Модель реализации бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров в условиях цифровой прослеживаемости

Валиев Ф.Н.1,2
1 Ассоциация содействия участникам ВЭД
2 Российская таможенная академия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Валиев Ф.Н. Модель реализации бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров в условиях цифровой прослеживаемости // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 10. – С. 5849-5866. – doi: 10.18334/epp.14.10.121792.

Аннотация:
В статье на основе экспертной оценки в виде SWOT-матрицы рассмотрены проблемы, угрозы, сильные стороны и возможности реализации действующих бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров, что позволило определить потенциал и направления формирования механизма их совершенствования с использованием методов моделирования. Результаты структурно-функционального моделирования реализации бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров в условиях цифровой прослеживаемости представлены в статье. На основе системного, риск- и процессно-ориентированных подходов автором разработана модель в отношении рисковых и безрисковых товарных партий. По результатам исследования определены основные преимущества внедрения представленной модели бизнес-процессов в деятельность таможенных органов. В предложениях по совершенствованию бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров в виде разработанной модели учтена необходимость устранения проблем и минимизации угроз, а также использования сильных сторон и возможностей развития действующих бизнес-процессов с использованием инструментов цифровой прослеживаемости

Ключевые слова: цифровая прослеживаемость, SWOT-матрица, бизнес-процесс, сквозной таможенный контроль, риск, таможенная услуга

JEL-классификация: O31, O32, O 33



Введение

Построение качественных бизнес-процессов является одним из главных залогов эффективности деятельности организации, в том числе Федеральной таможенной службы России (ФТС России) и входящей в ее структуру системы таможенных органов Российской Федерации. В деятельности таможенных органов можно выделить множество бизнес-процессов, однако основные бизнес-процессы связаны с проведением таможенного контроля и совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Реализация любых бизнес-процессов предполагает достижение определенного конечного результата – полезного продукта или услуги. От того, насколько эффективно они выстроены и автоматизированы с точки зрения распределения функций и минимизации трудозатрат, используются современные, в том числе цифровые, технологии, зависит и то, что получится на выходе. Результатом реализации бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров является таможенная услуга выпуска товаров. С одной стороны, участник ВЭД заинтересован в ускоренном получении таможенной услуги в целях выполнения запланированных мероприятий по использованию товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с другой стороны, таможенный орган заинтересован в соблюдении участником ВЭД законодательства, обеспечение которого требует использование широкого спектра мер и форм таможенного контроля. В этой связи не всегда располагаемые инструменты регулирования и контроля позволяют реализовать сквозные бизнес-процессы с большой скоростью, учитывая, что совершение таможенных операций в отношении товаров сопровождается таможенными рисками. Безусловно, на сегодняшнем этапе развития таможенного администрирования в контексте стратегических направлений таможенной службы [1] технологии контроля, а также система управления рисками (СУР) активно совершенствуются и позволяют повысить эффективность таможенного контроля, например, как увеличить собираемость таможенных платежей, так и сократить время совершения таможенных операций. Однако с учетом геополитического и экономического давления недружественных стран на экономику Российской Федерации, а также необходимости развития внешней торговли в условиях переориентации рынков, ускорения совершения таможенных операций и содействия участникам ВЭД возникает необходимость реализации механизма совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров, основанного на внедрении инструментов цифровой прослеживаемости, что является актуальным на сегодняшнем этапе развития таможенной службы.

Применение цифровых технологий таких, как цифровая прослеживаемость, в целях совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля направлено на повышение качества предоставляемых таможенных услуг. Рассмотрению проблемы повышения качества таможенных услуг, а также вопросов внедрения цифровых технологий, в том числе цифровой прослеживаемости, в сферу таможенных услуг посвящены работы Г.И. Немировой [2; 3], Ю.Е. Гупановой [4], М.В. Бойковой, В.Е. Новикова [5] В.В. Макрусева, Е.О. Любкиной [6; 7], Р.П. Мешечкиной [8; 9], Ю.О. Чечулина [10], А.А. Насибуллина [11], А.О. Бондаренко [12; 13] и др. Совершенствованию процесса сквозного таможенного контроля посвящены работы А.С. Абрамова [14], А.О. Бондаренко [15; 16].

Однако в вышеуказанных исследованиях не рассматриваются вопросы совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля посредством применения моделей, включающих использование цифровой прослеживаемости как инструмента мониторинга бизнес-процессов в целях повышения эффективности таможенного контроля. В этой связи в качестве предмета исследования в данной статье выступают бизнес-процессы сквозного таможенного контроля ввозимых товаров в условиях цифровой прослеживаемости.

Цель исследования заключается в представлении с учетом системного, риск- и процессно-ориентированных подходов разработанной структурно-функциональной модели бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров, реализация которых активно сопровождается применением инструментов цифровой прослеживаемости и цифровых технологий контроля.

1. SWOT-матрица реализации действующих бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров

Совершенствование бизнес-процессов основывается на определении сильных и слабых сторон, а также возможностей модернизации и угроз их реализации. В целях построения оптимальной структурно-функциональной модели бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров автором с учетом мнений экспертов в области таможенного регулирования и ВЭД разработана и представлена SWOT-матрица (таблица 1.).

Таблица 1

SWOT-матрица действующих бизнес-процессов сквозного таможенного контроля

ввозимых товаров в условиях цифровой прослеживаемости [1]

Внутренняя среда
S – Сильные стороны
W – Слабые стороны
1. Увеличение доли бизнес-процессов (таможенных операций), совершаемых в электронной форме без участия лиц.
2. Интеграция механизма таможенного контроля товаров, подлежащих обязательной маркировке, с национальной системой прослеживаемости товаров.
3. Большой охват ведомств, с которыми налажено информационное электронное взаимодействие.
4. Внедрение современных технологий информационного взаимодействия, в том числе удаленного выпуска.
5. Повышение кибербезопасности и отказоустойчивости информационной системы таможенных органов.
6. Сокращение сроков совершения таможенных операций за счет становления системы центров электронного декларирования и внедрения современных технологий контроля.
1. Отсутствует единая точка поступления информации от участника ВЭД.
2. Сложная конструкция бизнес-процессов – множество операционных модулей, реализуемых преимущественно на этапе текущего контроля.
3. Отсутствует возможность фиксации бизнес-процессов в виде цифровых записей.
4. Отсутствует единая ведомственная цифровая платформа и, соответственно, интеграция в ней бизнес-процессов.
5. Отсутствуют цифровые инструменты, позволяющие гибко формировать и выстраивать бизнес-процессы.
6. Недостаточная направленность бизнес-процессов на конечный результат в виде таможенной услуги с учетом возможности повышения ее качества.
Внешняя среда
O – Возможности
T – Угрозы
1. Полномасштабная автоматизация, цифровизация и бесшовная реализация бизнес-процессов.
2. Внедрение глобальной системы прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза в целях повышения безопасности экономического пространства.
3. Внедрение системы прослеживаемости бизнес-процессов при информационном взаимодействии на основе технологии «блокчейн».
4. Повышение качества и скорости информационного взаимодействия на межгосударственном и межведомственном уровнях, а также с участниками ВЭД.
5. Внедрение «интеллектуальной» СУР, технологий таможенного мониторинга, цифровых двойников и иных инструментов, позволяющих сместить акценты таможенного контроля на этап после выпуска товаров и повысить эффективность выбора объектов контроля.
6. Внедрение «интеллектуальных» пунктов пропуска в целях повышения их пропускной способности.
1. Усиление политического давления в условиях экономических санкций недружественных стран.
2. Усиление международной и внутриотраслевой конкуренции.
3. Увеличение доли нелегальной продукции и теневого сектора экономики.
4. Разная степень технологического развития таможенного администрирования и контроля в странах ЕАЭС.
5. Разная степень цифровой трансформации органов власти.
6. Изощренность кибератак и методов обеспечения несанкционированного внешнего доступа к таможенной информации.
7. Сложность привлечения высококвалифицированных IT-специалистов в связи с низкой экономической мотивацией.
По результатам экспертно-аналитического моделирования, основанного на опросе и анализе мнений экспертов из числа должностных лиц таможенных органов и специалистов в сфере ВЭД, представлена радиальная диаграмма, отражающая воздействие (по шкале от 0 до 10) каждого фактора на реализацию бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров (рис. 1).

Рис. 1. Оценка воздействия факторов на реализацию бизнес-процессов сквозного таможенного контроля и качество предоставления

таможенной услуги выпуска товаров [2]

Представленные результаты отражают необходимость совершенствования действующих бизнес-процессов посредством развития сильных сторон и использования возможностей в целях минимизации слабых сторон и ликвидации угроз, что по мнению автора, возможно за счет внедрения инструментов цифровой прослеживаемости.

2. Модель реализации бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых безрисковых товаров

На основе системного, риск- процессно-ориентированных подходов, а также с учетом определения сильных и слабых сторон, возможностей модернизации и угроз реализации автором предложена структурно-функциональная модель бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых безрисковых товаров в условиях цифровой прослеживаемости (рис. 2).

Рис. 2. Модель бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых безрисковых товаров

в условиях цифровой прослеживаемости [3]

В рамках процесса сквозного таможенного контроля ввозимых безрисковых товаров в условиях цифровой прослеживаемости предлагается выделить 7 основных блоков – бизнес-процессов:

1. Бизнес-процессы в рамках этапа предварительного контроля:

Бизнес-процесс № 1 «Подача электронной предварительной декларации на товары (ЭПДТ)». Началом выполнения данного бизнес-процесса является подача декларантом ЭПДТ, которая поступает в интеллектуальную систему единой ведомственной цифровой платформы (ИС ЕВЦП) до прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ЭПДТ содержит полную информацию, необходимую для проведения таможенного контроля на всех этапах таможенного контроля. В таком случае реализуется возможность подачи одного документа через одну входную точку по принципу «одного окна» без последующего представления электронных документов, таких как предварительная информация (ПИ) и электронная транзитная декларация (ЭТД). После подачи ЭПДТ и ее поступления в ИС ЕВЦП, она проходит форматно-логический контроль, автоматическую проверку правильности заполнения на наличие либо отсутствие оснований в регистрации, при наличии которых не принимается системой и направляется декларанту для устранения ошибок и при отсутствии которых принимается системой и автоматически регистрируется. После автоматической регистрации ЭПДТ проверяется на срабатывание автоматических профилей риска. В рамках данного подпроцесса производится также сопоставительный анализ, основанный в том числе на алгоритмах семантической проверки, информации, которая запрашивается через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) у федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) для обеспечения соблюдения запретов и ограничений и Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) для обеспечения соблюдения маркировки товаров. В рамках предложенной модели в отношении товаров риски не выявлены.

Бизнес-процесс № 2 «Предварительное информирование». Началом выполнения данного бизнес-процесса является автоматическое формирование на основе ЭПДТ ПИ, которая отражается в информационной системе «интеллектуального» пункта пропуска (ИПП).

Бизнес-процесс № 3 «Корректировка ЭПДТ». Данный бизнес-процесс реализуется в том случае, если декларанту не известны на момент подачи ЭПДТ сведения, обязательные для проведения текущего документального контроля в центре электронного декларирования (ЦЭД). Началом выполнения данного бизнес-процесса является подача декларантом корректировки декларации на товары (КДТ), которая поступает в ИС ЕВЦП до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, проходит форматно-логический контроль, автоматическую проверку сведений, принимается и регистрируется системой. После приема и регистрации КДТ изменения автоматически вносятся в ЭПДТ. Далее обновленная информация проверяется повторно на наличие автоматических профилей риска. В рамках предлагаемой модели в отношении товаров риски не выявлены. Сведения автоматически также обновляются в ПИ в рамках бизнес-процесса № 2.

2. Бизнес-процессы в рамках этапа текущего контроля:

Бизнес-процесс № 4 «Прибытие товаров и прохождение государственного контроля в ИПП». Началом выполнения данного бизнес-процесса является прибытие товаров на территорию ИПП. На подъезде к ИПП у транспортного средства автоматически считываются регистрационные номера и сопоставляются с ПИ. Транспортное средство проезжает на территорию пункта пропуска. Далее производится автоматический радиационный, весогабаритный контроль и автоматический осмотр с применением поточного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) и производится автоматизированная проверка представленных товаросопроводительных документов, на которых при отсутствии рисков проставляются разрешительные штампы. Далее документы сканируются и подгружаются в ИС ЕВЦП и автоматически подгружаются к ЭПДТ.

Бизнес-процесс № 5 «Выпуск товаров». Началом выполнения данного бизнес-процесса является прохождение государственного контроля в ИПП, по результатам которого проставляются разрешительные штампы и в информационную систему поступают сканированные копии товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа. Далее производится автоматическая проверка условий выпуска и отсутствия оснований для отказа в выпуске товаров, после – автоматическое списание таможенных платежей, автоматическая проверка на наличие рисков и автоматический выпуск товаров.

Бизнес-процесс № 6 «Помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления». ИПП через ИС ЕВЦП получает решение об автоматическом выпуске товаров, товары помещаются под таможенную процедуру выпуска товаров, транспортное средство с товарной партией убывает из зоны таможенного контроля.

3. Бизнес-процессы в рамках этапа таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ):

Бизнес-процесс № 7 «ТКПВТ». В рамках данного бизнес-процесса службой ТКПВТ проводится таможенный контроль, включающий в себя аналитическую работу с применением таких инструментов цифровой прослеживаемости, как блокчейн, цифровой двойник, анализ больших данных, искусственный интеллект, реализуемых с применением «интеллектуальной» СУР для анализа таможенных рисков и управления ими с учетом реализуемой участником ВЭД деятельности и реализации бизнес-процессов на всех этапах сквозного таможенного контроля.

Предложенная модель реализации бизнес-процессов повышает скорость совершения таможенных операций за счет применения инструментов цифровой прослеживаемости и может применяться при условии предварительного электронного декларирования только в отношении бездисковых товаров, декларируемых участниками ВЭД среднего или низкого уровня риска.

3. Модель реализации бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых рисковых товаров

В рамках процесса сквозного таможенного контроля ввозимых рисковых товаров предлагается выделить 11 основных блоков – бизнес-процессов (рис. 3).

Рис. 3. Модель бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых рисковых товаров

в условиях цифровой прослеживаемости [4]

1. Бизнес-процессы в рамках этапа предварительного контроля:

Бизнес-процесс № 1 «Подача ЭПДТ». Началом выполнения данного бизнес-процесса является подача декларантом ЭПДТ, которая поступает в ИС ЕВЦП до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС. После подачи ЭПДТ и ее поступления в ИС ЕВЦП, она проходит форматно-логический контроль, автоматическую проверку правильности заполнения на наличие либо отсутствие оснований в регистрации, при наличии которых не принимается системой и направляется декларанту для устранения ошибок и при отсутствии которых принимается системой и автоматически регистрируется. После автоматической регистрации ЭПДТ проверяется на срабатывание автоматических профилей риска. В рамках данного подпроцесса производится также сопоставительный анализ, основанный в том числе на алгоритмах семантической проверки, информации, которая запрашивается через СМЭВ у ФОИВ для обеспечения соблюдения запретов и ограничений и ЦРПТ для обеспечения соблюдения маркировки товаров. В рамках предлагаемой модели в отношении товаров риски выявлены.

Бизнес-процесс № 2 «Предварительное информирование». Началом выполнения данного бизнес-процесса является автоматическое формирование на основе ЭПДТ ПИ, которая отражается в информационной системе ИПП.

Бизнес-процесс № 3 «Корректировка ЭПДТ». Началом выполнения данного бизнес-процесса является подача декларантом КДТ, которая подается и поступает в ИС ЕВЦП до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС и проходит форматно-логический контроль, автоматическую проверку сведений, принимается и регистрируется системой. После приема и регистрации КДТ изменения автоматически вносятся в ЭПДТ. Далее обновленная информация проверяется повторно на наличие автоматических профилей риска. В рамках предлагаемой модели в отношении товаров риски выявлены. Сведения автоматически также обновляются в ПИ в рамках бизнес-процесса № 2.

2. Бизнес-процессы в рамках этапа текущего контроля:

Бизнес-процесс № 4 «Прибытие товаров и прохождение государственного контроля в ИПП». Началом выполнения данного бизнес-процесса является прибытие товаров на территорию ИПП. На подъезде к ИПП у транспортного средства автоматически считываются регистрационные номера и сопоставляются с ПИ. Транспортное средство проезжает на территорию пункта пропуска. Далее производится автоматический радиационный, весогабаритный контроль и автоматический осмотр с применением поточного ИДК и производится автоматизированная проверка представленных товаросопроводительных документов, на которых при отсутствии рисков или при наличии рисков по результатам государственного контроля при условии их минимизации и принятия решения о ввозе товаров, проставляются разрешительные штампы. Далее документы сканируются и подгружаются в ИС ЕВЦП и автоматически подгружаются к ЭПДТ.

Бизнес-процесс № 5 «Таможенный транзит». Поскольку в отношении товаров изначально были выявлены риски в рамках бизнес-процесса № 1 «Подача ЭПДТ» товары подлежат перемещению под таможенным транзитом во внутренний таможенный пост фактического контроля (ТПФК) для проведения таможенного контроля. На основе ЭПДТ автоматически формируется и регистрируется ЭТД, далее открывается процедура таможенного транзита – активируется цифровая навигационная пломба. Транспортное средство с товарами покидает территорию ИПП и под таможенным транзитом следует в место доставки – на ТПФК. Перед въездом к месту доставки в зону таможенного контроля ТПФК производится автоматическое распознание регистрационных номеров транспортного средства – регистрируется сообщение о доставке товаров, считываются данные с цифровой навигационной пломбы, и производится автоматическая проверка на наличие рисков. При срабатывании соответствующих профилей риски минимизируются с применением форм или мер таможенного контроля, и при их отсутствии или минимизации процедура таможенного транзита завершается.

Бизнес-процесс № 6 «Временное хранение». В рамках данного бизнес-процесса должностные лица таможенного поста регистрируют документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, после чего товары размещаются на СВХ.

Бизнес-процесс № 7 «Документальный проверка ЭДТ». Реализация данного бизнес-процесса начинается после автоматической диспетчеризации ЭПДТ в ЦЭД, срабатывающей при выявлении рисков в отношении товаров. Также в ЦЭД отражается поступление КДТ и автоматическое обновление сведений на этапе предварительного контроля. Непосредственно начало документальной проверки ЭПДТ в ЦЭД производится с момента подачи декларантом уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля и дополнительной КДТ, например, для указания сведений о транзитной декларации. Далее на ТПФК направляется запрос на сверку ЭПДТ с товаросопроводительными документами, после которого ожидается ответ в виде сформированного отчета о сверке. Получив такой отчет, инспектор приступает к работе с документами, запрошенными из электронного архива документов декларанта, в ходе которой производится содержательная проверка ЭПДТ по всем возможным направлениям контроля. В случае если по результатам документальной проверки выявляются риски, например, несоответствие контрольных идентификационных знаков при сверке с государственной информационной системой «Маркировка» ЦРПТ, мерой по минимизации которых выступает таможенный досмотр (осмотр), на ТПФК направляется поручение на его проведение. По результатам фактического контроля при получении соответствующего акта с ТПФК в ЦЭД минимизируются риски.

Бизнес-процесс № 8 «Фактический контроль». Реализация данного бизнес-процесса пересекается с реализацией бизнес-процесса № 7 «Документальная проверка ЭПДТ» и связана с выполнением запроса на сверку ЭПДТ с товаросопроводительными документами, а именно формированием и направлением ТПФК в ЦЭД отчета о сверке, а также выполнением поручения на проведение фактического контроля, результаты которого в виде акта направляются в ЦЭД для минимизации рисков. Взаимодействие ЦЭД и ТПФК осуществляется на основе технологии удаленного выпуска через ИС ЕВЦП.

Бизнес-процесс № 9 «Выпуск товаров». После минимизации рисков в ЦЭД проверяются все условия выпуска товаров и основания для отказа в выпуске товаров, при отсутствии которых списываются таможенные и иные платежи, подлежащие уплате, проставляются соответствующие отметки и принимается решение о выпуске товаров.

Бизнес-процесс № 10 «Помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления». ТПФК через ИС ЕВЦП от ЦЭД получает решение о выпуске товаров, товары помещаются под таможенную процедуру выпуска товаров, и транспортное средство с товарами убывает из зоны таможенного контроля.

3. Бизнес-процессы в рамках этапа контроля после выпуска товаров:

Бизнес-процесс № 7 «ТКПВТ». В рамках данного бизнес-процесса службой ТКПВТ проводится таможенный контроль, включающий в себя аналитическую работу с применением таких инструментов цифровой прослеживаемости, как блокчейн, цифровой двойник, анализ больших данных, искусственный интеллект, реализуемых с применением «интеллектуальной» СУР для анализа таможенных рисков и управления ими с учетом реализуемой участником ВЭД деятельности и реализации бизнес-процессов на всех этапах сквозного таможенного контроля.

Итак, в рамках предложенной структурно-функциональной модели в отношении рисковых и безрисковых товаров выполнение каждого бизнес-процесс сквозного таможенного контроля сопровождается использованием инструментов их цифровой прослеживаемости:

1. Интернет вещей используется во всех бизнес-процессах, которые предполагают проведение фактического контроля и совершение операций с транспортным средством и товарами с помощью систем радиационного, весогабаритного контроля, ИДК, навигационных пломб. Данные средства таможенного контроля передают информацию о товарах или о действиях, совершаемых с ними (например, от навигационной пломбы при перемещении под транзитом) передается в ИС ЕВЦП. К бизнес-процессам, сопровождаемым с использованием инструмента «интернет вещей», относятся те, которые реализуются в ИПП и на ТПФК.

2. Блокчейн применяется для фиксации факта совершения и отражения информации по всем бизнес-процессам и позволяет выстроить последовательную цепочку записей для последующего анализа как на этапе текущего контроля, так и контроля после выпуска товаров представленной в таком формате информации.

3. Цифровой двойник может применяться не только как цифровой аналог физических объектов, например, ИПП, ТПФК или ЦЭД, но и как цифровая копия реализации последовательной цепочки бизнес-процессов сквозного таможенного контроля определенных категорий товаров и в отношении конкретных участников ВЭД для целей моделирования таких бизнес-процессов и, соответственно, дальнейшего их совершенствования.

4. Анализ больших данных и искусственный интеллект позволяют посредством механизмов машинного обучения анализировать большой массив информации по всем бизнес-процессам и предлагать различные управленческие решения, направленные как на минимизацию рисков, так и на совершенствование бизнес-процессов.

Выводы

Таким образом, представленная модель реализации бизнес-процессов сквозного таможенного контроля, разработанная на основе системного, риск- и процессно-ориентированных подходов, учитывает необходимость устранения проблем и минимизации угроз, а также использования сильных сторон и возможностей развития действующих бизнес-процессов с использованием цифровых инструментов, а именно интернет вещей, блокчейн, цифровой двойник, анализ больших данных, которые в совокупности позволяют обеспечить цифровую прослеживаемость бизнес-процессов в целях принятия рациональных управленческих решений, как при проведении таможенного контроля, так и при реализации мероприятий, связанных с дальнейшим совершенствованием бизнес-процессов.

Основные преимущества от внедрения предложений по совершенствованию бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров в виде предложенной модели:

– реализована единая точка поступления информации с использованием ЭПДТ;

– реализована возможность фиксации бизнес-процессов в виде цифровых записей с использованием технологии блокчейн и, соответственно, их прослеживаемости благодаря построению в виде цепочки блокчейна;

– взаимодействие всех сторон и интеграция бизнес-процессов через ИС ЕВЦП, что обеспечивает максимальную целостность и взаимосвязанность бизнес-процессов;

– бизнес-процессы являются гибко формируемыми и реализуются с учетом алгоритмов сквозного контроля, дифференцированных в отношении рисковых и безрисковых товаров;

– реализация бизнес-процессов в предложенном формате направлена на повышение, в конечном счете, качества таможенной услуги выпуска товаров за счет повышения эффективности таможенного контроля при использовании возможностей цифровой прослеживаемости в системе таможенного администрирования.

[1] Составлено автором.

[2] Составлено автором по результатам экспертно-аналитического моделирования.

[3] Составлено автором.

[4] Составлено автором.


Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 01.08.2024).
2. Немирова Г.И., Виниченко А.А. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации. / монография. - Москва: Российская таможенная академия, 2017. – 130 c.
3. Немирова Г.И. Валиев Ф.Н., Зазаева Ю.К. Роль прослеживаемости товаров в системе администрирования таможенных платежей // Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. – 2022. – № 4(22). – c. 59–65.
4. Гупанова Ю.Е. Оценка роли таможенных услуг в развитии экономики таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. – 2024. – № 2(67). – c. 62–72.
5. Бойкова М.В., Макрусев В.В., Новиков В.Е. Сфера государственных таможенных услуг как сервисная экономико-управленческая система: концептуальные идеи и проблемы исследования // Экономический анализ: теория и практика. – 2024. – № 2(545). – c. 263–283.
6. Макрусев В.В., Любкина Е.О. Аналитическая платформа таможенного администрирования: состояние и перспективы развития // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2021. – № 3(54). – c. 51–78.
7. Любкина Е.О., Макрусев В.В. Искусственный интеллект в системе таможенного администрирования: теоретико-методологические положения и модели // Экономика. – 2023. – № 2. – c. 257–275.
8. Мешечкина Р.П., Яковлев В.И. Внедрение системы прослеживаемости товаров и ее совершенствование на основе цифровых инструментов // Проблемы экономики. – 2023. – № 5. – c. 188–195.
9. Мешечкина Р.П., Ворона А.А. Цифровизация таможенных процессов как основа совершенствования деятельности федеральной таможенной службы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2021. – № 1(86). – c. 26–36.
10. Чечулин Ю.О. Концептуальная модель механизма повышения качества таможенных услуг в условиях Евразийского экономического союза // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, (Москва, 11–12 апреля 2019 года). Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2019. – c. 289–308.
11. Насибуллин А.А. Механизм управления качеством таможенных услуг на основе развития системы управления рисками // Экономический анализ: теория и практика. – 2022. – № 3(522). – c. 553–572.
12. Бондаренко А.О., Макрусев В.В. Структура таможенных органов в условиях стратегических изменений. / монография. - Москва: РИО Российской таможенной академии, 2023. – 236 c.
13. Бондаренко А.О., Мищенко О.А. Актуальные направления цифровой трансформации деятельности таможенных органов // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы IX Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 14–18 ноября 2022 года). Ростов-на-Дону: Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия». Ростов-на-Дону, 2022. – c. 193–203.
14. Абрамов А.С. Структурно-функциональная схема сквозного процесса таможенного контроля как механизм повышения качества таможенной услуги // Вестник Российской таможенной академии. – 2018. – № 1. – c. 132–139.
15. Бондаренко А.О. Модель сквозного таможенного контроля в условиях цифровой и сервисной адаптации // Вестник Российской таможенной академии. – 2022. – № 1(58). – c. 144–155.
16. Бондаренко А.О., Мищенко О.А. Повышение качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при сквозном таможенном контроле на основе технологии блокчейн // Вестник Российской таможенной академии. – 2022. – № 4(61). – c. 53–63.

Страница обновлена: 21.11.2024 в 20:44:44