Социальное предпринимательство в России: состояние, факторы влияния, перспективы
Яхнеева И.В.1
, Павлова А.В.2![]()
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 82 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 6 (Июнь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46332123
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Уровень развития социального предпринимательства является одним из показателей зрелости общества. Его динамика показывает, насколько значимыми становятся социальные проблемы на разных уровнях предпринимательской активности. Традиционное внимание к социальным вопросам со стороны крупного бизнеса, как правило, обусловлено давлением со стороны государства, необходимостью соответствия международным стандартам или формирования благоприятного имиджа. Для малого бизнеса условия и задачи в социальной сфере являются особенно сложными. В статье рассматриваются вопросы текущей ситуации на российском рынке социальных предприятий по субъектам РФ; факторы, определяющие развитие социального предпринимательства; потенциальные перспективы. Результаты исследования показали, что восточные регионы России демонстрируют более высокую социальную активность предпринимателей. Изменение численности социальных предприятий по регионам в течение 2020-2021 гг. дает возможность оценивать развитие социального предпринимательства как имеющее перспективы. Статья будет полезна предпринимателям, специалистам по корпоративному управлению и представителям научного сообщества, изучающим вопросы развития социально-ответственного бизнеса.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, корпоративная социальная ответственность, социально-ответственный бизнес
JEL-классификация: L26, L31, M14
Введение
Внимание к проблемам социального предпринимательства со стороны российского научного и бизнес-сообщества формируется в течение двух последних десятилетий. В соответствии с общемировыми тенденциями сектор социального предпринимательства является неотъемлемым элементом современного общества [4]. При этом одной из тенденций является глобализация социального бизнеса [16]. Изучая развитие российской практики, Нестеренко Ю.Н., Плюхина А.А. определяют социальное предпринимательство как базовый институт гражданского общества [7] (Kuznetsova, 2021).
Проблемы создания социальных предприятий связаны с развитием малого и среднего предпринимательства, характером социальной политики, государственной поддержкой [5, 6] (Kadol, 2020; Konyagina, Krasnopevtseva, 2019). В 2019 г. значимость вопросов социального бизнеса в России получила подтверждение на нормативно-правовом уровне – в новой редакции ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» появились понятия «социальное предприятие», «социальное предпринимательство» [13]. Тем не менее несмотря на рост интереса к проблемам социального бизнеса, процесс поиска драйверов его развития остается незавершенным.
Целью исследования является выявление тенденций и закономерностей в развитии социального предпринимательства в России. Положения научной новизны включают в себя оценку уровня активности развития социального бизнеса по регионам Российской Федерации, выявление факторов, оказывающих разнонаправленное влияние на социальный бизнес, и перспектив его развития.
В основе исследования – предположение о равномерности распространения социальных предприятий по территории России, зависимости социального бизнеса от активности в сфере малого и среднего предпринимательства и наличии потенциала развития.
В качестве методов исследования использован анализ статистических данных, представленных в Едином реестре малого и среднего предпринимательства, и обобщение результатов внешних исследований.
Состояние социального предпринимательства по регионам РФ
Первым этапом оценки состояния социального предпринимательства в России стал анализ числа предприятий и их структуры в региональном разрезе по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [2].
Анализ численности малых и средних предприятий по состоянию на июнь 2021 г. по регионам России показывает, что почти половина (49,1%) предприятий приходится на Центральный федеральный округ (ЦФО) и Приволжский федеральный округ (ПФО). Эти же территории являются лидерами по количеству социальных предприятий, на них приходится 43% предприятий от общероссийского количества (рис. 1). Наименьший уровень предпринимательской активности, в том числе социальной, отмечается в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) доля социальных предприятий превышает долю малых и средних предприятий по России более чем в два раза. В Южном федеральном округе (ЮФО) обратная ситуация – доля малых и средних предприятий в общем количестве по России выше доли социальных предпринимателей в 1,7 раза. Примерно одинаковые доли по Уральскому федеральному округу (УФО), Сибирскому федеральному округу (СФО), Северо-Западному федеральному округу (СЗФО).
Рисунок 1. Распределение социальных предприятий в сравнении с малым и средним бизнесом по регионам РФ, июнь 2021 г.
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства [2].
Однако подсчет численности социальных предприятий не учитывает многих условий, характерных для различных регионов. Поэтому в качестве базы для сравнения использовано количество малых и средних предприятий в регионах (рис. 2), количество работников этих предприятий (рис. 3) и численность рабочей силы (рис. 4).
Рисунок 2. Распределение числа социальных предприятий на тысячу предприятий малого и среднего бизнеса по регионам РФ, июнь 2021 г.
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства [2].
Рисунок 3. Распределение числа социальных предприятий на млн численности рабочей силы малых и средних предприятий по регионам РФ, июнь 2021
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства [2].
Рисунок 4. Распределение числа социальных предприятий на млн работников малых и средних предприятий по регионам РФ, июнь 2021
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства [2].
Полученные оценки показывают явное превосходство ДФО. По всем трем показателям он является лидером, демонстрируя самую высокую социальную активность предпринимателей. Следующие четыре округа имеют близкие значения по оцениваемым показателям: Приволжский, Уральский, Северо-Западный и Сибирский. Примечательно, что ЦФО входит в тройку округов с минимальными значениями оцениваемых показателей.
Факторы влияния на социальное предпринимательство
Оценивая перспективы развития социального предпринимательства России, прежде всего, следует определить факторы, которые способствуют или противодействуют его развитию (табл. 1).
Таблица 1
Факторы влияния на социальное предпринимательство
|
Факторы
|
Позитивное влияние
|
Негативное влияние
|
|
Правовой
|
Появление правового статуса и государственных
программ поддержки
|
Отсутствие льгот
|
|
Экономический
|
Появление государственных программ поддержки
Лояльность потребителей Развитие сферы услуг |
Снижение уровня активности малого и среднего бизнеса
Изменение поведения потребителей |
|
Социальный
|
Поддержка крупным бизнесом программ корпоративной
социальной ответственности
Рост интереса со стороны общества к проблемам социального характера |
Слабая заинтересованность населения, представителей малого
и среднего бизнеса
|
|
Технологический
|
Развитие цифровой среды и сервисов
Расширение географического доступа |
Дополнительные затраты, связанные с разработкой
цифровых решений
|
Развитие социального предпринимательства в России в настоящее время находится в существенной зависимости от внешних стейкхолдеров – государства, крупного бизнеса, частных фондов. Об этом свидетельствуют полученные от экспертов оценки в ходе исследования ЦИРКОН [6] (Konyagina, Krasnopevtseva, 2019). Несмотря на расхождение в оценках, вероятность повышения предпринимательской активности россиян и их участия в социальных предприятиях эксперты считают низкой. Кроме того, отсутствуют ожидания крупных инвестиций бизнеса в развитие социальных предприятий. От бизнес-корпораций эксперты в большей степени ожидают консультационной и образовательной поддержки, в том числе в виде акселерационных программ. Что касается государства, по мнению ряда авторов, государство использует дискурс социального предпринимательства как ресурс для мобилизации бизнеса на оказание социальных услуг на коммерческой основе [8, с. 111] (Moskovskaya, Soboleva, 2016, р. 111).
Возможная корректировка законодательства о социальных предприятиях является одним из основных факторов, которые определят его дальнейшее развитие. Принятая нормативная редакция инициировала развитие отдельной ветви бизнеса в социальной сфере, однако не внесла ясность в идентификацию и институционализацию явления. Более того, привела к увеличению разнообразия субъектов, выступающих под именем социального предпринимательства, тем самым усилила неопределенность оценок перспектив социального предпринимательства в России.
Ускоренная цифровизация, толчок к которой обеспечила пандемия, по мнению экспертов, должна привести к цифровизации многих производственных процессов социальных предприятий и внедрению IT-технологий в филантропию [12]. Тем самым цифровая трансформация различных секторов экономики рассматривается как благоприятный фактор развития социального бизнеса.
Перспективы развития социального предпринимательства в России
Наибольшее количество социальных предприятий по состоянию на апрель 2020 г. было зарегистрировано в Нижегородской, Тульской, Московской и Томской областях в соответствии с данными Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» [17]. 60% предприятий являются индивидуальными предпринимателями, 40% – юридическими лицами, при этом 90% социальных предприятий относятся к категории микропредприятий. По данным на июнь 2021 г., лидерами по количеству зарегистрированных социальных предприятий являются: Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ, Нижегородская область, Москва и Московская область, Приморский край (табл. 2).
Таблица 2
Изменение количества социальных предприятий по отдельным регионам РФ
|
Регион
|
2020
|
2021
|
Темп роста, %
|
|
Нижегородская область
|
139
|
177
|
127,3
|
|
Тульская область
|
80
|
89
|
111,2
|
|
Москва и Московская область
|
80
|
127
|
158,7
|
|
Санкт-Петербург и Ленинградская область
|
52
|
113
|
217,3
|
|
Томская область
|
53
|
69
|
130,2
|
|
Самарская область
|
18
|
23
|
127,8
|
|
Российская Федерация
|
1197
|
3047
|
254,5
|
В 2020 г. не было зарегистрировано ни одного социального предприятия в 29 регионах России, через год количество таких регионов сократилось до 9. При этом количество социальных предприятий в России увеличилось в 2,5 раза.
Таким образом, темп роста численности социальных предприятий в отдельных регионах и России в целом свидетельствует о позитивной динамике. Конечно, следует учитывать, что указанные в таблице регионы были лидерами в апреле 2020 г., тем не менее общее изменение подтверждает наличие благоприятной тенденции.
Большинство социальных проектов реализуются в сфере услуг, поэтому развитие сервисной сферы также способствует появлению новых предпринимательских инициатив, направленных на социум. Так, по данным за 2020 г., 16% организаций, получивших статус социального предприятия, оказывают услуги в сфере дополнительного образования, 13% – услуги по уходу за детьми, 10% заняты в сфере физкультуры и спорта, 7% – в области здравоохранения. Небольшой удельный вес приходится на предприятия, которые занимаются творчеством и искусством (5%), организуют отдых и развлечения (4%), реализуют услуги дошкольного образования (3%) [17].
Другим позитивным трендом, определяющим перспективность развития социального предпринимательства, может стать рост активности в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО). Это обусловлено тем, что вовлечение сотрудников в благотворительные и волонтерские проекты крупного бизнеса способствует появлению социально ориентированных идей. Однако развитие КСО в сфере крупного бизнеса не является достаточным условием, необходимо понимание значимости социальных проблем для бизнеса любого уровня и населения в целом. В этой связи показательны результаты исследования компании «Мегаплан» об отношении компаний к КСО, проведенного весной 2021 г. [10]. По итогам опроса самой популярной формой оказалась благотворительность. Следующими в порядке убывания приоритета стали: социальный маркетинг, корпоративная волонтерская деятельность, направление грантов на социальные инициативы, экологический маркетинг. Большая часть респондентов поддерживают социальные акции. Однако респонденты отметили и недостатки КСО, в числе которых назвали: манипуляцию социальной ответственностью в рекламных целях (28,1%), низкий уровень контроля за расходованием перечисленных средств (22,8%), отсутствие компетенций для решений социальных проблем (15,8%), рост себестоимости продукции из-за расходов на социальные нужды (15%), а также нарушение принципа максимизации прибыли (6,9%). Эти результаты отражают, насколько хрупким является баланс между коммерческими и социальными целями бизнеса, а также свидетельствуют об осторожности в принятии решений, направленных на социум.
Фактором, стимулирующим изменения в бизнесе, в том числе социальном, стала пандемия, вызванная COVID-19. Глобальное исследование социального предпринимательства показало, что большинство социальных предприятий изменили свою деятельность в ответ на кризис [19]. Из числа опрошенных 36% работают по одной и той же модели, но с разным уровнем активности, большинство из них снизили свою активность (26%), некоторые наблюдают рост спроса на свою продукцию и услуги (10%). Половина компаний изменили свою бизнес-модель, и только 11% ожидают возвращения к прежнему образу жизни, 6% имеют совершенно новую бизнес-модель [19]. Похожие результаты получены в рамках исследования, проведенного Центром поддержки социальных инноваций Impact Hub Moscow совместно с Высшей школой менеджмента СПбГУ и Массачусетским университетом в период с июня 2020 года по январь 2021 года [3] (Zueva, Khovaev, 2015). В ходе исследования 64% опрошенных социальных предпринимателей указали, что пандемия стимулировала пересмотр бизнес-моделей. Более 50% организаций изменили свои стратегии развития. В частности, изменения продуктовой стратегии связаны с разработкой инновационных продуктов и услуг, включая цифровые. Изменения стратегии развития рынка связаны с расширением географии деятельности.
Перспективным направлением развития социального бизнеса и некоммерческих организаций может стать социальный франчайзинг, интерес к которому в России растет. Однако на этом рынке еще нет общих четких критериев, правил и требований, обучение и информирование всех заинтересованных сторон пока ведется не совсем активно. Среди разрабатываемых проектов заслуживает внимания проект «Социальная биржа». Основной задачей биржи является поддержка некоммерческого сектора, социального предпринимательства и социально ответственного бизнеса. В структуру социальной биржи должны войти ответственный бизнес, социальные предприятия, НКО, аттестованные социальные проекты [13, 15].
Заключение
Проведенное исследование позволило обнаружить следующие тенденции:
1) за прошедший год произошло трехкратное сокращение числа регионов, в которых отсутствуют социальные предприятия. По другим регионам число предприятий возросло. Однако достаточно широкая трактовка понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» в нормативно-правовом поле позволяет относить к представителям социального бизнеса предпринимателей, оказывающих услуги, связанные с социальной сферой, но не обеспечивающие социальной ценности;
2) в регионах присутствия социальных предпринимателей темп роста числа предприятий, получивших статус социального, варьируется, по регионам-лидерам – превышает 100%;
3) отмечается неравномерность в распределении социальных предприятий по регионам. Наибольшая доля социальных предпринимателей относительно числа предприятий малого и среднего бизнеса, численности их работников и общей численности рабочей силы приходится на восточные федеральные округа. Выявление причин такого неравномерного распределения является предметом дальнейшего исследования;
4) для социальных предпринимателей характерен высокий уровень социальной ответственности по сравнению с другими категориями населения. Как правило, такие предприниматели обладают опытом социально направленной активности, например благотворительности или волонтерской деятельности;
5) перспективы развития социального бизнеса связаны с государственной поддержкой и социальной активностью крупного бизнеса, однако экспертное сообщество расходится в оценках вероятности заинтересованности указанных стейкхолдеров;
6) цифровизация экономики, развитие сервисной сферы, распространение формата франчайзинга являются благоприятными тенденциями.
Таким образом, развитие социального бизнеса связано, прежде всего, с решением конкретных проблем потребителей, социальными инновациями, социальными потребностями, готовностью инвестировать в решение социальных проблем и в целом с уровнем социальной ответственности бизнеса. С одной стороны, для социального предпринимательства наступил период качественного развития, с другой стороны, растет уровень неопределенности. Тем не менее тенденции, наблюдаемые в сфере корпоративной социальной ответственности и социальной активности предпринимательского сообщества, указывают на благоприятный прогноз развития социального бизнеса в России.
Задачами дальнейшего исследования являются изучение специфики социального бизнеса в различных секторах экономики, оценка влияния экосистемы крупного бизнеса на формирование идей социального предпринимательства, возможностей адаптации эффективной зарубежной практики.
Источники:
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ofd.nalog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 03.06.2021).
3. Зуева Е.Л., Ховаев С.Ю. Возможности развития института социального предпринимательства в России // Ars Administrandi. – 2015. – № 3. – c. 46-59.
4. Исследование Impact Hub Moscow: социальные предприниматели продемонстрировали устойчивость в пандемию. Impacthubmoscow.net. [Электронный ресурс]. URL: https://impacthubmoscow.net/tpost/x4u3r97va1-issledovanie-impact-hub-moscow-sotsialni (дата обращения: 07.06.2021).
5. Кадол Н.Ф. Становление и идентификация социального предпринимательства в мировой практике // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 343-354. – doi: 10.18334/lim.7.2.110501.
6. Конягина М.Н., Краснопевцева М. Молодежь и социальное предпринимательство в России // Российское предпринимательство. – 2019. – № 1. – c. 159-172. – doi: 10.18334/rp.20.1.39769.
7. Кузнецова С.В. Об одной назревающей и неизбежной регуляторной инициативе государства в сфере социального предпринимательства (или об алгоритме поиска реальных социальных предпринимателей) // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – № 1. – c. 9-28. – doi: 10.18334/social.2.1.111530.
8. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 6(159). – c. 103-111.
9. Нестеренко Ю.Н., Плюхина А.А. Развитие социального предпринимательства в экономике России. - М.: Креативная экономика, 2017. – 154 c.
10. Опрос показал уровень корпоративной социальной ответственности среди компаний. Megaplan.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://megaplan.ru/news/research/opros-pokazal-uroven-korporativnoj-socialnoj-otvetstvennosti-sredi-kompanij (дата обращения: 27.05.2021).
11. Полтавская М.Б. Развитие социального предпринимательства в России: проблемы определения и основные характеристики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – c. 4701-4705.
12. Социальное предпринимательство в России: образ будущего и перспективы развития. Zircon.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/04f/sotsialnoe-predprinimatelstvo-perspektivy-razvitiya-kratkoe-rezyume-issledovaniya.pdf (дата обращения: 27.05.2021).
13. Социальный франчайзинг: прорывное решение и инструмент для тиражирования. Business-ombudsman. [Электронный ресурс]. URL: https://business-ombudsman.mos.ru/presscenter/news/detail/9437145.html (дата обращения: 07.06.2021).
14. Тренды корпоративной социальной ответственности – 2020. Cirpr.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://cirpr.ru/projects/4589.htm (дата обращения: 18.05.2021).
15. Тренды: социальная франшиза. Asi.org.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asi.org.ru/2020/11/20/trendy-soczialnaya-franshiza (дата обращения: 03.06.2021).
16. Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.05.2021).
17. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-fund.ru (дата обращения: 07.06.2021).
18. Zahra S.A., Rawhouser H.N., Bhawe N., Neubaum D.O., Hayton J.C. Globalization of social entrepreneurship opportunities // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2008. – p. 117-131. – doi: 10.1002/sej.43.
19. Innovation and resilience: A global snapshot of social enterprise responses to Covid-19. Britishcouncil.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/socialenterprise_covidresponsesurvey_web_final_0.pdf?_ga=2.111271942.348997595.1607972621-1252661014.1607972621 (дата обращения: 03.06.2021).
20. Kachlami H., Yazdanfar D., Öhman P. Regional demand and supply factors of social entrepreneurship // International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. – 2018. – № 3. – p. 714-733. – doi: 10.1108/ijebr-09-2016-0292.
21. Peshkova N.N. Social Enterprenership Regulation in Local Context // Journal of Entrepreneurship Education. – 2018. – p. 174.
Страница обновлена: 12.09.2025 в 03:51:09
Download PDF | Downloads: 82 | Citations: 11
Social entrepreneurship in Russia: state, factors of influence, prospects
Yakhneeva I.V., Pavlova A.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 6 (June 2021)
Abstract:
The level of development of social entrepreneurship is one of the indicators of the maturity of society. Its dynamics show how significant social problems are becoming at different levels of entrepreneurial activity. Traditional attention to social issues on the part of large businesses is usually due to pressure from the state, the need to comply with international standards or create a favorable image. For small businesses, the conditions and challenges in the social sphere are particularly challenging.
The issues of the current situation on the Russian market of social enterprises in the subjects of the Russian Federation, factors determining the development of social entrepreneurship, potential prospects are considered.
The results of the study showed that the eastern regions of Russia demonstrate a higher social activity of entrepreneurs. The change in the number of social enterprises by region during 2020-2021 makes it possible to assess the development of social entrepreneurship as having prospects. The article will be useful for entrepreneurs, specialists in corporate governance and representatives of the scientific community who study the development of socially responsible business.
Keywords: social entrepreneurship, corporate social responsibility, socially responsible business
JEL-classification: L26, L31, M14

Россия, Самара