Совершенствование кластерной политики в Республике Крым

Гамбеева Ю. Н.1, Гламазда А.В.1
1 Филиал Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе, Россия, Севастополь

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900275
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Опыт функционирования национальных инновационных систем в экономически развитых странах указывает на то, что развитие инновационной модели национальной экономики невозможно без становления активно действующей инновационной инфраструктуры. В статья говорится о сущности кластерного подхода и обосновывается необходимость его применения в управлении конкурентоспособностью регионов. Выяснены конкретные проблемы и пути их решения, которые необходимы при развитии кластерных образований в Республике Крым, что поможет в кластеризации экономики региона, а это решает более глоабльную проблему – становления и развития инновационной инфраструктуры государства в целом.

Ключевые слова: кластер, ядро кластера, инновации, инновационный кластер, конкуренция, конкурентные преимущества



Введение

Передовой зарубежный опыт показывает безоговорочную успешность кластерного подхода. Он является весьма существенным условием повышения конкурентоспособности стран и их регионов. Углубление мировых интеграционных процессов и обострение территориальной конкуренции обусловливают необходимость обновления механизмов стимулирования развития регионов в Российской Федерации, в частности с учетом кластерного подхода, который для практики отечественного государственного управления является весьма новым, недостаточно исследованным, а поэтому эффективность его реализации слабая.

Мировая концепция устойчивого социально-экономического развития может быть реализована исключительно на уровне отдельных региональных систем. Поэтому становится актуальной проблема формирования эффективной региональной экономической политики и действенных механизмов ее реализации, которые бы обеспечили определенный уровень развития экономической, экологической и социальной сфер региона. Следует отметить, что на фоне опыта регулирования регионального развития стран мира процесс формирования экономической политики региона и механизмов ее реализации в нашем государстве в основном сводится к адаптации существующих и апробированных в других государствах форм и методов ведения регионального хозяйства

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Многочисленные научные исследования обосновывают положительный синергетический эффект кластеризации в экономическом развитии и производительности регионов. Однако существуют и такие научные труды, в которых ученые приходят к выводу, что кластеры не являются непременным условием успешного функционирования регионов как субъектов конкуренции на государственном и международном уровнях, то есть они не всегда могут быть эффективными. Основоположником в исследовании процессов кластеризации, оценки теоретических аспектов, а также эффективности создания, развития и стимулирования кластеров является Майкл Портер [11] (Porter, 2005).

В России этими вопросами занимались такие ученые, как Л.Н. Родионова [13] (Rodionova, Khayrullin, 2016), И.Е. Рисин [12] (Risin, 2017), Е.В. Ерохина [7] (Erokhina, 2013), П.Ю. Пермяков, Н.В. Пелихов, А.Р. Грошев [5] (Groshev, Pelikhov, Permyakov, 2019), Л.А. Астанина и Т.А. Андреева [4] (Andreeva, Astanina, 2019), Н.Н. Жаркова [6] (Zharkova, 2017), А.А. Юрьева [16] (Yureva, 2019).

Целью работы является исследование особенностей формирования кластерной политики в Республике Крым, выявление основных проблем и предложение направлений совершенствования.

В научных трудах, существующих на данный момент, еще не рассматривалась проблематика кластерного развития Республики Крым. В этом и состоит новизна исследования.

Гипотеза исследования – кластерный подход является эффективным механизмом развития экономики Республики Крым.

Методы исследования

В исследовании использовались такие методы, как анализ, синтез, классификация, обобщение и систематизация.

Результаты

Приоритетным направлением в развитии мировой экономики, начиная со второй половины ХХ века, становится широкое внедрение инноваций во всех сферах производственной деятельности. Активность инновационной системы страны с внедрением в производство новейших научно-технических разработок выступает главным фактором повышения конкурентоспособности ее товаров на мировом рынке. Формирование инновационной системы включает в себя набор специальных средств и соответствующего инструментария, в которые входят нормативно-правовые акты и соответствующее инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности.

К научно-техническим центрам инноваций относятся, прежде всего, университеты, научные, научно-исследовательские, научно-технические и проектные институты, а также разработчики новых идей, инновационных предложений, изобретатели и рационализаторы [15, c. 155] (Brusakova, 2017, р. 155).

Материально-финансовую составляющую представляет венчурный капитал, венчурные банки, готовые вложить свои активы в производство нового товара, оборудования, видов услуг.

Массив производственных мощностей составляют венчурные фирмы, экспериментальные мастерские, заводы и фабрики, которые предоставляют свои производственные здания и оборудование, предлагают услуги для реализации инновационных проектов, изготовление опытных образцов и запуск изготовления инновационной продукции [15, с. 162] (Brusakova, 2017, р. 162).

Информационный массив инновационной инфраструктуры составляет комплекс консалтинговых фирм, патентных и лицензионных бюро, информационных агентств и т.д. [15, с. 169] (Brusakova, 2017, р. 169).

На сегодняшний день очень быстрыми темпами идет развитие компаний, которые имею гибкие структуры, в противовес уходящим – жестким. Это происходит из‑за увеличения сложности взаимодействия экономических субъектов между собой.

С английского языка термин «cluster» переводится как «пучок, группа, гроздь, скопление». Кластерная теория активно развивается с 90-х гг. ХХ ст., ее основоположником считается лауреат Нобелевской премии М. Портер. По его определению, кластеры – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных отраслях, конкурирующих, но при этом выполняющих совместную работу [11, c. 258] (Porter, 2005, р. 258). По М. Портеру, главными признаками кластера является территориальная специализация, конкуренция и кооперация. Несмотря на бурное развитие в течение последнего десятилетия информационных технологий, большие возможности оперативного информационного обмена между компаниями, территориальный признак кластера не теряет своей актуальности и до сих пор, поскольку особое значение в кластерном объединении имеют регулярные неформальные связи, возможные лишь в условиях территориальной близости.

По мнению М. Портера, изначально кластеризация носила абсолютно стихийный характер: разнообразные компании, которые занимаются созданием продуктов в близких отраслях либо в одной отрасли народного хозяйства, стараются размещать свое производство рядом друг с другом, с помощью чего они могут заниматься совместным производством, поддерживать деловые контакты, а также отстаивать свои интересы. В качестве примера кластеризации Майкл Портер изначально выделил некоторые предприятия легкой промышленности в Италии. Благодаря этому удалось выяснить, что прототипом кластера является гильдия ремесленников, которая существовала в средние века и имела собственные правила и нормы [11] (Porter, 2005).

Республика Крым имеет очень выгодное географическое положение, которое позволяет развиваться в разных направлениях как в туристском, аграрном, промышленном секторе, так и в биотехнологиях, медицине и даже информационных технологиях.

После принятия Республики Крым в состав Российской Федерации были нарушены практически все прошлые связи предприятий, из‑за чего появилась острая необходимость в проведении новых исследований и поиска новых связей, которые обеспечат достойный уровень развития всей республике. Для исследования был привлечен ряд научно-исследовательских институтов в сфере сельского, рыбного хозяйства и океанографии, гидрофизики, морских биологических исследований и другие. Соответственно, после проведения новых исследований было выявлено 7 кластеров, которые необходимо развить в Республике Крым до 2030 года, а именно: кластер креативной индустрии, туристский, агропромышленный биотехнологический, информационных технологий, судостроительный, химический и медико-биологический кластеры, что закреплено в Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [1].

В Министерстве экономического развития Республики Крым на стадии разработки находится Стратегия развития туристского кластера, которая должна уточнять и обобщать будущие критерии, которые будут охватывать такие аспекты, как стоимость услуг, требования к объектам проживания и сервису, взаимодействие с федеральными ведомствами [9] (Chaban).

В конце 2018 года была проведена Стратегическая сессия по развитию кластера креативной индустрии в Республике Крым, организатором которой стало также Министерство экономического развития Республики Крым и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Обсуждались возможные перспективы и варианты развития креативного кластера в таких направлениях, как музыка и музыкальное продюсирование, кино- и мультиндустрия, мода, музейное дело и сохранение объектов культурного наследия, дизайн, архитектура, визуальные искусства, гастрономическая культура и другое [14].

В настоящее время в Республике Крым существует Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, где одним из главных механизмов реализации стратегических приоритетов являются кластеры, так как они представляются синергией будущего. а это позволяет добиться максимального экономического развития при минимальных затратах. Соответственно, наиболее важной проблемой является поиск способа организации кластерной политики с учетом того, что каждый кластер индивидуален и полное копирование такой политики у успешно работающего объединения может не дать таких же результатов.

Еще одной проблемой в Республике Крым является отсутствие системы коммерциализации разработок, т.е. из проведенной работы не извлекается полезная выгода, которая могла бы стать основой для новых исследований, а сами проданные технологии помогали бы предприятиям в инновационном развитии, а так выходит, что разработки ведутся, а фактическое их использование невозможно из‑за авторских прав.

Следующая проблема – это весьма слабая инициатива предприятий (снизу) в создании кооперации между ними, так как компании слабо представляют процесс кластеризации и его положительные перспективы. Они работают сами с собой, на себя с минимальным взаимодействием с другими предприятиями.

Еще одной проблемой при реализации кластерной политики в Республике Крым является очень ограниченная информация о реальных возможностях крымских предприятий, так как наиболее важная информация о состоянии предприятий не находится в публичном доступе, что весьма сильно затрудняет формирование кластерных направлений для органов государственной власти при формировании кластерной политики.

Другой весьма серьезной проблемой является распад единого хозяйственного комплекса из‑за утраты кооперационных связей, которые были ранее. Республика Крым долгое время существовала в экосистеме Украины, уже были налажены поставки, рынки сбыта и взаимные связи между предприятиями. Соответственно, после присоединения Республики Крым к Российской Федерации взаимодействие было прервано и связи разрушены. а учитывая то, что большинство предприятий не работали ранее с Российской Федерацией из‑за своих малых масштабов, теперь строить и налаживать все связи приходится по-новому, а данный процесс занимает очень много времени и мешает развитию кластерной политики.

Также еще у предприятий в Республике Крым отсутствует деловая культура горизонтальных связей на должном уровне, что порождает недостаток доверия к другим предприятиям. Данная проблема весьма существенно тормозит процесс кластеризации из‑за того, что фирмы настроены негативно друг к другу и конкурируют не всегда честно. Это деструктивно отражается на взаимодействии компаний и не позволяет им объединяться в кластеры.

Немаловажен тот факт, что малый и средний бизнес все еще находится на стадии развития. Это относится как к Республике Крым, так и в целом к Российской Федерации. Из-за слабого развития малого и среднего бизнеса, который должен быть основой кластера, невозможно объединять предприятия в кластеры. Данные предприятия еще не окрепли, чтобы принимать участие в кластерных инициативах.

И, наконец, проблемой является отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации кластерных инициатив. Данная проблема актуальна, так как необходимо достаточно много времени и средств для реализации всех необходимых инфраструктурных объектов.

Для решения этих проблем необходимо задать направления совершенствования.

Прежде всего, региональные органы государственной власти обязаны опираться на особенности конкретной территории и ее уникальный потенциал. В нашем случае необходимо в первую очередь кластеризировать туристскую отрасль. Для начала можно разделить ее по направлениям: лечебно-оздоровительный и детский отдых на западе и востоке полуострова, развитие экстремального туризма на юго-востоке и северо-западе, создание горнолыжного курорта и кластера рекреационного отдыха на юге. а потом уже по-разному подходить к развитию каждого направления. Также агропромышленный комплекс требует более серьезной кластеризации в центральном регионе, химическую промышленность можно развивать на севере, а на востоке – судостроительство. Данные направления являются «точками роста» для разных районов Республики Крым в зависимости от их специализации. Поэтому необходимо развивать именно их кластеризацию, так как это будет наиболее эффективным.

Также необходимо привлекать специалистов в области коммерциализации технологий с материковой части Российской Федерации либо из‑за рубежа, которые будут заниматься оценкой жизнеспособности и продвижением проектов, проведением оценки коммерческого потенциала инноваций, исследованием рынка, повышением уровня информированности и стимулированием спроса на технологичные проекты, внедрением стандартных процедур и методологий в области технологического брокерства и т.д. В дальнейшем можно запустить программы переподготовки и направления обучения на базе Крымского федерального университета по данной специальности, так как это является отличной основой для будущих инновационных разработок и работ по устранению существующих внешних и внутренних барьеров и постепенной подготовки сфер науки и бизнеса к новым условиям организации инновационной деятельности в будущих кластерах.

Еще надо с помощью кластерной политики способствовать развитию инициативы объединения предприятий в кластеры, исходящей от самих компаний, чтобы им это было выгодно, так как именно этот способ является наиболее эффективным. Для этого со стороны региональной власти необходимо предоставлять льготные условия работы предприятиям, которые согласны будут кооперироваться с другими, чтобы фирмы увидели реальный синергетический эффект и в дальнейшем только увеличивали его.

Органам государственной власти не хватает комплексности в вопросе развития кластерных инициатив. Рассматривая опыт передовых регионов Российской Федерации по данному направлению, можно увидеть, что там принята соответствующая нормативно-правовая база (концепции, стратегии, программы, планы развития) в области кластеризации. Это позволяет регионам не только планомерно и со всех сторон развивать данное направление, но и достигать больших успехов в развитии кластеров. В Республике Крым же информация о кластерах содержится в Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года и в Федеральной целевой программе развития Республики Крым и города Севастополя до 2022 года. Но это слишком обобщенные нормативно-правовые акты, и они не позволяют комплексно взглянуть на развитие отдельно взятых кластеров. Поэтому необходимо принять по каждому кластерному направлению отдельную стратегию развития, а также включить туда отдельные стимулирующие планы и программы. Создание этих стратегий необходимо проводить совместно с будущими участниками кластера, а не только органами государственной власти, чтобы точнее понимать, в каком направлении необходимо двигаться. Также важно принять региональный закон, который бы обязывал всех предпринимателей публиковать полную информацию об их реальном финансовом состоянии и возможностях публичного доступа. Для этого также необходимо создать интернет-ресурс, который бы агрегировал всю эту информацию, и предприятия не могли бы скрывать свое реальное финансовое состояние, что положительно сказалось бы на адекватности выбора приоритетных направлений развития при формировании в целом кластерной политики органами государственной власти.

Учитывая, что сотрудничество крымских предприятий с украинскими было резко разрушено, необходимо создать новые устойчивые взаимовыгодные кооперационные связи с успешными предприятиями и кластерами из ближайших субъектов Российской Федерации – Краснодарского края, Республики Адыгея, Ростовской области, а также с лидерами в данном направлении, и постепенно взаимодействовать с остальными субъектами РФ, благодаря чему сформируется единый устойчивый хозяйственный комплекс, который даст мощный толчок в социально-экономическом развитии Республики Крым. Например, в Ростовской области уже функционирует инновационный территориальный кластер гражданского морского приборостроения «Морские системы», который бы мог взаимодействовать с будущим судостроительным кластером Республики Крым в поставке оборудования для судов. Также там есть кластер туристической отрасли и биотехнологий, которые уже были запущены и потому уже имеют опыт, который можно было бы перенять при создании таких кластеров в Республике Крым. Также опыт можно перенять у передовых предприятий туристической отрасли Краснодарского края и Республики Адыгея, которые имеют в этом направлении качественно более высокий уровень. Представителей можно собрать на одной площадке в рамках форума, где и произойдет обмен опытом. Также необходимо исследовать рынки сбыта по направлениям кластеризации, чтобы знать, для кого производить. а для того чтобы предприятия могли выходить со своим товаром за пределы одного субъекта, необходимо со стороны органов государственной власти постепенно способствовать их масштабированию в основном с помощью развития кластерной политики.

Также органы государственной власти должны помогать развивать деловую культуру горизонтальных связей между предприятиями с помощью организации разнообразных мероприятий: конференций, форумов, семинаров, совместных выездных форсайт-сессий, совместной проектной работы. Это те мероприятия, которые бы помогли более тесно взаимодействовать предприятиям между собой и сняли бы барьер недоверия к конкурентам. Соответственно, в таком случае гораздо проще организовать кооперацию предприятий в кластеры.

Также органам государственной власти необходимо оказывать обширную и более глобальную финансовую, методологическую и юридическую поддержку микро-, малым и средним компаниям, чтобы они развивались быстрее и становились более устойчивыми к негативным факторам внешней и внутренней среды. Немаловажен также тот факт, что малый и средний бизнес все еще находится на стадии развития как в Республике Крым, так и по всей Российской Федерации, поэтому ему необходима помощь. В свою очередь, устойчивые предприятия при объединении в кластеры создадут серьезный синергетический эффект.

И, конечно же, необходимо ускоренными темпами реализовывать инфраструктурные преобразования, которые указаны в Федеральной целевой программе развития Республики Крым и города Севастополя, а также создавать дополнительные региональные программы, которые также будут направлены на развитие инфраструктуры, чтобы компаниям было комфортно объединяться в кластеры.  

Заключение

В итоге можно сделать вывод, что кластер является очень важной формой территориальной организации экономики, так как большой уровень инноваций при организации территориального кластера позволяет решать проблему интеграции организаций в кластер, что способствует более эффективному использованию конкурентных преимуществ между регионами, а также поиску новаторских идей и развитию предприятий, которые были объединены в кластер. Также можно сказать о том, что достаточно много ученых изучали такое явление, как кластер. В западной науке данная тема больше исследована, чем в России. Абсолютно точно, создание и развитие кластеров путем кластерной политики является эффективным механизмом активизации внешнеэкономической интеграции и привлечения прямых инвестиций. Оно позволяет обеспечить оптимизацию положения предприятий в цепочках создания стоимости, а также содействует повышению качества переработки добываемого сырья, росту локализации сборочных производств, импортозамещению и, конечно же, повышению уровня конкурентоспособности товаров и услуг предприятий, которые являются участниками кластеров. И, наконец, необходимо сказать о том, что весьма значительную роль в создании кластера играет государство, которое оказывает значительную поддержку по разным направлениям, без которой участникам кластера было бы гораздо сложнее.

Нами был выделен ряд проблем:

· поиск способа организации кластерной политики по причине отсутствия системы коммерциализации разработок;

· слабая инициатива предприятий (снизу) в создании кооперации между ними;

· ограниченная информация о реальных возможностях крымских предприятий;

· распад единого хозяйственного комплекса из‑за утраты кооперационных связей, которые были ранее;

· отсутствие деловой культуры горизонтальных связей на должном уровне;

· малый и средний бизнес все еще находится на стадии развития;

· отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации кластерных инициатив.

В Республике Крым органы государственной власти проводят кластерную политику более 10 лет. На данный момент видно, что вопрос является очень важным, а проявляется это в закреплении кластеризации в Стратегии социально-экономического развития и в Федеральной целевой программе, а также в том, что он обсуждается на конференциях, стратегических сессиях, форумах. В республике создан Центр кластерного развития, но сейчас там всего один кластер – агропромышленный биологический, который объединил достаточно много предприятий в данной сфере. Но вести более обширное развитие данного направления не позволяет ряд проблем, которые необходимо как можно быстрее решить. Среди проблем можно выделить: поиск индивидуального способа организации кластерной политики, отсутствие системы коммерциализации разработок, слабая инициатива от предприятий (снизу) в создании кооперации между ними, ограниченная информация о реальных возможностях крымских предприятий, распад единого хозяйственного комплекса из‑за утраты кооперационных связей, отсутствие деловой культуры горизонтальных связей и другие. Исходя из этих проблем, авторами были предложены пути совершенствования развития кластерной политики в Республике Крым, благодаря которым кластеризация должна выйти на качественно новый уровень.


Источники:

1. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года / Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119398/24933b34c2c9581fb5e4ae3e2c7d7bf9bd9b8b39/ (20.04.2019)
2. Автономная Республика Крым // Кластеры Украины [Электронный ресурс] – URL: http://ucluster.org/universitet/klastery-ukraina/2005-study/crimea/ (17.04.2019)
3. Агропромышленный биотехнологический кластер // ЦКР [Электронный ресурс] – URL: https://ckr82.ru/cluster-category/agrobioteh/ (17.04.2019)
4. Андреева Т.А., Астанина Л.А. Характеристика инновационных кластеров Сибирского федерального округа России // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – doi: 10.18334/eo.9.4.41198.
5. Грошев А.Р., Пелихов Н.В., Пермяков П.Ю. Системные противоречия в управлении процессами кластеризации в региональной экономике // Экономические отношения. — 2019. — Том 9. — № 4. — doi: 10.18334/eo.9.4.41269
6. Жаркова Н.Н. Интеграция кластера и особой экономической зоны как инструмент реализации Концепции 2020 // Экономика, предпринимательство и право. – 2017. – Том 7. – № 2. – с. 95-102.
7. Ерохина Е. В. Методология анализа и оценка эффективности инновационной деятельности в регионе // Изв. ТулГУ. Экон. и юрид. науки. 2015. Вып. 4, № 1. с. 3–17.
8. Клаузевиц К. О войне [пер. с нем.] / К. Клаузевиц. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. – 862 с.
9. Наталья Чабан: Стратегию туристического кластера в текущем году разработает Минэконразвития Крыма // Инвестиционный портал Республики Крым [Электронный ресурс] – URL: https://invest-in-crimea.ru/news/natalya-chaban-strategiyu-turisticheskogo-klastera-v-tekushchem-godu-razrabotaet (07.05.2019)
10. ОП: новая ФЦП предполагает дальнейшее развитие туристских кластеров в Крыму // Новости Крыма [Электронный ресурс] – URL: https://crimea-news.com/society/2017/09/28/328110.html (07.05.2019)
11. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005 – 608 с.
12. Рисин И.Е. Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы ХII международной научно-практической конференции, 15-17 июня 2017 г. / под ред. И.Е. Рисина. – Вып.1 – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. – 154 с.
13. Родионова Л. Н. Кластеры как форма интеграции инвестиционных ресурсов / Л. Н. Родионова, Р. Ф. Хайруллин // Нефтегазовое дело: электрон. науч. журн. – 2016. – Вып. 1. – Режим доступа : http://www.ogbus.ru/authors/Rodionova/Rodionova_4.pdf (07.05.2019)
14. Стратегическая сессия по развитию кластера креативной индустрии Республики Крым (Развитие кластера креативной индустрии Республики Крым) // Leader ID [Электронный ресурс] – URL: https://leader-id.ru/event/11726 (07.05.2019)
15. Теоретическая инноватика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. И. А. Брусаковой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 333 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).
16. Юрьева А.А. Развитие региональной социально-экономической политики в контексте формирования конкурентоспособных межрегиональных кластеров // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 38-50. – doi: 10.18334/ecsoc.9.1.40536.
17. Sepic D. The regional competitiveness: some notions / D. Sepic. – М. : Russian-European Centre for Economic Policy (RECEP), 2005. – 39 р.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:30