Социализация факторов экономического роста в современной российской экономике
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Социализация в узком смысле слова - это процесс усвоения конституирующих признаков субъектами социально-экономических отношений, в ходе которого происходит выработка норм и правил жизнедеятельности. В широком смысле слова, социализация означает усиление роли индивида и его социокультурного опыта в жизни общества, активизация социальных институтов, повышение роли социальной сферы в системе общественного воспроизводства. В контексте экономических отношений расширенного воспроизводства социализация означат возрастание роли знаний, культуры, информации, хозяйственной этики в формировании конечного продукта.
Ключевые слова: экономический рост, социальная сфера, социально-экономические отношения, социология
Социализация в узком смысле слова ‑ это процесс усвоения конституирующих признаков субъектами социально-экономических отношений, в ходе которого происходит выработка норм и правил жизнедеятельности. В широком смысле слова, социализация означает усиление роли индивида и его социокультурного опыта в жизни общества, активизация социальных институтов, повышение роли социальной сферы в системе общественного воспроизводства. В контексте экономических отношений расширенного воспроизводства социализация означат возрастание роли знаний, культуры, информации, хозяйственной этики в формировании конечного продукта.
В ходе социализации факторов экономического роста происходит институционализация неформальных экономических отношений, заключающаяся:
‑ в возникновении потребности в снижении трансакционных издержек контрактов;
в многократном повторении контрактов, способствующих снижению трансакционных издержек;
‑ в формировании общих целей участников контрактов, достижение которых является результатом согласованного взаимодействия;
‑ в появлении норм и правил самовоспроизводящихся взаимодействий в сфере неформальных экономических отношений;
‑ в установлении системы санкций для поддержания норм и правил;
‑ в создании системы статусов и ролей, т.е. структурно-функционального оформления неформальных экономических отношений.
Влияние социализации и социальной политики на экономическое развитие может быть как положительным, так и отрицательным. Позитивность влияния проявляется в том случае, когда период функционирования определенной системы достаточно продолжительный для того, чтобы вмененные издержки от социализации (та выгода, которая недополучена в результате осуществления социальных затрат из общего объема экономических затрат) были меньше сформировавшегося социального эффекта. В этом случае система положительно реагирует на усиление развития социальных процессов, в результате чего растет общий уровень экономической эффективности.
Экономическая система того или иного типа негативно реагирует на усиление интенсивности развития социальных процессов в краткосрочном периоде, который является слишком малым для того, чтобы вмененные издержки социализации были в полной мере уравновешенными сформированным социальным эффектом.
Эффективность выбора экономических целей и инструментов их реализации определяется неэкономическими факторами, в частности, законами формирования общепризнанных и прозрачных правил игры свободных индивидов, которые определяют принципы формирования механизма реализации взаимосвязей рыночных и социальных законов. К этим принципам можно отнести следующие:
‑ необходимость обеспечения конституционности выбора,;
‑ необходимость выбора, в пределах которого формируется стратегия поведения индивидов в рамках установленных правил;
‑ необходимость понимания правовой системы как общественного капитала;
‑ достижение возможности существования разных типов выбора.
Соединение двух целей, двух начал ‑ рыночного и социального ‑ является существенной характеристикой социального рыночного хозяйства.
Исследование процессов социализации в функционально-динамическом аспекте позволяет сделать вывод о его циклическом характере. При этом основными факторами, влияющими на минимизацию или максимизацию социального развития на определенных фазах цикла, являются: собственно экономический цикл и соответствующая антициклическая политика государства.
Экономический цикл формирует общую схему социализационного цикла: в периоды экономического спада социальная компонента ослабляется, в периоды экономического подъема ‑ усиливается.
Адекватная антициклическая политика государства смещает социализационный цикл по отношению к экономическому циклу. Данное смещение отражает наличие временного лага между изменениями циклического характера в экономическом росте и социальном развитии. Это вызвано тем, что при экономическом подъеме в обществе накапливаются финансовые, товарные и другие ресурсы, которые способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей населения, повышению качества жизни. По такой же схеме происходят изменения кривой социального развития по отношению к кривой экономического роста в период спада производства и кризиса.
Такую теоретическую зависимость важно учитывать при формировании социальной политики, в ходе определении ее целей и задач на соответствующих фазах социального цикла. Так, при всем многообразии целей их можно разделить на цели сужения и роста.
При формулировке цели сужения конечное состояние видится в сохранении достигнутого, поддержании объемов, доли рынка, качества жизни населения или в постепенном снижении темпов роста в надежде на возможное улучшение в будущем. Цели выживания выбирают территории, действующие в неблагоприятных условиях. Инвестиции в инновационные проекты в этом случае отсутствуют или носят случайный характер.
Социальная политика в фазе кризиса приобретает форму социальной поддержки наименее защищенных групп людей, предотвращения распада непроизводственной сферы, недопущения массовой безработицы и появления зон социального бедствия. В фазе оживления ‑ создание предпосылок для устойчивого функционирования рынка труда и социальной сферы; в фазе подъема выделяются приоритетные направления повышения качества жизни с соответствующими источниками финансирования. При этом инвестиции в социальные инновации должны носить созидательный характер. «Бремя» финансирования социальных расходов из государственного бюджета переносится на частные средства граждан в форме развития платных услуг в социальной сфере.
В части поиска дополнительных источников социальных расходов необходимо выделить краткосрочный и долгосрочный периоды. Так, в краткосрочном периоде необходимы изменения в бюджетно-финансовой сфере. В долгосрочном периоде увеличение ресурсов и появление дополнительных источников инвестиций в социальную сферу возможно на базе устойчивого экономического роста.
Концепция развития человеческого потенциала отвергает автоматическую зависимость социального прогресса от экономического роста и делает акцент на взаимную обусловленность социальных и экономических параметров развития. Для определения среднего уровня достижений в области базового развития человека с помощью одного простого совокупного индекса и для определения рейтинга стран используется сегодня ряд индексов, такие как, индекс развития человеческого потенциала, в том числе с учетом гендерного фактора, показатель расширения возможностей женщин, индекс нищеты населения.
Если индекс развития человеческого потенциала помогает определить средний уровень достижений в области базовых аспектов развития человека, то индекс нищеты населения характеризует масштабы лишений в контексте этих аспектов. Стандартизированные значения для компонентов индексов Программы развития ООН определяются путем определения отклонений показателей от минимальных и максимальных вариаций и определения предельно-критических значений соответствующих показателей, выполняющих роль единообразных (базовых) характеристик.
Исследование показывает, что на постиндустриальной стадии развития человеческого сообщества рост наиболее развитых стран мира происходит в основном за счет накопления человеческого капитала, который в странах семерки Европейского союза составляет 78% всего национального богатства, тогда как в России менее 50%.
Таким образом, социализация факторов экономического роста предполагает, прежде всего, развитие человеческого потенциала. Это предполагает расширение возможностей населения за счет повышения территориальной мобильности, интенсификации профессиональных переходов и формирования продуктивной ментальности, реализации социальных и территориально-образовательных программ.
Источники:
2. Бодриков М.В. Новый взгляд на оценки экономического роста // ЭКО. 2004. № 6. .49-62.
3. Гайдар Е. Современный экономический рост и догоняющее развитие//Мировая экономика и международные отношения. ‑ №8. ‑ 2003. С.31-40.
4. Грищюк Т.В. Приоритеты экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. ‑ № 3. ‑ 2004. С.27 -37.
5. Давыдова Н.М. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социологические исследования. ‑ №3. ‑ 2004. С.40-50.
6. Лескин В. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Региональная Россия начала XXI века: новая ситуация и новые подходы к ее исследованию и регулированию // Российский экономический журнал. ‑ № 4. ‑ 2004. С.3-23.
7. Суринов Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. ‑ М.: Финансы и статистика, 2006, 170 с.
8. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. и др. Предпосылки экономического роста в современной Российской экономике // Финансы и кредит. ‑ 2004. ‑ № 9(147).- -С.12-21.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:28:59