Электронная коммерция и интернет-бизнес: проблемы и перспективы

Матерова Е.С.1, Шидловская Д.В.1, Бадртдинов Н.Н.2, Фаиз Фархат2
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773114

Аннотация:
Статья посвящена изучению проблем и перспектив электронной коммерции и Интернет – бизнеса. На основе социологического исследования, проведённого посредством опроса, в работе были выявлены особенности ведения бизнеса в сети Интернет. Также рассмотрены наиболее востребованные населением виды электронной торговли, изучены мнения людей о достоинствах и недостатках электронной торговли, определен уровень активности использования данного вида торговли гражданами различных возрастных категорий. На основе полученных в рамках исследования данных сформулированы положения и выводы по ключевым вызовам и возможностям, которые присущи электронной коммерции и Интернет-бизнесу.

Ключевые слова: Интернет–бизнес, e-commerce, электронная коммерция, электронная торговля

JEL-классификация: L81, M21, L26



Введение:

В последние годы ситуация в бизнесе претерпела значительные изменения, в частности, в направлении электронной коммерции. Связано это, в первую очередь, с увеличением доступности Интернета и расширением аудитории пользователей глобальной сети. Так, в 2021 году в России через Интернет было совершено более 1700 заказов, при этом приобретено товаров и услуг на 4,1 трлн. рублей. За тот же год количество онлайн-заказов относительно 2020 года выросло на 104%, а объем рынка в рублях - на 52%. Согласно статистике более 40% россиян совершили как минимум одну покупку в Интернете [1]. В 2022 году сохранилась тенденция к расширению рынка электронной коммерции, а его объем оценивался уже в 5,7 трлн. рублей, что соответствует приросту относительно 2021 года на 38%. Ряд исследователей в области мировой экономики склонны рассматривать показатели роста объемов продаж посредством Интернет-технологий в качестве «индикатора развития цифровой экономики» [2]. Актуальность данной тематики обусловливается стремительным ростом популярности электронной коммерции и Интернет-бизнеса, а вместе с этим, и появлением новых возможностей и вызовов для продавцов, покупателей и других специалистов в этой области.

Среди исследований на смежную тематику за последние пять лет необходимо отметить труды таких российских авторов, как Балабанова И. Т. [3], Брагина Л. А. [4], Гаврилова Л. П. [5], Гончарук И. В. [6], Делибалтовой М. [7]. При этом остаются пробелы в части изучения проблем и перспектив, которые присущи электронной коммерции на современном этапе, а также в выявлении драйверов развития данного вида торговли.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении и изучении различных факторов, стимулирующих и тормозящих развитие электронной коммерции и интернет-бизнеса.

Научная новизна состоит в раскрытии положительных и отрицательных аспектов электронной-коммерции и интернет-бизнеса для продавцов и покупателей, а также выявлении наиболее востребованных населением видов электронной-торговли и уровня активности использования электронной-коммерции гражданами различных групп.

Авторская гипотеза заключается в следующем: электронная коммерция и Интернет-бизнес являются наиболее перспективными видами торговли, способными серьезным образом трансформировать существующие способы ведения бизнеса и привычки потребителей.

Методологической основой исследования выступают такие методы, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, а также проведение социологического исследования (опроса).

Основная часть:

В современном мире практически все электронные операции осуществляются с помощью глобальной сети, в результате чего происходит отождествление понятия Интернет-бизнеса с электронной коммерцией. Именно такой подход согласуется с подходом зарубежных авторов, которые объединяют все эти понятия в один термин «e-commerce». Однако ряд авторов рассматривает каждое из них как самостоятельное явление, обосновывая это тем, что понятия «коммерция», «бизнес» и «торговля» имеют различные значения.

Если обратиться к понятию электронной коммерции, то оно определяет сферу цифровой экономики, включающую в себя торговые и финансовые операции, осуществляемые с помощью различных электронных технологий.

Соответственно электронная торговля включает лишь ту часть операций, осуществляемых с помощью информационных технологий, которая связана с осуществлением торгово-закупочной деятельности.

Интернет – бизнес в свою очередь определяет модель ведения бизнеса, в которой все бизнес – процессы осуществляются непосредственно с помощью Интернет-сервисов.

Таким образом, понятие «электронные технологии» является более широким относительно термина «Интернет-технологии», в то время как определение «бизнес» шире понятия «коммерция». В силу сказанного, понятия электронной коммерции и Интернет-бизнеса можно считать пересекающимися, при этом основная составляющая каждого понятия заложена именно в их общей части.

В наше время самыми распространенными являются две модели электронной коммерции по конечному потребителю: В2С или бизнес – потребитель, С2С или потребитель – потребитель [8].

Для достижения поставленной цели был проведен ряд исследований на основе социологического опроса (онлайн-анкетирования), подготовленного авторами статьи самостоятельно. Опрос состоял из трех частей, каждая часть которого была ориентирована на получение статистических данных по одному из трех направлений: выявление наиболее востребованных населением видов электронной торговли, изучение мнения людей о достоинствах и недостатках электронной торговли, определение активности использования электронной торговли гражданами различных возрастных категорий.

В исследовании приняли участие 158 человек в возрасте 14-67 лет, число респондентов по возрастным группам распределилось следующим образом: 14-25 лет – 30 человек, 26-40 лет – 66 человек, 41-60 лет – 42 человека, 60 лет и более – 20 человек. Респондентами были случайные посетители сети Интернет, пожелавшие принять участие в исследовании. Распределение респондентов по возрастным группам позволило выполнить оценку результатов в разрезе каждой возрастной категории, выявить общие тенденции и различия.

Результаты исследования представлены в таблице (Таблица 1).

Таблица 1 – результаты исследования наиболее востребованных населением видов электронной торговли

Категория вопроса
Возрастная категория
14-25 лет
26-40 лет
41-60 лет
60 лет и более
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Какими категориями электронной торговли Вы пользовались, приобретали товары или услуги из этой категории?
Услуги, связанные с приобретением, обменом информации.
1
3
7
11
5
12
1
5
Электронный перевод денег (между банками)
16
53
66
100
42
100
5
25
Покупка и продажа товаров
30
100
66
100
42
100
10
50
Электронные кошельки, электронные деньги
4
13
21
32
16
38
3
15
Электронная реклама
4
13
41
62
32
73
0
0
Электронные банковские услуги посредством он-лайн банка
28
93
66
100
42
100
16
80
Приобретение услуг страхования в электронном виде
4
13
43
65
28
67
2
10
Какие категории товаров (услуг) вы приобретали с помощью Интернета?
Одежда
30
100
66
100
42
100
10
50
Продукты питания (в том числе для домашних животных)
28
93
66
100
40
100
2
10
Средства гигиены, бытовая химия, косметика
24
80
66
100
40
100
0
0
Бытовая техника
30
100
32
48
24
60
0
0
Мебель
0
0
7
11
6
13
0
0
Товары для быта, инструменты, запасные части и т.д.
17
57
66
100
40
100
1
5
Обучение (в том числе услуги репетиторов, онлайн курсы), консультации узких специалистов (врачи, юристы и др.)
15
50
12
18
7
18
0
0
Товары для игр (в том числе игрушки для детей) и хобби (спорт, творчество, книги и другие)
30
100
66
100
40
100
2
10
Развлекательные услуги (игры, музыка, кино и другие сервисы и подписки)
25
83
23
35
18
45
0
0
Товары по страхованию жизни, транспорта, имущества
2
7
48
73
29
73
2
10
Приобретение инвестиционных продуктов (акции, облигации и др.)
5
17
6
9
3
7
0
0
Билеты на транспортные средства (поезд, самолет, автобусы дальнего следования)
4
13
8
12
5
12
3
15
Если все потраченные вами деньги в среднем за год на одну категорию товаров взять за 100%, то какую часть этих средств Вы потратили на приобретение товаров в Интернет -магазинах или иных онлайн сервисах?
Одежда
30
20
66
30
42
25
10
15
Продукты питания (в том числе для домашних животных)
28
10
66
10
40
10
2
5
Средства гигиены, бытовая химия, косметика
24
30
66
20
40
15
0
0
Бытовая техника
30
50
32
50
24
30
0
0
Мебель
0
0
7
50
6
30
0
0
Товары для быта, инструменты, запасные части и т.д.
17
60
66
40
40
50
1
5
Обучение (в том числе услуги репетиторов, онлайн курсы), консультации узких специалистов (врачи, юристы и др.)
15
70
12
30
7
25
0
0
Товары для игр (в том числе игрушки для детей) и хобби (спорт, творчество, книги и др.)
30
70
66
60
40
30
2
10
Развлекательные услуги (игры, музыка, кино и другие сервисы и подписки)
25
80
23
50
18
30
0
0
Товары по страхованию жизни, транспорта, имущества.
2
100
48
100
29
90
2
100
Приобретение инвестиционных продуктов (акции, облигации и др.)
5
100
6
100
3
100
0
0
Билеты на транспортные средства (поезд, самолет, автобусы дальнего следования)
4
70
8
80
5
100
3
70
Источник: составлено авторами самостоятельно

На основе приведенных данных по первой части опроса можно сделать следующие выводы:

Во-первых, очевидно, что электронная коммерция проникла во все сферы жизни людей. Сегодня потребители практически всех возрастных категорий приобретают товары и услуги посредством Интернет-бизнеса. Можно заметить, что среди старшего поколения данный вид покупок менее востребован, но постепенно и они неизбежно вовлекаются в данный процесс.

Во-вторых, можно увидеть, что в каждой возрастной категории есть свои наиболее популярные группы товаров, но это в большей степени связано не с самими товарами, а с потребностями людей на определенном этапе жизни. Например, у молодых людей в большей степени востребовано онлайн обучение, но это связано с тем, что именно в этот жизненный период люди активно учатся, готовятся к поступлению в ВУЗ, получают профессию. Впоследствии эта потребность снижается, поскольку люди уже имеют багаж необходимых знаний, лишь периодически повышая уровень своего мастерства. При этом чётко прослеживаются лидирующие позиции потребностей людей всех возрастов, а именно: одежда, бытовая техника, товары для повседневной жизни, хобби, развлечения.

В-третьих, имеют место такие категории товаров, которые уже сейчас в большей мере представлены именно посредством электронной торговли, такие как: инвестиции, страхование. Вероятнее всего, в ближайшем будущем названные категории товаров и услуг полностью переместятся в онлайн пространство. Ряд товаров люди приобретают как в Интернет-магазинах, так и в реальных магазинах, вероятнее всего эта тенденция будет сохраняться в ближайшие годы.

Вторая часть опроса была направлена на изучение общественного мнения о том, какие существуют достоинства и недостатки электронной торговли относительно традиционной торговли. Результаты опроса представлены в таблице (Таблица 2).

Таблица 2 – результаты исследования мнения людей о достоинствах и недостатках электронной торговли

Категория вопроса
Возрастная категория
14-25 лет
26-40 лет
41-60 лет
60 лет и более
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Товары какой ценовой категории вы покупаете в Интернете?
Дешёвые
30
100
66
100
42
100
10
50
Средней ценовой категории
26
87
62
94
31
74
5
25
Дорогостоящие
3
10
30
45
21
50
0
0
Если Вы отказываетесь приобретать дорогостоящие товары в Интернете либо делаете это редко, то почему?
Боюсь не получить свой товар (риск мошенничества со стороны продавца)
12
40
26
39
26
62
20
100
Боюсь, что качество товара будет не соответствовать заявленному, а проверить это заранее сложно
21
70
41
62
32
78
18
90
Если товар не подойдет, либо не понравится, могут быть сложности с его возвратом
19
63
19
45
19
29
11
55
Боюсь совершать большие платежи по Интернету, вдруг деньги не дойдут продавцу, я не получу товар, деньги не вернут
3
10
5
8
5
12
12
60
Если Вы считаете, что риски при приобретении недорогих товаров в Интернете есть, почему Вы всё же совершаете покупки?
Если я потеряю деньги в результате мошеннических действий продавца, то это не будет критично для моего бюджета
29
97
51
77
30
71
10
50
Если товар будет недостаточно качественным, то это допустимо за такую цену, то есть я готов с этим смириться
23
77
43
59
27
64
15
75
Вы готовы полностью отказаться от походов в магазин в пользу Интернет-бизнеса?
да
2
7
0
0
0
0
0
0
нет
28
93
66
100
42
100
20
100
Почему Вы не готовы отказаться от походов в магазин в пользу Интернет-бизнеса?
В магазине я могу тщательно изучить товар
40
100
66
100
42
100
20
100
В магазине я получу реальный чек и в случае необходимости знаю, что точно смогу вернуть товар или предъявить претензию продавцу
31
78
37
56
31
74
20
100
Мне нравиться проводить время в торговых центрах
37
91
29
44
27
64
5
25
Источник: составлено авторами самостоятельно

На основе приведенных данных по второй части опроса можно сделать следующие выводы:

Во-первых, практически все люди без опасений совершают недорогостоящие покупки в Интернете, так как в случае непредвиденных обстоятельств (получение некачественного товара, потеря денег и др.) это не нанесет серьезного ущерба их бюджету.

Во-вторых, многие люди пока опасаются совершать дорогостоящие покупки, так как при возникновении проблем просто смириться с потерей денег не готовы, но и участвовать в разбирательствах не имеют желания, так как это может не увенчаться успехом.

В-третьих, потребители не готовы полностью отказаться от походов в физические магазины по ряду причин - близость, возможность опробовать товар, получить его здесь и сейчас и др. Кроме того, шопинг – это не только способ приобретения товаров и услуг, но и форма досуга современного человека.

Третья часть опроса позволила изучить мнение населения относительно перспектив электронной коммерции. Результаты опроса представлены в таблице (Таблица 3).

Таблица 3 – результаты исследования активности использования электронной торговли гражданами.

Категория вопроса
Возрастная категория
14-25 лет
26-40 лет
41-60 лет
60 лет и более
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Вы уже использовали Интернет для рекламы своих товаров и услуг?
да
12
40
18
27
15
36
0
0
нет
18
60
48
73
27
64
20
100
Планируете ли Вы использовать Интернет для рекламы своих товаров и услуг?
да
28
93
34
52
18
43
2
10
нет
2
7
32
48
24
47
18
90
Вы уже использовали Интернет для продажи своих товаров и услуг?
да
7
23
10
15
9
17
0
0
нет
23
77
56
85
33
83
20
100
Планируете ли Вы использовать Интернет для продажи своих товаров и услуг?
да
30
100
34
52
19
45
1
5
нет
0
0
32
48
23
55
19
95
Источник: составлено авторами самостоятельно

На основе приведенных данных по третьей части опроса можно сделать следующие выводы:

Во-первых, исследование показало, что многие люди уже сейчас используют Интернет для продажи своих услуг или товаров, еще большее число используют Интернет для рекламы своих товаров и услуг.

Во-вторых, многие люди задумываются о том, чтобы в будущем начать свой бизнес именно в Интернете. Особенно эта тенденция заметна среди молодежи.

Таким образом можно предположить, что в будущем электронный бизнес будет продолжать активно развиваться. Результаты приведённого исследования подтверждают мнение специалистов по данному вопросу. Так предполагается, что к 2025 году на долю онлайн-бизнеса придутся порядка 25% розничных продаж (без учета путешествий и продуктов питания), в некоторых странах до 50% цифровых продаж. [9]

Исходя из приведенных результатов исследования можно выявить следующие достоинства и недостатки электронной торговли.

Преимущества электронной торговли для продавца:

1. Возможность выйти на глобальный рынок, то есть продавец может предложить свой товар широкому кругу потребителей без географических и национальных ограничений. [10]

2. Непрерывный режим, либо гибкий график работы предполагают возможность работы независимо от дней недели и времени суток, как в непрерывном режиме, так и рамках любого графика.

3. Возможность наращивания объема продаж за счет расширения ассортимента без привлечения дополнительных ресурсов. [11]

4. Повышение дохода за счет снижения затрат на аренду или приобретение, содержание помещений торговых залом, рекламу, найма сотрудников.

5. Повышение конкурентоспособности, уравнивание возможностей с иными, в том числе более крупными, фирмами за счет снятия географических ограничений и расширения спектра услуг: интерактивные службы поддержки, онлайн консультации и другие опции.

6. Повышение эффективности управления фирмой за счет возможностей удаленной взаимодействия с сотрудниками.

Недостатки электронной торговли для продавца:

1. Регулярное повышение конкуренции по причине простоты запуска Интернет-бизнеса фирмой и частным лицом. [12]

2. Невысокий уровень доверия среди покупателей, предпочитающих увидеть реальный товар перед его приобретением. [13]

3. Невозможность или сложность продажи ряда категорий товаров через Интернет, в том числе продуктов питания.

4. Стоимость доставки товара может быть слишком высокой, особенно при небольших объемах продаж. В том случае, когда стоимость доставки оплачивает покупатель, это может быть причиной снижения спроса.

5. Риск фишинговых атак (кражи ключей, паролей, средств) и действий злоумышленников, что приводит к финансовым потерям или приостановлению деятельности до устранения проблем. [14]

7. «Нетерпеливость» потребителей, которые хотят получить товар или ознакомиться с его характеристиками в минимальные сроки.

Преимущества электронной торговли для покупателя:

1. Экономия времени на покупках, нет необходимости тратить время на поездки и походы в магазин, все можно выбрать, не выходя из дома.

2. Расширение спектра доступных торговых площадок и, соответственно, ассортимента. [15]

3. Возможность выбора товара по наиболее подходящей цене, возможность сравнить предложения на различных торговых площадках.

4. Доступность товаров в любое время суток.

Недостатки электронной торговли для покупателя:

1. Риск получить товар ненадлежащего качества или не отвечающий запросам покупателя, есть вероятность получения другого товара. При этом данная проблема обнаруживается только при получении товара. [16]

2. Риск мошенничества со стороны недобросовестного продавца, можно потерять деньги и не получить товар.

3. Платная доставка, стоимость доставки может превышать цену товара или значительно увеличивать её.

4. Не всегда есть возможность примерки товара, либо его осмотра до оплаты.

5. На многих торговых площадках нет возможности возврата товара.

6. Многие продавцы просят внести предоплату, в случае конфликтной ситуации ее сложно или невозможно вернуть.

7. Отсутствие морального удовлетворения от процесса выбора покупки, атмосферы торговых центров, особенно в предпраздничное время.

8. Доставка многих товаров занимает от нескольких дней до нескольких недель, невозможно получить товар немедленно.

Выводы:

Представленное исследование подтвердило, что в современном мире электронная коммерция активно набирает обороты, захватывая все большую часть рынка. В ближайшие годы эта тенденция будет продолжаться, дополняя традиционную торговлю. В будущем именно электронная торговля, вероятнее всего, будет занимать лидирующую позицию в бизнесе. Однако успешное развитие данного направления возможно лишь в случае решения проблем различной направленности: технических, логистических и правовых.

Для эффективного развития и реализации полного потенциала электронной торговли и электронной коммерции в целом необходимо осуществлять планомерную работу по развитию механизмов регулирования в сфере электронной коммерции. В настоящее время особого внимания требуют следующие направления.

Глобализация. Потенциально глобализация является драйвером развития электронной коммерции и Интернет-бизнеса, с другой стороны порождает ряд практических проблем, которые необходимо эффективно решать. В том случае, когда покупатель и продавец находятся в разных странах и даже на разных континентах, повышается риск мошенничества, так как убедиться в реальности существования обеих сторон сделки, а также в их благонадежности практически невозможно. Кроме того могут возникать культурные и лингвистические проблемы во время взаимодействия сторон.

Договорные и финансовые проблемы. Совершение покупки в другой стране порождает ряд законодательных сложностей, например, как правильно составить договор в случае расхождений в нормативной базе, куда обращаться, если условия договора не выполнены одной из сторон, в какой валюте производить расчеты и как оплачивать налоги.

Право собственности. В настоящее время многие товары являются информационными электронными продуктами, в связи с чем довольно остро стоит вопрос защиты интеллектуальной собственности от незаконного копирования и распространения.

Конфиденциальность и безопасность. Смещение бизнес-процессов в виртуальное пространство увеличивает цифровой след каждого человека, чем успешно пользуются мошенники. Ведение электронной коммерции должно осуществляться в сертифицированных системах с надежной защитой. В условиях глобализации необходимы мировые сертифицированные площадки, создание которых возвращает к категории договорных проблем.

Совместимость информационных систем. Интеграция отдельных систем электронной торговли, в том числе созданных в разных странах, в единую универсальную систему требует сложного технологического решения с целью обеспечения их совместимости и совместного функционирования.

Несовершенство законодательства. Все описанные выше проблемы требуют урегулирования на законодательном уровне, в том числе в сфере международного права.


Источники:

1. Маркетинговое исследование российского агентства DataInsight, специализирующегося на исследованиях и консалтинге в области eCommerct «Интернет – торговля в России в 2021 году». Datainsight.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2021 (дата обращения: 10.11.2022).
2. Кондрашова Е.А., Броварь Н.А. Электронная торговля как индикатор развития цифровой экономики // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». – 2019. – № 2(14). – c. 110-119.
3. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. / Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. – 336 c.
4. Брагин Л.А., Никишин А.Ф. и др. Электронная коммерция. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. – 192 c.
5. Гаврилов Л.П. Электронная коммерция. / Учебник и практикум для вузов. 3-е изд., доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 477 c.
6. Гончарук И.В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2021. – № 1(94). – c. 66-82. – doi: 10.24866/1815-0683/2021-1/66-82.
7. Делибалтова М. Электронная торговля: современные проблемы развития и пути их решения посредством развития каналов взаимодействия с клиентами // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 2063-2078. – doi: 10.18334/ce.15.5.112138.
8. Нигматуллина Г.Ф. Российский рынок B2B: состояние и тенденции развития. / Сборник научных трудов Региональный рынок товаров народного потребления: особенности и перспективы развития, качество и безопасность товаров и услуг. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008.
9. Стукалова И.Б. Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы // Теоретическая и прикладная экономика. – 2021. – № 4. – c. 29-40. – doi: 10.25136/2409-8647.2021.4.36909.
10. Казакова К.В., Пушилин Д.В. Перспективы развития Интернет-торговли в России // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-9. – c. 1968-1972.
11. Стукалова И.Б. Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы // Теоретическая и прикладная экономика. – 2021. – № 4. – c. 29-40. – doi: 10.25136/2409-8647.2021.4.36909.
12. Дик В.В., Лужецкий М.Г., Родионов А.Э. Электронная коммерция. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2005. – 376 c.
13. Дыганова Р.Р. Направления формирования социально-экономического эффекта дистанционной торговли // Дискуссия. – 2017. – № 7(81). – c. 30-34.
14. Селиверстова Д.И. Анализ развития рынка интернет-торговли в России // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.2(27). – c. 430-432.
15. Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Иванов Г.Г. Этапы эволюции дистанционной торговли // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 1-11. – c. 89-92.
16. Азоев Г.Л., Быкова О.Н., Гарнов А.П., Данченок Л.А., Зайцева А.С. и др. Развитие экономических систем в цифровой экономике: маркетинг, сфера услуг, логистика. / Монография. - Москва: Русайнс, 2020. – 261 c.

Страница обновлена: 28.11.2024 в 23:05:31