Направления по совершенствованию привлекательности инвестиционной среды в регионах Узбекистана

Мухамаджанов Ш.С.1
1 Фонд «Эл-юрт умиди», Узбекистан, Ташкент

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52305220

Аннотация:
В данной статье отражены результаты исследования, проведенного в рамках определения направлений повышения привлекательности инвестиционной среды регионов. В первой части исследования рассмотрены научно-теоретические основы повышения привлекательности инвестиционной среды, в том числе содержание таких тесно связанных между собой категорий, как «инвестиционная среда», «инвестиционный климат» и «привлекательность инвестиционной среды», а также исследованы научно-теоретические взгляды. Во второй части статьи рассмотрены направления повышения эффективности инвестиционных проектов в регионах, в том числе анализ инвестиционных проектов в Молодежных индустриально-предпринимательских зонах Узбекистана, а также возможности использования финансовых стимулов для повышения инвестиционной привлекательности. среде регионов, в том числе разработаны методы предоставления налоговых и таможенных льгот и рекомендации по повышению их эффективности.

Ключевые слова: привлекательность инвестиционной среды, инвестиции, инвестиционная среда, инвестиционные проекты, региональная экономика, молодежные индустриальные зоны

JEL-классификация: D25, E22, P33, P45



Введение

Опыт развитых и развивающихся стран показывает, что одним из основных критериев привлечения инвестиций в регионы является улучшение инвестиционной среды, обеспечение ее привлекательности, развитие бизнес-среды за счет удобного размещения сетей производственной инфраструктуры и производительных сил в регионах.

Развитие экономики региона сложно представить без иностранных инвестиций. Под инвестиционной деятельностью понимается инвестирование и осуществление практических действий с целью получения прибыли и достижения иного полезного эффекта. На практике инвестиционная деятельность осуществляется путем разработки и реализации инвестиционного проекта, под которым согласно действующему законодательству понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, разработанное в соответствии с законодательством данной страны и утвержденными в установленном порядке нормами и стандартами, а также описание практических шагов по осуществлению инвестиций [1] (Vershinina, Bambaeva, 2019).

В целях повышения экономического потенциала регионов Узбекистана, дальнейшего улучшения привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, создания благоприятной инвестиционной среды для инвесторов, обеспечения и развития ее привлекательности, дальнейшей либерализации экономики, организации и улучшения безвозмездного использования товаров, а также необходимого производства в регионах важно создать инфраструктуру, модернизировать существующую с технической и технологической точки зрения.

Литературный обзор теорий ученых

В этом смысле уместно рассмотреть научно-теоретические основы повышения привлекательности инвестиционной среды в регионах. В связи с этим необходимо исследовать сущность близких друг другу категорий, таких как инвестиционная среда, инвестиционный климат, и связанных с ними научно-теоретических взглядов.

Рассмотрим понятие «инвестиционная среда» в рамках темы исследования. В этом направлении ряд зарубежных экономистов-ученых, в том числе Дж. Д. Дэниелс и Л.Х. Радеба, оценивали понятие «инвестиционная среда» как синоним понятия «бизнес-среда», а транснациональные корпорации 1970–1980-х гг. прошлого века сейчас подчеркивают, что им удалось полностью скопировать условия приспособления к требованиям бизнес-среды [2] (Daniels, Radeba, 2014).

В научных исследованиях А.М. Басенко, П.В. Таранова мы видим, что «инвестиционная среда» и «инвестиционный климат» относятся к уровню рискованности при вложении капитала, внутренним и внешним условиям и объектам, формирующим уровень привлекательности инвестиций по отношению к четко спланированному объекту [3] (Basenko, Taranov, 2016).

Согласно исследованию, проведенному Pernia Ernesto, Salas John Michael Ian Sioson, инвестиционный климат можно в широком смысле определить как «существующую и ожидаемую политическую, институциональную и поведенческую среду, которая влияет на доходность и риски, связанные с инвестициями [4] (Pernia, Salas, 2005).

По словам З.Т. Мамадиярова, Ф.С. Махмудова, привлекательность инвестиционной среды оценивается с точки зрения прибыльности, инвестиционной среды, инфраструктуры, перспектив развития и уровня инвестиционного риска. Инвестиционная привлекательность определяется одновременным влиянием инвестиционного потенциала страны и уровня инвестиционного риска. Оценивая такие показатели, можно будет определить целесообразность и привлекательность инвестиций. Уровень инвестиционного риска напрямую связан с инвестиционной средой [5] (Mamadiyarov, Makhmudov, 2020).

Ш. Мустафакулов констатировал, что «интегральная инвестиционная привлекательность страны – это общий уровень объективных социально-экономических, природно-географических и экологических показателей, характеризующих условия экономического развития страны и оказывающих положительное или отрицательное влияние на формирование инвестиционной активности» [6] (Mustafakulov, 2017).

По словам Ж. Каримкулова, «принимаемые меры по привлечению прямых иностранных инвестиций в развитые и новые индустриальные страны мира показывают, что они важны. В связи с этим инфраструктурные сети, созданные в свободных экономических зонах, и благоприятный инвестиционный климат служат одним из основных факторов абсорбции иностранных инвестиций» [7] (Karimkulov, 2019).

Анализы и результаты

Следует отметить, что существует ряд проблем при ведении бизнеса с иностранными и местными инвесторами:

- проекты и инициативы предпринимательской деятельности, о которых сообщают иностранные и местные инвесторы на региональном уровне, не в полной мере сформированы механизмом должной поддержки со стороны всех органов государственной власти на местах, ответственных государственных организаций;

- деятельность соответствующих министерств и ведомств не имеет четкой координации в части ненарушения гарантий прав иностранных и местных инвесторов, желающих активно заниматься инвестиционной деятельностью;

- в результате усиления незаконного вмешательства в деятельность инвесторов уверенность иностранных инвесторов в защите своих финансовых ресурсов от рисков для инвестиционной деятельности в регионах остается на низком уровне;

- незавершенность формирования необходимой производственной инфраструктуры, острая потребность в технической и технологической модернизации существующих инфраструктурных систем объекта негативно сказывается на запуске и развертывании производственной деятельности на полную мощность;

- инвестиционная среда является непривлекательной в результате недостаточного развития финансового рынка, высокого участия финансовых организаций с долей государства в инфраструктуре финансовых услуг, формирования инвестиционных проектов преимущественно за счет банковского капитала и другие.

У нас нет механизмов привлечения инвестиций, принятых во многих странах мира. Многие руководители организаций предпочитают не брать на себя никакой экономической ответственности, привлекая финансовые ресурсы извне. Поэтому необходимо законодательно определить статус инвестиционных банков в экономических районах и на первых порах организовать льготный режим работы.

Во-первых, повышение активности государства в инвестиционном процессе, то есть повышение стоимости инвестиций в рамках развития государственной гарантии.

Во-вторых, законодательно закрепить условия, обеспечивающие поступление инвестиций в экономику.

В-третьих, укреплять и развивать позиции банковского сообщества в инвестиционной деятельности.

В части развития инвестиционной среды в регионах тарифные и нотариальные преференции, предоставляемые вновь создаваемым особым экономическим зонам, должны быть пересмотрены с учетом предложений инвесторов. Льготы целесообразно учитывать при расчетах с местным бюджетом по согласованию с администрацией области.

Также одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на привлекательность инвестиционной среды в стране и регионах, являются процессы, связанные с валютой и инфляцией. Для стабилизации отношений в этой связи необходимо решить следующие основные задачи.

Во-первых, следует выбрать механизм свободно плавающей валюты, чтобы обеспечить стабильный внутренний и внешний обмен.

Во-вторых, необходимо организовать реальный курс иностранной валюты с учетом цен на продукцию основных экспортных стран-конкурентов.

В-третьих, в период организации экспорта необходимо жестко организовать контрольную деятельность, чтобы влияние внутренней инфляции не привело к снижению конкурентоспособности местных экспортеров.

Таблица 1

Информация о реализации инвестиционных проектов в Молодежной индустриально-предпринимательской зоне в 2022 году

Индикаторы
Проекты
Количество инвестиционных проектов
Общая стоимость, млн сум
из них по источникам финансирования
Собственные средства, млн сум
Кредиты в национальной валюте от Фонда поддержки молодых предпринимателей, млн сум
Кредиты в иностранной валюте от Фонда поддержки молодых предпринимателей, млн долларов
Кредиты коммерческих банков в национальной валюте, млн сум
Кредиты коммерческих банков в иностранной валюте, млн долларов
Иностранные инвестиции, млн долларов
Реализованные проекты
249
663018
564839
27770
130
34051
150
3150
Осуществляемые реализации
1731
2768972
1945301
270498
2862
303489
7910
13968
Будущие проекты
2079
2360567
1370061
601039
15571
93158
12383
-

Источник: составлено автором по [8].

Согласно таблице 1, всего в промышленно-предпринимательских зонах областей молодыми предпринимателями реализовано 249 проектов на общую сумму 663 млрд 18 млн сумов. В эти проекты молодые предприниматели вложили более 564 млрд собственных средств. Также на реализацию этих проектов из Фонда поддержки молодых предпринимателей будет выделено 27 млрд тенге. Выделен кредит в размере 770 млн сумов и 130 млн долларов в иностранной валюте. Примечательно, что в эти проекты были привлечены иностранные инвестиции в размере 3 млн 150 тыс. долларов США.

В целях повышения эффективности инвестиционных проектов в сфере молодежных промышленных зон, имеющих важное значение для развития инвестиционной среды регионов, сдача в аренду коммерческими банками зданий молодым субъектам предпринимательства для производства и обслуживания может иметь положительный эффект. При этом предлагается сдавать здания в аренду по годовой ставке 14% в национальной валюте.

Рисунок 1. Механизм сдачи в аренду зданий/сооружений в молодежных промзонах в развитии инвестиционной среды регионов

Источник: составлено автором.

По механизму на рисунке 1 финансовые ресурсы предоставляются коммерческим банкам из средств Фонда для целей строительства зданий производственно-бытового назначения на территории Молодежных индустриальных зон исходя из финансовых показателей Фонда и его ресурсной базы, в том числе: коммерческие банки из средств фонда молодым хозяйствующим субъектам финансовые средства на строительство зданий предоставляют в национальной валюте по ставке 10% годовых; коммерческие банки сдают здания в аренду молодым предпринимателям по годовой ставке 14% в национальной валюте, в этом случае молодой субъект предпринимательства вносит 10% от стоимости сдаваемого в аренду здания в качестве первоначального взноса [9].

В результате усовершенствован механизм финансового обеспечения строительства производственных и служебных зданий в рамках развития благоприятной инвестиционной среды на территории молодежных промышленных зон.

Таблица 2

Показатели стратегических инвестиционных проектов 2022 года

Количество проектов
Общая стоимость проекта
Ожидаемый остаток на 01.01.2022
из них по источникам финансирования
Собственные средства
Средства Фонда реконструкции и развития
Прямые иностранные инвестиции и кредиты
Иностранные кредиты под госгарантию
Бюджетные средства
46
22 350,9
19 361,4
3 751,8
284,6
12 176,7
3 120,9
27,4
Среди инициаторов проекта
Министерство энергетики
7 650,0
6 892,7
187,3

6 705,4


АО «Тепловые электрические станции»
1 724,9
1 695,4
198,5
94,3

1 389,9
12,7
АО «Национальные электрические сети Узбекистана»
439,8
412,6
17,6


380,4
14,7
ОАО «Территориальные электрические сети»
1 068,3
1 068,3
320,5


747,8

АО «Узбекгидроэнерго»
1 114,3
977,0
762,5


214,6

АО «Узбекнефтегаз»
1 990,1
1 387,8
204,8

1 183,0


АО «Узтрансгаз»
485,9
381,5


381,5


АО «Узхимпром»
952,0
912,5
24,5

888,0


АО «Навоийский КМК»
595,7
561,7


561,7


АО «Алмалык КМК»
4 486,0
3 530,7
1 399,8

2 130,9


АО «Узметкомбинат»
770,0
618,3
235,5
127,6
255,2


АО «Узавтопром»
190,8
130,5
59,5

71,0


Агентство по развитию фармацевтической отрасли
130,2
105,9
4,5
17,7

83,7

АО «Узбекистон темир йуллари»
752,9
686,5
336,9
45,0

304,6

Источник: составлено автором по [8].

Согласно таблице 2, в 2022 году реализовано 46 стратегических инвестиционных проектов, а общая стоимость этих инвестиционных проектов составила 22350,9 млн долларов США. Структура финансирования данных стратегических инвестиционных проектов выглядит следующим образом:

- собственные средства инициаторов проекта составляют 3751,8 млн долларов США;

- 284,6 млн долларов США – от Фонда реконструкции и развития;

- прямые иностранные инвестиции и кредиты – 12176,7 млн ​​долларов США;

- иностранные кредиты под государственную гарантию – 3120,9 млн долларов США, бюджетные средства – 27,4 млн долларов США.

В целях повышения привлекательности инвестиционной среды регионов предлагается оценивать эффективность инвестиционных проектов по стратегическим инвестиционным проектам. В результате будет усовершенствован механизм оценки эффективности инвестиционных проектов для стратегических инвестиционных проектов. Узбекистан инвестирует в экономику по мере развития научно-исследовательского подхода. Задача финансовой оценки состоит в том, чтобы определить, будет ли у предприятия достаточно финансовых ресурсов для выполнения всех своих финансовых обязательств, чтобы реализовать проект в установленные сроки. Экономическая оценка используется для определения потенциальной способности инвестиционного проекта поддерживать стоимость вложенных в этот проект средств и создавать достаточный уровень темпов их роста [10, 11, 12] (Bozorov, 2018; Zoidov, 2021; Ladygina, 2021; Frolov, 2022).

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно будет определить эффективность осуществленных инвестиций путем рейтингования эффективности инвестиционных проектов по стратегическим инвестиционным проектам.

Также немаловажную роль в повышении привлекательности инвестиционной среды регионов играют состояние и уровень развития производственных инфраструктур. В связи с этим предлагается выделить средства из республиканского бюджета на реализацию инфраструктурных затрат инвестиционного проекта в размере 5% с условием возврата в течение трех лет. В результате реализации данного предложения удалось повысить привлекательность инвестиционной среды регионов за счет улучшения финансирования внешней инфраструктуры инвестиционных проектов.


Источники:

1. Вершинина А.А., Бамбаева Н.Ю. Содержание инвестиционной привлекательности региональной экономики как экономической категории // Статистика и экономика. – 2013. – № 4. – c. 8.
2. Daniels J.D., Radeba L.H. International Business: External environment and Business Operations. / 4th ed., 2014. – 438 p.
3. Басенко А.М., Таранов П.В. Особые экономические зоны как институциональный инструмент мобилизации инвестиционно-финансового потенциала территориального развития // Финансовые исследования. – 2016. – № 1(50). – c. 20–28.
4. Pernia Ernesto M., Salas, John Michael Ian Sioson Investment climate and regional development in the Philippines. UPSE Discussion Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/46632/1/48827057X.pdf.
5. Мамадияров З.Т., Махмудов Ф.С. Особенности факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность страны // Повышение привлекательности инвестиционных фондов в развитии финансового рынка Узбекистана: Республиканская научно-практическая конференция. Сборник статей и тезисов. 2020. – c. 259.
6. Мустафакулов Ш.И. Привлекательность инвестиционной среды. – Т.: Бактрия пресс, 2017. – 18 c.
7. Каримкулов Ж. Направления развития привлечения иностранных инвестиций в свободные экономические зоны. / Автореферат. – Ташкент, 2019.
8. Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.uz/en/official-statistics/investments.
9. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2021 года №ПП-72 «Об утверждении инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2022 – 2026 годы и внедрении новых подходов и механизмов по управлению инвестиционными проектами». Lex.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/uz/docs/5801125.
10. Бозоров Р. Совершенствование оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в Узбекистане // Экономика и инновационные технологии. – 2018. – № 2. – c. 14.
11. Зоидов, К. Х. Гравитационные эконометрические модели внешней торговли стран ЕАЭС+: анализ, оценка и поиск источников инклюзивного экономического роста / К. Х. Зоидов, З. К. Зоидов // Проблемы рыночной экономики. – 2021. – № 3. – С. 196-226. – DOI 10.33051/2500-2325-2021-3-196-226. – EDN PZVALQ.
12. Ладыгина, И. А. Эволюция теоретических взглядов на региональную инновационную систему / И. А. Ладыгина // Проблемы рыночной экономики. – 2021. – № 2. – С. 22-29. – DOI 10.33051/2500-2325-2021-2-22-29. – EDN ZEXWKJ.
13. Фролов, В. Г. Реализация стратегий Индустрии 4.0 российскими и зарубежными предприятиями: возможности для российской текстильной промышленности / В. Г. Фролов, Е. В. Дробот, Е. Г. Абрамов // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2022. – № 2(398). – С. 312-323. – DOI 10.47367/0021-3497_2022_2_312. – EDN HYIBAX.

Страница обновлена: 06.11.2024 в 10:04:12