Необходимость социализации рыночной экономики

Матвеев М.М.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (7), Июль 2011

Цитировать:
Матвеев М.М. Необходимость социализации рыночной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 7. – С. 3-11.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16535683
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Характерным для конца XX в. стал процесс социализации многих мировых экономик. Получили развитие «смешанные» социально-экономические системы, включающие в себя различные формы рыночного хозяйствования и активной роли государства, направленной для решения экономических и социальных вопросов общественной жизни. Такие социально-экономические системы существуют в Швеции, Германии и ряде других стран. В таких государствах стратегия экономического роста определяется с учетом первоочередности социальных проблем.

Ключевые слова: рыночная экономика, социальное государство, социализация, социальная экономика



Основным вопросом социальной экономики рыночного типа является исследование противоречий между рыночными законами, определяемыми экономической свободой, конкуренцией и необходимостью ограничения этой свободы в социальных целях, созданием условий партнерства.

Теория социальной экономики изучает различные формы таких противоречий, и находит возможности их разрешения, при этом определяя возможные пределы таких решений. Также значительная роль отводиться изучению проблем собственности и ее трансформации. Естественно, что большое значение в процессах социализации играет государство, осуществляющее регулирование экономических процессов. Решая вопросы социальной экономики нужно учитывать, что современное рыночное хозяйство — это синтез коммерческих и некоммерческих организаций, а функционирование некоммерческого сектора является характерной чертой социальной рыночной экономики [1, с. 77-85].

Большую социальную значимость в процессе социализации экономики имеют трудовые отношения, проблемы занятости, вопросы регулирования рынка труда, проблемы продовольственной безопасности. Процессы обеспечения максимально высокого уровня жизни и наличие эффективной системы социальной защиты населения являются характерными особенностями социально ориентированной рыночной экономики. Она включает социальное обеспечение, социальные гарантии, социальную помощь, социальное страхование.

Социальная экономическая политика, как и ее антипод — либеральная, осуществляется в обществе, в системе общественных институтов и механизмов. Известно, что общество является сложным переплетением различного рода отношений, к числу которых можно отнести: экономические, политические, культурные отношения, причем все они также являются социальными. Однако фундаментом этих отношений являются именно экономические отношения.

Экономическая теория как научная отрасль изучает различные аспекты экономических отношений людей. Экономика, являясь совокупностью экономических отношений, возникающих между людьми в процессе воспроизводства, определяет экономическую систему государства.

Изучение социальной экономики важно для многих ее участников: потребителей, предпринимателей, государственных служащих и др. Знание тенденций функционирования социальной экономики дает возможность эффективней планировать доходы и расходы, вырабатывать оптимальное поведение в условиях инфляции, безработицы. «Изучение социальной экономики имеет большое теоретическое и практическое значение. В категориях и принципах, законах и закономерностях социальной экономики отражены глубинные процессы общественного развития. Экономическая подготовка обеспечивает познание сложных взаимосвязей современной экономики, экономических и социальных процессов» [2, с. 47-48]. Экономические знания способствуют выработке правильной социально-экономической политики. Важнейшие положения, выводы и рекомендации экономической науки лежат в основе социально-экономической политики развитых стран. Социально-экономическая политика является деятельностью по поиску вариантов решения социальных и экономических проблем, определения механизмов их реализации. Она формируется с учетом общеэкономических закономерностей развития и специфических условий.

В своем учебном пособии Т.В. Юрьева дает определение категории «социальная экономика» — «хозяйство, сознательно ориентированное на развитие личности, достижение социального прогресса» [3, с. 147-148].

У. Баймуратов, в своих трудах, социальную экономику определяет как «экономику, удовлетворяющую разумные материальные и духовные потребности абсолютного большинства населения». Он пишет, что «социальная экономика — как минимум, та ступень развития экономической системы, которая характеризуется формированием среднего класса — основы социальной экономики». У. Баймуратов определяет социальную экономику как новый этап диалектического развития экономики, где важное место должен занимать средний класс общества. «Средним классом называют совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом, т.е. бедным населением и высшим классом, т.е. богатыми» [4, с. 65-68].

Возникновение и развитие среднего класса в качестве экономической «прослойки» общества связанно как с развитием самой экономической системы, появлением рыночных инструментов хозяйствования, так и с дальнейшим развитием правовой системы, которая определяет «поле» деятельности среднего класса, стабильность политической системы, устойчивость экономики.

Характерной особенностью социальной экономики является то, что система социально-экономических отношений определяется многообразием существующих форм собственности, свободой экономической деятельности, конкуренцией, но при этом ограничена сильной государственной социальной политикой, в основе которой можно назвать: принцип обеспечения высокого уровня жизни населения; гарантии социальной защиты, основанные на высоком уровне развития национальной экономики. Эта характеристика соответствует тому обстоятельству, что функционирование социальной экономики осуществляется в условиях рыночной среды, как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой [5, с. 97-101].

Формирование социальной экономики основывается на достижениях устойчивого развития, осуществлении справедливой политики доходов, серьезном сокращении бедности, обеспечении трудовой занятости населения, совершенствовании структуры организации труда и системы социального страхования, разумной социальной поддержки населения. Проблема научно-практического обоснования новых моделей хозяйственного развития, которые должны основываться как на принципах рыночной организации, так и на фундаменте социальных отношений, сложившихся исторически и закрепленных традиционно, юридически и культурно, включает в себя и определение взаимосвязи различных методологических подходов [6, с. 43-50].

Социальная экономика способствует росту экономической эффективности социальных факторов. К таким факторам относится повышение благосостояния населения, его гарантированная социальная защита, что, в свою очередь, способствует улучшению экономической динамики, повышению трудовой активности, росту условий дальнейшего развития малого предпринимательства.

Социально-экономические процессы требуют формирования совершенно новых структур управления обществом. При этом процессы социализации экономической и политической жизни постепенно ведут к большей социализации всего общества и как результат к демократизации системы управления.

Социально направленное государственное регулирование экономики основано на балансе интересов «социального» и «рыночного» и предполагает, при сохранении государственного управления в основных стратегических направлениях и макроэкономических процессах, отказ государства от управленческих функций в сфере микроэкономики, что должно способствовать усилению его роли в социальной защите населения, в развитии социальной сферы общества.

Социальной экономике свойственна организация экономического и социального порядка. Т.В. Юрьева так определяет экономический и социальный порядки [3, с.187-190]:

  • экономический порядок — это правила, регулирующие организационное строение экономики, происходящие в ней процессы, а также совокупность институтов, ответственных за управление ею и придание экономике определенной организационной формы;
  • социальный порядок — это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения, а также социальные отношения между членами общества.
  • Известно, что в любом демократическом государстве всегда существует необходимость обеспечения свободного развития каждого индивидуума. А средством для этого является динамично функционирующая социальная экономика на основе интенсивного, инновационного развития, эффективного использования человеческого фактора. При этом социализация экономики происходит при активном участии государства. А это значит, что именно отношения социального партнёрства во взаимоотношениях классов и социальных групп определяет понятие социального государства.

    Социальному государству свойственны равноправные правовые отношения между гражданами и государством: государство обеспечивает высокий уровень жизни, а граждане создают материальное богатство для себя и для всего общества, и тем самым обеспечивают своё материальное благосостояние. Таким образом, возникающий паритет интересов государства и его граждан создает правовые условия для социальной экономики, что и определяет гармоничное сочетание общегосударственных и личных интересов.

    Социальная рыночная экономика, как новое экономическое направление, нашло отражение на стыке двух наук — экономики и социологии. При этом социальная экономика связана и с другими отраслями наук, такими, как философия, политология, культурология, психология, экономика труда, социология труда и др.

    Основными задачами социальной экономики следует считать:

  • комплексное изучение взаимозависимых отношений экономики и социальной жизни общества;
  • обоснование механизма взаимодействия экономических и социальных процессов;
  • выявление и изучение роли человека в системе социально-экономических отношений.
  • Центральным звеном, объединяющим экономические и социальные процессы, выступает человек. При этом человеческий фактор является важным условием развития экономики. Это определяет схожесть основных черт экономических систем различных государств построенных на принципах социальной ориентации экономических процессов. Эти черты также определяют и количественную оценку социализации экономики того или иного государства. К ним можно отнести:

  • высокий экономический потенциал, выраженный в темпах роста экономики;
  • темпы роста реального ВВП на душу населения;
  • высокий уровень доходов;
  • относительная стабильность цен и низкие темпы инфляции;
  • устойчивость национальной валюты;
  • гарантия социальной защиты населения;
  • правовая защита частной собственности;
  • свобода предпринимательства;
  • соблюдение принципа социальной справедливости в распределительных отношениях;
  • наличие высокоорганизованной социальной инфраструктуры;
  • активная социальная политика государства.
  • Эти показатели также могут служить основой для определения критериев и характеристик социализации экономики, проведения эффективной социальной политики.

    Социальной политикой считаются такие действия правительства, которые направлены на распределение и перераспределение доходов среди различных групп общества. Социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать одинаковые стартовые условия для всех граждан страны. Осуществление государством социальной политики проводится посредством принятия целевых программ по отдельным стратегическим целям.

    На современном этапе произошло изменение не только в содержании социальной политики, но и в расширении объектов ее влияния. В качестве прямого объекта влияния сегодня выступают жизненные условия почти всех демографических и социальных категорий. Поэтому значительное место занимает не только перераспределение доходов, но и реализация новых направлений обеспечения социальными услугами, регулирование занятости, заработной платы и др. Основными направлениями социальной политики являются [7, с. 44-45]:

  • создание условий для трудовой активности, регулирование занятости, совершенствование трудовых качеств работников. В данном случае объектом является всё экономически активное население;
  • прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения. В данном случае объектом являются наиболее нуждающиеся, экономически незащищенные слои населения;
  • развитие личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление услуг через систему социальной инфраструктуры. В данном случае объектом являются все слои населения.
  • В большинстве стран соци­альная политика реализуется посредством различных программ, среди которых можно назвать: программы социального страхования, программы государственной помощи. Экономическая политика призвана осуществлять правильную ориентацию на решение общих экономико-социальных проблем.

    Известно, что в процессе анализа экономической системы выделяют две ее сферы: экономическая и социальная. Экономическая сфера состоит из отраслевой и экономической структур.

    Отраслевой анализ предполагает изучение состояния отраслей экономики. Отраслью называют совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий в целях удовлетворения общественных потребностей. Роль и место каждой отрасли в развитии экономики и решении социальных задач зависит от конкретных условий каждой страны. В экономически развитых странах отрасли промышленности играют решающую роль в производстве продукции, обеспечении занятости населения, решении других социальных проблем. Анализ взаимосвязи экономических и социальных процессов даёт возможность правильной оценки общественно-экономических процессов и эффективности общественных систем.

    Проблемы роли государства в рыночной экономике продолжают волновать многих ученых. Роль государства в решении социальных проблем касается широкого спектра вопросов. К ним относятся: распределение доходов, обеспечение занятости, преодоление бедности, образование, здравоохранение, социальное страхование, экология, сокращение дифференциации уровня жизни различных социальных групп и др.

    В современных условиях методы государственного регулирования социально- экономических процессов включают в себя [8, с. 118-120]:

  • административные методы, которые касаются в основном антимонопольной политики;
  • экономические методы, состоящие из ряда следующих мер: прямое регулирование социально-экономических процессов, посредством осуществления государственных целевых программ; бюджетное финансирование экономики и социальной сферы; государственные закупки; организация воспроизводственных процессов в государственном секторе; косвенное регулирование через налоговую и ценовую политику и все другие формы макроэкономического регулирования;
  • социальные методы, включающие в себя: государственное социальное обеспечение; гарантию социальной помощи нуждающимся слоям населения; гарантированный уровень минимальной заработной платы, пенсий, пособий; перераспределение доходов в целях осуществления принципа социальной справедливости и удовлетворения общесоциальных потребностей.
  • Эти методы государственного регулирования социальной сферы взаимосвязаны между собой и подчинены единой задаче — обеспечению эффективного развития экономики и росту уровня жизни населения.

    В странах с социально ориентированной рыночной экономикой функции государства заключаются в создании правовых основ формирования социальной экономики. Исходя из конституционных положений, законодательная власть принимает законы, создающие правовые основы социальной ориентации экономического роста. Исполнительная власть принимает меры по созданию механизмов претворения в жизнь законодательных актов по формированию социально ориентированной экономики. Судебная власть принимает меры по строгому соблюдению утвержденных законов и реализации принятых решений, предупреждает возможности нарушения законодательных актов как со стороны административных органов, так и общественных организаций и отдельных граждан. Законодательная, исполнительная и судебная власти составляют единую систему управления государством, которая играет важную роль в формировании и развитии социальной экономики [9, с. 33-43].

    Итак, социальная экономика определяется как система хозяйствования, обеспечивающая достижение социально ориентированного экономического роста при одновременном экономически ориентированном социальном развитии. В данном определении хорошо просматривается роль индивидуального человеческого фактора и фактора социального. Поэтому центральным звеном во взаимосвязях экономики и социальной жизни следует признать человека с его неуклонно растущими потребностями.

    Эти соображения дают основания к определению реальных экономических потребностей и действий «общественного человека» (т.е. человека живущего в обществе и действующего по законам общественной жизни) как социоэкономических, а самого такого человека — как «социоэкономического» человека. Такой подход к определению человека в его экономической, хозяйственной деятельности дает возможность «социализировать» эту деятельность через общественные отношения, возникающие между хозяйствующими, потребляющими людьми, т.е. в процессе общественного воспроизводства [10, с. 35-40].


    Источники:

    1. Аверин А. Н. Социальная структура общества. – РАГС, 2006.
    2. Малыхин В.И. Социально-экономическая структура общества. – Юнити-Дана, 2003.
    3. Юрьева Т.В. Социальная экономика ; учеб.для студ. вузов, обучающихся по эконом. спец. – М.: Дрофа, 2001. – 352 с.
    4. Баймуратов У. Социализация в экономике: от индивида до государства ; избр. науч. труды. ; в 7 т. - Алматы, 2007. – 320 с.
    5. Баймуратов У. Социальная экономика; избр. науч. труды ; Т.4. Социальная экономика. – Алматы: БИС, 2005. – 320 с.
    6. Матвеев М.М. Теоретические основы концепции социоэкономического пространства // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 5. — c. 43-50. — http://inec.enjournal.net/article/1023/.
    7. Социальная политика ; учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2001.
    8. Петухов Р.М., Нурмагамбетов К.Р. Рыночное регулирование производства товаров и услуг ; учебное пособие. – изд. второе, перераб. и доп. – Астана: «Сарыарка», 2006.
    9. Баймуратов У. Новая социальная экономика: парадигма и перспективы // Инновационное образование и экономика. – 2010. – N 6. – С. 66-70.
    10. Матвеев М.М. Теоретические основы концепции социоэкономического человека // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 6. — c. 35-40. — http://inec.enjournal.net/article/1050/.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:42