Экспортноориентированное развитие экономики Республики Узбекистан

Ходиев Б.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (6), Июнь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Продолжение. Начало в № 5 2000. В прошлом номере журнала мы рассказали о том, что Республика Узбекистан избрала свой путь социально-экономических преобразований, а именно: путь постепенных экономических реформ с сильной регулирующей ролью государства и жесткой ориентацией на то, чтобы подавляющее большинство выпускаемых товаров отвечало требованиям, предъявляемым к экспортной продукции. Продолжим нашу беседу.

Ключевые слова: Узбекистан, экспортоориентированное производство, экспортно-сырьевая экономика



Огромное количество работ посвящено опыту развития стран Восточной Азии, особенно с акцентом на «гибкую и мудрую» макроэкономическую политику этих стран. Но вопросам применимости данного опыта было уделено крайне мало внимания. Американский исследователь С. Кузнец отмечает, что быстрый экономический рост был возможен после 60-х годов в Южной Корее потому, что определенные исторические и институциональные барьеры были к тому времени преодолены. Другими словами, построение базы для экономического роста в виде институциональных и экономических преобразований для развития было необходимым условием, чтобы проводившаяся в Южной Корее макроэкономическая политика была эффективной. Ясно и то, что построение такой базы не может быть осуществлено «за один день».

Таким образом, исследование объективных предпосылок для развивающейся страны, составляющих базу для возможности следования успеху стран Восточной Азии, является исключительно важной и еще плохо изученной задачей.

Как определить, готова ли страна следовать по пути развития Восточной Азии? На наш взгляд, для этого должны быть учтены следующие критерии, выведенные нами из опыта развития стран региона.

Доля сельского трудоспособного населения в стране, отражающая сколько рабочей силы потенциально может быть быстро мобилизовано для ее индустриального развития. Кроме того, большая доля сельского населения обычно указывает на определенные структурные проблемы (избыточная занятость в сельском хозяйстве, слабый промышленный сектор и т.д.), которые не могут быть достаточно быстро разрешены без настойчивого вмешательства государства. Исходя из опыта Южной Кореи, Малайзии, Филиппин и Таиланда, приблизительное критическое значение такой доли можно оценить в 40%,. Для Узбекистана этот уровень превышает критический (доля сельского населения в республике порядка 60%).

Равное распределение земли (или правом ее пользования) между крестьянами. На основе статистического анализа по многим странам был сделан вывод, что несправедливое распределение имущества, еще больше, чем в доходах, может быть равным препятствием для быстрого экономического роста. Страны с достаточно равным распределением земли экономически росли более быстрыми темпами.

Глубокая аграрная реформа, связанная с таким распределением, должна увеличивать спрос сельского населения на промышленные товары, обеспечивать стабильную и относительно дешевую поставку продуктов питания для городского населения.

Только увеличение производительности труда в сельском хозяйстве создаст «свободные руки», которые естественным потоком переместятся в промышленное производство, причем не обязательно с переездом в города, но и путем создания собственного производства в самой сельской местности. Сегодня в Узбекистане не более 20% всех орошаемых земель занято под личные приусадебные участки.

Уровень образования ‑ отражает готовность экономики страны извлечь выгоду из так называемых эффектов обучения, связанных с заимствованием технологии. Некоторые исследования показывают, что имеется некоторый порог для экономического развития, связанный с человеческим капиталом. Это значит, что страны, находящиеся под этим пороговым уровнем, скорее всего, не смогут осуществлять устойчивое и быстрое экономическое развитие, так что уровень образования является одним из самых существенных условий для экономического роста. Всеобщая грамотность, высокий уровень образования позволяет категорически утверждать, что Узбекистан находится над пороговым уровнем.

Развитый частный сектор ‑ отражает способность частного сектора, учитывая имеющиеся предпринимательские таланты, кадры квалифицированных рабочих, организаторов-управленцев и запасы капитала, быть двигателем быстрого экономического роста.

Как показывают статистические исследования на базе сопоставления доли производства в ВВП на государственных предприятиях с темпами прироста реального ВВП на душу населения, при минимальных размерах доли производства государственных предприятий в ВВП (менее 70%) темпы экономического роста на душу населения достигают максимальных значений (в среднем 1,5% в год).

С увеличением масштабов государственного предпринимательства темпы экономического роста падают. При этом они становятся отрицательными, когда объемы производства превышают 20%. При этом совершенно ошибочно отожествлять значение и качество государственного управления экономикой с долей производства государственных предприятий в ВВП. В странах Восточной Азии эта доля не превышала 16%, но роль государства в экономическом развитии была огромной.

В Узбекистане доля ВВП, производимая в негосударственном секторе еще не достаточна. Эксперты ЕБРР оценили ее в 45 баллов на середину 1998г., т.е. требуется значительная приватизация государственной собственности.

Сильное и квалифицированное правительство с целями прогрессивного развития, которое настойчиво и мудро мобилизует ресурсы, проводит выверенную индустриальную политику. Узбекистан, несомненно, удовлетворяет этому критерию.

Стабильная макроэкономическая ситуация, которая способствует всем проводимым реформам. Как показывает мировой опыт, это особенно важно для торгово-валютных реформ, с целью усиления информативности ценовых стимулов. В странах Восточной Азии инфляция, как правило, не превышала 20% в год. Узбекистан практически вышел на этот уровень с 1993г.

Доступ на главные экспортные рынки, который очень важен для успешной экспортной стратегии. Этот доступ может быть или в форме членства в ВТО, или в форме предоставления привилегий GSP (Обобщенная система преференций) или MFN (Статус наибольшего благоприятствования при взаимной торговле), или в форме членства в больших региональных зонах свободной торговли, например, стран Центральной Азии или СНГ. Узбекистан имеет статус MFN со многими странами. Однако еще предстоит многое сделать для вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) для обеспечения более надежного доступа к иностранным рынкам.

Незначительные транспортные издержки на экспорт и импорт. Обычно это означает доступ к морским портам, который делает внутреннюю продукцию более доступной и более дешевой для иностранного потребителя. Для Узбекистана транспортные издержки высоки, и это условие является одним из наиболее критических в формировании экспортоориентированного развития.

Значительные мощности в отраслях промышленности с потенциальными сравнительными преимуществами в международном разделении труда, что создает способность страны быстро увеличивать экспорт. На наш взгляд, такими мощностями Узбекистан располагает.

Наличие незначительных природных ресурсов в расчете на душу населения. Наличие огромных природных ресурсов не способствует переходу к экспортоориентиции: для добычи и продажи за рубеж сырья не требуется, как правило, создание целого комплекса экономических стимулов. Если же не имеется значительных природных ресурсов для экспорта, то в «малых» экономиках быстро возникает перепроизводство, которое подталкивает экономическую политику к экспортоориентации. Это помогает быстрому развитию обрабатывающей промышленности, что более совместимо с быстрым и устойчивым экономическим ростом через заимствование передовой иностранной технологии и связанный с этим процесс обучения и повышения производительности труда в целом. Узбекистан удовлетворяет этому критерию.

Доступность импорта передовых технологий, машин и других компонентов для развития конкурентоспособных производств очень важна для начальной устойчивости и успеха экспортоориентированной стратегии. На первоначальном этапе подобный импорт может финансироваться с помощью международных грантов и кредитов, экспорта сырья, так что доступность подобного «изначального» финансирования для страны также играет критическую роль. Узбекистан располагает в достаточной степени валютой и уже активно проводит закупки оборудования.

Уровень развития финансового сектора. Данный пункт основывается на работе Центра исследований развития ОЭСР, результаты которой указывают на существование множества состояний равновесия в финансовом и экономическом развитии страны. Это чрезвычайно важно для понимания ключевых проблем переходных экономик и ограниченных возможностей традиционного либерального подхода к экономическим реформам, который обычно рекомендуется и поддерживается такими международными организациями, как Мировой Банк и МВФ.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:52:55