Некоторые аспекты управления социальными инвестициями в предпринимательской сфере

Петрова Т.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Актуальность социального инвестирования как самостоятельной проблемы объективно обусловлена пересечением интересов предпринимательства с интересами государства в лице органов власти различных уровней, а также общества. В данном контексте с 2000 по 2006 год произошёл существенный количественный и качественный рост компаний, строящих свою деятельность на основе социальной ответственности, ведущих социальную отчётность в различных формах.

Ключевые слова: предпринимательство, социальная ответственность, интересы государства, социальные инвестиции



Актуальность социального инвестирования как самостоятельной проблемы объективно обусловлена пересечением интересов предпринимательства с интересами государства в лице органов власти различных уровней, а также общества. В данном контексте с 2000 по 2006 год произошёл существенный количественный и качественный рост компаний, строящих свою деятельность на основе социальной ответственности, ведущих социальную отчётность в различных формах.

Процесс социального инвестирования в масштабах России характеризуется неравномерностью. На сегодняшний день наибольшая нагрузка приходится на крупные предприятия, в особенности на предприятия, относящиеся к «тяжёлым» секторам производства. В частности, доля социальных инвестиций в валовых продажах предприятий химической промышленности составляет 11,9%, лесной и лесоперерабатывающей промышленности – 5,5%, чёрной металлургии – 5,1%. Соответствующий показатель в отрасли сервиса составляет 0,4%, в финансовом секторе – 0,1% [1].

Существенным фактором, препятствующим развитию социальных инвестиций предпринимательства, относится недостаток информации о содержании понятия «социальные инвестиции».

Социальные инвестиции - это механизм реализации корпоративной социальной ответственности, состоящий из обязательных выплат согласно требованиям государства и добровольного целесообразного выделения предпринимателем ресурсов на реализацию социальных проектов, способных принести компании экономический и социальный эффект, а также репутационные преимущества в долгосрочной перспективе.

Социальные инвестиции классифицируются по различным основаниям.

По степени добровольности:

‑ обязательные - регулируемые государством на основе ряда нормативно-правовых актов (Гражданский Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Экологическое законодательство и т.п.) и являющиеся обязательными для всех представителей предпринимательства;

‑ добровольные - являющиеся собственной добровольной инициативой коммерческой структуры, реализуемые в целях получения дополнительных репутационных преимуществ, социальной и экономической эффективности.

По способу формирования:

‑ естественные - данный способ формирования отличается сложностью и временной продолжительностью. Социальную роль компания приобретает в результате своего эволюционного развития в условиях конкурентной среды при накоплении определённого количества социальных качеств. Добровольные социальные инвестиции наиболее полно соответствуют основной деятельности компании;

‑ искусственные - могут быть применимы для любого направления предпринимательской деятельности с помощью активного использования коммуникативных механизмов. Добровольные социальные инвестиции не в полной мере соответствуют основной деятельности компании. Чаще применяются в предпринимательской деятельности, неоднозначно оцениваемой обществом (табачная и алкогольная промышленность и т.п.), в целях нейтрализации неблагоприятного общественного мнения.

По уровню реализации:

‑ внутренние - инвестиции компании в рамках собственной деятельности. Включают инвестиции в человеческий капитал, повышение качества жизни сотрудников и членов их семей, а также в реализацию интересов акционеров;

‑ внешние – механизм реализации корпоративной социальной ответственности перед обществом в широком смысле слова:

а) на уровне компании – инвестиции в добросовестную деловую практику, развитие взаимоотношений с поставщиками и партнёрами;

в) на уровне территории присутствия компании – инвестиции в развитие местного сообщества;

с) на межрегиональном уровне - актуально для крупных предпринимательских структур, имеющих сеть предприятий в различных регионах России. На межрегиональном уровне социальные инвестиции реализуются с учётом местной специфики каждого региона (природно-климатических условий, среднего уровня заработной платы, местного уровня безработицы, демографической ситуации, культурно-исторических особенностей и прочих характерных показателей конкретного региона) с целью гармоничного межрегионального взаимодействия и развития;

д) на международном уровне - характерны для международных компаний. Необходимым условием социального инвестирования в данном случае является наиболее полное соответствие установленным международным нормам и стандартам.

По степени активности бизнеса:

1) Про-активные социальные инвестиции - коммерческая структура выступает инициатором развития собственной корпоративной социальной ответственности, выстраивает социальную политику, устанавливает связи с объектами социальной ответственности.

2) Ре-активные социальные инвестиции – направляются предпринимателем в ответ на запрос организации–инициатора.

Несмотря на многообразие видов, можно выделить ряд общих принципов системы управления социальными инвестициями:

  • Принцип добровольности. Данный принцип подразумевает определённый уровень добровольного участия организации в решении социальных проблем. Это участие лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же повышает эти требования [2].
  • Принцип целенаправленности. Социальные инвестиции должны соответствовать общей стратегии основной хозяйственной деятельности компании, способствовать достижению ее ключевых целей.
  • Принцип пролонгированности. Социальные инвестиции служат повышению капитализации предпринимательской деятельности в долгосрочной перспективе.
  • Принцип единства стандартов. В настоящее время в отечественной практике отсутствует чётко сформированная система оценки качественных и количественных показателей социальных инвестиций. Формированию единых стандартов во многом способствует введение системы социальной отчётности.
  • Принцип максимальной информационной открытости характеризует деятельность в области построения взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами.
  • Основной целью социального инвестирования является повышение экономической эффективности предпринимательской деятельности. Как показывает практика, эффективное управление социальными инвестициями позволяет получить более высокие результаты при меньших затратах за счёт выполнения следующих задач:

    1) Повышение социальной эффективности. Улучшение и облегчение условий труда, изменение его содержания, развитие творческих функций, способностей и потребностей работников, преодоление существующих различий в труде. Обобщающим показателем социальной эффективности производства являются образ и качество жизни, отражающиеся в продолжительности жизни населения страны [3]. Кроме того, социальные инвестиции способствуют формированию устойчивой позитивной мотивации работника в трудовой деятельности в данной компании, что особенно актуально в современных условиях дефицита квалифицированных кадров.

    2) Получение репутационных преимуществ. Развитие системы управления социальными инвестициями и раскрытие информации в социальных отчётах способствует формированию позитивного имиджа компании, повышению её конкурентоспособности в области привлечения потребителей и инвесторов.

    Социальные инвестиции предпринимательства позволяют гармонизировать взаимоотношения компаний-инвесторов с региональными властями, то есть государством и обществом, а также способствуют выходу компании на международный уровень и расширению границ бизнеса.


    Источники:

    1. Доклад о социальных инвестициях. – М: Ассоциация менеджеров России, 2004. – 80 с.
    2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Достоинства и недостатки концепции социальной ответственности // Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997. – С. 144–147.
    3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Словарь рыночной экономики / Под общ. ред. Г.С. Вечканова. – СПб.: Петрополис, 1995. – 358 с.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:34:41