Государственно-частное партнерство как эффективный способ развития физической культуры и спорта в России
Парушев А.В.1
1 ООО «Метеорит Групп»
Скачать PDF | Загрузок: 24
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576862
Аннотация:
Расходы на создание инфраструктурных объектов в области физической культуры и спорта в России оставляет желать лучшего и в условиях санкций не покрывают потребности общества в услугах в данной сфере. Поэтому остается очень актуальным вопрос об эффективности использования бюджетных средств и способах привлечения частных инвестиций в область физической культуры и спорта. В настоящей статье автор провел анализ государственно-частного партнерства в России. Проведено исследование на двух уровнях: федеральном и региональном. На основе проведенного анализа обоснована необходимость усовершенствования привлечения частных инвестиций, для чего нужна прозрачность по критериям выделения государственных средств. Основная цель статьи – систематизировать существующие механизмы привлечения частных инвестиций в сферу физической культуры и спорта. Учитывая специфику указанной области, автором исследованы основные тенденции развития предпринимательства в указанной области. Сделан вывод о том, что при взаимодействии государства и частного сектора должен лежать баланс интересов между интересами предпринимателя и социальными задачами, которые должны служить интересам общества.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, эффективность использования бюджетных средств, предпринимательство, концессионное соглашение, инвестиции, субсидирование, софинансирование
JEL-классификация: E22, H25, H71, L26, L32, M11, M21
Введение Государственно-частное партнерство с каждым днем находит в себе все более широкое применение в мировом сообществе. Россия тоже не является исключением, хотя данный способ стратегического взаимодействия государства и частного сектора продвигается намного медленнее по сравнению с западными странами. При этом акцент делается больше всего на инфраструктурные проекты (строительство автомобильных дорог, тяжелая промышленность, химическаяпромышленность и др.). Что касается физической культуры и спорта, то здесь государственно-частные проекты используются в гораздо меньшей степени, хотя данная сфера деятельности может быть также отнесена тоже к инфраструктурным проектам. Физическая культура и спорт способствуют развитию личности, его потенциала и является эффективным источником формирования человеческого капитала. Этот факт является важнейшим для России, перед которой стоят важнейшие социально-ориентированные задачи развития общества.
Однако, если говорить о государственно-частном партнерстве в сфере физической культуры и спорта, то здесь имеется некоторая неопределенность: недостаточный анализ взаимоотношений государства с частным сектором, и неадекватные решения, которые подчас взаимоисключают друг друга. Поэтому необходимо уточнить структуру государственно-частного партнерства и его механизм, учитывая специфику отрасли. Настоящее исследование подробно освещает этот вопрос.
Цель работы: доказать, что государственно-частные партнерства являются движущей силой развития физической культуры и спорта в России, а также эффективным и результативным инструментом для развития частного сектора на этом направлении.
Научная новизна. Автор представил государственно-частное партнерство как форму инновационной деятельности, которая дает дополнительные экономические выгоды от партнерства.
Гипотеза: ГЧП способствуют развитию экономики в России, из чего следует, что ГЧП являются важнейшим инструментом для экономических преобразований .
Государственно-частное партнерство как эффективный способ развития физической культуры и спорта в России
В настоящее время государственно-частные партнерства носят форму общественных отношений во множестве стран. Государственно-частные партнерства – это взаимодействие частного и государственного секторов экономики в целях развития общественной инфраструктуры. В то же время необходимо осуществлять анализ и исследования за доходами и расходами, получаемыми от сотрудничества частного и государственного секторов соответствующими органами государственной власти. В настоящий момент существуют различные формы государственной поддержки инвестиций в деятельность в области физической культуры и спорта. Партнерство государства и бизнеса может быть очень эффективно, если оно правильно и грамотно организовано. Однако на практике достаточно большое количество государственно – частных партнерств имеют большие расхождения между планируемыми и фактическими ожиданиями по причине их недостаточно продуманной организацией, а также по причине некорректно составленным договорным обязательствам, которые основываются на ошибочном анализе доходов и расходов [14].
Одной из основных задач федерального проекта «Спорт- норма жизни» является обеспечение населения спортивными объектами, куда входит и строительство новых сооружений. На 2024 год запланировано поднять показатель обеспеченности спортивными сооружениями на 5% , и составлять 60% [15].
К 2030 году количество населения в России, которое систематически занимается физической культурой и спортом, должно составить 70% населения всей страны. [14].
Взаимодействие государства и частного сектора строится на концессионных соглашениях и на соглашениях ГЧП. Оба ключевых понятия очень тесно между собой коррелируют, но есть некоторая разница. В соглашении государственно-частного партнерства все риски, затраты и прибыль делятся поровну между данными заинтересованными сторонами. В концессионном соглашении за все отвечает концессионер. Кроме того, ГЧП сохраняют право собственности на объект, который указан в соглашении.
Как свидетельствует национальный центр государственно-частного партнерства, всего на базе специальных проектов было зарегистрировано порядка 98 объектов. Из этого числа 52 – в форме концессионного соглашения, 27 – в форме муниципального соглашения государственно-частного партнерства, 8 – в форме регионального соглашения государственно-частного партнерства, 11 – в форме договора с инвестиционными обязательствами. [12].
Основываясь на данных сведениях можно сказать, что концессионное соглашение является самым распространенной юридической формой использования для осуществления реализации проектов физической культуры и спорта, право на заключение которого подтверждается Федеральным законом «О концессионных соглашениях от 21.07.2005г №115-ФЗ (ред. от 13.06.2023 г. №240-ФЗ с учетом Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ) [5]. Следует также отметить, что источником финансирования зачастую выступают субсидии от государства. Тем не менее, привлечение частного капитала в область физической культуры и спорта остается очень актуальным вопросом, Нельзя не сказать и о препятствиях, которые возникают вследствие санкций против России: отток иностранного капитала, усложняется поиск клиентов, вызванный выборочным финансированием. Постоянно меняющееся законодательство, постоянно вносимые поправки, которые регламентируют проектное финансирование, также влияют на активность инвесторов. [10]
Проведем краткий анализ реализации инфраструктурных проектов:
1. Аренда на инвестиционных условиях.
Действует на любые объекты. Инвестору предоставляется право собственности на государственную (муниципальную) собственность. Инвестору предоставляется право на участок и объект на правах аренды. Возврат инвестиций частному инвестору осуществляется в виде дохода от использования участка и объекта. Бюджетное финансирование инвестора при аренде с инвестиционными условиями не осуществляется. Финансирование платежей не осуществляется.
2. Концессионные соглашения напрямую с оплатой.
Под данную форму реализации инфраструктурных проектов подпадают объекты, определяемые Федеральным законом «О концессионных соглашениях от 21.07.2005г №115-ФЗ (ред. от 13.06.2023 г. №240-ФЗ с учетом Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ) [5], куда входят и объекты спорта. В собственность инвестору предоставляется государственная (муниципальная) собственность. Земельный участок и объект предоставляется концессионеру на правах владения и пользования по договору аренды (субаренды) – без торгов. Возврат вложений производится за счет доходов, которые извлекаются из оплаты пользователей. Бюджетное финансирование платежей производится в виде бюджетных инвестиций на капитальный грант.
3. Концессионные соглашения напрямую с оплатой и гарантийными обязательствами минимального дохода.
Объекты соглашения определены Федеральным законом «О концессионных соглашениях от 21.07.2005г №115-ФЗ (ред. от 13.06.2023 г. №240-ФЗ с учетом Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ) [5], к которым относятся и объекты спорта. Сторона частного сектора является концессионером, получающим право владения и пользования. Все это проводится без торгов. Возврат вложений инвестору производится за счет оплаты потребителей и гарантийного минимального дохода Финансирование платежей производится в форме инвестиций от бюджета на капитальный грант субсидии и гарантию на минимальный доход.
4. Концессионное соглашение с оплатой концедента.
Объекты соглашения определены Федеральным законом «О концессионных соглашениях от 21.07.2005г №115-ФЗ (ред. от 13.06.2023 г. №240-ФЗ с учетом Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ) [5]. Интересом концессионера являются объекты государственной (муниципальной) собственности. Земельный участок и объект предоставляется концессионеру на правах владения и пользования по договору аренды (субаренды) – без торгов. Возврат инвестиций для частного инвестора осуществляется в форме платы концедента из бюджета. Бюджетное финансирование осуществляется по соглашению сторон в форме капитального гранта, платы концедента, куда входит инвестиционная составляющая. Финансирование платежей осуществляется по соглашению в форме бюджетных инвестиций на капитальный грант, субсидии на плату концедента.
5. Соглашение о государственно-частном партнерстве.
Под данную форму реализации подпадают объекты, определенные в Законе о государственно-частном партнерстве, которые могут находиться в частной собственности. Право собственности на объект имеют государственные объекты (если финансирование преимущественно бюджетное) и частная собственность (собственность партнера). Объект и земельный участок предоставляются на правах владения и пользования, после ввода объекта в эксплуатацию партнер получает право на собственность на объект. Земельные участки могут быть переданы на условиях аренды без торгов. Возврат инвестиций для инвестора является доходность от пользования и (или) техобслуживания объекта. Финансирование платежей осуществляется субсидированием со стороны государства.
По итогам «Отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия «оценка доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг» за истекший период 2020-2021 гг. реализации проекта «Спорт- норма жизни» финансирование массового спорта составили 249.9 млрд. рублей. [11] На федеральном и региональном уровнях значительная часть бюджетных средств была направлена на развитие инфраструктуры.
При всем том, ни один из регионов РФ не достиг наивысшего уровня снабжения спортивным оборудованием. Самый плохой результат показали Республика Ингушетия (около 17%), Московская область (30%), Республика Дагестан (30%) и Крым (33%). В остальных регионах данный показатель варьируется в районе 50%. [8].
Анализ выявил ряд проблем в доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, одной из которых является слабое взаимодействие государства с коммерческими физкультурно-спортивными организациями, а также недостаточно разработана система бесплатных услуг. Выявлено также несоответствие между численностью занимающихся, загруженностью спортивных сооружений, продолжительности тренировок, доходами компаний. Это искажает статистические данные с целью контроля над расходованием бюджетных средств и строительством спортивных объектов [15,16, 17].
Для большинства населения услуги занятий физической культуры и спорта остаются платными, что делает их недоступными для малообеспеченного населения (порядка 65% населения за 2022 год) [12]. Исходя из оценки доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг за 2022 год, расходы на оплату физкультурно-оздоровительных услуг в 2021 году были меньше, чем требуется для систематических занятий.
Поэтому можно сделать вывод о том, что нормативно правовое регулирование недостаточно для обеспечения финансовой и физической доступности занятий физической культуры и спорта.
Реализация проектов обязательно сопровождается оценкой рисков, в которую входят все вышеперечисленные факторы. Если брать во внимание государственно-частные партнерства России, то они, в основной своей массе являются способом привлечения в строительство спортивных объектов и их управление, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Поскольку одной из заинтересованных сторон является РФ, ее субъект или муниципальное образование, то можно говорить о кредитном рейтинге публичного партнера как об оценке риска для инвестора. Так, в 2022 году самый высокий рейтинг имели Москва, С-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ [11].
Значение рейтинга имеет большое значение для инвестора при анализе рисков, а также при принятии решения о финансировании того или иного объекта. На втором месте по значимости для инвестора выступает правовая база, которая выступает регламентом предпринимательской деятельности, описывающая права и обязанности сторон. Российскую правовую базу можно представить в виде иерархии, в которой каждый вышестоящий уровень главенствует над нижестоящим уровнем. Конституция РФ четко отражает гарантии инвестиционной деятельности, права на собственность и предпринимательскую деятельность. Далее, для инвестора большой интерес представляют нормы Бюджетного кодекса РФ, согласно которому если международный договор предусматривает правила, отличные от правил Бюджетного Кодекса, тогда применяются правила международного договора. Данный уровень федерального законодательства, который должен быть тщательно изучен инвестором, включает в себя Гражданский кодекс, решающий вопросы, касающиеся заключения договоров, одной из сторон которого может выступать сам инвестор, а также правовые акты и законы [2], [3], [4].
Управление инвестиционной деятельностью зависит не только от вышеназванных документов. Например, при изменении макроэкономических условий или изменений в законодательстве вносятся соответствующие поправки в проект. Причем следует отметить отдельно региональный уровень, который является одним из уровней нормативного регулирования: здесь могут быть выработаны свои способы поддержки инвестирования. [6]
Инвесторы при государственно-частном партнерстве имеют налоговые и неналоговые льготы. В частности, существует льготная налоговая ставка по имущественному налогу на время действия концессионного соглашения. Имеется также льготная ставка на транспортный налог и по налогу на прибыль концессионера при вводе объекта в эксплуатацию в пределах той ставки, которая предназначена для зачисления в бюджет субъекта [1]. К неналоговым льготам относятся безвозмездное или льготное пользование коммунальными услугами, на займы предоставляются субсидии, а также со стороны государства предоставляется организационно-методическое содействие [7].
Анализируя поддержку со стороны государства инвестиционной деятельности можно отметить комплексную поддержку по привлечению частного капитала [1], а именно:
1. Освобождаются от НДС услуги, которые оказываются населению по организации физкультурно-массовых и спортивных мероприятий как на индивидуальном уровне, так и занятий с тренером (прописано в Налоговом кодексе РФ).
2. Предоставление льготной налоговой ставки по налогу на прибыль для предприятий, ведущих деятельность в области физической культуры и спорта. Данное право может быть применено на уровне региона.
3. Льготная ставка по арендной плате государственного имущества. Данное право может быть применено на уровне региона.
4. Полное освобождение от уплаты имущественного налога. Данное право может быть применено на уровне региона.
5. Организации, которая поставляют услуги, особо значимые для населения и которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит.
6. Частному сектору , который занимается предоставлением особо значимых услуг для общества, могут быть предоставлены в залог объекты государственной собственности. Данное право может быть применено на уровне региона.
7. Для реализации масштабных инвестиционных проектов в области физической культуры и спорта возможна продажа земельных участков без проведения аукциона. Данное право может быть применено на уровне региона.
8. Для компаний, которые осуществляют инвестиционную деятельность в области физической культуры и спорта, могут быть предоставлены государственные гарантии в пределах всей суммы предоставляемых гарантий. Данное право может быть предоставлено на уровне региона.
Следует отметить, что на данный момент существуют и другие способы поддержки компаниям, осуществляющие свою деятельность в области физической культуры и спорта, которые развивает Министерство спорта РФ. Так, например, в г.Тверь недавно вошло в практику субсидирование на софинансирование затрат на создание объектов социальной значимости в области физической культуры и спорта, а также субсидирование на софинансирование расходов на создание инженерных сетей для компаний, которые осуществляют свою деятельность в области физической культуры и спорта в размере порядка около 180 млн.руб. за 2022 г [7].
Более того, по предоставленной информации Министерства спорта России существует тесная связь между банками РФ: ПАО «Сбер», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк». Эти банки организовали премию «Ежегодная общественная премия «Регионы- устойчивое развитие». В рамках данной премии инвестор, осуществляющий свою деятельность в области физической культуры и спорта, может получить кредит на льготных условиях [7].
Таким образом, государство в настоящий момент прорабатывает и развивает все новые формы поддержки.
Тем не менее, несмотря на многообразие способов привлечения клиентов, инвесторов недостаточно. Для привлечения заинтересованности необходимо иметь современный механизм предоставления кредитов и субсидий, который бы содержал все критерии субсидирования процентных ставок [9]. Еще одной причиной отсутствия достаточного числа инвесторов является недостаточная привлекательность отрасли, вызванная достаточным присутствием игроков, высоких входных барьеров, достаточное количество товаров-заменителей. В России доля инвестиций частного сектора в сферу физической культуры и спорта составляет порядка 0.85 % (6.97 млрд. руб. из 820 млрд. руб.). [5,11,13]
Ситуация в сфере предпринимательства физической культуры и спорта складывается неоднозначно. Несмотря на то, что в целом, создаваемые проекты приносят прибыль, сама отрасль остается убыточной за счет убыточности крупных государственных компаний. Более того, ситуация желает оставлять лучшего в силу тенденции уменьшения количества инвесторов [11].
По мнению автора настоящей статьи нужно еще много работать над нормативно-правовой базой, усовершенствовать земельные отношения, сделать их более прозрачными.
Когда мы говорим о государственно-частном партнерстве в сфере физической культуры и спорта, мы должны иметь ввиду баланс между частными интересами и теми социальными задачами, которые ставятся государством в целях развития общества. К таким задачам относятся: повышение количества людей, занимающихся физической культурой и спортом; уровень благосостояния общества; уровень обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием; доли Олимпийских чемпионов; успешная организация международных соревнований; количество рабочих мест в организациях физической культуры и спорта. Государственным органам следует помнить, что, организуя мониторинг субъектов предпринимательства в этой области для оценки взаимодействия государства и частного сектора, необходимо его осуществлять без оказания давления на предпринимательство.
Заключение
Данное исследование доказывает, что государственно-частные партнерства являются движущей силой развития физической культуры и спорта в России. Кроме того, наглядно показано, что государственно-частные партнерства являются хорошим инструментом развития частного сектора. Исследование показывает, что для создания государственно-частных партнерств нужны рыночные механизмы, наличие особого инвестиционного климата в самой отрасли. Но при взаимодействии государственного и частного сектора образуются некоторые проблемы в отношениях между собой. Поэтому усилия государства должны быть направлены на преодоление этих трудностей путем совершенствования нормативно- правовой базы развития ГЧП.
Источники:
2. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 № 46-ФЗ (С изменениями и дополнениями от 30.12.2021). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.07.2023).
3. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.07.1999г. №160- ФЗ (ред.от 14.07.2022 № 320-ФЗ). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.07.2023).
4. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25.02.1999г №39-ФЗ (ред. от 28.12.2022 г. №569- ФЗ). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.07.2023).
5. Федеральным законом «О концессионных соглашениях от 21.07.2005г №115-ФЗ (ред. от 13.06.2023 г. №240-ФЗ с учетом Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.07.2023).
6. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 03.07.2015 г. «224-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10.07.2023). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.07.2023).
7. Меджидов З.У. Теоретико-концептуальный подход регулирования отношений государства и бизнеса: госзаказ, госзакупка и государственно-частное партнерство // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2022. – № 9(143). – c. 5-12. – doi: 10.26726/1812-7096-2022-9-5-12.
8. Малиновская М.И. Государственно-частное партнерство как фактор развития региональной инфраструктуры // Xxxiii международные плехановские чтения: Сборник статей аспирантов и молодых ученых на иностранных языках. Москва, 2022. – c. 75-80.
9. Никоноров В.М., Семенов А.В. Государственно-частное партнерство: вопрос оптимального распределения ресурсов // Наука и бизнес: пути развития. – 2022. – № 9(135). – c. 115-120.
10. Селиваненко А.Е. Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта и механизм ее развития в рыночных условиях хозяйствования. / Автореф. диссертации. канд. эконом. наук. - Москва, 2003. – 24 c.
11. Аналитические материалы и базы данных. Министерство спорта РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/2022 (дата обращения: 29.07.2023).
12. Национальный центр ГЧП. Платформа поддержки инфраструктурных проектов [Электронный ресурс] – Режим доступа. Pppi.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pppi.ru (дата обращения: 29.07.2023).
13. Партнерство государства и частных инвесторов: методики и практика. Министерство спорта России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sportengeneering.ru (дата обращения: 29.07.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:48:10