Современные бизнес-модели электронной коммерции

Костин К.Б., Субоч А.Н.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Костин К.Б., Субоч А.Н. Современные бизнес-модели электронной коммерции // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110593.

Аннотация:
В статье рассмотрены возможности и эффект от применения технологии Индустрии 4.0 «Интернет вещей» при создании инновационных механизмов формирования бизнес-модели для развития электронной коммерции ТНК. В этой связи проанализирована бизнес-модель «онлайн-платформа электронной коммерции». Показано, что онлайн-платформа подразумевает внедрение цифровых технологий в деятельность ТНК с целью оптимизации формирования глобальной цепочки создания стоимости и цепочки поставок для увеличения эффективности их работы. На примере компании Alibaba Group определен положительный эффект от использования технологии «Интернета вещей», а также определены основные проблемы компании в текущих рыночных условиях. Предложены способы их решения, которые будут способствовать процессам глобализации электронной коммерции. Результаты данного исследования будут полезны любым компаниям ведущим различные сферы деятельности и подразумевающие коммуникацию с потребителями.

Ключевые слова: «Интернет вещей», бизнес-модели электронной коммерции, электронная коммерция, Индустрия 4.0, цифровизация

JEL-классификация: M21, O33, L86, L81



мВведение

В связи с развитием беспроводной связи, устройств и датчиков, технологии «Интернета вещей» (IoT) и другие технологии Индустрии 4.0 набирают популярность в логистике, различных отраслях промышленности, электронной коммерции и фармацевтике. В результате все технологии Индустрии 4.0 оказывают значительное влияние на развитие новых информационно-коммуникационных технологий и определяют видение и основополагающие принципы функционирования «умного предприятия». Посредством «Интернета вещей» киберфизические системы контролируют физические процессы, создавая своеобразную виртуальную копию реального мира, и принимают децентрализованные решения, взаимодействуют друг с другом и людьми в реальном времени.

Интернет и цифровые технологии позволяют фирмам любых размеров создавать инновационные бизнес-модели и выходить на новые рынки, расширяя свои масштабы. Инновационные бизнес-модели оптимизируют глобальные цепочки создания стоимости (GVC) и цепочки поставок, играя ключевую роль в стимулировании тенденций развития электронной коммерции.

Использование передовых технологий Индустрии 4.0, таких как «Интернет вещей», анализ больших данных и автономная робототехника, превращает модель управления цепочками поставок из линейной, в которой инструкции передаются от поставщика к производителю, дистрибьютору, потребителю и обратно, к более интегрированной модели, в которой информация поступает во все звенья цепочки поставок. Информационные технологии, человеческие ресурсы и аналитика данных играют ключевую роль в стратегии самостоятельного управления компанией на внутреннем и внешнем рынках, включая инструменты безопасности, бизнес-процессы и профессионализм сотрудников. Поскольку цифровизация становится все более распространенной, ее влияние на развитие электронной коммерции растет. Автоматизация значительно улучшила способность учета затрат, которые определяют себестоимость продукции, наценку для клиента и прибыльность продукта.

С использованием технологий «Интернета вещей» возможно создать приложение либо онлайн-платформу, в составе которой присутствует решение омниканального маркетингового анализа данных, отслеживающее спрос на товар с помощью понимания потребностей клиентов и в итоге помогает проводить релевантные рекламные акции и принимать стратегии, направленные на наращивание клиентской базы.

Цель исследования – анализ эффективности современных бизнес-моделей электронной коммерции с применением технологий Индустрии 4.0.

Научная гипотеза исследования состоит в следующем: применение технологий Индустрии 4.0 способствует развитию современного маркетинга, анализу данных и обеспечивает безопасность транзакций между потребителями на онлайн-платформах, что является драйвером создания инновационных бизнес-моделей, которые, в свою очередь, обеспечивают эффективное развитие международного бизнеса и международной электронной коммерции. Современные тенденции развития международного бизнеса требуют постоянного внимания к адаптации релевантных бизнес-моделей, отвечающих интересам потребителей, с учетом появившихся инновационных технологий, способствующих развитию бизнес-процессов.

Идея авторов исследования – выявить экономический эффект от внедрения релевантных бизнес-моделей на основе технологий «Интернета вещей». Установить степень влияния указанных бизнес-моделей на развитие международной электронной коммерции в целом.

Сфера электронной коммерции находится в центре внимания политиков с середины 1990-х годов. В 1998 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и правительство Канады совместно организовали министерскую конференцию по электронной торговле в Оттаве для обсуждения стратегии развития глобальной электронной коммерции. На конференции было признано, что электронная коммерция является новым способом проведения коммерческих транзакций и может стать глобальным драйвером роста и экономического развития. Бизнес будет играть ключевую роль в разработке и внедрении решений, необходимых для развития электронной коммерции.

Рабочая программа Всемирной торговой организации (ВТО) по электронной торговле определяет электронную торговлю как «производство, распространение, маркетинг, продажу или доставку товаров и услуг электронными средствами». В контексте торговли услугами ВТО определяет электронную коммерцию как:

1) предоставление услуг доступа в интернет;

2) электронная доставка услуг;

3) использование интернета в качестве канала для услуг распределения, с помощью которого товары и услуги приобретаются через интернет, но затем доставляются потребителям в неэлектронной форме [12].

Из них только 3) подпадает под сегодняшнее определение ОЭСР, однако 1) и 2) будут учитываться только в той мере, в которой эти услуги были оказаны через компьютерную сеть.

По мере ускорения цифровой трансформации ландшафт электронной коммерции становится все более динамичным. Новые бизнес-модели изменили отношения между покупателем и продавцом и расширили границы возможностей покупки и продажи в интернете. Все больше фирм покупают и продают онлайн по всему миру, и абсолютная стоимость рынка электронной коммерции неуклонно растет.

Снятие неопределенности в законодательстве и создание благоприятной бизнес-среды поможет небольшим фирмам осуществлять торговлю на международном рынке электронной коммерции. Однако аналитики выделяют четыре конкретные области, в которых государственная политика считалась потенциально ограничивающей электронную торговлю нематериальным характером, как представлено на рисунке 1 [21].

Рисунок 1. Области электронной коммерции, ограничивающиеся государственной политикой

Источник: составлено авторами [23].

Каждая составляющая ограничивается политикой стран и может изменить конечную стоимость продукта из-за сборов, штрафов или транзитных комиссий. В электронной коммерции крайне важно, чтобы эти затраты постоянно фиксировались и накапливались с помощью приложения калькуляции, которое отслеживает точки транзакции в международной логистике. Автоматизация значительно улучшила способность отслеживать и анализировать затраты, которые определяют глобальную цепочку создания стоимости и прибыльность продукта.

Компания Google создала маркетинговую платформу Google Tag Manager (GTM), которая имеет возможности визуализации транспортировки, необходимые для обеспечения оптимизированной электронной торговли при помощи «Интернета вещей». Надежные системы отслеживания заказов и логистики в режиме реального времени необходимы клиентам и службам поддержки клиентов для контроля доставки товара до конечного местоположения, как представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Визуальная схема отслеживания цепочки поставок

Источник: составлено авторами [17].

На рисунке 2 визуально отображена типичная транзакция электронной коммерции с точки зрения GTM в облаке «Интернета вещей». Когда продукты выбираются для покупки на онлайн-платформе электронной коммерции, система GTM определяет классификацию производства для будущих комбинаций. В точке продажи автоматически производятся и представляются фактические расчеты стоимости товара, включая логистику, налоги и пошлины. Затем определяются требования к таможенной документации и проводится проверка на предмет санкций. Оповещения об отправке и информация для отслеживания заказа отправляются всем участникам сделки.

Колоссальный успех продаж электронной коммерции является катализатором серьезных изменений в том, как глобальный бизнес производит, продает и продвигает продукты для повышения потребительского спроса. Для обеспечения успешной работы ТНК необходимы автоматизированные технологические изменения, обеспечивающие необходимые функции для электронной торговли [17]. Технологические изменения и инновации в бизнес-моделях постоянно меняют ландшафт электронной коммерции.

Чтобы отслеживать тенденции развития компании электронной коммерции, целесообразным представляется обратить внимание на следующее:

- Участие фирм относится к проценту фирм, занимающихся электронной коммерцией.

- Оборот отражает процент от общего оборота, который фирмы электронной коммерции вносят на рынок.

- Непосредственно мировой рынок электронной коммерции в динамике.

Существует несколько способов определить размер бизнеса электронной коммерции. Cамый универсальный способ сравнения – это показатель GMV (Gross merchandise value). GMV – это сумма общей стоимости всех товаров, проданных в интернет-магазине или на рынке (табл. 1).

Таблица 1

Крупнейшие компании электронной коммерции в мире по Gross merchandise value (GMV) на начало 2019 года


Компания
Категория
GMV в млн долл.
Доля компании в общем объеме ЭТ
1
Alibaba
(B2B, C2C)
853
44,1%
2
Amazon
(B2C, C2C)
335
17,3%
3
JD.com
(C2C, B2C)
310
16%
4
eBay
(C2C, C2B)
99
5,11%
5
Walmart
(B2C, C2C)
29
1,49%
Источник: [13].

Далее рассмотрим мировой рынок электронной коммерции, который в 2019 году вырос на 17,9% и составил $3,46 трлн. Китай и Соединенные Штаты являются мировыми лидерами рынка электронной коммерции, как представлено в таблице 2.

Таблица 2

Мировой рынок электронной торговли


Страны
2018
млн долл.
2019
млн долл.
Рост в %
1
Китай
1 520,10
1 934,78
27,3
2
США
514,84
586,92
14,0
3
Великобритания
127,98
141,93
10,9
4
Япония
110,96
115,40
4,0
5
Северная Корея
87,60
103,48
18,1
6
Германия
75,93
81,85
7,8
7
Франция
62,27
69,43
11,5
8
Канада
41,12
49,80
21,1
9
Индия
34,91
46,05
31,9
10
Россия
22,68
26,92
18,7
Источник: [18].

В 2019 году крупнейшим мировым рынком электронной коммерции стал Китай с объемом продаж электронной торговли в 1,935 триллиона долларов, что более чем в три раза превышает показатели США, занимающих второе место с 586,92 миллиардами долларов [18].

Доля электронной коммерции в общем торговом обороте может быть большой, если: 1) на рынке имеется большое количество компаний, занимающихся электронной коммерций; 2) на небольшое количество фирм, занимающихся электронной торговлей, приходится большая доля от общего рынка. На рисунке 3 представлена динамика мирового рынка электронной торговли в общем торговом обороте.

Рисунок 3. Динамика мирового рынка электронной коммерции в общем торговом обороте

Источник: [19].

По данным «Яндекс.Маркета», рынок электронной коммерции в Российской Федерации оценивается в 1 трлн рублей, его доля в общем товарообороте России составляет 4–5% [11].

Тенденции развития электронной коммерции, в том числе с помощью инновационных бизнес-моделей, играют ключевую роль в стимулировании инноваций в электронной коммерции. Интернет и цифровые технологии позволяют фирмам всех размеров выходить на новые рынки и расширять их охват, позволяя им расти, масштабироваться и извлекать выгоду из распространения знаний, поскольку им становится проще участвовать в глобальных цепочках создания стоимости.

Электронная коммерция облегчает трансграничную торговлю, повышает удобство для потребителей и позволяет фирмам выходить на новые рынки. Прогрессирование на рынке электронной коммерции требует постоянного совершенствования в диверсификации товаров и услуг компании на основе инновационных технологий, так как непрерывный прогресс и способность к адаптации – одни из причин конкурентной эффективности и сложности электронного бизнеса.

В данной статье рассмотрим механизмы формирования бизнес-модели электронной коммерции – онлайн-платформа, с применением технологий «Индустрии 4.0». Онлайн-платформы часто требуют разработки соответствующих механизмов для коммуникации покупателя и продавца, которые повышают доверие среди неизвестных участников электронной коммерции и создают мотивацию местным компаниям выходить на международный рынок электронной торговли.

Бизнес-модель – «все основные бизнес-процессы, ... а также основные продукты, которые фирма продает в настоящее время или в будущем для достижения своих стратегических целей и задач» [9] (Osterwalder, Pigneur, 2010). Разновидность этого определения включает «обоснование того, как организация создает, доставляет и получает ценность» [25]. В общем смысле бизнес-модель – это объектив создания стоимости.

Бизнес-модель является важной концепцией, помогающей структурировать и переводить стратегию компании на операционный уровень, а значит, и повышать вероятность реализации стратегических целей компании.

Рассматривая роль инноваций в создании бизнес-моделей для реализации стратегии, при анализе компаний можно воспользоваться графиком, представленным на рисунке 4. Представив график в осях сетевой координации и интеллектуальной собственности обработки данных для инновационных бизнес-моделей, можно определить стратегическую позицию любой компании и оценить ее сильные и слабые стороны, модели и продукты.

Рисунок 4. Стратегическое позиционирование компаний

Источник: составлено авторами [1] (Tszen Min, 2019).

Крупнейшие и самые перспективные компании концентрируются в верхней правой части, а более традиционные фирмы находятся внизу слева. В начале координат располагаются традиционные компании, которые в своей деятельности не опираются на сложную координацию или оптимизацию на основе данных. По мере продвижения вверх и вправо появляется все больше революционных компаний, которые преобразуют одну отрасль за другой. Глобальные технологические компании агрессивно продвигаются по диагонали, создавая конкурентоспособность в сетевой координации и интеллектуальной обработке данных [1] (Tszen Min, 2019).

Новые и появляющиеся цифровые технологии Индустрии 4.0 в бизнес-моделях расширяют границы электронной коммерции двумя важными эффективными способами, как показано ниже на рисунке 5.

Рисунок 5. Эффект от цифровых технологий в бизнес-моделях ЭК

Источник: составлено авторами [23].

Например, инновации онлайн-платежей раскрывают потенциал электронной коммерции продвижением безопасных онлайн-транзакций между неизвестными сторонами. Такие инновации делают электронную коммерцию более удобной и облегчают торговлю в режиме онлайн. Аналогичным образом инновации, позволяющие новым компаниям участвовать в электронной торговле, могут способствовать глобальному расширению торговли в интернете.

«Индустрия 4.0», или четвертая промышленная революция, – это интеграция звеньев промышленной производственной цепи с применением «новейших информационных и коммуникационных технологий». Это можно определить как набор технологий и концепций для формирования глобальной цепочки создания стоимости, объединяющей киберфизические системы, «Интернет вещей» и «Интернет сервисов». Каждая из «промышленных революций» обычно характеризуется набором типовых технологий. Технологии, которые характеризуют Индустрию 4.0, представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Технологии Индустрии 4.0

Источник: составлено авторами [1] [23].

На текущий момент «Интернет вещей» набирает популярность в логистике, различных отраслях промышленности, розничной торговле и фармацевтике, сельском хозяйстве. Роль данных «Интернета вещей» как центрального компонента в современном цифровом мире вращается вокруг способа сбора и анализа данных, скорости сбора информации, обратной связи, повторного использования.

Для достижения эффекта от применения технологии «Интернета вещей» предприятие должно не просто собирать данные с имеющихся устройств, но и производить последующий анализ для обеспечения их интеграции с системами и процессами, что позволит производить поиск и внедрение новых методов создания стоимости.

Датчики и механизмы, встроенные в объекты или устройства, связаны через проводные и беспроводные сети и используют тот же интернет-протокол (IP). Эти сети производят огромные объемы данных, которые передаются на компьютеры через виртуальное облако (cloud) для анализа, автоматически взаимодействуя между собой и одновременно управляемые платформой «Интернета вещей». Так, происходит контроль производственных процессов, что повышает эффективность.

Бизнес-модели электронной коммерции с применением технологий Индустрии 4.0 способствуют развитию мировой торговли, создавая удобства для потребителей, и позволяют компаниям выходить на новые международные рынки. Развитие рынка электронной коммерции требует постоянного совершенствования в диверсификации товаров и услуг компании на основе инновационных технологий, так как непрерывный прогресс и способность к адаптации – одни из предпосылок к повышению конкурентоспособности электронного бизнеса. На рисунке 7 представлены новейшие цифровые бизнес-модели электронной коммерции.

Рисунок 7. Новейшие цифровые бизнес-модели электронной коммерции Источник: составлено авторами [23].

1. Онлайн-платформы действуют как самостоятельная площадка розничной торговли, так и провайдер цифровых торговых площадок, которые объединяют потребителей в интернете и создают многосторонний рынок.

Будучи многосторонними рынками, онлайн-платформы более выгодны по обе стороны рынка, и экономический эффект проистекает от масштаба электронной торговли благодаря созданным механизмам коммуникации между потребителями, как представлено на рисунке 8.

Изображение выглядит как снимок экрана

Автоматически созданное описание

Рисунок 8. Механизмы коммуникации потребителей онлайн-платформы Источник: составлено авторами [2, 3, 13] (Zakharov, Trofimov, Frolov, Kudaybergenova, 2019; Kostin, 2017).

Многие компании активно внедряют инновации в бизнес-модели электронной коммерции и используют целый ряд цифровых технологий Индустрии 4.0, включая искусственный интеллект, блокчейн, «Интернет вещей» и автономные устройства доставки, такие как дроны, роботы. На базе этих технологий разработанные механизмы для создания бизнес-модели – новые платежные механизмы (мобильные деньги и цифровые кошельки), механизмы безопасности и доверия (цифровая идентификация, минимальные стандарты качества, страховка, системы анализа и поддержания репутации: смарт-контракты и т.д.), механизмы взаимодействия на международном рынке (механизмы доверия, маркетинг и реклама, логистика, упаковка и хранение, обслуживание клиентов на иностранных языках, таможенное оформление) являются драйверами роста электронной коммерции в мировой торговле.

2. Бизнес-модель облачных вычислений (подписка на интернет-ресурсы) характеризуется автоматическим регулярным предоставлением цифровых товаров и услуг либо комбинации цифровых и материальных продуктов (программные сервисы), а также платежей.

Облачные вычисления относятся к модели обслуживания, которая предоставляет клиентам доступ к ряду вычислительных ресурсов в любое удобное время, например программные приложения, объем хранилища, сетевые и вычислительные мощности в онлайн, как показано на рисунке 9 [22].

Изображение выглядит как снимок экрана

Автоматически созданное описание

Рисунок 9. Пирамида бизнес-моделей облачных вычислений

Источник: составлено авторами [2] (Zakharov, Trofimov, Frolov, Kudaybergenova, 2019).

«Инфраструктура как услуга» (IaaS – Infrastructure as a Service) относится к предоставлению услуг как инфраструктуры вычислительной мощности аппаратного обеспечения (поставка приложений в виде вычислительных услуг, хранения базы данных и сетевых возможностей).

«Платформа как услуга» (PaaS – Platform as a Service) – метод облачных вычислений, с помощью которых платформа работает в сети Интернет. Эта модель обслуживания позволяет взимать с клиентов плату только за долю ресурсов, которые они используют.

«Программное обеспечение как услуга» (Software as a Service) – модель, которая включает в себя поставку и управление программным приложением онлайн, используя централизованный хостинг. Доступ к выбранному программному приложению предоставляется по определенной подписке для физических и юридических лиц.

Платформа «Интернета вещей» использует потоки данных через датчики, программное обеспечение и сетевые соединения, связанные с устройствами, для осуществления постоянных покупок материальных товаров. Расширение этой тенденции подразумевает использование подключенных устройств с использованием комбинаций искусственного интеллекта и облачных вычислений, которые автоматически определяют, когда заканчиваются ресурсы, и, соответственно, заказывают необходимые расходные материалы, цифровые данные либо продлевают срок подписки [21].

3. Использование онлайн-офлайн бизнес-модели в значительной степени обусловлено ростом мобильной коммерции и распространением высокоскоростной интернет-связи во многих частях мира. Покупка товаров и услуг при помощи мобильного приложения является основным механизмом для онлайн-офлайн бизнес-модели, как представлено на рисунке 10.

Изображение выглядит как снимок экрана

Автоматически созданное описание

Рисунок 10. Онлайн-офлайн бизнес-модели

Источник: составлено авторами [5] (Salikhova, 2019).

- Автономные покупки потребительских товаров, таких как одежда, дает возможность покупать одновременно несколько товаров одинакового размера, формы или цвета с намерением примерить их и вернуть те, которые не подходят [8].

Уникальная особенность автономных магазинов заключается в том, что они представляют собой только демонстрационные залы для примерки и осмотра ассортимента, однако совершать покупки можно только предварительно онлайн [7].

- Механизмы онлайн-заказов в обычных магазинах работают через мобильное приложение. Потребители выбирают товары, которые они хотят купить, оплата осуществляется автоматически через цифровой кошелек, связанный с клиентской учетной записью.

В данном случае используется технология гео-ограждения, со встроенными датчиками, компьютерным зрением, инфракрасным обнаружением и глубоким обучением для автоматического определения, когда и какие продукты покупатели берут с полок магазина.

- Распространенной формой электронной коммерции является простая прямая доставка клиенту на дом.

Клиенты в определенном радиусе могут заказывать товары онлайн, а сотрудники магазина выбирают их вручную и доставляют на дом в течение 30 минут. Технологии блокчейна в мобильном приложении позволяют покупателям определять происхождение скоропортящихся товаров [10].

Целью данной бизнес-модели является повышение эффективности покупок за счет частичной автоматизации процесса оплаты. В значительной степени «Интернет вещей» и подключенные устройства используются в качестве механизмов цифрового маркетинга для увеличения продаж в физических магазинах [23].

Бизнес-модель электронной коммерции, основанная на технологиях Индустрии 4.0, является важной концепцией, помогающей структурировать и переводить стратегию компании на операционный уровень, а значит, и повышать вероятность реализации стратегических целей компании. В основных принципах электронной торговли ОЭСР отмечается, что фирмы должны раскрывать потребителям «общие условия, условия и методы оплаты, включая ... периодические платежи, такие как автоматические повторные покупки и продление подписки, и способы отказа от таких соглашений» [20].

Модель создания стоимости, основанная на технологиях Индустрии 4.0, создает основу цифровой экономики, которая позволяет потребителям, продавцам, розничным вендорам, другим предприятиям, сторонним поставщикам услуг и стратегическим партнерам взаимодействовать друг с другом. Компания Alibaba получает большую часть дохода от электронной торговли, на которую приходилось 85%, 86% и 86% от общего дохода в 2017, 2018 и 2019 финансовых годах соответственно, как представлено в таблице 3.

Таблица 3

Основные источники формирования дохода за указанные периоды

В миллионах местной валюты или долларах США на конец года, 31 марта

2017
2018
2019
RMB
% от выручки
RMB
% от выручки
RMB
US$
% от выручки
Основная коммерция
Розничная торговля в Китае
114,109
72%
176,559
71%
247,615
36,896
66%
Оптовая торговля в Китае
5,679
4%
7,164
3%
9,988
1,488
3%
Международная розничная торговля
7,336
5%
14,216
6%
19,558
2,914
5%
Международная оптовая торговля
6,001
4%
6,625
2%
8,167
1,217
2%
Логистические услуги
-
-
6,759
3%
14,885
2,218
4%
Местные потребительские услуги
-
-
-
-
18,058
2,691
5%
Прочие
0,755
0%
22,697
1%
5,129
0,764
1%
Итого основная коммерция
133,880
85%
214,020
86%
323,400
48,188
86%
Облачные вычисления
6,663
4%
13,390
5%
24,702
3,681
7%
Цифровые медиа и развлечения
14,733
9%
19,564
8%
24,077
3,588
6%
Инновационные инициативы и прочее
2,997
2%
3,292
1%
4,665
0,695
1%
Итого
158,273
100%
250,266
100%
376,844
56,152
100%
Источник: [16].

Общая выручка увеличилась на 58% с 158273 млн юаней в 2017 финансовом году до 250266 млн юаней в 2018 финансовом году, а также увеличилась на 51% до 376844 млн юаней (56152 млн долларов США) в 2019 финансовом году.

Чистый доход увеличился на 49% с 41226 млн юаней в 2017 финансовом году до 61412 млн юаней в 2018 финансовом году, а затем увеличился на 31% до 80234 млн юаней (11955 млн долларов США) в 2019 финансовом году.

На рисунке 11 представлена динамика доходов Alibaba Group за 2015–2019 годы в миллионах долларов в сравнении с крупнейшим американским конкурентом – компанией Amazon.

Рисунок 11. Динамика доходов Alibaba Group за 2015–2019 в млн долл. США

Источник: составлено авторами [14, 15].

Компания Alibaba приобрела популярность и высокую лояльность к бренду на китайском рынке, и объем от общей выручки от розничной торговли в Китае составил 66% за 2019 г., однако рост на международном уровне все еще является проблемой для бренда, что составило 5% за 2019 г. Помимо попыток диверсификации, бренду необходимо сосредоточиться на снижении своей зависимости от китайского рынка, чтобы добиться более быстрого и динамичного роста в долгосрочной перспективе. Для этого важно инвестировать в маркетинг, а также в исследования и инновации, чтобы добиться более быстрого роста и занять более твердую позицию на международном рынке электронной коммерции и технологий «Интернета вещей», которые, по мнению авторов, являются неоспоримым конкурентным преимуществом и залогом успешного роста.

Заключение

Технологии «Интернета вещей», большие данные и аналитические возможности стали неотъемлемой частью развития розничной торговли на современном этапе. Благодаря техническому прогрессу в экосистеме, ориентированной на потребителя, участники рынка могут взаимодействовать с клиентами с помощью более разнообразных и эффективных средств. Кроме того, предприятия в экосистеме также могут оптимизировать свою деятельность и управление, распределять и эффективно использовать ресурсы на основе потребительского спроса и быстро и точно удовлетворять искомый спрос за счет предложения оптимальных товаров и услуг.

Будущее развитие розничных технологий станет еще более целенаправленным после значительных инвестиций, а также стратегии «проб и ошибок». На ранних этапах появятся более интегрированные решения, и будет ускорено расширение возможностей цифровых технологий для розничной торговли. Будучи драйверами непрерывных инноваций и трансформации розничной индустрии, предприятия должны рассматривать технологические инновации Индустрии 4.0 непредвзято и активно применять их в своих стратегических преобразованиях.

Помимо попыток диверсификации товаров и услуг компаниям необходимо сосредоточиться на снижении своей зависимости от китайского рынка, чтобы добиться более быстрого и динамичного роста в долгосрочной перспективе. Для этого важно инвестировать в маркетинг, а также в исследования и инновации, чтобы добиться более быстрого роста и занять более твердую позицию на международном рынке электронной коммерции.

Научная гипотеза нашла свое подтверждение. Выявлены современные бизнес-модели электронной коммерции с применением технологий Индустрии 4.0, способствующих развитию современного маркетинга, анализа данных и безопасных отношений между потребителями на онлайн-платформах. Технологии Индустрии 4.0 являются драйвером создания инновационных бизнес-моделей, которые дают возможность развитию международного бизнеса и международной электронной коммерции.

[1] На рисунке показано количество ссылок на различные технологии из обзора 10 исследований / отчетов по Industry 4.0, опубликованных в 2015 году.

Эти отчеты предоставлены ОЭСР, Всемирным экономическим форумом, ЮНИДО, McKinsey and Company, Boston Consulting Group, Deloitte, PWC, Accenture, EY и Germany Trade and Investment.


Источники:

1. Алибаба и умный бизнес будущего: Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию / Цзэн Мин; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 309 стр.
2. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Кудайбергенова Н.С. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1341-1356. doi: 10.18334/vinec.9.4.41283
3. Костин К. Б. «Роль цифровых технологий в продвижении товаров и услуг на глобальных рынках»// Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. — № 17. – С. 2451-2460.
4. Костин К.Б. Организация электронной торговли и продвижения для повышения эффективности ревеню-менеджмента: учебное пособие/К.Б. Костин//–СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2017. – 71 с.
5. Салихова Р.Р. Области внедрения элементов электронной торговли традиционными розничными торговыми сетями // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 185-192. – doi: 10.18334/epp.9.4.41376.
6. Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса: учебное пособие / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, М.А. Блюм, Т.М. Уляхин, А.В. Гуськов. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. – 8-9 с.
7. Hodson, N., C. Perrigo and D. Hardman (2017), «PwC Retail Trends 2017», Strategy& PwC, [Режим доступа]. URL: https://www.strategyand.pwc.com/trend/2017-retail-trends (дата обращения 10.04.2020).
8. Orendorff, A. (2019), «The plague of e-commerce return rates and how to maintain profitability», Shopify. [Режим доступа]. URL: https://www.shopify.com/enterprise/ecommerce-returns (дата обращения 10.04.2019).
9. Osterwalder, A. and Y. Pigneur (2010), Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers, John Wiley and Sons; 1st edition.
10. Xiaohan, T. (2017), «Alibaba’s Hema supermarkets present the model for the future of retail», ASEAN Today. [Режим доступа]. URL: https://www.aseantoday.com/2017/12/alibabas-hema-supermarkets-present-the-model-for-the-future-of-retail (дата обращения 19.04.2020).
11. В Минпромторге спрогнозировали рост электронной торговли. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/10/17/v-minpromtorge-sprognozirovali-rost-elektronnoj-torgovli.html (10.03.2020)
12. ВТО [Режим доступа]. URL: https://www.un.org/ru/sections/general/documents/ (дата обращения 19.02.2020)
13. На что делают ставку 7 крупнейших e-commerce компаний в мире. [Электронный ресурс]. URL: https://retail-life.ru/7-krupnejshih-e-commerce-kompanij-v-mire/ (дата обращения: 07.03.2020)
14. ALIBABA GROUP HOLDING LTD Filed This 20-F On 06/05/2019. [Электронный ресурс]. URL: https://otp.investis.com/clients/us/alibaba/SEC/sec-outline.aspx?FilingId=13476929&Cik=0001577552&PaperOnly=0&HasOriginal=1 (дата обращения 20.06.2020)
15. Amazon Financial Statements 2005-2020 | AMZN. [Электронный ресурс]. URL: https://www.macrotrends.net/stocks/charts/AMZN/amazon/financial-statements (дата обращения 20.06.2020)
16. Annual and Transition Report Alibaba Group. [Режим доступа]. URL: https://otp.investis.com/clients/us/alibaba/SEC/sec-show.aspx?FilingId=13476929&Cik=0001577552&Type=PDF&hasPdf=1 (дата обращения 12.03.2020)
17. e-Commerce Impacts Global Trade. [Электронный ресурс]. URL: https://globalshippersalliance.org/wp-content/uploads/2018/03/2017_AAEI_e-Commerce-Benchmark-Report.pdf (дата обращения: 10.03.2020)
18. Global e-commerce 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emarketer.com/content/global-ecommerce-2019 (дата обращения 28.04.2020)
19. IPG. RESEARCH. ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ E-COMMERCE. [Электронный ресурс]. URL: https://rgud.ru/documents/2020-IPG.Research_E-commerce.pdf (дата обращения: 01.02.2020)
20. OECD (2016), OECD Recommendation of the Council on Consumer Protection in E-Commerce, OECD Publishing, Paris. [Режим доступа]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264255258-en. (дата обращения 2020)
21. OECD (2017), OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris. [Режим доступа]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en. (дата обращения 10.04.2020)
22. OECD (2018), Tax Challenges Arising from Digitalisation – Interim Report 2018: Inclusive Framework on BEPS, OECD Publishing, Paris. [Режим доступа]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264293083-en. (10.02.2020)
23. OECD (2019), Unpacking E-Commerce: Business Models, Trends and Policies, OECD Publishing, Paris
24. OECD Digital Economy Outlook 2017. [Режим доступа]. URL: (https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oecd-digital-economy-outlook-2017_9789264276284-en (дата обращения 01.01.2020)
25. OECD/Eurostat (2018), Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, Eurostat, Luxembourg/OECD Publishing, Paris. [Режим доступа]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264304604-en (дата обращения 12.05.2020)

Страница обновлена: 02.07.2020 в 14:43:18