Кластерный подход в управлении промышленным предприятием

Милякова Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время термин «кластер» все чаще используется в экономической литературе отечественных и зарубежных авторов. Обеспечение социально-экономического роста, повышение уровня конкурентоспособности и эффективности используемых ресурсов все чаще связывают с использованием кластерного подхода в управлении.

Ключевые слова: промышленные предприятия, кластер, кластерный подход



В настоящее время термин "кластер" все чаще используется в экономической литературе отечественных и зарубежных авторов. Обеспечение социально-экономического роста, повышение уровня конкурентоспособности и эффективности используемых ресурсов все чаще связывают с использованием кластерного подхода в управлении.

Понятие «кластер» пришло из математики и означает группу объектов, выделенную по формальному критерию их близости друг к другу [1]. Теоретические аспекты кластерного подхода достаточно подробно разработаны М. Портером и его последователями [2, 3]. Существует много видов и определений кластеров; они различаются по масштабам, направленности и т.п.

1. М. Портер характеризует кластер как группу соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, которые действуют в определённой сфере, характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга.

2. Понятие "кластер" рассматривается как регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям и тесно взаимодействующие друг с другом для усиления коллективной конкурентоспособности. Кластер, или промышленная группа, ‑ это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

3. Кластер определяется как вертикальные производственные цепочки, сети, которые формируются вокруг головных фирм и связаны через взаимоотношения «покупатель-поставщик», «поставщик-покупатель», а также общие каналы закупок или распределения.

4. Понятие "кластер" трактуется как отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, "металлургический кластер"), совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, "агропромышленный кластер"), объединение регионов со схожим социально-экономическим положением.

5. Кластер – это сочетание лидирующих фирм, которые производят продукты и услуги; поставщиков, которые существуют в регионе; экономических основ или бизнес-климата.

Взаимодействие предприятий и организаций, входящих в кластер, представляет собой симбиоз кооперации и конкуренции, то есть происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями, осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг и рекламно-маркетинговое продвижение. Наличие инновационной составляющей является неотъемлемой частью любого вида кластеров.

Кластер может быть представлен в форме пирамиды, которая состоит из трех уровней (рис.1). Для обеспечения жизнеспособности и развития должна быть создана система скоординированных действий на различных уровнях кластера.

Таким образом, кластер – это многогранное, комплексное понятие, которое недостаточно разработано ввиду его относительной новизны.

Логично предположить, что понятие «кластер» может быть применимо и к управлению конкретным предприятием. В процессе управления используются различные методы и инструменты, которые должны быть тесно взаимосвязаны между собой и представлять единое целое. Структура этого единого целого должна определяться кластерным подходом.

Рис. 1.Элементы кластера

По результатам исследования крупнейшей консалтинговой компании Bain&Company в группу наиболее активно используемых инструментов в современной мировой практике вошли такие инструменты, как:

‑ всеобщее управление качеством;

‑ бережливое производство (Lean Operations);

‑ управление знаниями (Knowledge management);

‑ стратегии роста (Growth strategies);

‑ миссия и видение (Mission and vision statements);

‑ стратегическое планирование (Strategic planning);

‑ анализ возможностей смены рыночных тенденций (Market disruption analysis);

‑ сценарное планирование (Scenariс planning);

‑ пpoцессно-ориентированное управление (Activity-based management);

‑ реинжиниринг бизнес–процессов (Reengineering);

‑ сбалансированная система показателей эффективности деятельности (Balanced Scorecard);

‑ бенчмаркинг (Benchmarking) и т.д.

Фактически в перечне инструментов по версии компании Bain&Company представлены и современные подходы к управлению (всеобщее управление качеством, бережливое производство), и способы стратегического планирования, и современные формы организации деятельности для достижения лучшего результата (слияния и поглощения, стратегические альянсы, совместное совершенствование).

Следовательно, остаются открытыми вопросы: «На основе каких признаков должен формироваться комплекс необходимых и достаточных инструментов, позволяющих оказывать управленческие воздействия на производственную систему с целью достижения запланированного результата?» и «Какую функциональную роль должны выполнять отдельные группы инструментов?».

На наш взгляд, кластерный подход может дать ответ на поставленные вопросы.

Несмотря на то, что классификации методов и инструментов, представленные в научной литературе, достаточно разнообразны, их единая классификация отсутствует. Более того, в отечественных и иностранных публикациях не существует единой точки зрения на то, что следует понимать под «инструментами управления».

В настоящей публикации под инструментами управления понимаются все возможные средства и способы воздействия на управляемую систему. В соответствии с кластерным подходом, весь комплекс инструментов управления предлагается разделить на три группы. В табл. 1 приводится сравнительная характеристика подходов к кластеру как группе компаний и кластеру управленческих инструментов.

Таблица 1

Сравнительная характеристика подходов к кластеру


п/п
Элементы сравнения
Кластер как группа взаимосвязанных компаний
Кластер инструментов управления
1.
Определение
«Сгустки» конкурентоспособных предприятий в рамках отдельных отраслей, которые ... занимают лидирующую позицию на мировом рынке». (М. Портер)
Комплекс взаимосвязанных инструментов, объединенных одним бизнес-процессом (технологическим процессом), состоящий из взаимо-дополняющих элементов, которые обеспечивают наиболее полную информацию о процессе, и позволяющий на основании полученной информации принимать адекватные управленческие решения.
2.
Составляющие кластера
Ключевые фирмы, которые экспортируют свою продукцию, товары или услуги за пределы региона.
Ограниченный набор инструментов управления, обеспечивающий максимум информации для заинтересованных сторон во внешней среде
Сеть поставщиков, которые поставляют сырье, комплектующие части, продукты, запчасти, услуги и т. д. для ключевых фирм
Система управленческих инструментов и соответствующих индикаторов достижения результата, позволяющих своевременно реагировать на изменения внутренних и внешних факторов и сохранять способность развития предприятия.
Бизнес-климат, который включает в себя технологии, людские ресурсы, административные, физические инфраструктуры. От качества бизнес - климата на территории зависит и конкурентоспособность кластера.
Система инструментов и показателей, характеризующая соответствие как внутренних, так и внешних ресурсов, которые используются для достижения поставленных предприятием целей
3.
Показатели и оценка
Темпы роста, динамика инвестиций
Достоверность прогнозов, устойчивое развитие предприятия

Иерархическая структура системы инструментов является в данном случае характерным признаком кластера (в отличие от системного подхода, в котором инструменты управления рассматриваются лишь как взаимосвязанная совокупность). При кластерном подходе в процессе управления каждая группа инструментов выполняет определенную функциональную роль во взаимосвязи с другими инструментами.

Применение кластерного подхода к формированию комплекса инструментов управления промышленным предприятием позволит оптимизировать сбор и анализ информации о протекании производственных и управленческих процессов, принимать обоснованные управленческие решения и, тем самым, способствовать устойчивому и конкурентоспособному развитию предприятия.


Источники:

1. Социология : энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. и др. – Минск : Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
2. Портер М. Конкуренция. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2005.- 207 с.
3. Портер М. Международная конкуренция : пер. с англ. / под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М. : Международные отношения, 1993. - 896 с.
4. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №5.
5. Материалы семинара «Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти». - Санкт-Петербург. 28 января 2003 г. http://www.csr-nw.ru
6. Darrell K. Rigby. Managemenеt: Tools and Techniques. - http://www.bain.com

Страница обновлена: 22.09.2024 в 18:02:38