Современные бизнес-модели электронной коммерции
Костин К.Б.1, Субоч А.Н.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 25 | Цитирований: 26
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Цитировать:
Костин К.Б., Субоч А.Н. Современные бизнес-модели электронной коммерции // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1623-1642. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110593.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44082136
Цитирований: 26 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены возможности и эффект от применения технологии Индустрии 4.0 «Интернет вещей» при создании инновационных механизмов формирования бизнес-модели для развития электронной коммерции ТНК. В этой связи проанализирована бизнес-модель «онлайн-платформа электронной коммерции». Показано, что онлайн-платформа подразумевает внедрение цифровых технологий в деятельность ТНК с целью оптимизации формирования глобальной цепочки создания стоимости и цепочки поставок для увеличения эффективности их работы. На примере компании Alibaba Group определен положительный эффект от использования технологии «Интернета вещей», а также определены основные проблемы компании в текущих рыночных условиях. Предложены способы их решения, которые будут способствовать процессам глобализации электронной коммерции.
Результаты данного исследования будут полезны любым компаниям ведущим различные сферы деятельности и подразумевающие коммуникацию с потребителями.
Ключевые слова: «Интернет вещей», бизнес-модели электронной коммерции, электронная коммерция, Индустрия 4.0, цифровизация
JEL-классификация: M21, O33, L86, L81
мВведение
В связи с развитием беспроводной связи, устройств и датчиков, технологии «Интернета вещей» (IoT) и другие технологии Индустрии 4.0 набирают популярность в логистике, различных отраслях промышленности, электронной коммерции и фармацевтике. В результате все технологии Индустрии 4.0 оказывают значительное влияние на развитие новых информационно-коммуникационных технологий и определяют видение и основополагающие принципы функционирования «умного предприятия». Посредством «Интернета вещей» киберфизические системы контролируют физические процессы, создавая своеобразную виртуальную копию реального мира, и принимают децентрализованные решения, взаимодействуют друг с другом и людьми в реальном времени.
Интернет и цифровые технологии позволяют фирмам любых размеров создавать инновационные бизнес-модели и выходить на новые рынки, расширяя свои масштабы. Инновационные бизнес-модели оптимизируют глобальные цепочки создания стоимости (GVC) и цепочки поставок, играя ключевую роль в стимулировании тенденций развития электронной коммерции.
Использование передовых технологий Индустрии 4.0, таких как «Интернет вещей», анализ больших данных и автономная робототехника, превращает модель управления цепочками поставок из линейной, в которой инструкции передаются от поставщика к производителю, дистрибьютору, потребителю и обратно, к более интегрированной модели, в которой информация поступает во все звенья цепочки поставок. Информационные технологии, человеческие ресурсы и аналитика данных играют ключевую роль в стратегии самостоятельного управления компанией на внутреннем и внешнем рынках, включая инструменты безопасности, бизнес-процессы и профессионализм сотрудников. Поскольку цифровизация становится все более распространенной, ее влияние на развитие электронной коммерции растет. Автоматизация значительно улучшила способность учета затрат, которые определяют себестоимость продукции, наценку для клиента и прибыльность продукта.
С использованием технологий «Интернета вещей» возможно создать приложение либо онлайн-платформу, в составе которой присутствует решение омниканального маркетингового анализа данных, отслеживающее спрос на товар с помощью понимания потребностей клиентов и в итоге помогает проводить релевантные рекламные акции и принимать стратегии, направленные на наращивание клиентской базы.
Цель исследования – анализ эффективности современных бизнес-моделей электронной коммерции с применением технологий Индустрии 4.0.
Научная гипотеза исследования состоит в следующем: применение технологий Индустрии 4.0 способствует развитию современного маркетинга, анализу данных и обеспечивает безопасность транзакций между потребителями на онлайн-платформах, что является драйвером создания инновационных бизнес-моделей, которые, в свою очередь, обеспечивают эффективное развитие международного бизнеса и международной электронной коммерции. Современные тенденции развития международного бизнеса требуют постоянного внимания к адаптации релевантных бизнес-моделей, отвечающих интересам потребителей, с учетом появившихся инновационных технологий, способствующих развитию бизнес-процессов.
Идея авторов исследования – выявить экономический эффект от внедрения релевантных бизнес-моделей на основе технологий «Интернета вещей». Установить степень влияния указанных бизнес-моделей на развитие международной электронной коммерции в целом.
Сфера электронной коммерции находится в центре внимания политиков с середины 1990-х годов. В 1998 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и правительство Канады совместно организовали министерскую конференцию по электронной торговле в Оттаве для обсуждения стратегии развития глобальной электронной коммерции. На конференции было признано, что электронная коммерция является новым способом проведения коммерческих транзакций и может стать глобальным драйвером роста и экономического развития. Бизнес будет играть ключевую роль в разработке и внедрении решений, необходимых для развития электронной коммерции.
Рабочая программа Всемирной торговой организации (ВТО) по электронной торговле определяет электронную торговлю как «производство, распространение, маркетинг, продажу или доставку товаров и услуг электронными средствами». В контексте торговли услугами ВТО определяет электронную коммерцию как:
1) предоставление услуг доступа в интернет;
2) электронная доставка услуг;
3) использование интернета в качестве канала для услуг распределения, с помощью которого товары и услуги приобретаются через интернет, но затем доставляются потребителям в неэлектронной форме [12].
Из них только 3) подпадает под сегодняшнее определение ОЭСР, однако 1) и 2) будут учитываться только в той мере, в которой эти услуги были оказаны через компьютерную сеть.
По мере ускорения цифровой трансформации ландшафт электронной коммерции становится все более динамичным. Новые бизнес-модели изменили отношения между покупателем и продавцом и расширили границы возможностей покупки и продажи в интернете. Все больше фирм покупают и продают онлайн по всему миру, и абсолютная стоимость рынка электронной коммерции неуклонно растет.
Снятие неопределенности в законодательстве и создание благоприятной бизнес-среды поможет небольшим фирмам осуществлять торговлю на международном рынке электронной коммерции. Однако аналитики выделяют четыре конкретные области, в которых государственная политика считалась потенциально ограничивающей электронную торговлю нематериальным характером, как представлено на рисунке 1 [21].
Рисунок 1. Области электронной коммерции, ограничивающиеся государственной политикой
Источник: составлено авторами [23].
Каждая составляющая ограничивается политикой стран и может изменить конечную стоимость продукта из-за сборов, штрафов или транзитных комиссий. В электронной коммерции крайне важно, чтобы эти затраты постоянно фиксировались и накапливались с помощью приложения калькуляции, которое отслеживает точки транзакции в международной логистике. Автоматизация значительно улучшила способность отслеживать и анализировать затраты, которые определяют глобальную цепочку создания стоимости и прибыльность продукта.
Компания Google создала маркетинговую платформу Google Tag Manager (GTM), которая имеет возможности визуализации транспортировки, необходимые для обеспечения оптимизированной электронной торговли при помощи «Интернета вещей». Надежные системы отслеживания заказов и логистики в режиме реального времени необходимы клиентам и службам поддержки клиентов для контроля доставки товара до конечного местоположения, как представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Визуальная схема отслеживания цепочки поставок
Источник: составлено авторами [17].
На рисунке 2 визуально отображена типичная транзакция электронной коммерции с точки зрения GTM в облаке «Интернета вещей». Когда продукты выбираются для покупки на онлайн-платформе электронной коммерции, система GTM определяет классификацию производства для будущих комбинаций. В точке продажи автоматически производятся и представляются фактические расчеты стоимости товара, включая логистику, налоги и пошлины. Затем определяются требования к таможенной документации и проводится проверка на предмет санкций. Оповещения об отправке и информация для отслеживания заказа отправляются всем участникам сделки.
Колоссальный успех продаж электронной коммерции является катализатором серьезных изменений в том, как глобальный бизнес производит, продает и продвигает продукты для повышения потребительского спроса. Для обеспечения успешной работы ТНК необходимы автоматизированные технологические изменения, обеспечивающие необходимые функции для электронной торговли [17]. Технологические изменения и инновации в бизнес-моделях постоянно меняют ландшафт электронной коммерции.
Чтобы отслеживать тенденции развития компании электронной коммерции, целесообразным представляется обратить внимание на следующее:
- Участие фирм относится к проценту фирм, занимающихся электронной коммерцией.
- Оборот отражает процент от общего оборота, который фирмы электронной коммерции вносят на рынок.
- Непосредственно мировой рынок электронной коммерции в динамике.
Существует несколько способов определить размер бизнеса электронной коммерции. Cамый универсальный способ сравнения – это показатель GMV (Gross merchandise value). GMV – это сумма общей стоимости всех товаров, проданных в интернет-магазине или на рынке (табл. 1).
Таблица 1
Крупнейшие компании электронной коммерции в мире по Gross merchandise value (GMV) на начало 2019 года
|
Компания
|
Категория
|
GMV в млн долл.
|
Доля компании в общем
объеме ЭТ
|
1
|
Alibaba
|
(B2B, C2C)
|
853
|
44,1%
|
2
|
Amazon
|
(B2C, C2C)
|
335
|
17,3%
|
3
|
JD.com
|
(C2C,
B2C)
|
310
|
16%
|
4
|
eBay
|
(C2C, C2B)
|
99
|
5,11%
|
5
|
Walmart
|
(B2C, C2C)
|
29
|
1,49%
|
Далее рассмотрим мировой рынок электронной коммерции, который в 2019 году вырос на 17,9% и составил $3,46 трлн. Китай и Соединенные Штаты являются мировыми лидерами рынка электронной коммерции, как представлено в таблице 2.
Таблица 2
Мировой рынок электронной торговли
|
Страны
|
2018
млн долл. |
2019
млн долл. |
Рост в %
|
1
|
Китай
|
1 520,10
|
1 934,78
|
27,3
|
2
|
США
|
514,84
|
586,92
|
14,0
|
3
|
Великобритания
|
127,98
|
141,93
|
10,9
|
4
|
Япония
|
110,96
|
115,40
|
4,0
|
5
|
Северная Корея
|
87,60
|
103,48
|
18,1
|
6
|
Германия
|
75,93
|
81,85
|
7,8
|
7
|
Франция
|
62,27
|
69,43
|
11,5
|
8
|
Канада
|
41,12
|
49,80
|
21,1
|
9
|
Индия
|
34,91
|
46,05
|
31,9
|
10
|
Россия
|
22,68
|
26,92
|
18,7
|
В 2019 году крупнейшим мировым рынком электронной коммерции стал Китай с объемом продаж электронной торговли в 1,935 триллиона долларов, что более чем в три раза превышает показатели США, занимающих второе место с 586,92 миллиардами долларов [18].
Доля электронной коммерции в общем торговом обороте может быть большой, если: 1) на рынке имеется большое количество компаний, занимающихся электронной коммерций; 2) на небольшое количество фирм, занимающихся электронной торговлей, приходится большая доля от общего рынка. На рисунке 3 представлена динамика мирового рынка электронной торговли в общем торговом обороте.
Рисунок 3. Динамика мирового рынка электронной коммерции в общем торговом обороте
Источник: [19].
По данным «Яндекс.Маркета», рынок электронной коммерции в Российской Федерации оценивается в 1 трлн рублей, его доля в общем товарообороте России составляет 4–5% [11].
Тенденции развития электронной коммерции, в том числе с помощью инновационных бизнес-моделей, играют ключевую роль в стимулировании инноваций в электронной коммерции. Интернет и цифровые технологии позволяют фирмам всех размеров выходить на новые рынки и расширять их охват, позволяя им расти, масштабироваться и извлекать выгоду из распространения знаний, поскольку им становится проще участвовать в глобальных цепочках создания стоимости.
Электронная коммерция облегчает трансграничную торговлю, повышает удобство для потребителей и позволяет фирмам выходить на новые рынки. Прогрессирование на рынке электронной коммерции требует постоянного совершенствования в диверсификации товаров и услуг компании на основе инновационных технологий, так как непрерывный прогресс и способность к адаптации – одни из причин конкурентной эффективности и сложности электронного бизнеса.
В данной статье рассмотрим механизмы формирования бизнес-модели электронной коммерции – онлайн-платформа, с применением технологий «Индустрии 4.0». Онлайн-платформы часто требуют разработки соответствующих механизмов для коммуникации покупателя и продавца, которые повышают доверие среди неизвестных участников электронной коммерции и создают мотивацию местным компаниям выходить на международный рынок электронной торговли.
Бизнес-модель – «все основные бизнес-процессы, ... а также основные продукты, которые фирма продает в настоящее время или в будущем для достижения своих стратегических целей и задач» [9] (Osterwalder, Pigneur, 2010). Разновидность этого определения включает «обоснование того, как организация создает, доставляет и получает ценность» [25]. В общем смысле бизнес-модель – это объектив создания стоимости.
Бизнес-модель является важной концепцией, помогающей структурировать и переводить стратегию компании на операционный уровень, а значит, и повышать вероятность реализации стратегических целей компании.
Рассматривая роль инноваций в создании бизнес-моделей для реализации стратегии, при анализе компаний можно воспользоваться графиком, представленным на рисунке 4. Представив график в осях сетевой координации и интеллектуальной собственности обработки данных для инновационных бизнес-моделей, можно определить стратегическую позицию любой компании и оценить ее сильные и слабые стороны, модели и продукты.
Рисунок 4. Стратегическое позиционирование компаний
Источник: составлено авторами [1] (Tszen Min, 2019).
Крупнейшие и самые перспективные компании концентрируются в верхней правой части, а более традиционные фирмы находятся внизу слева. В начале координат располагаются традиционные компании, которые в своей деятельности не опираются на сложную координацию или оптимизацию на основе данных. По мере продвижения вверх и вправо появляется все больше революционных компаний, которые преобразуют одну отрасль за другой. Глобальные технологические компании агрессивно продвигаются по диагонали, создавая конкурентоспособность в сетевой координации и интеллектуальной обработке данных [1] (Tszen Min, 2019).
Новые и появляющиеся цифровые технологии Индустрии 4.0 в бизнес-моделях расширяют границы электронной коммерции двумя важными эффективными способами, как показано ниже на рисунке 5.
Рисунок 5. Эффект от цифровых технологий в бизнес-моделях ЭК
Источник: составлено авторами [23].
Например, инновации онлайн-платежей раскрывают потенциал электронной коммерции продвижением безопасных онлайн-транзакций между неизвестными сторонами. Такие инновации делают электронную коммерцию более удобной и облегчают торговлю в режиме онлайн. Аналогичным образом инновации, позволяющие новым компаниям участвовать в электронной торговле, могут способствовать глобальному расширению торговли в интернете.
«Индустрия 4.0», или четвертая промышленная революция, – это интеграция звеньев промышленной производственной цепи с применением «новейших информационных и коммуникационных технологий». Это можно определить как набор технологий и концепций для формирования глобальной цепочки создания стоимости, объединяющей киберфизические системы, «Интернет вещей» и «Интернет сервисов». Каждая из «промышленных революций» обычно характеризуется набором типовых технологий. Технологии, которые характеризуют Индустрию 4.0, представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Технологии Индустрии 4.0
Источник: составлено авторами [1] [23].
На текущий момент «Интернет вещей» набирает популярность в логистике, различных отраслях промышленности, розничной торговле и фармацевтике, сельском хозяйстве. Роль данных «Интернета вещей» как центрального компонента в современном цифровом мире вращается вокруг способа сбора и анализа данных, скорости сбора информации, обратной связи, повторного использования.
Для достижения эффекта от применения технологии «Интернета вещей» предприятие должно не просто собирать данные с имеющихся устройств, но и производить последующий анализ для обеспечения их интеграции с системами и процессами, что позволит производить поиск и внедрение новых методов создания стоимости.
Датчики и механизмы, встроенные в объекты или устройства, связаны через проводные и беспроводные сети и используют тот же интернет-протокол (IP). Эти сети производят огромные объемы данных, которые передаются на компьютеры через виртуальное облако (cloud) для анализа, автоматически взаимодействуя между собой и одновременно управляемые платформой «Интернета вещей». Так, происходит контроль производственных процессов, что повышает эффективность.
Бизнес-модели электронной коммерции с применением технологий Индустрии 4.0 способствуют развитию мировой торговли, создавая удобства для потребителей, и позволяют компаниям выходить на новые международные рынки. Развитие рынка электронной коммерции требует постоянного совершенствования в диверсификации товаров и услуг компании на основе инновационных технологий, так как непрерывный прогресс и способность к адаптации – одни из предпосылок к повышению конкурентоспособности электронного бизнеса. На рисунке 7 представлены новейшие цифровые бизнес-модели электронной коммерции.
Рисунок 7. Новейшие цифровые бизнес-модели электронной коммерции Источник: составлено авторами [23].
1. Онлайн-платформы действуют как самостоятельная площадка розничной торговли, так и провайдер цифровых торговых площадок, которые объединяют потребителей в интернете и создают многосторонний рынок.
Будучи многосторонними рынками, онлайн-платформы более выгодны по обе стороны рынка, и экономический эффект проистекает от масштаба электронной торговли благодаря созданным механизмам коммуникации между потребителями, как представлено на рисунке 8.
Рисунок 8. Механизмы коммуникации потребителей онлайн-платформы Источник: составлено авторами [2, 3, 13] (Zakharov, Trofimov, Frolov, Kudaybergenova, 2019; Kostin, 2017).
Многие компании активно внедряют инновации в бизнес-модели электронной коммерции и используют целый ряд цифровых технологий Индустрии 4.0, включая искусственный интеллект, блокчейн, «Интернет вещей» и автономные устройства доставки, такие как дроны, роботы. На базе этих технологий разработанные механизмы для создания бизнес-модели – новые платежные механизмы (мобильные деньги и цифровые кошельки), механизмы безопасности и доверия (цифровая идентификация, минимальные стандарты качества, страховка, системы анализа и поддержания репутации: смарт-контракты и т.д.), механизмы взаимодействия на международном рынке (механизмы доверия, маркетинг и реклама, логистика, упаковка и хранение, обслуживание клиентов на иностранных языках, таможенное оформление) являются драйверами роста электронной коммерции в мировой торговле.
2. Бизнес-модель облачных вычислений (подписка на интернет-ресурсы) характеризуется автоматическим регулярным предоставлением цифровых товаров и услуг либо комбинации цифровых и материальных продуктов (программные сервисы), а также платежей.
Облачные вычисления относятся к модели обслуживания, которая предоставляет клиентам доступ к ряду вычислительных ресурсов в любое удобное время, например программные приложения, объем хранилища, сетевые и вычислительные мощности в онлайн, как показано на рисунке 9 [22].
Рисунок 9. Пирамида бизнес-моделей облачных вычислений
Источник: составлено авторами [2] (Zakharov, Trofimov, Frolov, Kudaybergenova, 2019).
«Инфраструктура как услуга» (IaaS – Infrastructure as a Service) – относится к предоставлению услуг как инфраструктуры вычислительной мощности аппаратного обеспечения (поставка приложений в виде вычислительных услуг, хранения базы данных и сетевых возможностей).
«Платформа как услуга» (PaaS – Platform as a Service) – метод облачных вычислений, с помощью которых платформа работает в сети Интернет. Эта модель обслуживания позволяет взимать с клиентов плату только за долю ресурсов, которые они используют.
«Программное обеспечение как услуга» (Software as a Service) – модель, которая включает в себя поставку и управление программным приложением онлайн, используя централизованный хостинг. Доступ к выбранному программному приложению предоставляется по определенной подписке для физических и юридических лиц.
Платформа «Интернета вещей» использует потоки данных через датчики, программное обеспечение и сетевые соединения, связанные с устройствами, для осуществления постоянных покупок материальных товаров. Расширение этой тенденции подразумевает использование подключенных устройств с использованием комбинаций искусственного интеллекта и облачных вычислений, которые автоматически определяют, когда заканчиваются ресурсы, и, соответственно, заказывают необходимые расходные материалы, цифровые данные либо продлевают срок подписки [21].
3. Использование онлайн-офлайн бизнес-модели в значительной степени обусловлено ростом мобильной коммерции и распространением высокоскоростной интернет-связи во многих частях мира. Покупка товаров и услуг при помощи мобильного приложения является основным механизмом для онлайн-офлайн бизнес-модели, как представлено на рисунке 10.
Рисунок 10. Онлайн-офлайн бизнес-модели
Источник: составлено авторами [5] (Salikhova, 2019).
- Автономные покупки потребительских товаров, таких как одежда, дает возможность покупать одновременно несколько товаров одинакового размера, формы или цвета с намерением примерить их и вернуть те, которые не подходят [8].
Уникальная особенность автономных магазинов заключается в том, что они представляют собой только демонстрационные залы для примерки и осмотра ассортимента, однако совершать покупки можно только предварительно онлайн [7].
- Механизмы онлайн-заказов в обычных магазинах работают через мобильное приложение. Потребители выбирают товары, которые они хотят купить, оплата осуществляется автоматически через цифровой кошелек, связанный с клиентской учетной записью.
В данном случае используется технология гео-ограждения, со встроенными датчиками, компьютерным зрением, инфракрасным обнаружением и глубоким обучением для автоматического определения, когда и какие продукты покупатели берут с полок магазина.
- Распространенной формой электронной коммерции является простая прямая доставка клиенту на дом.
Клиенты в определенном радиусе могут заказывать товары онлайн, а сотрудники магазина выбирают их вручную и доставляют на дом в течение 30 минут. Технологии блокчейна в мобильном приложении позволяют покупателям определять происхождение скоропортящихся товаров [10].
Целью данной бизнес-модели является повышение эффективности покупок за счет частичной автоматизации процесса оплаты. В значительной степени «Интернет вещей» и подключенные устройства используются в качестве механизмов цифрового маркетинга для увеличения продаж в физических магазинах [23].
Бизнес-модель электронной коммерции, основанная на технологиях Индустрии 4.0, является важной концепцией, помогающей структурировать и переводить стратегию компании на операционный уровень, а значит, и повышать вероятность реализации стратегических целей компании. В основных принципах электронной торговли ОЭСР отмечается, что фирмы должны раскрывать потребителям «общие условия, условия и методы оплаты, включая ... периодические платежи, такие как автоматические повторные покупки и продление подписки, и способы отказа от таких соглашений» [20].
Модель создания стоимости, основанная на технологиях Индустрии 4.0, создает основу цифровой экономики, которая позволяет потребителям, продавцам, розничным вендорам, другим предприятиям, сторонним поставщикам услуг и стратегическим партнерам взаимодействовать друг с другом. Компания Alibaba получает большую часть дохода от электронной торговли, на которую приходилось 85%, 86% и 86% от общего дохода в 2017, 2018 и 2019 финансовых годах соответственно, как представлено в таблице 3.
Таблица 3
Основные источники формирования дохода за указанные периоды
В миллионах местной валюты или долларах США на конец года, 31 марта
| |||||||
|
2017
|
2018
|
2019
| ||||
RMB
|
% от выручки
|
RMB
|
% от выручки
|
RMB
|
US$
|
% от выручки
| |
Основная
коммерция
| |||||||
Розничная торговля в Китае
|
114,109
|
72%
|
176,559
|
71%
|
247,615
|
36,896
|
66%
|
Оптовая торговля в Китае
|
5,679
|
4%
|
7,164
|
3%
|
9,988
|
1,488
|
3%
|
Международная розничная торговля
|
7,336
|
5%
|
14,216
|
6%
|
19,558
|
2,914
|
5%
|
Международная оптовая торговля
|
6,001
|
4%
|
6,625
|
2%
|
8,167
|
1,217
|
2%
|
Логистические услуги
|
-
|
-
|
6,759
|
3%
|
14,885
|
2,218
|
4%
|
Местные потребительские услуги
|
-
|
-
|
-
|
-
|
18,058
|
2,691
|
5%
|
Прочие
|
0,755
|
0%
|
22,697
|
1%
|
5,129
|
0,764
|
1%
|
Итого основная коммерция
|
133,880
|
85%
|
214,020
|
86%
|
323,400
|
48,188
|
86%
|
Облачные вычисления
|
6,663
|
4%
|
13,390
|
5%
|
24,702
|
3,681
|
7%
|
Цифровые медиа и развлечения
|
14,733
|
9%
|
19,564
|
8%
|
24,077
|
3,588
|
6%
|
Инновационные инициативы и прочее
|
2,997
|
2%
|
3,292
|
1%
|
4,665
|
0,695
|
1%
|
Итого
|
158,273
|
100%
|
250,266
|
100%
|
376,844
|
56,152
|
100%
|
Общая выручка увеличилась на 58% с 158273 млн юаней в 2017 финансовом году до 250266 млн юаней в 2018 финансовом году, а также увеличилась на 51% до 376844 млн юаней (56152 млн долларов США) в 2019 финансовом году.
Чистый доход увеличился на 49% с 41226 млн юаней в 2017 финансовом году до 61412 млн юаней в 2018 финансовом году, а затем увеличился на 31% до 80234 млн юаней (11955 млн долларов США) в 2019 финансовом году.
На рисунке 11 представлена динамика доходов Alibaba Group за 2015–2019 годы в миллионах долларов в сравнении с крупнейшим американским конкурентом – компанией Amazon.
Рисунок 11. Динамика доходов Alibaba Group за 2015–2019 в млн долл. США
Источник: составлено авторами [14, 15].
Компания Alibaba приобрела популярность и высокую лояльность к бренду на китайском рынке, и объем от общей выручки от розничной торговли в Китае составил 66% за 2019 г., однако рост на международном уровне все еще является проблемой для бренда, что составило 5% за 2019 г. Помимо попыток диверсификации, бренду необходимо сосредоточиться на снижении своей зависимости от китайского рынка, чтобы добиться более быстрого и динамичного роста в долгосрочной перспективе. Для этого важно инвестировать в маркетинг, а также в исследования и инновации, чтобы добиться более быстрого роста и занять более твердую позицию на международном рынке электронной коммерции и технологий «Интернета вещей», которые, по мнению авторов, являются неоспоримым конкурентным преимуществом и залогом успешного роста.
Заключение
Технологии «Интернета вещей», большие данные и аналитические возможности стали неотъемлемой частью развития розничной торговли на современном этапе. Благодаря техническому прогрессу в экосистеме, ориентированной на потребителя, участники рынка могут взаимодействовать с клиентами с помощью более разнообразных и эффективных средств. Кроме того, предприятия в экосистеме также могут оптимизировать свою деятельность и управление, распределять и эффективно использовать ресурсы на основе потребительского спроса и быстро и точно удовлетворять искомый спрос за счет предложения оптимальных товаров и услуг.
Будущее развитие розничных технологий станет еще более целенаправленным после значительных инвестиций, а также стратегии «проб и ошибок». На ранних этапах появятся более интегрированные решения, и будет ускорено расширение возможностей цифровых технологий для розничной торговли. Будучи драйверами непрерывных инноваций и трансформации розничной индустрии, предприятия должны рассматривать технологические инновации Индустрии 4.0 непредвзято и активно применять их в своих стратегических преобразованиях.
Помимо попыток диверсификации товаров и услуг компаниям необходимо сосредоточиться на снижении своей зависимости от китайского рынка, чтобы добиться более быстрого и динамичного роста в долгосрочной перспективе. Для этого важно инвестировать в маркетинг, а также в исследования и инновации, чтобы добиться более быстрого роста и занять более твердую позицию на международном рынке электронной коммерции.
Научная гипотеза нашла свое подтверждение. Выявлены современные бизнес-модели электронной коммерции с применением технологий Индустрии 4.0, способствующих развитию современного маркетинга, анализа данных и безопасных отношений между потребителями на онлайн-платформах. Технологии Индустрии 4.0 являются драйвером создания инновационных бизнес-моделей, которые дают возможность развитию международного бизнеса и международной электронной коммерции.
[1] На рисунке показано количество ссылок на различные технологии из обзора 10 исследований / отчетов по Industry 4.0, опубликованных в 2015 году.
Эти отчеты предоставлены ОЭСР, Всемирным экономическим форумом, ЮНИДО, McKinsey and Company, Boston Consulting Group, Deloitte, PWC, Accenture, EY и Germany Trade and Investment.
Источники:
2. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Кудайбергенова Н.С. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1341-1356. doi: 10.18334/vinec.9.4.41283
3. Костин К. Б. «Роль цифровых технологий в продвижении товаров и услуг на глобальных рынках»// Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. — № 17. – С. 2451-2460.
4. Костин К.Б. Организация электронной торговли и продвижения для повышения эффективности ревеню-менеджмента: учебное пособие/К.Б. Костин//–СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2017. – 71 с.
5. Салихова Р.Р. Области внедрения элементов электронной торговли традиционными розничными торговыми сетями // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 185-192. – doi: 10.18334/epp.9.4.41376.
6. Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса: учебное пособие / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, М.А. Блюм, Т.М. Уляхин, А.В. Гуськов. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. – 8-9 с.
7. Hodson, N., C. Perrigo and D. Hardman (2017), «PwC Retail Trends 2017», Strategy& PwC, [Режим доступа]. URL: https://www.strategyand.pwc.com/trend/2017-retail-trends (дата обращения 10.04.2020).
8. Orendorff, A. (2019), «The plague of e-commerce return rates and how to maintain profitability», Shopify. [Режим доступа]. URL: https://www.shopify.com/enterprise/ecommerce-returns (дата обращения 10.04.2019).
9. Osterwalder, A. and Y. Pigneur (2010), Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers, John Wiley and Sons; 1st edition.
10. Xiaohan, T. (2017), «Alibaba’s Hema supermarkets present the model for the future of retail», ASEAN Today. [Режим доступа]. URL: https://www.aseantoday.com/2017/12/alibabas-hema-supermarkets-present-the-model-for-the-future-of-retail (дата обращения 19.04.2020).
11. В Минпромторге спрогнозировали рост электронной торговли. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/10/17/v-minpromtorge-sprognozirovali-rost-elektronnoj-torgovli.html (10.03.2020)
12. ВТО [Режим доступа]. URL: https://www.un.org/ru/sections/general/documents/ (дата обращения 19.02.2020)
13. На что делают ставку 7 крупнейших e-commerce компаний в мире. [Электронный ресурс]. URL: https://retail-life.ru/7-krupnejshih-e-commerce-kompanij-v-mire/ (дата обращения: 07.03.2020)
14. ALIBABA GROUP HOLDING LTD Filed This 20-F On 06/05/2019. [Электронный ресурс]. URL: https://otp.investis.com/clients/us/alibaba/SEC/sec-outline.aspx?FilingId=13476929&Cik=0001577552&PaperOnly=0&HasOriginal=1 (дата обращения 20.06.2020)
15. Amazon Financial Statements 2005-2020 | AMZN. [Электронный ресурс]. URL: https://www.macrotrends.net/stocks/charts/AMZN/amazon/financial-statements (дата обращения 20.06.2020)
16. Annual and Transition Report Alibaba Group. [Режим доступа]. URL: https://otp.investis.com/clients/us/alibaba/SEC/sec-show.aspx?FilingId=13476929&Cik=0001577552&Type=PDF&hasPdf=1 (дата обращения 12.03.2020)
17. e-Commerce Impacts Global Trade. [Электронный ресурс]. URL: https://globalshippersalliance.org/wp-content/uploads/2018/03/2017_AAEI_e-Commerce-Benchmark-Report.pdf (дата обращения: 10.03.2020)
18. Global e-commerce 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emarketer.com/content/global-ecommerce-2019 (дата обращения 28.04.2020)
19. IPG. RESEARCH. ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ E-COMMERCE. [Электронный ресурс]. URL: https://rgud.ru/documents/2020-IPG.Research_E-commerce.pdf (дата обращения: 01.02.2020)
20. OECD (2016), OECD Recommendation of the Council on Consumer Protection in E-Commerce, OECD Publishing, Paris. [Режим доступа]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264255258-en. (дата обращения 2020)
21. OECD (2017), OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris. [Режим доступа]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en. (дата обращения 10.04.2020)
22. OECD (2018), Tax Challenges Arising from Digitalisation – Interim Report 2018: Inclusive Framework on BEPS, OECD Publishing, Paris. [Режим доступа]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264293083-en. (10.02.2020)
23. OECD (2019), Unpacking E-Commerce: Business Models, Trends and Policies, OECD Publishing, Paris
24. OECD Digital Economy Outlook 2017. [Режим доступа]. URL: (https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oecd-digital-economy-outlook-2017_9789264276284-en (дата обращения 01.01.2020)
25. OECD/Eurostat (2018), Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, Eurostat, Luxembourg/OECD Publishing, Paris. [Режим доступа]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264304604-en (дата обращения 12.05.2020)
Страница обновлена: 11.08.2024 в 17:47:00