Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Российская налоговая система традиционно является предметом всевозможных споров и разногласий, что можно наблюдать уже хотя бы по количеству поправок, вводимых в новую редакцию Налогового Кодекса. Тем не менее, в настоящее время законодательство содержит в себе потенциально опасный пробел, связанный с отсутствием чёткого механизма налогообложения электронной коммерции. Не меньшие проблемы создают электронные платёжные системы, позволяющие проводить расчёты, закрытые от любой формы финансового контроля.
Ключевые слова: налогообложение, электронная коммерция, налоговая политика, платежные системы, налоговый контроль
Российская налоговая система традиционно является предметом всевозможных споров и разногласий, что можно наблюдать уже хотя бы по количеству поправок, вводимых в новую редакцию Налогового Кодекса. Тем не менее, в настоящее время законодательство содержит в себе потенциально опасный пробел, связанный с отсутствием чёткого механизма налогообложения электронной коммерции. Не меньшие проблемы создают электронные платёжные системы, позволяющие проводить расчёты, закрытые от любой формы финансового контроля.
Отсутствие отлаженной системы налогообложения предпринимательской деятельности в Интернете позволяет легко обходить законодательство и избегать уплаты налогов [3, c.12]. Сверхвысокие темпы роста электронной коммерции в последние годы позволяют делать выводы о постоянно возрастающих потерях бюджета и высоких сложностях осуществления налогового контроля в сети. При этом годовой объём электронной торговли в России оценивается, как правило, более чем в 10 млрд. долл. США, что составляет один процент от ВВП страны. Структурная взаимосвязь этих показателей представлена в табл. 1.
Таблица 1
Объёмы электронной торговли в России (млн. долл.) [5]
Сегмент
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Темпы роста 2005 г., %
|
Темпы роста 2006 г., %
|
B2C (Продажи товаров и оказание услуг конечному потребителю)
|
317,5
|
480,4
|
662
|
1020
|
1500
|
151
|
147
|
B2B
(межкорпоративные продажи) |
189
|
316,2
|
442
|
1300
|
6150
|
294
|
473
|
B2G
(электронные гос. закупки) |
10,8
|
141
|
2130
|
2174
|
2450
|
102
|
112
|
Итого:
|
517
|
937
|
3233
|
4494
|
10100
|
138
|
225
|
Более того, на основе большинства экспертных оценок, можно говорить о том, что доля розничной электронной торговли уже превысила 1% от совокупного товарооборота страны, а российский рынок Интернет-платежей в 2006 г. имел оборот в 5 млрд. долларов [5]. Тем не менее, проблема налогового регулирования электронной коммерции остаётся неразрешённой.
Основная проблема налогообложения субъектов электронной коммерции сводится к сложности осуществления налоговых проверок. Решить данную проблему предлагается при помощи уполномоченных регистраторов сайтов — организаций, предоставляющих услуги по аренде адресного пространства в глобальной сети.
Регистратор является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с российским законодательством, поэтому имеет возможность предоставлять информацию о своём клиенте в налоговые органы, что, тем не менее, должно быть закреплено в соответствующей норме Налогового кодекса. При этом для открытия предпринимательского сайта необходимо установить порядок, аналогичный порядку открытия банковского счёта, когда, согласно статье 86 статье НК, когда условием для открытия счёта выступает постановка на учёт в налоговых органах. Кроме того, информация, получаемая от регистраторов, создаст возможность периодического мониторинга наиболее посещаемых страниц.
Важным шагом на пути к совершенствованию налогового контроля в сфере электронной коммерции является необходимость раскрытия информации о владельцах на самом предпринимательском сайте.
Официальный сервер компании, осуществляющей электронную коммерческую деятельность, должен содержать ряд обязательных для контроля реквизитов, таких как номер свидетельства о постановке на налоговый учёт, место физического расположения, ИНН и наименование обслуживающего банка. Данное мероприятие послужит основой для создания первичного реестра субъектов Интернет-коммерции, что, в свою очередь, способно значительно повысить эффективность налогового контроля, поскольку обеспечит прямую взаимосвязь между конкретными компаниями и коммерческими сайтами.
Вспомогательным звеном налогового контроля вполне может выступить и конечный потребитель [1, c.45]. С одной стороны, покупатели заинтересованы в низких ценах, получаемых за счёт уклонения от налогов, с другой, желают получить определённые гарантии доставки товаров. Известно, что обман при поставках товаров посредством сети происходит довольно часто.
Компании, отвечающие признакам надёжности и состоящие на налоговом учёте, по разрешению финансовых органов смогут разместить на сайте специальный удостоверяющий знак, который станет сигналом для потребителя о безопасности покупки. Таким образом, страницы организаций, не состоящих на учёте, лишатся значительных объёмов денежных поступлений и, либо прекратят электронную коммерческую деятельность, либо зарегистрируются в установленном законом порядке. Законность размещения удостоверяющих знаков на сайтах налоговые органы смогут контролировать в автоматическом режиме, а также с помощью информации от потребителей.
Отдельной проблемой налогообложения субъектов электронной коммерции являются потенциально высокие возможности сокрытия расчётов по операциям купли-продажи товаров, оказания услуг [2, c.71]. Если операции обычных предприятий налоговые органы смогут проверить, подав запрос в банк, то проверить аналогичным образом электронных предпринимателей практически не удастся. Дело в том, что значительная масса расчетов субъектов электронной коммерции с контрагентами осуществляется через электронные платёжные системы, системы электронных денег либо в наличной форме, данные о которых недоступны для налоговых органов.
Правовая неопределённость систем электронных денег и платёжных систем в настоящее время не позволяет создавать механизмы их государственного регулирования, поэтому первоочередным шагом к совершенствованию налогового контроля в этой сфере является внесение поправок, устанавливающих легитимный статус данных систем. Поправки должны коснуться 46 главы «Расчёты» Гражданского кодекса РФ, федеральных законов №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», №395-1 «О банках и банковской деятельности».
Тем не менее, несмотря на множество рекомендаций по совершенствованию налогообложения в сфере электронной коммерции, эффективность налогового контроля будет различной в зависимости от косвенных факторов, таких как вид осуществляемой электронной деятельности, объём выручки, товарный ассортимент и количество применяемых видов расчётов [4, c.61]. Поэтому значительно эффективней использовать отдельную методику налогового контроля за предпринимательской деятельностью в потребительском сегменте электронной коммерции.
Компании розничного сегмента Интернет-торговли в настоящее время обязаны использовать общую, либо упрощённую систему налогообложения, что позволяет занижать суммы налога на прибыль и НДС в десятки раз. Тем не менее, более эффективной системой налогообложения в розничном сегменте электронной коммерции могла бы стать система единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, поскольку занижение показателей выручки в этом случае теряет своё значение.
Методика расчёта единого налога на вмененный доход должна состоять из определения показателей популярности (посещаемости) и товарного ассортимента предпринимательского сайта, на основе которых будет определяться вменённый доход налогоплательщика. Следует отметить, что показатели посещаемости и ассортимента могут оперативно проверяться налоговыми органами. Вместе с тем, доступ к получению таких сведений о предпринимательских сайтах осуществляется без дополнительных затрат на основе статистики ведущих учётных систем: top100.Rambler.ru и Top.Mail.ru.
В настоящее время можно уверенно говорить об отсутствии любых эффективных форм налогового контроля в сфере электронной коммерции, однако предложенные рекомендации могут закрыть существующие пробелы налогового законодательства, способствовать росту налоговых поступлений, а также усилить доверие потребителей к организациям, осуществляющим коммерческую деятельность в сети Интернет.
Источники:
2. Дамаскин О.В. Правовые проблемы национальной безопасности в условиях глобализации информационной сети // Современное право. ‑ 2003. ‑ №9. – С.61-64
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: ч. 1 и 2: [с изм. и доп.: с учетом поправок, действующих в 2007 и 2008 гг.]. – М.: Статус-Кво 97, 2007. – 884 с.
4. Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): Правовое регулирование и налогообложение. – М.: Приор-издат, 2002. – 220 с.
5. Национальная ассоциация участников электронной торговли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nauet.ru
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:32:48