Место анализа в системе внутреннего контроля расходов на продажу в организациях потребительской кооперации

Елисеев А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Елисеев А.А. Место анализа в системе внутреннего контроля расходов на продажу в организациях потребительской кооперации // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 162-166.

Аннотация:
Потребительская кооперация России является крупной структурой, созданной для удовлетворения потребностей своих пайщиков. Действующие системы бухгалтерского учета, анализа, контроля, планирования и т.д., развивавшиеся в потребкооперации на протяжении долгого периода времени, позволяют ей осуществлять успешную деятельность во многих отраслях. В связи с динамичными изменениями нормативно-правовой базы, условий хозяйствования, мировоззрения людей, возникает необходимость и в постоянном совершенствовании системы внутреннего контроля, внедрении новшеств. Одним из таких направлений может стать использование анализа в процессе внутреннего контроля расходов на продажу.

Ключевые слова: внутренний контроль, потребительская кооперация, контроль расходов



Потребительская кооперация России является крупной структурой, созданной для удовлетворения потребностей своих пайщиков. Действующие системы − бухгалтерского учета, анализа, контроля, планирования и т.д., развивавшиеся в потребкооперации на протяжении долгого периода времени, позволяют ей осуществлять успешную деятельность во многих отраслях. В связи с динамичными изменениями нормативно-правовой базы, условий хозяйствования, мировоззрения людей, возникает необходимость и в постоянном совершенствовании системы внутреннего контроля, внедрении новшеств. Одним из таких направлений может стать использование анализа в процессе внутреннего контроля расходов на продажу.

Информационные потоки в организациях потребительской кооперации сложны и разнообразны: они обеспечивают связь между потребительскими обществами и региональными союзами, Центросоюзом РФ, пайщиками. Одной из форм такой связи является контроль. Внутрихозяйственный контроль осуществляется руководством организации; внутрисистемный − вышестоящими организациями. При этом, по отношению к руководству организаций, и внутрисистемный, и внутренний контроль со стороны пайщиков, будут скорее формами внешнего контроля, однако с нашей точки зрения в условиях сложившейся системы контроля все три рассмотренных вида контроля являются внутренними по отношению к первичному звену - потребительскому обществу. Внутренний (внутрихозяйственный) контроль мы рассматриваем как функцию управления субъектом рыночных отношений (предприятием или организацией), с помощью которой субъект, управляющий данной системой, получает полную и достоверную информацию о правильности и эффективности ее функционирования.

В качестве субъектов контроля могут выступать ревизионные комиссии, контрольно- ревизионные управления и отделы, группы внутреннего контроля и пр. Пайщики осуществляют контроль через ревизионные комиссии, формируемые выборным путем из членов-пайщиков. Эти подразделения в системе Центросоюза РФ предназначены для оперативного управления элементами структуры потребительской кооперации.

Цель деятельности подразделений внутрихозяйственного контроля, в наиболее общем виде, определена Законом РФ 1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», детализируется примерными положениями о ревизионной комиссии, о контрольно-ревизионном отделе, формулируется − в каждом конкретном случае − с учетом особенностей организации, мнения ее пайщиков и требований руководства. Основная функция таких подразделений, как показывает практика, сводится к обеспечению контроля за сохранностью кооперативной собственности, в то время как, по нашему мнению, основными их задачами должны быть контроль правильности ведения учета, выполнения планов, соблюдения смет, бюджетов, расчетно-платежной дисциплины и т.д.

Сегодня в практику деятельности кооперативных организаций внедряются принципиально новые формы контроля, ориентированные на предотвращение нарушений. Одной из них является внутренний аудит, находящейся здесь в стадии становления. Именно поэтому проблемы совершенствования его методов в потребительской кооперации представляются нам весьма актуальными.

Действенным инструментом в работе подразделений внутреннего контроля становится использование элементов анализа – аналитических процедур. Аналитические процедуры представляют собой «анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений» [ 1].

Если аналитическая процедура не выявляет необычных для данной организации колебаний показателей, внутренний аудитор может сделать заключение о том, что вероятность существенных ошибок или неточностей, минимальна.

Вопросы использования аналитических процедур во внешнем и внутреннем контроле рассматривалсь многими специалистами: Ш.И. Алибековым, И.А. Белобжецким, А.И. Бурыкиным, С.М. Бычковой, А.В. Газаряном, Н.Л. Ивановой, Т.И. Кисилевич, Ю.П. Маркиным и А.В. Коровиным, В.В. Скобарой, А.А. Ситновым, В.А. Тимченко, А.У. Хомидовым. Основываясь на структуре инструментария анализа [3], нами были изучены точки зрения отдельных авторов на применение анализа в процессе контроля. Результаты обобщения позволяют утверждать, что наиболее широко используемым методом анализа является метод сравнения.

Процесс применения аналитических процедур можно подразделить на две части:

1) поиск информации;

2) обработка информации.

В Российской Федерации, в целях информационного обеспечения аудита, для внешних аудиторов рекомендованы основные принципы получения «достаточно надлежащих» аудиторских доказательств, которые, с некоторым дополнением и сокращением, можно использовать и в других видах контроля.

В организациях потребительской кооперации обработка информации при проведении процедур внутреннего контроля имеет свои особенности, что обусловленно спецификой их деятельности (многосегментность, диверсификация, использование нетрадиционных форм учета и отчетности).

Основным видом деятельности организаций потребительской кооперации является торговля [2]. В этой связи особое значение для внутреннего контроля приобретает проверка расходов торговых организаций.

Учет расходов по обычным видам деятельности ведется на счете 44 «Расходы на продажу». Организуя проверку расходов на продажу, необходимо, на начальном этапе, разработать план и программу. Поскольку расходы на продажу являются комплексным показателем, они будут объединять ряд участков внутреннего контроля, непосредственно связанных с расходами на продажу.

Современная методика проверки расходов на продажу предполагает проверку участка Б, то есть − уже сложившихся расходов (рис. 1). Его можно назвать своеобразным «котлом» затрат. Процесс формирования расходов на продажу (участка А) проверяется на иных участках контроля. Автор полагает, что проверку расходов на продажу в организациях потребительской кооперации целесообразно начинать с участка А, так как только таким образом можно получить объективное представление о расходах на продажу, правильности формирования на их основе бухгалтерских записей, а так же решить иные задачи внутреннего контроля.

Рис. 1. Информационные потоки формирования расходов в потребительском обществе

Содержание внутреннего контроля на данном участке должно, по нашему мнению, включать проверку правильности учета таких объектов, как: основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с персоналом по оплате труда. Проводить проверку на указанных участках учета необходимо в непосредственной увязке с расходами на продажу.

Таким образом, практическая реализация представленной концепции позволит внутреннему аудитору получить полную и достоверную информацию по расходам на продажу потребительского общества, сформировать объективное мнение о характере этих расходов, которое в дальнейшем может служить целям обеспечения эффективного управления деятельностью кооперативных организаций на перспективу.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
2. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за январь – декабрь 2005 года : (оперативные данные) / Центросоюз Рос. Федерации . – М.: [б. и.] , 2006. – [10], 106 с.
3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов / Г. В. Савицкая. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 424 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:19:13