Достижение целей устойчивого развития в условиях дальнейшего распространения электронной коммерции в Российской Федерации
Ревинова С.Ю.1, Третьякова Д.А.1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Ревинова С.Ю., Третьякова Д.А. Достижение целей устойчивого развития в условиях дальнейшего распространения электронной коммерции в Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 255-274. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117410.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52456665
Аннотация:
Достижение целей устойчивого развития — это задача всех государств, как развитых, так и развивающихся. В то же время практически все страны переходят на цифровую экономику, ядром которой является электронная коммерция. Она может оказывать как положительный, так и отрицательный эффекты на достижение этих целей. Максимальный положительный эффект может быть достигнут при заинтересованности самих интернет-компаний и потребителей. Результаты исследования показали необходимость в повышении осведомленности интернет-покупателей о влиянии их поведения в сети интернет на достижение целей устойчивого развития. Лидирующие интернет-компании реализуют в своей деятельности цели устойчивого развития, связанные, как и с экологической составляющей, так и с устранением любого вида неравенства и дискриминации. В работе выявлены возможные направления политики компаний электронной коммерции для максимального вклада в достижение целей устойчивого развития. Результаты исследования могут быть интересны студентам, аспирантам, научным сотрудникам, занимающимся исследованиями электронной коммерции и вопросами устойчивого развития, а также представителям интернет-компаний
Ключевые слова: устойчивое развитие, электронная коммерция, ЦУР, интернет-компании, интернет-потребители, онлайн-торговля
JEL-классификация: L81, Q01, L86
Введение
Появление и усугубление глобальных проблем привело к появлению термина устойчивое развитие. Устойчивое развитие – это комплекс целей и мер, направленных на улучшение жизни общества, состояние экологии планеты, а также благополучное развитие всех наций и гендеров. Важнейшим событием в этой области было принятие Резолюции в 2015 г., которая определяла пути устойчивого развития мира до 2030 г. Она состоит из 17 целей и 169 задач.
Эти 17 целей охватывают все глобальные проблемы, с которыми сталкивается человечество на протяжении последних десятилетий. Если в 1960-х г. основными причинами обеспокоенности для общества выступали такие проблемы как: угроза ядерной войны, терроризм, демографический взрыв, то для современного этапа курс глобальных проблем изменился. В первую очередь, речь идет об экологических проблемах. На сегодняшний день одной из наиболее опасных проблем для человечества эксперты называют климатические изменения, вызванные парниковым эффектом. Опасность выбросов CO2 заключается в том, что они оказывают колоссальное влияние на здоровье человека. Обострение болезней, вызванных загрязнением воздуха, все сильнее беспокоит жителей планеты.
Развитие технологий, в том числе цифровых, также оказывают влияние на эти проблемы. Развитие науки и техники, появление сети интернет, распространение ПК и смартфонов способствовали распространение электронной коммерции по всему миру. Электронная коммерция значительно выросла за последнее десятилетие, особенно бурным рост был в период пандемии COVID-19: в 2021 г. объем розничных продаж электронной коммерции во всем мире составил примерно 5,2 трлн долл., а в 2019 г. – 3,35 трлн долл. Российский рынок интернет торговли в 2021 г. составил 4,1 трлн руб., с 2020 г. рост составил 52%. Количество онлайн-заказов увеличилось на 104%, а проникновение электронной коммерции в России по состоянию на 2021 г. составляет 50%, т.е. 50% населения совершили хотя бы 1 покупку в интернете за 12 мес. [1].
Дальнейшее повышение цифровой грамотности населения, повсеместное внедрение технологии 5G и другие факторы будут способствовать росту рынка электронной коммерции. Количество интернет-проектов растет ежедневно. Многие крупные проекты в последнее время включили в свою повестку ESG-принципы: ответственное отношение к окружающей среде, социальную ответственность и высокое корпоративное управление. Потенциально электронная коммерция может стать новым инструментом достижения целей устойчивого развития (ЦУР). Цель статьи состоит в определении возможностей российской электронной коммерции, и, в частности, интернет-проектов, для достижения целей устойчивого развития.
Осознание человечеством масштаба нанесенного ущерба биосфере планеты и уровня разрыва между развитыми и развивающимися странами сподвигло мировое сообщество к действиям. Принятые в 2015 г. Цели устойчивого развития призваны объединить страны мира в борьбе за благополучное развитие цивилизации [2].
Вклад электронной коммерции в достижение целей устойчивого развития достаточно высок. Она так или иначе может оказать содействие в достижение 10 из 17 целей устойчивого развития. В основном электронная коммерция оказывает положительное влияние на устойчивое развитие. Это влияние особенно хорошо видно на рынке труда: увеличивается количество интернет-компаний и вместе с этим увеличивается количество рабочих мест. Открывается возможность для доступа из любой точки планеты к одному и тому же рынку, предоставляющему услуги в сфере образования, здравоохранения, торговли и т.д. Часто, данные услуги, полученные через интернет, стоят дешевле. В то же время наибольшие отрицательные эффекты электронная коммерция может оказывать на окружающую среду. Поиск, упаковка, доставка и возврат товаров, купленных через интернет-магазины, оставляют свой углеродный след [3]. В то же время рост рынка электронной коммерции способствовал развитию логистики и появлению новых способов доставки. Сторонники электронной коммерции утверждают, что доставка, которая организована онлайн магазинами, оставляет меньший углеродный след, чем традиционные покупки в магазине [4]. Исследование, проведенное Центром транспорта и логистики Массачусетского технологического института в 2013 г. в отношении онлайн-покупок в США, показало, что покупки онлайн более экологичны, чем покупки в обычных магазинах [5]. Исследователи рассматривали, как на окружающую среду воздействовали все составляющие цепочек поставок, начиная с потребления энергии в процессе поиска нужного товара до непосредственно логистического процесса.
Еще одно исследование, которое было проведено Университетом Карнеги-Меллона в 2011 году, доказало, что шоппинг-онлайн менее энерго-затратен (на 35%), чем традиционный [6]. В исследовании рассматривалось, как изменяется доля выбросов углеводорода при транспортировке товара из магазина доставкой и при самостоятельном перемещении клиентов. Полученные данные показывают, что на самостоятельное получение товаров приходится около 65% общих выбросов. Связывают это с тем, что онлайн-заказы оптимизируются специализированными программами и методами доставки [7]. Кроме того, онлайн-сервис предполагает отказ от бумажных операций: счета, квитанции, купоны, брошюры, каталоги переносятся в электронный формат, что способствует сохранению деревьев и уменьшает воздействие на окружающую среду [8].
Однако развитие онлайн-сектора привело к появлению новых видов доставок: доставка до двери, доставка день-в-день. Такие способы доставки не оптимизированы, чаще всего выполняются не профессиональными логистами, поэтому они наносят больший вред окружающей среды [9]. По данным Всемирного экономического форума [10], ожидается, что к 2030 году спрос на городскую доставку онлайн-покупок «последней мили» вырастет на 78%, что приведет к увеличению количества транспортных средств для доставки в 100 городах по всему миру, а это в свою очередь станет причиной увеличения выбросов почти на одну-третью. Существует довольно много исследований, связанных с влиянием на окружающую среду последней мили, то есть последнего этапа доставки до покупателя. Исследования показывают, что для тех клиентов, которые живут в пределах 4,8 км от магазина, кликни и собирай товары - гораздо более экологичный способ совершения покупок [11]. Однако, если это расстояние увеличится, выбросы от автомобиля, который они, вероятно, будут использовать для поездки в магазин, превысят выбросы, производимые перевозчиком на дом. Логистика последней мили становится все важней с ростом электронной коммерции, тем самым приводя к неизбежным изменениям в функционировании современных городов и нельзя игнорировать потенциальные последствия [11, 12]. Также важно отметить, что рост коснется и ускоренных глобальных доставок. Товары, которые отправляются воздушным транспортом, вызывают большие выбросы по сравнению с доставкой поездом или автомобилем [13].
Отрицательное влияние на экологию также оказывает упаковка. Согласно CNN Business Report 2020 [14], онлайн-покупки могут быть хуже для окружающей среды из-за большого количества отходов упаковки и того факта, что онлайн-товары, как правило, поступают из разных распределительных центров. Отчет Forbes 2019 показал, что воздействие онлайн-покупок на окружающую среду больше, чем у обычных магазинов, из-за увеличения количества товаров, которые доставляются повторно или возвращаются. В отчете говорится, что каждый третий онлайн-заказ был возвращен [15]. Более 50% респондентов в США выразили озабоченность по поводу чрезмерной и расточительной упаковки при онлайн-доставке [8]. По данным Агентства по охране окружающей среды США, в 2018 году на долю упаковки приходилось примерно 30% всех образующихся твердых отходов [16]. Негативные последствия электронной коммерции, связанные с упаковкой товаров, отправляемых клиентам, во многом вызваны тем, что посылка обычно состоит из дополнительного слоя гофрированного материала или пенопластовая/пузырчатой пленки, которая служит для его защиты во время транспортировки. Большинство исследований, посвященных упаковке в электронной коммерции, подчеркивают необходимость разработки упаковки на основе альтернативных материалов, чтобы обеспечить сокращение отходов и повысить возможности переработки. Более того, особенно остро стоит вопрос о переупаковке, которая приводит к чрезмерному использованию материалов и энергии. [17, 18]. Функции упаковки должны развиваться вместе с новыми требованиями, предъявляемыми электронной коммерцией (например, увеличение количества упаковочных материалов для каждого продукта, возросшая потребность в защите товаров, управление сроками эксплуатации, экологическая устойчивость и т.д.) [19]. Таким образом, электронная коммерция может оказывать, как положительное, так и отрицательное воздействие на достижение целей устойчивого развития.
Материалы и методы
Для написания статьи использовались данные из открытых источников сети интернет и исследования, представленные в научной литературе. В ходе исследования применялись графический метод, методы системного и сравнительного анализа, метод социологического опроса. При формулировании выводов использовался метод обобщения.
Результаты
Российский рынок электронной коммерции
Российский рынок электронной коммерции с 2010 г. показывает положительную динамику. Особенно бурный рост приходится на период пандемии COVID-19, тогда ограничения на передвижения граждан, удаленная работа стали идеальными условиями для развития российских онлайн-платформ. Крупные сети перешли в онлайн, создали свою доставку, в онлайн маркетплейсах появлялись все больше новых поставщиков и новые категории товаров. Если до 2020 г. средний ежегодный рост интернет-торговли составлял 26%, то в 2020 г. это значение увеличилось до 59% [1].
В розничной торговле доля электронной коммерции неуклонно растет: в 2018 г. онлайн-торговля товарами занимала всего 5% от всей торговли, а к 2021 г. она выросла до 12% [1]. В долгосрочной перспективе эпидемия коронавируса ускорила тенденцию перехода общества к онлайн-операциям. Конкуренция между интернет-компаниями будет только расти. И если сейчас интернет-компании уделяют внимание привлечению покупателей, то дальнейшей задачей станет их удержание [20].
С ростом рынка изменилась и структура продаж в розничной онлайн-торговле B2C. Так, с началом пандемии вырос спрос на продукты питания, в 2021 г. в составили 8% от всех проданных товаров. Крупные торговые площадки, или универсальные маркетплейсы, захватили 37% рынка. Самыми крупными представителями стали: Wildberries.ru, Ozon.ru, Market.Yandex.ru, Aliexpress.ru. [1]
Коронавирусная инфекция в сильной степени изменила потребительское поведение. Например, изменились категории заказов: до пандемии потребители заказывали доставку из ресторанов, с началом пандемии повсеместно распространилась доставка продуктов из магазинов. Так, например, компания X5 Retail Group, в состав которой входят такие магазины как «Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель», достаточно быстро среагировала на изменения в общественной жизни и организовала доставку из своих магазинов: «Доставка 5тёрка», «Доставка Впрок». Помимо того, что компания смогла покрыть спрос, сохранить своих клиентов, ей удалось привлечь новых.
Российские онлайн-ритейлеры адаптируются под предпочтения покупателей, с целью увеличения прибыли и поднятия собственного рейтинга среди остальных компаний. Топ-100 онлайн-магазинов имеют следующие способы доставки (рис. 1).
Рис. 1. Способы доставки в онлайн-секторе (топ-100 компаний), 2021 г.
Источник: Составлено автором по: Интернет-торговля в России 2021. DataInsight. URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2021 (дата обращения 25.09.2022).
Практически у всех интернет-магазинов доступна доставка до двери (97%), самовывоз возможен у 94% компаний, а доставка почтой у 33%. Так как доставка до двери – наиболее опасный для окружающей среды способ доставки, важно оценить возможности самовывоза (рис. 2).
Рис. 2. Доставка самовывозом у магазинов из топ-100
Источник: Составлено автором по: Интернет-торговля в России 2021. DataInsight. URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2021 (дата обращения 25.09.2022).
Таким образом, 58% компаний имеют в своем распоряжении ПВЗ (пункты выдачи заказов) или постаматы, 53% компаний располагают ПВЗ, 36% - постаматы, 31% - и ПВЗ, и постаматы. Выбор того или иного вида доставки зависит от пожелания потребителей. Тренды электронной коммерции зависят не только от новых технологий и возможностей компаний, но и от запросов потребителей, а в итоге все это влияет и на устойчивое развитие.
Российские потребители электронной коммерции и устойчивое развитие
С целью определения тенденций в потребительском поведении онлайн-покупателей и выявления их отношения к теме устойчивого развития был проведен онлайн-опрос. Опрос проводился в период с 20.05.2022 г. по 05.06.2022 г. Респонденты отвечали на вопросы анкеты, представленной в виде Google Forms и размещенной в сети интернете. В анкету были включены 11 вопросов. В проведенном исследовании приняло участие 100 человек в возрасте от 18 до 35 лет, из них: 77% - женщины, 23% - мужчины.
В опросе приняло участие 18% респондентов в возрасте менее 18 лет, 37% - от 18 до 22 лет, 21% - от 23 до 27 лет, 6% - от 27 до 35 лет и 17% старше 35 лет. Из них: среднее общее образование имеют 25%, среднее профессиональное – 5%, высшее образование – 43%, неоконченное высшее – 27%.
Термин «Устойчивое развитие» знаком 65% опрашиваемых, 35% респондентов не сталкивались с ним ни разу. При этом, наиболее осведомленными о термине «устойчивого развития» являются люди старше 18 лет (таб.1).
Таблица 1
Процентное соотношение респондентов, знающих термин "устойчивое развитие" по возрастным категориям
Знание термина «устойчивое развитие»
|
Младше 18
|
18-22
|
23-27
|
27-35
|
Старше 35
|
Знаком
|
39%
|
65%
|
71%
|
83%
|
78%
|
Не знаком
|
61%
|
35%
|
29%
|
17%
|
22%
|
Участники опроса активно используют возможности электронной коммерции несмотря на снятые ковидные ограничения: 23% совершают покупки онлайн более одного раза в неделю, 19% – раз в неделю, 20% – раз в месяц, 19% – более 1 раза в месяц (рис.3).
Рис. 3. Частота онлайн-заказов
Составлено авторами
Наиболее активными онлайн-покупателями являются представители категории старше 35 лет: из них 39% совершают покупки онлайн чаще одного раза в неделю и 33% хотя бы раз в неделю. В категории 18–22 лет наиболее популярными ответами являются: более одного раза в неделю (30%), более одного раза в месяц (22%). Люди в возрасте 23–27 лет заказывают преимущественно раз в неделю (24%), также, как и люди в возрасте 27–35 лет (33%). Наименее активными онлайн-потребителями выступают люди младше 18 лет, среди них наиболее популярный ответ: раз в 3 месяца (33%).
Однако среди всех возрастных категорий покупатели используют сервисы электронной коммерции чаще, чем 1 раз за полгода/год или 3 месяца, что говорит о том, что для потребителей шоппинг онлайн стал более привычным, а для многих вовсе неотъемлемой частью жизни.
Выбор онлайн-магазина не зависит от экологичной политики у 71% опрашиваемых, 29% считают это важным, наиболее озабоченными экологией являются люди младше 18 лет (38%), наименее озабочены экологической политикой компании респонденты из категории старше 35 лет (83%). Положение дел может исправить активная просветительская деятельность компаний: объявления о переработке упаковки или экологичных способах доставки, как баннеры на сайте или в мобильном приложении, предложения поучаствовать в экологической кампании и программы лояльности к неравнодушным смогли бы помочь внедрить покупателей в более экологичное и разумное потребление.
Об экологичности товара чаще задумываются респонденты младше 18 лет, они же и отдают таким товарам предпочтение (72%), в возрасте 18–22 лет экологичность товара заботит 59% респондентов, более 50% опрашиваемых старше 27 лет выбирают товар зависимо от его экологичности, и только возрастная группа 23-27 всего на 43% озабочена экологичностью товара. В среднем около 30% респондентов не задумывались о причинах выбора того или иного товара.
Доставка товара наибольшим образом влияет на экологичность электронной коммерции. Наиболее предпочтительным способом доставки среди респондентов является доставка в пункт выдачи (52%), доставка курьером на втором месте (37%), наименее распространенным видом является доставка в постамат (11%). Это может быть связано с тем, что не все товары можно заказать в постамат, так как есть ограничения по размеру, весу, сроку хранения. Доставка курьером может быть неудобной в силу того, что появляется зависимость от времени доставки. Как было выявлено ранее, наиболее экологичной является доставка в пункт выдачи, тенденция повышения количество заказов через курьерскую службу – неутешительный факт вреда для экологии.
Женщины предпочитают доставку до пункта выдачи (49%), чуть менее популярен вариант доставки курьером (36%), доставка в постаматы показывает наименьшую статистику (14%). Среди мужчин доставка в пункт выдачи также наиболее популярный вариант – 61%, доставка курьером – 39%, а доставку в постаматы мужчины не используют.
Возврат товара – одна из основных причин увеличения количества упаковки, что делает его наиболее опасным последствием в совершении покупок онлайн. Из 100 респондентов всего 5% довольно часто пользуются возвратом товара, 31% никогда не использовали такую услугу, 64% используют, но не часто.
Переработка упаковки на сегодняшний день является одной из острых проблем электронной коммерции, так как для переработки требуются дополнительные средства, ресурсы и обратная связь от потребителей. В проведенном опросе 67% респондентов в возрасте старше 35 лет ответили, что для них важно знать, что упаковка отправится в переработку, для категории 27–35 лет мнение разделилось пополам, неважным это является в категории 23–27 – 52%, 18–22 лет – 59%, младше 18 лет – 67%. Таким образом несмотря на тот факт, что для людей старше 35 лет эко-политика компании не является важной, в этой категории опрашиваемых наиболее обеспокоены темой переработки упаковки.
Самостоятельной переработкой упаковки занимаются люди 27 лет и старше – 50% и 67% по категориям опрошенных, в категории младше 18 лет: 72% респондентов не отправляют упаковку в переработку, в возрасте 18–22 лет – 51%, 23–27 – 67%. Компании могут также предпринимать дополнительные меры по актуализации переработки упаковки от доставки: так, например, в пунктах выдачи заказа Ozon установлены специальные коробки, где можно оставить упаковку от своего заказа, а компания берет ответственной переработки этой упаковки на себя.
Проведенное исследование показало, что рост электронной коммерции уже привел к изменению потребителя: потребители стали чаще заказывать онлайн, сформировались предпочтения в способах доставки, а также убеждения относительно их вклада в восстановление экологии. В дальнейшем предпочтения покупателей будут определяться не только такими факторами, как цена или срок доставки, а также «зеленая» политика компании, социальная ответственность компании, вклад в поддержание экологии планеты.
Интернет-компании и устойчивое развитие
Многие крупные интернет-проекты объявили о соблюдении ESG-повестки. Например, мировой лидер электронной коммерции, американская компания Amazon. В 2022 г. ее ежемесячный трафик составил 3,2 млрд посетителей [21]. В 2019 г. компания стала соучредителем The Climate Pledge и объявила о своем намерении достичь нулевых выбросов углерода к 2040 году [22, с. 14]. В отчете компании об устойчивом развитии за 2021 г. говорится, что более 100 млн посылок были доставлены к порогу клиентов на автомобилях с нулевым уровнем выбросов, на 38% был снижен вес упаковки на одну партию, а в совете директоров Amazon 45,5% составляют женщины [22, c.20]. С 2015 г. более 1,5 млн т. упаковки было переработано компанией [22, c.28]. Компания Amazon инвестировала в инициативы, позволяющие ускорить прогресс в области устойчивого развития в таких областях, как транспорт, авиация, грузоперевозки, упаковка, сельское хозяйство. В новых целях компании в приоритет ставится: достижение 100% возобновляемой энергии, используемой в бизнесе к 2025 г., полное устранение дискриминации, проведение мероприятий по обучению покупателей более ответственному и рациональному шоппингу.
Компания eBay, основанная 25 лет назад имеет 135 млн активных покупателей и также является мировым лидером. Ежемесячный трафик eBay в 2022 г. составил 590 млн посетителей [21]. Компания ответственно подходит к теме устойчивого развития и своему влиянию на экологию. К 2022 г. в eBay предприняли ряд мер для достижения ЦУР №5: было организовано сообщество сотрудников “Women at eBay” для продвижения гендерного равенства в компании, 13 членов Совета Директоров – женщины, 34% руководящих должностей занимают женщины, 41% всей рабочей силы составляют женщины [23, c.10].
Для достижения ЦУР №7 в компании используется 90% возобновляемой энергии для всех центров обработки данных и офисов. eBay предоставляет более 1 млн рабочих мест в США, в компании утвержден кодекс делового поведения где регламентируются права женщин. eBay стремится к поддержке и защите основных прав человек в цепочке создания стоимости – что, в свою очередь, приводит к достижению ЦУР №8 [23, c.10].
Для достижения ответственного производства и потребления (ЦУР №12) в компании организована работа с отходами: в 2021 г. 189 тонн отходов было вывезено со свалок в Сан-Хосе [23, c.11].
Одна из крупнейших мировых компаний электронной коммерции из Китая, Alibaba, также поддерживает повестку ESG. В 2022 г. компании удалось достичь использования 21,6% зеленой энергетики, Alibaba Cloud может помочь избежать 85,5% выбросов углерода. В компании запустили платформу учета выбросов углерода, которая помогла более 20 млн потребителей сократить выбросы углерода, также работает программа «Действия, способствующие декарбонизации», продвигающая низкоуглеродное потребление [24, c.23-24].
В Alibaba активно продвигают равенство, разнообразие и инклюзивность. Женщины составляют 49,5% сотрудников и 39% директоров и руководителей высшего звена, в компании работают 2007 человек с ограниченными физическими возможностями, в среднем 49 часов обучения было потрачено на одного работника, благодаря новой программе льгот “WeCare” более 28000 сотрудников взяли отпуск по уходу за семьей в первом квартале 2022 года [24, c.23-24].
Крупнейшие представители мировых компаний электронной коммерции поддерживают политику ESG, ставя ЦУР в приоритет своей деятельности. Несмотря на то, что внедрение в деятельность компании мер по достижению устойчивого развития, требует дополнительных инвестиций, перехода на более экологичное потребление и производство, руководство не останавливается на достигнутых успехах, наоборот, ставит более серьезные цели на следующие годы.
Рассмотрим, отношение крупнейших российских интернет-проектов к проблемам устойчивого развития. Лидирующим проектом в сфере электронной коммерции в России является маркетплейс Wildberries [25]. Хотя компания и является лидером в обороте продаж, но к 2022 г., она так и не разработала положения в области устойчивого развития, у компании нет в открытом доступе никакой информации о социальной ответственности, заботе об экологии и поддержании социального равенства.
Иная ситуация в Ozon и Яндексе. Ozon относится к сектору универсальных маркетплейсов, на которых потребитель может найти товары практически любой категории. По данным финансовой отчетности за 2021 г. Ozon обслуживал более 25,6 млн активных покупателей в России и более 90 тыс. активных продавцов. Ozon связывает и упрощает транзакции между покупателями и продавцами на своей торговой площадке, которая составляет 65% от общего товарооборота. Ozon также продает продукцию напрямую покупателям через бизнес «прямых продаж», на долю которого приходится 32% общей выручки. На конец 2021 г. в Ozon зарегистрировано более 82 млн складских единиц (SKU). Компания предоставляет широкий выбор вариантов доставки: курьерская доставка, доставка в ПВЗ, доставка в постаматы [26].
Ozon разработал и внедрил в свою деятельность Положения в области устойчивого развития, которые прописаны в следующих документах: Антикоррупционная политика Ozon, Кодекс корпоративной этики и делового поведения. Благодаря этим положениям Ozon демонстрирует продвижение в достижении целей устойчивого развития (таб.2).
Таблица 2
Цели устойчивого развития, которые реализует Ozon
Цель устойчивого развития
|
Реализацией компанией
|
Цель 4. Обеспечение всеохватного и справедливого
качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей
жизни для всех
|
Компания заинтересована в обеспечении сотрудников
достойным и постоянным образованием, более того Ozon создал
специализированные платформы для образования: платформа Ozon Education
объединяет проекты Ozon Academy (для детей от 5 до 17 лет), Ozon
Masters (для начинающих специалистов) и New Skills (для повышения квалификации),
а курс программирования Ozon Go и школа E-Commerce Online
School предлагают специализированное обучение в сфере разработки ПО
и работы маркетплейсов.
|
Цель 5. Обеспечение гендерного
равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек
Цель 8. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех |
Компания обеспечивает достойными условиями работы
женщин, в том числе предоставляя им руководящие и ключевые должности
(Директор маркетплейса, Директор по развитию бизнеса), поддерживает женщин в
сфере технологий.
|
Цель 10. Сокращение неравенства внутри стран и между
ними
|
Доставка Ozon осуществляется повсеместно
по всем регионам РФ, в том числе и труднодоступные зоны, что означает равные
условия жизни для каждого жителя страны, однако во многом это зависит от
проникновения интернета по регионам, а крупных городах таких, как Москва,
Санкт-Петербург покупки онлайн – это обыденность, в других регионах – это все
еще не так распространено.
|
Цель 12. Обеспечение перехода к
рациональным моделям потребления и производства
|
Компания расширяет свой ассортимент, добавляя в нее
экологичные товары (многоразовые сумки для покупок, экологичная замена
привычным пластиковым вещам): за 2020 г. продажи шопперов выросли в 20 раз.
|
Цель 13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением
климата и его последствиями
|
1.
Ozon использует экологичную
упаковку, которая производится из переработанного картона, возвращенная
упаковка отправляется на переработку. В 2020 г. Ozon сдал в переработку более
6400 т упаковки.
2. Внедрение экологичной доставки: компания использует мировые стандарты относительно автомобилей доставки – класс «Евро-5», а также разработал более строгие требования к выбросам дизельных двигателей. Для упрощения процесса отслеживания результатов антропогенной деятельности автопарк Ozon состоит из 1000 одинаковых автомобилей Ford Transit. |
Таким образом, Ozon самостоятельно реализует 6 целей устойчивого развития, причем эти цели связаны не только с экологическим аспектом. Ozon – как крупнейший маркетплейс в РФ берет на себя ответственность за устранение дискриминации по полу и национальности, делает образование доступным для всех людей, устраняет неравенство в стране. Программа Ozon Recycle помогла компании увеличить объем переработки в 3 раза с 2018 г. На переработку отправляется весь картон, а воздушно-пузырьковую пленку в компании почти полностью заменили на бумагу. С 2018 по 2020 г. онлайн-ритейлер увеличил объемы переработки картона и стрейч-пленки – с 1,9 до 6,4 тыс. тонн. По итогам 2020 г. было переработано 68% отходов, а вторсырья (гофрокартон и стрейч-пленка) – 80% [26].
Яндекс представляет собой полноценную экосистему, которая разрабатывает и реализует различные сервисы для бизнеса и людей: такси, доставка, решения для навигации, электронной торговли, облачные сервисы и т.д. Яндекс.Маркет – это сервис для выбора и покупки товаров. Эта унифицированная платформа позволяет предоставлять более 24 тыс. продавцам полный набор услуг электронной коммерции, включая доступ к потребителям, фулфилмент, логистику, рекламу и маркетинг, поддержку и аналитику.
Ассортимент на маркетплейсе Яндекс.Маркет в 2021 г. достиг 22,6 млн SKU. Количество активных покупателей увеличилось более чем в 2 раза – и достигло почти 10 млн. человек. Количество активных продавцов на торговой площадке увеличилось более чем в 3 раза в 2021 г. – и достигло порядка 24 000 [27].
По данным из отчета по устойчивому развитию по состоянию на конец 2021 г. ЯндексМаркет управлял 10 складами в Москве, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге. Кроме того, логистическая инфраструктура компании включала в себя 10 сортировочных центров, около 7000 пунктов выдачи заказов и 2900 постаматов [27].
Компания также активно участвует в вопросах достижения целей устойчивого развития (таб.3).
Таблица 3.
Цели устойчивого развития, которые реализует Яндекс
Цели устойчивого развития
|
Реализация компанией
|
Цель 4. Обеспечение всеохватного и справедливого
качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей
жизни для всех
|
За 2020 г. более 2 млн чел. воспользовались
бесплатными образовательными возможностями Яндекса: Академия Яндекс, Яндекс
Учебник, Онлайн-курсы от Яндекса
|
Цель 5. Обеспечение гендерного равенства
и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек
|
1.
В Яндексе более 1/3 от общего
числа сотрудников – это женщины, 1/3 женщин среди руководителей.
2. 3-5% разница в среднем размере оплаты труда мужчин и женщин среди разработчиков на самых распространенных должностных уровнях (на некоторых перевес в сторону женщин) |
Цель 8. Содействие поступательному,
всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной
занятости и достойной работе для всех
|
1.
У Яндекса функционирует более 70
фондов с бесплатным доступом к сервисам Яндекс для бизнеса.
2. 300 млрд руб. заработали на заказах водители-партнеры Яндекс.Такси 3. 4,5% нежелательная текучесть кадров 4. Более 50% сотрудников участвовали в опционной программе |
Цель 10. Сокращение неравенства внутри стран и между
ними
|
Яндекс стремится создать доступную среду для людей с
особенностями развития, расширять географию по всей стране, позволяя людям из
регионов обучаться, получать те же услуги, что и в развитых мегаполисах.
|
Цель 12. Обеспечение перехода к рациональным
моделям потребления и производства
|
«Зеленые» стандарты постепенно становятся частью
офисной жизни Яндекса. Компания стремится укреплять практики передачи отходов
на повторное использование или утилизацию, а также заботится о рациональности
энергопотребления в офисах. Эту деятельность координирует Группа управления
объектами недвижимости.
|
Цель 13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением
климата и его последствиями
|
1.
92% упаковки Яндекс.Маркет и 15%
упаковки Яндекс.Лавки изготовлены из вторичных или повторно использованных
материалов.
2. 67% отходов Яндекс.Маркет (за 2019–2020 гг.) были переработаны или повторно использованы. 3. На 21% ниже средний PEU дата-центров по сравнению с глобальным показателем. 4. 10% составляет расход энергии на оборудование от каждого ватта, затраченного на вычислении в новых ДЦ (это в 6 раз лучше среднего показателя по миру). |
Таким образом, в Яндексе, также, как и в Ozon, реализуется 6 целей устойчивого развития, связанные, как и с экологической составляющей Яндекс.Маркета, Яндекс.Еды, так и с устранением любого вида неравенства и дискриминации. В отличие от Ozon, Яндекс является большой экосистемой, объединяющей разные бизнес-решения, поэтому и количество мер, предпринимаемых для устранения неравенства, в Яндексе больше.
Выводы
Связь между устойчивым развитием и электронной коммерцией не кажется очевидной, однако, как показывает проведенное исследование, множество факторов устойчивого развития зависят от электронной коммерции: упаковка, способы доставки, социальная и экологическая ответственность компании. Электронная коммерция активно развивается, а под влиянием Covid-19 произошли изменения потребительского поведения и политики компаний в области логистики, упаковки и отношения к персоналу. Достижение ответственного потребления и производства также может быть достигнуто совместными усилиями онлайн-компаний и онлайн-потребителей. Российские потребители, в свою очередь, показывают устоявшиеся тенденции, которые были заложены пандемией коронавирусной инфекции и в дальнейшем трансформируются под тенденциями устойчивого развития и эко-тенденций. Женщины заказывают онлайн чаще, чем мужчины, но и мужчины, и женщины предпочитают доставку в пункт выдачи, среди молодых покупателей особенно распространена доставка в пункт выдачи, люди старше 35 лет также зачастую выбирают доставку курьером. Большей части респондентов (65%) знаком термин «устойчивое развитие». Выбор 71% респондентов не зависит от экологической политики компании, однако 57% опрашиваемых предпочитают более экологичные товары. Проведенный опрос российских потребителей электронной коммерции показал, что осведомленность об устойчивом развитии еще находится на низком уровне. Как скоро устойчивое развитие станет частью жизни каждого потребителя зависит также и от компаний. Если интернет-компании будут использовать более экологичные упаковки и способы доставки, проводить мероприятия по освещению темы устойчивого развития, тогда информационная поддержка положительно скажется на потребительском поведении, что в свою очередь будет способствовать достижению целей.
Российский онлайн-ритейл демонстрирует быстрые темпы роста и определенные тенденции. Более 80% рынка занимают три гиганта российской электронной коммерции: Wildberries, Ozon и Яндекс. В проведенном анализе компаний было выявлено, что Ozon и Яндекс реализуют программы по устойчивому развитию, имеют нужную документацию и отчеты о проделанной работе, в то время как Wildberries не проводит никаких мероприятий для достижения целей устойчивого развития. В проведенном анализе было выявлено, что, как минимум 6 ЦУР могут быть реализованы компаниями электронной коммерции, хотя потенциал электронной коммерции в этой сфере еще больше. В глобальном смысле электронная коммерция может способствовать ликвидации нищеты, предоставления достойной работы и экономического роста, достижения гендерного равенства путем предоставления рабочих мест. Уменьшение неравенства внутри страны, также может быть достигнуто с помощью электронной коммерции, как было показано на примере Яндекса и Ozon. Компании всего мира заинтересованы в том, чтобы критически оценить свое воздействие на общество и окружающую среду, определить собственные долгосрочные приоритеты в сфере устойчивого развития и обеспечить транспарентную отчетность о достигнутых результатах в этом направлении [28]. Интернет-компании могут повлиять на свой углеродный след, используя рациональные методы упаковки и доставки товаров, хотя это и требует дополнительных затрат. Именно они могут повлиять на рациональное потребление, рассказывая своим клиентам об экологичном поведении и возможностях снизить загрязнение окружающей среды. Таким образом, негативный вклад в достижение целей устойчивого развития может быть сильно снижен. Вопросы экологии и устойчивого развития прочно входят в жизнь населения России, особенно среди молодого населения, что в конечном счете вынудит компании менять свою политику и учитывать запросы общества.
Источники:
2. Agenda – Department of Economic and Social Affairs Sustainable Development. [Электронный ресурс]. URL: https://sdgs.un.org/goals (дата обращения: 06.06.2022).
3. Revinova S. E-commerce effects for the sustainable development goals. SHS Web Conf.Volume 114, 2021. VIII International Scientific Conference New Trends, Strategies and Structural Changes in Emerging Markets (NTSSCEM 2021)
4. Research and Markets,2020 Research and Markets. The environmental impact of E-commerce 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/4911530/the-environmental-impact-of-e-commerce-2022 (дата обращения: 17.09.2022).
5. Weideli D. Environmental analysis of US online shopping. MIT Center for Transportation & Logistics. - Cambridge MA, USA, 2013. – 7 p.
6. Los Angeles Times. Online shopping: better for the environment?. [Электронный ресурс]. URL: https://latimesblogs.latimes.com/home_blog/2011/12/online-shopping-vs-traditional-shopping.html%20 (дата обращения: 07.06.2022).
7. Weber, C. L. & Mathew, H. Quantifying the global and distributional aspects of American household carbon footprint. Ecological Economics, 66(2–3), 379–391
8. Sustainable Earth. Why E-commerce is good for the environment. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isustainableearth.com/sustainable-living/why-e-commerce-is-good-for-theenvironment (дата обращения: 07.06.2022).
9. How retailers can reduce the Carbon footprint from online shopping. Forbes Media LLC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/baininsights/2017/05/22/howretailers-can-reduce-the-carbon-footprint-fromonline-shopping-infographic/amp/ (дата обращения: 06.06.2022).
10. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/gender-gap-2020-report-100-years-pay-equality/infographics (дата обращения: 06.06.2022).
11. Viu-Roig, M. & Alvarez-Palau, E. J. The impact of E-Commerce-related last-mile logistics on cities: A systematic literature review. Sustainability (Switzerland) 12, (2020)
12. Lazarevic, D., Švadlenka, L., Radojicic, V. & Dobrodolac, M. New express delivery service and its impact on CO2 emissions. Sustainability (Switzerland) 12, (2020)
13. Himanshu. How e-commerce is impacting our carbon footprint?. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@tyagi83/how-e-commerce-is-impacting-our-carbon-footprint-ffe1f9950b65 (дата обращения: 06.06.2022).
14. CNN Business Report. Online shopping can be worse for the environment than driving to a store. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2020/02/26/tech/greenhouse-gas-emissions-retail/index.html (дата обращения: 06.06.2022).
15. Forbes. Why Internet Shopping Isn’t Always Better For the Environment. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/heatherfarmbrough/2019/10/14/why-internet-shopping-isnt-always-better-for-the-environment/?sh=74731b3c5c18 (дата обращения: 06.06.2022).
16. Epa. Containers and packaging: product-specific data. United State Environmental Protection Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.epa.gov/facts-and-figures-about-materials-waste-and-recycling/containers-and-packaging-product-specific (дата обращения: 07.06.2022).
17. Shan Lu, Lin Yang, Wenqi Liu, Lin Jia. User preference for electronic commerce overpackaging solutions: Implications for cleaner production // Journal of Cleaner Production. – 2020.
18. Elisa Monnot, Fanny Reniou, Béatrice Parguel, Leila Elgaaied-Gambier Thinking Outside the Packaging Box”: Should Brands Consider Store Shelf Context When Eliminating Overpackaging? // Journal of Business Ethics. – 2019. – p. 335-370.
19. Regattieri A., Santarelli G., Gamberi M., Mora C. A new paradigm for packaging design in web-based commerce // International Journal of Engineering Business Management. – 2014. – № 6. – p. 1–11.
20. Ревинова С.Ю., Третьякова Д.А. Электронная коммерция в России в условиях пандемических ограничений COVID-19 // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1319-1338.
21. Statista. Most visited online retail websites worldwide in 2022, by monthly traffic (in million visits). [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/274708/online-retail-and-auction-ranked-by-worldwide-audiences (дата обращения: 17.01.2023).
22. Amazon. Sustainability Report 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://sustainability.aboutamazon.com/ (дата обращения: 18.01.2023).
23. EBay. Impact Report 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ebayinc.com/stories/news/our-2021-impact-report/ (дата обращения: 18.01.2023).
24. Alibaba. ESG Report 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alibabagroup.com/en-US/esg (дата обращения: 18.01.2023).
25. DataInsight: Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://top100.datainsight.ru/#tab666460 (дата обращения: 14.12.2022).
26. Ozon. Социальная ответственность. [Электронный ресурс]. URL: https://corp.ozon.ru/social (дата обращения: 05.10.2022).
27. Отчет в области устойчивого развития группы компаний Яндекса 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/company/press_releases/2021/28-05-2021 (дата обращения: 09.10.2022).
28. Завьялова Е.Б., Старикова Е.А. Современные тенденции участия бизнеса в реализации социально-ориентированных целей устойчивого развития // Право и управление. XXI век. – 2018. – № 3. – c. 107-120.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:19:48