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/ (дата обращения: 16.01.2021).
12. Коронавирус: меры поддержки граждан и бизнеса. Сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/covid/ (дата обращения: 13.01.2021).
13. Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2529-2540. – doi: 10.18334/epp.10.10.111051.
14. Меры поддержки бизнеса. Официальный сайт мэра Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/city/projects/covid-19/business/#!%2Ftab%2F185436501-2 (дата обращения: 13.01.2021).
15. Меры поддержки бизнеса. Сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/ (дата обращения: 12.01.2021).
16. Налоговая статистика. Сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 12.01.2021).
17. Обзор мер, применяемых странами для поддержки экономики в период пандемии коронавируса. Центр макроэкономических исследований НИФИ Минфина России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/COVID-19/overviewCOVID_20.03.2020.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
18. Оценка бизнесом финансовых мер поддержки в условиях распространения Covid-19. Аналитика Российского союза промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspp.ru/activity/analytics/-otsenka-biznesom-finansovykh-mer-podderzhki-v-usloviyakh-rasprostraneniya-covid-19/ (дата обращения: 12.01.2021).
19. План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. Подготовлено Правительством РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/5589/Mineconom_version4(2).pdf 12. (дата обращения: 12.01.2021).
20. FinExpertiza: В России закрылся миллион малых и средних предприятий. Сайт аудиторской компании FinExpertiza. [Электронный ресурс]. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/zakrylsya-million-predpriyatiy/ (дата обращения: 12.01.2021).
21. Repnikova V.M., Bykova O.N., Stroev P.V., Morkovkin D.E., Kurbakova S.N. Kurbakova S.N. Improvement of approaches to the strategic development management of enterprise // Entrepreneurship and Sustainability Issues. – 2020. – № 1. – p. 301-312.
22. Rudenko L., Bykova O., Goryachikh S., Livanova R., Lapteva S. Model system of financial support for small and medium-sized enterprises // Advances in Engineering Research: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference 'Anthropogenic Transformation of Geospace: Nature, Economy, Society' (ATG 2019). 2020. – p. 245-248.
23. Rudenko L., Goryachikh S., Bykova O., Livanova R.V., Lapteva S. Mechanism providing information infrastructure support of sustainable development of small business in the region // Advances in Engineering Research: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference 'Anthropogenic Transformation of Geospace: Nature, Economy, Society' (ATG 2019). 2020. – p. 249-252.

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:51:42