Механизм управления качеством таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости

Валиев Ф.Н.1,2, Немирова Г.И.2
1 Ассоциация содействия участникам ВЭД
2 Российская таможенная академия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрен механизм управления качеством таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости. По результатам исследования выявлены особенности реализации действующего механизма, которые позволили авторам закрепить их в базовой модели. На основе системного подхода определены два ключевых элемента. Качественные характеристики в совокупности определяют результат, на достижение которого направлена реализация исследуемого механизма. С учетом установленных ключевых элементов при использовании экономических методов сформирована модель, определяющая обязательное условие функционирования механизма управления качеством таможенных услуг. Проанализирована практика внедрения и развития цифровой (физической) прослеживаемости товаров и работы мобильных групп по выявлению немаркированных товаров за период с 2020 г. по 2023 г. На основе анализа внедрения прослеживаемости товаров и базовой модели усовершенствован механизм управления качеством таможенных услуг, учитывающий возможности цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров.

Ключевые слова: таможенная услуга, качество таможенной услуги, механизм управления качеством таможенных услуг, бизнес-процесс, сквозной таможенный контроль, цифровая прослеживаемость, система управления рисками, блокчейн

JEL-классификация: O31, O32, O 33



Введение

Совершенствование сферы таможенных услуг зависит во многом от внедрения Федеральной таможенной службой России (ФТС России) цифровых технологий в бизнес-процессы, реализуемые при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций. В этом направлении проделана большая работа: помимо таких технологий, как удаленный выпуск, технологии автоматического принятия решений в целях перехода к «интеллектуальной» таможенной службе, в бизнес-процессы активно стали внедряться технологии большого анализа данных, цифровых двойников, блокчейн, цифровой прослеживаемости, которые интегрируются в новых сервисах и позволяют повысить уровень качества предоставляемых таможенных услуг. Однако геополитическое и экономическое давление недружественных стран на экономику Российской Федерации формирует необходимость совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров, достижение которой возможно за счет полномасштабного внедрения цифровых технологий. Степень интеграции цифровых инструментов в бизнес-процессы сквозного таможенного контроля позволяет повысить эффективность механизма управления качеством таможенных услуг.

Рассмотрению вопросов внедрения цифровых технологий в сферу таможенных услуг и решению проблем повышения их качества посвящены работы Г.И. Немировой [1; 2], С.В. Новикова [3], Ю.Е. Гупановой [4; 5], Ю.О. Чечулина [6], А.А. Насибуллина [7], Р.П. Мешечкиной [8; 9], М.В. Бойковой, В.В. Макрусева, В.Е. Новикова [10], А.О. Бондаренко [11] и др.

Работы вышеуказанных исследователей посвящены анализу развития сферы таможенных услуг как экономической системы, формированию механизмов управления качеством, в том числе с применением цифровых технологий таможенного контроля. Однако в исследованиях недостаточно уделено внимания развитию механизма управления качеством таможенных услуг в контексте необходимости внедрения инструментов цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров. Научно-практическая проблема заключается в том, что в действующем механизме управления качеством таможенных услуг при реализации бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров не отражено использование инструментов цифровой прослеживаемости в целях мониторинга состояния таких бизнес-процессов и качества предоставляемых таможенных услуг. Решение обозначенной проблемы является актуальным, поскольку сам факт ее существования ограничивает возможности методического обеспечения для научного обоснования предложений по повышению качества таможенных услуг посредством совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров с использованием инструментов цифровой прослеживаемости.

Цель научной статьи заключается в совершенствовании механизма управления качеством таможенных услуг в условиях применения инструментов цифровой прослеживаемости.

Системный подход к формированию механизма управления качеством таможенных услуг

В целях разработки научно-обоснованных решений проблемы функционирования действующего механизма управления качеством таможенных услуг считаем целесообразным применить системный подход. На рисунке 1 действующий механизм управления качеством таможенных услуг представлен авторами в виде базовой модели, основанной на системном подходе к его формированию.

Рисунок 1. Механизм управления качеством таможенных услуг

(базовая модель) [1]

В базовой модели субъект управления, воздействуя на объект, формирует как новое состояние процесса предоставления услуги, так и новое ее качество. В зависимости от того, насколько используемые субъектом управления инструментальные и методические средства способны выполнить цель механизма, зависит как состояние объекта управления, так и функционирование самого механизма. С использованием экономических методов сформирована модель, позволившая определить следующие обязательные условия функционирования исследуемого механизма:

1. Оптимальность функционирования механизма определяется в случае, если состояние процесса предоставления услуги и качество услуги равны требуемым показателям такого состояния и качества или выше них (формула 1). Переход от равенства показателей к большим фактическим значениям определяет повышение эффективности механизма, ориентированного на выполнение цели, связанной с формированием необходимого состояния процесса предоставления услуги, при котором ее качество повышается (формула 1).

2. Нецелесообразность функционирования механизма определяется в случае несоответствия состояния процесса и качества услуги требуемым показателям такого состояния и качества (формула 2).

(1)

(2)

где f (C,Q) – функция реализации механизма управления качеством таможенных услуг, находящаяся в зависимости от состояния процесса и качества услуги;

C– (англ. condition) состояние процесса предоставления таможенной услуги;

Q – (англ. quality) качество таможенной услуги;

CR –требуемое состояние процесса предоставления таможенной услуги;

QR – требуемый уровень качества таможенной услуги.

Обязательное условие реализации механизма управления качеством таможенных услуг определено равенством фактических значений состояния процесса и качества услуги требуемым показателям или превышением таких значений от заданного уровня.

Таким образом, системный подход к формированию механизма управления качеством таможенных услуг позволил на основе экономических методов определить его особенности в виде диапазона оптимальности его функционирования, а также выделить два ключевых элемента: процесс предоставления таможенной услуги и непосредственно таможенная услуга. Эти качественные характеристики в совокупности определяют результат, на достижение которого направлена реализация исследуемого механизма. Преимуществом модели, разработанной на основе системного подхода и экономических методов, является определение диапазона зависимости функционирования механизма управления качеством таможенных услуг от выполнения требований к состоянию процесса предоставления таможенной услуги и уровню ее качества, а также достижения цели и задач, возложенных на субъект управления.

Развитие управления качеством таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров

Результаты анализа действующего механизма управления качеством таможенных услуг в виде базовой модели позволили перейти к разработке научно-обоснованных решений по совершенствованию механизма управления качеством таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров.

Так, в повышении качества предоставляемых товаров и услуг одну из ключевых ролей играет эффективное взаимодействие сторон, участвующих в цепочке взаимоотношений, связанных со сферой предоставления услуг. В целях формирования механизма управления качеством таможенных услуг, эффективность которого будет повышаться за счет применения инструментов цифровой прослеживаемости в контексте совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров, важным является анализ практики внедрения физической прослеживаемости товаров, позволяющей взаимодействующим сторонам получать взаимную выгоду в ходе движения товара от производителя к потребителю. Полномасштабное активное внедрение системы маркировки товаров, основанной на цифровой (физической) прослеживаемости, началось с 2020 г. Ее развитие продолжается в настоящее время: с каждым годом увеличивается количество категорий товаров и товарных позиций, в отношении которых вводится обязательная маркировка товаров. В этой связи на рисунке 2 представлен анализ реализации цифровой (физической) прослеживаемости товаров с момента ее внедрения по настоящее время.

Рисунок 2. Результаты внедрения цифровой (физической) прослеживаемости и обеспечения мобильными группами соблюдения законодательства об обязательной маркировке [2]

Анализ реализации цифровой (физической) прослеживаемости показал, что с начала ее полномасштабного внедрения в 2023 г. (по итогам календарного года) количество категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке, увеличилось по сравнению с аналогичными показателями 2021–2022 гг. на 7 единиц (или в 1,7 раза), по сравнению с аналогичным показателем 2020 г. на 11 единиц (или в 2,8 раза). В 2020 г было сформировано 6 категорий товаров: лекарственные препараты для медицинского применения, обувные товары, табачная продукция, шины, фототовары, духи и туалетная вода. В 2021 г. добавилось 4 категории товаров: предметы одежды из натурального меха, отдельные товары легкой промышленности, упакованная вода, отдельные виды молочной продукции. В 2023 г. – 7 категорий товаров: пиво и слабоалкогольные напитки на его основе, кресла-коляски, БАДы, парфюмерно-косметическая продукция, медицинские изделия, безалкогольные напитки, икра осетровых и лососевых.

С ростом числа категорий товаров, в том числе товарных позиций, подпадающих под физическую прослеживаемость, увеличилось количество выявленных нарушений законодательства об обязательной маркировке товаров, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. О данном факте свидетельствуют результаты работы мобильных групп, осуществляющих свою деятельность на базе подразделений по контролю за ввозом и оборотом товаров служб таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов Российской Федерации, за 2020–2023 гг.

Так, в 2023 г. в рамках физической прослеживаемости товаров без нанесенной обязательной маркировки было выявлено 1,3 тыс. тонн продукции, что больше аналогичного показателя 2020 г. на 1,053 тыс. тонн (или в 5,3 раза) и на 0,75 тыс. тонн больше показателя 2022 г. (или в 2,4 раза).Данные за 2021 г. в таможенной статистике отсутствуют.

Таким образом, внедрение и дальнейшее развитие в период с 2020 г. по 2023 г. цифровой (физической) прослеживаемости товаров позволили охватить большое количество товаров, что дало, с одной стороны, «возможность бизнесу отследить каждую товарную единицу, повысить прозрачность взаимодействия с контрагентами, оптимизировать бизнес-процессы и сократить транзакционные издержки» [12], с другой стороны, возможность государству увеличить собираемость доходов, в том числе за счет выявления правонарушений в ходе борьбы с незаконным ввозом и оборотом товаров.

В целях повышения качества таможенных услуг на основе базовой модели и результатов анализа реализации физической прослеживаемости товаров предложен усовершенствованный механизм управления качеством таможенных услуг в контексте внедрения инструментов цифровой прослеживаемости реализуемых бизнес-процессов (рис. 3).

Реализация механизма начинается с предъявления требований к построению бизнес-процессов и качеству таможенных услуг. Такие требования формируются под воздействием внешней и внутренней среды в условиях цифровой прослеживаемости и являются индикатором состояния бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров и уровня качества предоставляемых услуг, который является ориентиром в достижении цели и формировании задач механизма.

Достижение цели исследуемого механизма возможно при постановке задач, связанных с выработкой подходов к пониманию цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров, определением сервисов (таможенных услуг), формируемых в ходе реализации бизнес-процессов, выстраиванием и совершенствованием бизнес-процессов с ориентацией на технологические возможности цифровой прослеживаемости, согласованием и развитием систем цифровой прослеживаемости на всех уровнях администрирования.

Рисунок 3. Механизм управления качеством таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного

контроля ввозимых товаров [3]

Основными участниками механизма – субъектом управления являются все координирующие и контролирующие органы, участвующие в реализации механизма прослеживаемости:

‒ на уровне ЕАЭС: государства-члены ЕАЭС и наднациональные структуры;

‒ на уровне Российской Федерации: федеральные органы исполнительной власти, а также Центр развития перспективных технологий, на базе которого функционирует государственная информационная система «Маркировка»;

‒ на уровне ФТС России: в реализации внутриведомственной (таможенной) системы цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров участвует вся система таможенных органов и подразделений, вовлеченных в реализацию таких бизнес-процессов.

Объектом, на который воздействует субъект управления и в целом направлена реализация механизма, являются бизнес-процессы сквозного таможенного контроля ввозимых товаров и, как следствие, на выходе –таможенные услуги, связанные с выпуском товаров. Полезность конечного результата – таможенной услуги для потребителей в условиях цифровой прослеживаемости заключается в следующем:

‒ для государств-членов ЕАЭС – минимизация объемов нелегального оборота товаров на внутреннем рынке ЕАЭС;

‒ для конкретного государства – минимизация объемов нелегального оборота товаров на национальном рынке, для ФОИВ – повышение эффективности информационного взаимодействия в связи с прослеживаемостью товаров и операций, для таможенных органов – повышение эффективности деятельности в связи с прослеживаемостью товаров и операций, совершаемых в рамках бизнес-процессов сквозного таможенного контроля по предоставлению таможенной услуги выпуска ввозимых товаров;

‒ для участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – ускорение совершения таможенных операций и выпуска товаров, обеспечение прозрачности операций на товарном рынке и повышение качества предоставляемых услуг;

‒ для общества – «возможность реализации общественного контроля и выявления нелегальных товаров» [14] путем использования специального приложения типа «Честный ЗНАК», «с помощью которого можно узнать всю информацию о товаре, а в случае обнаружения подделки – сообщить об этом в ответственные органы исполнительной власти» [12].

Воздействие субъекта на объект управления в рамках исследуемого механизма обеспечивается использованием субъектом методических и инструментальных средств.

Под инструментальными средствами понимаются цифровые технологии, обеспечивающие цифровую прослеживаемость бизнес-процессов и последовательно интегрированные в интеллектуальную систему единой ведомственной цифровой платформы, а именно, интернет вещей, блокчейн, цифровой двойник, анализ больших данных, искусственный интеллект, которые позволяют реализовать интеллектуальный анализ и управление рисками в рамках «интеллектуальной» системы управления рисками (СУР).

В качестве методических средств определены методика повышения качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров, включающая модель бизнес-процессов и последовательное применение инструментальных средств, позволяющих привести состояние объекта управления в соответствие установленной модели.

Воздействуя на объект, субъект управления формирует как усовершенствованное состояние бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров, так и новое качество таможенной услуги в условиях цифровой прослеживаемости. Главная цель такого воздействия заключается в приведении состояния бизнес-процессов и качества таможенной услуги выше требуемого уровня, формируемого условиями внешней и внутренней среды.

Индикация состояния бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров производится за счет анализа основных показателей, отражающих характеристики бизнес-процессов. Индикация качества таможенной услуги производится посредством анализа удовлетворенности всех потребителей.

Результаты оценки состояния бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров и качества предоставляемых услуг, являясь каналами обратной связи в системе «субъект – объект», участвуют в формировании через внутреннюю и внешнюю среду функционирования механизма новых требований к построению бизнес-процессов и необходимому уровню качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости.

Заключение

Преимуществом модели, разработанной на основе системного подхода, является определение диапазона зависимости функционирования механизма управления качеством таможенных услуг от выполнения требований к состоянию процесса предоставления таможенной услуги и уровню ее качества, а также от достижения цели и задач, возложенных на субъект управления. Системный подход к формированию механизма управления качеством таможенных услуг позволил на основе экономических методов определить особенности его функционирования.

Результаты анализа реализации цифровой (физической) прослеживаемости товаров позволили определить важность и необходимость повышения эффективности взаимодействия сторон, участвующих в цепочке движения товаров от производителя (импортера) к потребителю, направленного на совершенствование администрирования доходов федерального бюджета, в том числе за счет выявления правонарушений в ходе борьбы с незаконным ввозом и оборотом товаров.

Усовершенствованный на основе базовой модели и анализа опыта внедрения прослеживаемости товаров механизм управления качеством таможенных услуг является базисом совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров и повышения качества таможенных услуг. В структуру предлагаемого механизма включены методические и инструментальные средства: 1) методика повышения качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров, включающая модель таких бизнес-процессов; 2) научно-методический инструментарий, в основе которого лежит использование цифровых технологий, обеспечивающих цифровую прослеживаемость бизнес-процессов (интернет вещей, блокчейн, цифровой двойник, технология анализа больших данных и др.) и последовательно применяемые для реализации систем поддержки принятия управленческих решений в рамках «интеллектуальной» СУР. Методические и инструментальные средства формируют основу механизма совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров и направлены на повышение качества предоставляемых услуг в условиях цифровой прослеживаемости.

Предложенные научно-обоснованные решения в виде усовершенствованного механизма управления качеством таможенных услуг имеют значимость для теории и практики таможенного дела: позволяют развить теоретические положения в сфере предоставления таможенных услуг; разработать методическое обеспечение для научного обоснования предложений по повышению качества таможенных услуг посредством совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров с использованием инструментов цифровой прослеживаемости, которые применимы в практической деятельности таможенных органов и участников ВЭД.

[1] Составлено авторами.

[2] Составлено авторами на основе данных источника. Данные за 2021 г. в таможенной статистике отсутствуют. [13].

[3] Составлено авторами.


Источники:

1. Немирова Г.И., Виниченко А.А. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации. / Монография. - Москва: Российская таможенная академия, 2017. – 130 c.
2. Немирова Г.И., Валиев Ф.Н., Зазаева Ю.К. Роль прослеживаемости товаров в системе администрирования таможенных платежей // Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. – 2022. – № 4(22). – c. 59-65.
3. Новиков С. Зарубежный опыт использования технологии искусственного интеллекта при осуществлении таможенного контроля товаров и соблюдении запретов и ограничений // Логистика. – 2022. – № 10(191). – c. 16-20. – doi: 10.54959/22197222_2022_10_16.
4. Гупанова Ю.Е. Оценка роли таможенных услуг в развитии экономики таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. – 2024. – № 2(67). – c. 62-72.
5. Гупанова Ю.Е. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: проблемы определения // Актуальные проблемы экономики и права. – 2010. – № 4(16). – c. 205-207.
6. Чечулин Ю.О. Концептуальная модель механизма повышения качества таможенных услуг в условиях Евразийского экономического союза // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2019. – c. 289-308.
7. Насибуллин А.А. Механизм управления качеством таможенных услуг на основе развития системы управления рисками // Экономический анализ: теория и практика. – 2022. – № 3(522). – c. 553-572. – doi: 10.24891/ea.21.3.553.
8. Мешечкина Р.П., Яковлев В.И. Внедрение системы прослеживаемости товаров и ее совершенствование на основе цифровых инструментов // Проблемы экономики и юридической практики. – 2023. – № 5. – c. 188-195.
9. Мешечкина Р.П., Ворона А.А. Цифровизация таможенных процессов как основа совершенствования деятельности федеральной таможенной службы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2021. – № 19860. – c. 26-36. – doi: 10.21295/2223-5639-2021-1-26-36.
10. Бойкова М.В., Макрусев В.В., Новиков В.Е. Сфера государственных таможенных услуг как сервисная экономико-управленческая система: концептуальные идеи и проблемы исследования // Экономический анализ: теория и практика. – 2024. – № 2(545). – c. 263-283. – doi: 10.24891/ea.23.2.263.
11. Бондаренко А.О., Макрусев В.В. Структура таможенных органов в условиях стратегических изменений. / Монография. - Москва: РИО Российской таможенной академии, 2023. – 236 c.
12. Немирова Г.И., Валиев Ф.Н., Воротынцева Т.М., Зыков А.А., Лысенко Е.А., Магомедов И.Р., Новиков С.В. Актуальные вопросы деятельности таможенных органов в условиях цифровой экономики. / Монография. - Москва: РИО Российской таможенной академии, 2020. – 168 c.
13. Таможенная служба Российской Федерации. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 31.08.2024).
14. Валиев Ф.Н. Актуальные проблемы национальной системы прослеживаемости импортных товаров // Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. – 2020. – № 2(12). – c. 15-22.

Страница обновлена: 10.01.2025 в 23:29:49