Совершенствование организационных механизмов реализации мультиагентных проектов в кластерных образованиях
Андреева Т.А.1
1 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской Академии наук, Россия, Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48614453
Цитирований: 3 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью использования комплексного подхода к формированию организационных механизмов управления мультиагентных систем и проектов, реализация которых позволила бы эффективно решать сложные межрегиональные и междисциплинарные проблемы в российской экономике. Выбор темы статьи связан с тем фактом, что в ходе формирования и реализации мультиагентных кластерных программ и проектов, большинство владельцев таких программ и проектов ощущают необходимость улучшения организационных механизмов их управления. В статье рассматривается комплексный подход к решению проблемы эффективного управления процессами реализации кластерных проектов, он дополняется не используемыми в настоящее время организационными механизмами и управленческими структурами, но способными обеспечить успешную групповую коммуникацию независимых, способных к самоорганизации и самоуправлению участников мультиагентного кластерного проекта, на основе конкурентного сотрудничества и, как следствие, возможности получения дополнительного синергетического эффекта. Это определяет новизну проведенного исследования
Ключевые слова: управление, организационные механизмы, совершенствование, мультиагентные кластерные проекты
Финансирование:
Финансирование. Исследования проведены в рамках базового проекта 5.6.1.5. (0260-2021-0002) плана НИР ИЭОПП СО РАН «Интеграция и взаимодействие мезоэкономических систем и рынков России и ее восточных регионов: методология, анализ, прогнозирование»
JEL-классификация: M11, M21, M29
Введение. Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью совершенствования организационных механизмов управления мультиагентных систем и проектов с целью повышения их результативности за счет комплексного подхода к процессу управления такими системами и проектами.
Вопросам управления и реализации кластерных проектов посвящено множество методических материалов, например: «Механизмы управления организационными проектами» [1, с. 4–31] (Organizational project management mechanisms, 2003), «Подходы и методологии управления проектами» [2] (Project management approaches and methodologies 2021), а также работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Воропаев В.И. [3, с. 206–209] (Voropaev, 2009, р. 206–209), Осьмаков В.С., Товб А.С., Ученов А.А. [4, с. 6–20] (Osmakov, Tovb, Uchenov, Tsipes, 2018, р. 6–20), Мазур И.И. [5, с. 395–417] (Mazur, Shapiro, 2010, р. 395–417), Дитхелм Г. [6, с. 51–70, 187–203; 7, с. 10–83] (Ditkhelm, 2004, р. 51–70, 187–203; Ditkhelm, 2004, р. 10–83), Пинто Дж. [8, с. 215–301] (Pinto, 2004, р. 215–301), Фунтов В.Н. [9, с. 89–105] (Funtov, 2008, р. 89–105), Вулдридж М., Дженнингс Н.Р. [10, с. 563–592] (Wooldridge, Jennings, 1999, р. 563–592), Бристоу М., Фанг Л., Хипель К.В. [11, с. 834–850] (Bristow, Fang, Hipel, 2014, р. 834–850) и др. Однако остаются нерешенными вопросы совершенствования организационных механизмов мультиагентных, кластерных проектов. В частности, отсутствие определенности руководства кластерных проектов в необходимости использования современных организационных механизмов реализации мультиагентных, кластерных проектов, что определило цель проведенного исследования.
Целью исследования является формирование комплексного подхода к разработке и совершенствованию структуры организационных механизмов реализации мультиагентных кластерных проектов.
В статье рассматривается комплексный подход к управлению процессами реализации кластерных проектов, он дополняется не используемыми в настоящее время организационными механизмами и управленческими структурами, способными обеспечить успешную групповую коммуникацию независимых, способных к самоорганизации и самоуправлению участников мультиагентного кластерного проекта на основе конкурентного сотрудничества и, как следствие, возможности получения дополнительного синергетического эффекта. Это определяет новизну исследования.
Можно предположить, что использование комплексного подхода к разработке структуры организационных механизмов реализации мультиагентных кластерных проектов позволит обосновать необходимость использовать современные подходы к управлению за счет совершенствования структуры управляющего субъекта мультиагентными кластерными проектами.
Методология проведенного исследования основана на системном анализе как универсальной методологии решения управленческих проблем. В процессе исследования использовались и применялись такие методы, как сравнительный, структурно-логический анализ и синтез.
Разработка и совершенствование организационных механизмов реализации мультиагентных проектов напрямую связаны со структурами, в которых формируются и реализуются эти проекты. В качестве примера такой структуры в статье рассматриваются кластерные образования (мультиагентные системы), которые не всегда создают максимально благоприятные условия внутри кластера для реализации мультиагентных проектов.
Мультиагентные системы, в которых выполняются совместные проекты, существенно отличаются от классических систем (табл. 1).
Таблица 1
Особенности мультиагентных систем управления
Классические системы
|
Мультиагентные системы
|
Иерархии больших программ
|
Большие сети малых агентов
|
Последовательное
выполнение операций
|
Параллельное выполнение операций
|
Инструкции сверху вниз
|
Переговоры
|
Централизованные решения
|
Распределенные решения
|
Управляются данными
|
Управляются знаниями
|
Предсказуемость
|
Самоорганизация
|
Стабильность
|
Эволюция
|
Стремление уменьшать сложность
|
Стремление наращивать сложность
|
Тотальный контроль
|
Создание условий для развития
|
В данном случае понятие «знание» включает знания отдельных организаций – участников, входящих в мультиагентные структуры, и знания людей, входящих в эти организации, их интеллектуальные, профессиональные, творческие возможности, умеющие работать в команде, обладающие стремлением к достижению общих целей, способностями к самоуправлению и самоорганизации [13] (Novikov, 2007).
Анализ систем управления в кластерах показал, что не существует единой для всех кластеров организационной структуры, которая учитывает региональную специфику кластера, участники кластера не всегда участвуют в управлении кластером [14, с. 10–11] (Skvortsov, 2016, р. 10–11)
Кластер, являясь мультиагентной системой по существу, не использует механизмы управления, необходимые для эффективного управления такой системой, т.е. организационная структура в кластерных образованиях не является в настоящее время благоприятной средой для выполнения мультиагентных проектов, необходимо ее совершенствование.
В таких условиях участники не могут реализовать свои конкурентные преимущества при выполнении кластерных проектов, несмотря на то, что цель создания кластера – это формирование таких условий его участникам, при которых они смогут самостоятельно реализовывать свои конкурентные преимущества [15] (Akhenbakh, 2012). Следовательно, говоря о совершенствовании организационных механизмов реализации мультиагентных проектов, мы должны создать им условия внутри тех образований, в которых они будут реализовываться.
Кластер как пример мультиагентной системы должен использовать следующие организационные механизмы:
v механизмы кооперации и координации,
v механизмы организации,
v механизмы коммуникации,
v механизмы согласования,
v механизмы распределения задач,
v мультиагентное обучение,
v механизмы надежности и устойчивости системы к сбоям.
При этом необходимо учитывать состояние участников проекта, знания, желания и намерения (BDI), а также условия, в которых он находится: автономность, независимость, ограниченность представления в понимании всей сложности системы [16] и децентрализация, в силу разделения задач при достижении общей цели [17].
Понятие механизма применительно к организационным системам может существовать в двух видах: механизм функционирования как более общее понятие (это законы, правила, процедуры, которые регулируют взаимодействие участников системы) и механизм управления, который представляет собой совокупность процедур принятия управленческих решений. В работе [14] (Skvortsov, 2016) описываются условия для создания наиболее рациональной, перспективной организационной структуры механизма управления конкретным кластером, основанной на демократическом внутреннем регулировании через центр кластерного развития взамен централизованного управления кластером с помощью управляющей компании. Это позволило обеспечить доверие между участниками кластера и руководящим органом, значительно повысить интерес к их взаимодействию.
Но как показывает практика, создания только центра кластерного развития недостаточно для того, чтобы обеспечить механизмы кооперации, коммуникации и координации между участниками кластера, требуется либо совершенствование структуры управляющего субъекта управления кластером – он должен быть коллегиальным, включающим не только субъект управления, но и участников кластера, либо, как предлагается в работе [15] (Akhenbakh, 2012), создание специального органа – регионального фасилатора, т.е. посредника, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию независимых, способных к самоорганизации и самоуправлению участников кластера.
Особое внимание при рассмотрении организационных механизмов реализации мультиагентных проектов следует уделить понятию мультиагентных проектов и отличию их от других видов проектов, в частности:
§ классический проект, который осуществляется в структуре предприятий и организаций, – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующий конкретным требованиям, включая ограничения по срокам, стоимости и ресурсам [18] (Belikov, 2001);
§ бизнес-проект, который выполняется в условиях временных ограничений с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации [19] (Popov, Lyapunov, 2001);
§ инвестиционный проект рассматривается как вложение средств в перспективный проект с целью получения прибыли [20].
Определение и содержание мультиагентных кластерных проектов существенно отличается от этих трех видов проектов тем, что в нем должна учитываться региональная специфика, он не выполняется одним участником, а выполняется всеми или несколькими участникам кластера, их целью является развитие кластера, затраты, риски и прибыль от реализации таких проектов распределяются между участниками кластера, выполняющими проект, источниками финансирования могут быть не только собственные и заемные средства, как в инвестиционных проектах, а также региональные и государственные субсидии. Особенностью мультиагентных кластерных проектов является возможность получения синергетического эффекта от кооперации участников кластера при выполнении отдельных задач.
Определение совместного кластерного проекта дано в проекте национального стандарта «Территориальные кластеры» – как комплекс мероприятий, реализуемых участниками кластера при содействии специализированной организации кластера, направленных на развитие кластера за счет осуществления инвестиций, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, совместного продвижения товаров и услуг на рынок, реализации иных форм сотрудничества [21].
Если рассматривать определение с точки зрения механизма реализации мультиагентных кластерных проектов, то его можно сформулировать как комплекс мероприятий, реализуемых независимыми участниками кластера при содействии специализированной организации кластера, направленных на достижение совместных целей развития кластера независимыми участниками проекта за счет осуществления инвестиций, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, совместного продвижения товаров и услуг на рынок, реализации иных форм сотрудничества, используя при этом преимущества конкурентного сотрудничества, возможности получения дополнительного синергетического эффекта от кооперации в условиях саморазвития и самоорганизации.
При этом совместный кластерный проект должен отвечать стратегическим приоритетам кластера.
Исходя из определения мультиагентного проекта, его реализация предполагает использование механизмов кооперации, координации, дополнительных форм организации, обеспеченности рационального взаимодействия между участниками кластера и всем персоналом, выполняющим проект, как на стадии формирования, целеполагания, так и на стадии реализации, обеспечения реализации необходимыми ресурсами и получения необходимой добавленной стоимости, требует разработки бизнес-процесса и расчета синергетического эффекта от кооперации, создания необходимой инфраструктуры. Проблемы, которые будут возникать в процессе реализации проекта, требуют мониторинга и внесения корректировок в процесс реализации.
Для достижения значительного синергетического эффекта, о чем свидетельствуют работы по использованию синергии в управлении, на первый план выступает как проблема обеспеченности принятия совместных решений по использованию материальных и финансовых ресурсов кластерных образований, так и создание в коллективе климата доверия и психологического комфорта участников кластера, заинтересованность независимых участников в достижении общих целей кластерного проекта даже при наличии собственных целей саморазвития и самоорганизации конкурентной соревновательности в кластере [22–24] (Budanov, 2007; Knyazeva, 2015; Potasheva, 2012).
Учет всех особенностей реализации мультиагентных проектов требует сочетания дополнительных организационных механизмов, способных обеспечить рациональное управление сложным процессом реализации мультиагентных проектов. К ним относятся введение рефлекторного управления, мягкого доминирования в системе взаимоотношений лидера и независимых участников кластера.
Подчеркнуты две актуальные проблемы для управления организационными проектами: «необходимость учета эффектов саморазвития и самоорганизации и необходимость постановки и решения задачи синтеза оптимального комплекса механизмов управления» [25, с. 19] (Balshov, Zalozhnev, Novikov, 2003, р. 19).
Организационную структуру механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов (табл. 2) можно сформировать, рассмотрев основные элементы традиционного проекта (рис. 1).
Рисунок 1. Основные элементы проекта
Источник: составлено автором.
Таблица 2
Организационная структура механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов
Составляющие формирования и реализации мультиагентого проекта
|
Механизмы развития и взаимодействия в мультиагентных проектах
|
Результаты составляющих формирования и реализации мультиагентных
проектов
|
Выработка стратегии проекта
|
Целеполагание, саморазвитие, инерционность принятия решений
|
Эффективность стратегии
|
Выработка вида организационной структуры управления проектом
|
согласование интересов,
самоорганизация, создание специального органа, обеспечивающего связи между участниками кластерного проекта |
Возможность
управления в соответствии с ситуационным и системным подходами.
|
Формирование структуры управления исполнителями проекта
|
Мягкое доминирование в системе взаимоотношений
|
Рефлексное управление
|
Организация взаимодействия субъекта и множества объектов проекта
|
Кооперация, координация
|
Синергетический эффект
|
Организация взаимодействия персонала, выполняющего проект
(команда)
|
Самоопределение,
социально- психологические методы |
Воздействие на людей с целью
управления их деятельностью
|
Формирование бизнес-процесса для выполнения цели проекта
|
Механизм ресурсного обеспечения бизнес-процесса проекта
|
Достижение цели проекта
|
Оценка экономической ситуации выполнения проекта (региональные и
иные условия)
|
Инфраструктурная поддержка выполнения проектов
|
Возможности использования аутсорсинга, помощи региона,
государства.
|
Реализация управленческих решений
|
Мониторинг реализации проекта,
коррекция действий (оценивание результатов, несоответствий, разработка мер по минимизации несоответствий). |
Оценка результатов выполнения проекта
|
Остановимся на ключевых понятиях, использованных в таблице 2 и отражающих особенности используемых при характеристике организационной структуры механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов.
Самоорганизация – это способность сложных систем к спонтанному упорядочению своей внутренней структуры. Самоорганизация в системах возможна при большом количестве участников, действия которых являются кооперативными и когерентными. Самоорганизация предполагает развитие системы, переход ее в качественно новое состояние через точку бифуркации. В процессе самоорганизации наряду с появлением дополнительного синергетического эффекта возможна диссипация системы – когда мы имеем обратный процесс, который дает отрицательный синергетический эффект [22, 29–29] (Budanov, 2007; Knyazeva, Kurdyumov, 2002; Branskiy, Pozharskiy, 2001; Gakashev, 2017; Gakashev, Akatov, Tolchin, 2015))
Управление деятельностью участников мультиагентного кластерного проекта предполагает использование механизмов кооперации и координации, т.е. согласование их интересов и действий в процессе выполнения проекта.
Кооперация – это взаимодействие людей или отдельных организаций, объединенных общей целью или решением конкретной задачи и интересы которых совпадают в процессе совместной деятельности.
Координация определяет согласованность действий субъектов управления и участников выполнения проекта во времени, установление коммуникаций и зон ответственности внутри системы, а также между системой и внешней средой. Объект координирования – это как управляемая, так и управляющие подсистемы.
В процессе рефлексивного мониторинга реализации проекта в координации и кооперации могут возникать проблемы конфликта интересов независимых участников, несогласованность их действий. В этом случае появляется необходимость проведения мероприятий по коррекции рефлексных взаимоотношений с целью минимизации конфликта интересов участников путем использования по возможности заранее сформированных модификаций существующих структур управления. Пример оптимальной организационной структуры управления конкретным кластером, основанной на рефлекторном управлении кластером некоммерческим объединением в виде центра кластерного развития, описан в источнике [14] (Skvortsov, 2016).
Синергетический эффект возникает в результате кооперации участников кластерного проекта при благоприятных условиях за счет суммирования эффектов отдельных участников.
Понятие рефлексивного управления, введенное В Лефевром, можно рассматривать как «процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому» [30] (Lefevr, 2003).
Методология формирования команд проектов представлена в таблице 3.
Таблица 3
Методология формирования команд проектов
Группа
|
Команда
|
Объединяют интересы или обязанности
|
Объединяет цель, с которой все согласны
|
Независимые за пределами обязанностей
|
Взаимозависимы
|
Цели индивидуальные
|
Цель общая
|
Поступают независимо друг от друга
|
Действуют сообща
|
Результат неопределенный или отсутствует
вовсе
|
Конкретный измеримый результат
|
Существуют неопределенный срок
|
Существуют в период
выполнения работ для достижения цели
|
Заключение. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Разработка и совершенствование организационных механизмов реализации мультиагентных проектов напрямую связаны со структурами, в которых формируются и реализуются эти проекты.
2. Необходимо создать условия для реализации кластерного проекта, т.е. он должен быть реализован в структуре мультиагентной системы, так как реализация его в классической системе не позволит использовать необходимые организационные механизмы.
3. В работе предложено авторское определение мультиагентного кластерного проекта, что позволяет создать основу для повышения реализуемости проектов и положительного отношения независимых участников проекта к использованию субъектом управления проектом как лидером передовых подходов в управлении.
4. В процессе исследования разработана и предложена авторская структура организационных механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов
Анализ организационных механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов показал, что для практической реализации управления такими проектами необходимо в кластерных образованиях либо совершенствование структуры управляющего субъекта управления кластером – он должен быть коллегиальным, включающим не только субъект управления, но и участников кластера, либо создание специального органа – регионального фасилатора, т.е. посредника, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию независимых, способных к самоорганизации и самоуправлению участников кластера, используя возможности конкурентного сотрудничества.
Источники:
2. Подходы и методологии управления проектами. [Электронный ресурс]. URL: https://rzbpm.ru/pm/podxody-i-metodologii-upravleniya-proektami.html (дата обращения: 20.12.2021).
3. Воропаев В.И. Особенности управления проектами в условиях кризиса // Управление проектами и программами. – 2009. – № 3. – c. 206–209.
4. Осьмаков В.С., Товб А.С., Ученов А.А., Ципес Г.Л. Анализ проектно-ориентированного управления в Минпромторге России // Журнал: Управление проектами и программами. – 2018. – № 1.
5. Мазур И. И., Шапиро В.Д., Управление проектами. / учеб. пособие. - Издательство «Омега Л», 2010. – 980 c.
6. Дитхелм Г. Управление проектами. / В 2т. Т. 1: Пер с нем. - СПб.: издательский дом «Бизнес - процесс», 2004. – 400 c.
7. Дитхелм Г. Управление проектами. / В 2т. Т. 2: Пер с нем. - СПб.: издательский дом «Бизнес - процесс», 2004. – 288 c.
8. Пинто Дж. Управление проектами. - Издательство: «Питер», серия «Теория и практика менеджмента», 2004. – 464 c.
9. Фунтов В.Н. Управление проектами фирмы: теория и практика. - Электронная книга, 2008. – 496 c.
10. Wooldridge M., Jennings N. R. The Cooperative Problem-Solving Process // Journal of Logic & Computation. – 1999. – № 9 (4). – p. 563-592.
11. Bristow M., Fang L., Hipel K. W. Agent-Based Modelling of Competitive and Cooperative Behavior Under Conflict // IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics: Systems. – 2014. – № 44 (7). – p. 834-850.
12. Скобелев П. О. Мультиагентные технологии для управления ресурсами предприятий в реальном времени. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iki.rssi.ru/seminar/2011030204/presentation/20110303_03.pdf - (дата обращения: 20.12.2021).
13. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. - М.: ПМСОФТ, 2007. – 140 c.
14. Скворцов Е.Н. Формирование организационной структуры управления кластером. / Автореферат диссертации на соискание степени к.э.н. - Саранск: ФГБОУ ВО НИМГУ им. Н.П. Огарева, 2016. – 23 c.
15. Ахенбах Ю.А. Формирование и развитие научно–производственных кластеров в регионе: теория, методология, практика. - Тамбов: Тамб. гос. ун–т им. Г.Р. Державина, 2012. – 43 c.
16. Michael Wooldridge, An Introduction to MultiAgent Systems, John Wiley & Sons Ltd, 2002, paperback, 366 pages, ISBN 0-471-49691-X
17. Liviu Panait, Sean Luke: Cooperative Multi-Agent Learning: The State of the Art. Autonomous Agents and Multi-Agent Systems 11(3): 387—434 (2005)
18. Беликов А.Ю. Разработка и оценка типового бизнеспроекта. / ГОСТ ISO 9000 – 2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь 10. - Иркутск, 2001. – 90 c.
19. Попов В.М., Ляпунов С.И. Бизнес-планирование. - М. : Финансы и статистика, 2001. – 672 c.
20. Коммерческая оценка инвестиционных проектов: основные положения методики. - М., СПб : "Альт-Инвест". – 99 c.
21. Проект национального стандарта «Территориальные кластеры». [Электронный ресурс]. URL: http://nptechnopark.ru/ (дата обращения: 15.11.2017).
22. Буданов В.Г. Методология синергетики в пост неклассической науке и образовании. - М.: УРСС, 2007. – 232 c.
23. Князева Е.Н. Инновационная сложность: Методология. - Высшая школа экономики, 2015. – 356 c.
24. Поташева Г.А. Синергетический подход к управлению. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 160 c.
25. Балшов В.Г., Заложнев А.Ю., Новиков Д.А. Механизмы управления организационными проектами. - ИПУ РАН, 2003. – 84 c.
26. Князева Е., Курдюмов С. Основания синергетики. - СПб, 2002. – 366 c.
27. Бранский В., Пожарский С. Социальная синергетика и акмеология. - Санкт-Петербург, 2001.
28. Гакашев М.М. Подход к управлению реализуемостью проектов высокотехнологичного предприятия в квазиинтегрированных промышленных образованиях // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – № 4. – c. 20-31.
29. Гакашев М.М., Акатов Н.Б., Толчин С.В. Подходы к формированию современной модели управления промышленными кластерами // Вестник ПНИПУ «Социально – экономические науки». – 2015. – № 4. – c. 19-35.
30. Лефевр В. А. Рефлексия. - М.: Когито-Центр, 2003. – 496 c.
31. Ершов С.В. Управление проектами и программами. / Конспект лекций. - Архангельск: САФУ, 2015. – 226 c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:36