Внедрение международных систем качества на российском рынке товаров и услуг
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (8), Август 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Для обеспечения устойчивого положения на рынке фирме-производителю необходимо выводить на суд потребителя конкурентоспособные товары или услуги. При этом, как известно, конкурентоспособность определяется через соотношение цена/качество, то есть побеждает тот, кто может предложить покупателю более качественный товар по более низкой цене. Одним из эффективных способов повышения конкурентоспособности товаров или услуг является внедрение в практику российских предприятий международных систем качества.
Ключевые слова: система качества, конкурентоспособность товара
Для обеспечения устойчивого положения на рынке фирме-производителю необходимо выводить на суд потребителя конкурентоспособные товары или услуги. При этом, как известно, конкурентоспособность определяется через соотношение цена/качество, то есть побеждает тот, кто может предложить покупателю более качественный товар по более низкой цене. Одним из эффективных способов повышения конкурентоспособности товаров или услуг является внедрение в практику российских предприятий международных систем качества.
Система качества ‑ это совокупность нескольких факторов: организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для поддержания качества выпускаемой продукции на конкурентоспособном уровне.
Общие принципы построения систем качества закреплены рядом национальных и международных стандартов. Наиболее распространенными являются стандарты ИСО серии 9000, принятые Международной Организацией по Стандартизации в 1987 году и внедренные более, чем в 150 странах мира.
Указанные стандарты базируются на трех базовых моделях управления качеством продукции, каждая из которых используется на соответствующем этапе её жизненного цикла: ИСО 9001, 2 и 3.
Для подтверждения того, что имеющаяся на предприятии система качества соответствует тем или иным мировым (национальным) стандартам, необходима процедура ее сертификации, которая при подтверждении заканчивается выдачей сертификата соответствия на разработанную систему качества. В современной рыночной экономике наличие такого сертификата является одним из серьезных конкурентных преимуществ, дающих фирме ряд дополнительных возможностей по расширению рынков сбыта производимой продукции. Рассмотрим как это работает на практике.
Заключение контрактов
В настоящее время при заключении контрактов заказчик, как правило, требует от поставщика документального подтверждения о наличии у него аттестованной системы качества (и в 90% случаев требуется сертификат на соответствие системы качества международному стандарту ИСО серии 9000). Только в этом случае современный заказчик уверен, что предприятие-производитель сможет обеспечить во времени стабильный выпуск продукции с характеристиками, заданными заказчиком.
Право выхода на международные рынки
Предприятия, поставляющие свою продукцию на международные рынки, должны иметь сертификат соответствия системы качества. В противном случае, их продукция либо не найдет сбыта, либо будет продаваться по заниженной цене. Руководители российских предприятий, поставляющие свою продукцию за рубеж, отмечают тот факт, что иностранные коллеги перед тем, как заключить договор интересуются о наличии на предприятии такого сертификата. В случае его отсутствия зарубежные партнеры либо вообще отказываются от сделки, либо соглашаются её заключить на условиях, когда российская продукция будет поставляться на 30-50% дешевле её рыночной цены.
Возможность страхования риска наступления ответственности за причинение ущерба покупателю при поставке ему некачественной продукции (для предприятий, работающих на международных рынках).
Европейский закон ответственности за качество выпускаемого продукта предусматривает однозначное возмещение ущерба, причиненного потребителю низким качеством продукта. За этим законом стоят жесткие юридические акты, а страховые агентства в этой ситуации все чаще требуют от предприятий-изготовителей наличия сертифицированной системы качества. Сегодня это распространяется и на российские предприятия, поставляющие свою продукцию за рубеж. По закону ответственности за качество продукта она ложится на того, чей товарный знак имеет данный продукт и на того, кто распространяет его на рынке.
Возможность получения заказов, выставляемых на тендерах и конкурсах. Одним из основных условий получения таких заказов является наличие сертификата соответствия на систему качества предприятия.
Возможность получение государственного заказа. В РФ государственными заказчиками могут выступать различные внебюджетные фонды, а также государственные ведомства, которые финансируются из российского бюджета (Министерство обороны, МЧС, МВД и т.д.).
Для остроты ощущений данной проблемы приведем один из примеров, когда отсутствие сертификата соответствия системы качества требованиям МС ИСО серии 9000 на одном из оборонных предприятий, производящих сборку компьютеров по технологии и из комплектующих известной европейской фирмы, стоило ему потери заказа на сборку 4000 компьютеров.
Для того, чтобы такого не произошло, каждой российской фирме необходимо срочно решать вопрос внедрения у себя системы качества МС ИСО 9000. Мало того, для обеспечения своего конкурентного преимущества всем предприятиям-производителям необходимо в обязательном порядке и на внешнем и на внутреннем рынке широко рекламировать имеющуюся у них сертифицированную систему качества, т.е.. следует активно создавать имидж своей фирмы как надежного и добротного партнера.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:22