Опыт использования интерактивных методов обучения в вузе

Ахметова С.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (71), Октябрь 2012

Цитировать:
Ахметова С.Г. Опыт использования интерактивных методов обучения в вузе // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 10. – С. 76-81.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17964052
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрена проблема изменения парадигмы качества высшего образования в современном обществе. Предложена четырехуровневая модель качества высшего образования, выделены составляющие парадигмы качества высшего образования, определены ее доминанты.

Ключевые слова: экономика знаний, социализация, интегративность, парадигма качества высшего образования, системность, ориентация на спрос

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В 2011-12-ом учебном году все российские вузы приступили к реализации образовательного процесса по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС), которые принципиально отличаются от действовавших ранее стандартов.

Инновации требуют интерактивности

Новый стандарт основан на формировании общекультурных и профессиональных компетенций. Согласно ФГОС, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таковых должен составлять 20–30% аудиторных занятий в зависимости от направления подготовки.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Существуют разные трактовки понятия «интерактивные методы обучения», но все они основаны на реализации взаимодействия студентов с преподавателем и студентов между собой. К числу интерактивных методов обучения относят проблемную лекцию или практическое занятие; ситуационные задачи; игровое проектирование; дискуссии; деловые и ролевые игры.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует использования и новых образовательных технологий [1]. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) позволяют реализовать новые методы интерактивности за счет иерархической навигации, интерактивных справок, манипулирования экранными объектами, конструктивного взаимодействия и многого другого.

Новое время – новые задачи

Электронные образовательные ресурсы дают возможность обеспечить все компоненты учебного процесса: получение информации, выполнение контрольных заданий, групповую работу, аттестацию студентов. При этом изменяются роли преподавателя и студента. Преподаватель должен осуществлять поддержку учебного процесса, его координацию и контроль, а студент – активно вовлекаться в учебный процесс при выполнении контрольных заданий, групповой работе над проектом или разборе ситуации. Вовлеченность студентов в учебный процесс должна стимулироваться преподавателем.

Поэтому от преподавателей сегодня требуется уметь находить необходимые сведения и учебные материалы, в том числе и в Интернете, обрабатывать и структурировать их в соответствии с поставленными образовательными задачами, разрабатывать учебно-методические материалы и сценарии групповой работы, а также стимулировать студентов на активную работу.

На гуманитарном факультете Пермского научного исследовательского политехнического университета в 2008 году по инициативе и под руководством автора был создан учебно-образовательный портал [2]. Основной целью портала явилось информационное и методическое обеспечение образовательного процесса, а также предоставление пользователям портала (студентам, методистам и преподавателям) возможности интерактивного общения. Реализация проекта сопровождалась созданием информационного, методического и организационного обеспечения для постепенного наполнения портала информационными ресурсами.

В настоящее время на портале размещено более 30 электронных курсов дисциплин по двум специальностям факультета; организованы страницы методистов, преподавателей и студенческих групп. На этих страницах реализуются коммуникации студентов между собой; студентов с методистами и преподавателями; преподавателей и методистов между собой.

Структура портала представлена на рисунке 1.

Платформой для организации портала выбрана свободно распространяемая программная оболочка Moodle. Это позволило обеспечить лицензионную чистоту разработки.

1

Рис. Структура портала

Портал как образовательное пространство

Для организации учебного процесса (регистрация пользователей, формирование групп, учебных планов специальностей) создан «электронный деканат».

Главная страница портала представляет собой своеобразный вход в виртуальное учебное пространство. На этой странице размещена информация о портале, ссылки на сайты кафедр университета, панель для регистрации и входа зарегистрированных пользователей. Кроме того, на этой странице размещены некоторые гаджеты: погода, лента новостей, расписание вебинаров, организуемых преподавателями. Вебинары могут быть как в свободном, так и в закрытом доступе. Мы используем для проведения вебинаров свободно распространяемую платформу онвебинар [3].

Опыт проведения вебинаров показал их эффективность при проведении занятий. Хорошо разработанная презентация к лекции, включенные видеоролики, постоянное общение со студентами в чате, проведение опросов позволяют заинтересовать студентов и не отвлекаться на другие действия, как это бывает при традиционной лекции в аудитории.

Большая часть материалов, размещенных на портале, недоступна для сторонних пользователей. Каждый студент зарегистрирован в своей группе. Для каждой группы на семестр формируется учебный план, соответственно, каждому студенту доступны только те дисциплины, которые предусмотрены учебным планом, и страница методиста их группы. Вход на портал зарегистрированных студентов происходит через виртуальный студенческий уголок.

Преподаватель имеет доступ только к страницам своих дисциплин, методисты – к своим страницам. Вход на портал зарегистрированных преподавателей и методистов происходит через страницу виртуальной преподавательской.

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины, размещенный на странице преподавателя, может содержать список информационных источников по дисциплине, глоссарий, методические указания для выполнения курсовой или контрольной работы, образцы лучших курсовых работ, контролирующие ресурсы (задания, тесты) и т.д.

По некоторым дисциплинам разработаны и выложены на портал электронные учебники и видеоролики.

На странице методиста размещена информация для студентов отдельных групп по организации учебного процесса. Здесь оперативно размещается информация об изменениях в расписании, сведения об успеваемости, различные объявления, новости, необходимая документация и т.п. Кроме того на странице методиста организован форум для коммуникаций студентов со своими методистами. Здесь же выкладывается расписание вебинаров по некоторым темам и проблемам.

Информация страницы методиста особенно полезна студентам, обучающимся по заочной форме, многие из которых живут в других городах Пермского края. Значительно более эффективной стала работа методистов, обеспечивающих учебный процесс за счет уменьшения количества обращений студентов лично и по телефону.

Студенческие уголки созданы для студентов отдельных групп и доступны только тем из них, которые зарегистрированы в этой группе. Преподаватели и методисты не имеют доступа к этим страницам. Форма организации уголков – форум. Студенты активно обсуждают в форуме учебные проблемы, обмениваются мнениями и идеями.

Аналогично организованы и виртуальные уголки для преподавателей и методистов. В виртуальной преподавательской есть возможность обсудить проблемы, поделиться ссылкой на интересный материал, провести семинар и т.д. В 2011 году с использованием портала был проведен международный семинар «Инновационные технологии обучения» с участием преподавателя университета Дуйсбург-Эссен (ФРГ).

Выводы

Таким образом, портал представляет собой инструментарий для разработки и внедрения инновационных образовательных технологий в процесс самостоятельной работы студентов и в процесс повышения профессиональной компетенции преподавателей.

Эти инновации связаны с интерактивными формами обучения для подготовки студентов к жизни в информационном обществе, которое постоянно изменяется и динамично развивается. Новые знания в информационном обществе появляются каждый день, в связи с чем, постоянно повышается потребность в освоении новых навыков. Для большинства студентов, выросших в информационном обществе, это обычная среда, и для них работа с порталом является естественным продолжением общения со своими сверстниками в социальных сетях.

Несколько сложнее происходит эта работа у преподавателей.

Работа с порталом требует от преподавателя дополнительных затрат времени и соответствующей мотивации, в том числе материальной. К сожалению, пока разработка дисциплин для размещения на портале полностью зависит от внутренней мотивации преподавателя. Проблема мотивации преподавателей для использования инновационных технологий в обучении стоит очень остро и требует отдельного рассмотрения.

Первый опыт работы с порталом показал, что расширилось общение между студентами и преподавателями, активнее стал происходить обмен опытом между самими преподавателями, появилась возможность определить степень активности каждого преподавателя в области инноваций.


Источники:

1. Кун Т.С. Структура научных революций / T.S. Kuhn. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, 1962. / Перевод с англ. И.З. Налетова [Электронная версия] // http://psylib.org.ua/books/kunts01/.
2. Зайцев А.В., Крафт Й. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство, 2012, № 2 // http://www.creativeconomy.ru/articles/22814/.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 08:50:43