Основные формы и содержание противоречий в сфере малого предпринимательства

Хамидуллин Ф.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Хамидуллин Ф.Ф. Основные формы и содержание противоречий в сфере малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 52-54.

Аннотация:
У противоречий малого бизнеса есть собственная системная организация. Среди них можно выделить следующие основные группы противоречий: сущностные; функциональные; антагонистические и неантагонистические; связанные с отношениями собственности; носящие временный и постоянный характер; связанные с переходным состоянием. Все они оказывают воздействие на функционирование малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство



У противоречий малого бизнеса есть собственная системная организация. Среди них можно выделить следующие основные группы противоречий: сущностные; функциональные; антагонистические и неантагонистические; связанные с отношениями собственности; носящие временный и постоянный характер; связанные с переходным состоянием. Все они оказывают воздействие на функционирование малого предпринимательства

Известно, что противоречия могут быть как внешними, так и внутренними. Предполагается также существование их определенной иерархичности. То есть, когда начинают разрешения не всех противоречий одновременно, а с наиболее важных (первостепенных) в данный конкретный момент. На различных ступенях зрелости той или иной экономической системы противоречия различаются по степени развитости. На начальных фазах они выражают лишь зарождающиеся противоположности и выступают как начальные и неразвитые. По мере созревания они становятся более существенными и, достигая полной зрелости, требуют коренного разрешения.

Исследование процессов становления и развития малого бизнеса в России позволило выявить наиболее характерные формы проявления его противоречий.

Противоречия между потенциалом малого бизнеса и невозможностью его полной реализации в существующей институциональной среде можно сформулировать как противоречия между повышающимся уровнем осознания СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА своего экономического интереса и жесткими рамками созданных государством условий для его реализации. В этих условиях существующие отношения и назревшие для разрешения, но не решенные противоречия являются тормозом дальнейшего развития малого предпринимательства.

Основное противоречие играет решающую роль в развитии всей системы. По нашему мнению, в малом бизнесе оно находится в сфере реализации отношений собственности. С одной стороны, возможности сознательного и эффективного управления собственностью в рыночных условиях существенно возрастают, и малый бизнес проявляет активность в реализации своего экономического интереса. С другой стороны, предприниматели сталкиваются с неоднозначным поведением государства как субъекта рыночных отношений.

Противоречия между малым бизнесом и государством пронизывают весь широчайший спектр взаимоотношений между различными по своей природе сущностями. Наиболее значительными являются противоречия между государственными и частными формами присвоения результатов предпринимательской деятельности. Их развитие носит антагонистический характер. Стремление государственного аппарата, живущего явно не по средствам, решать свои проблемы за счет усиления налогового и административного пресса, не позволяющего подчас осуществлять простое воспроизводство, приводит к «уходу предпринимателей в тень».

Со своей стороны малый бизнес не всегда желает поддерживать государство. Фактически государственная власть возвышается над обществом, но в то же время не рассматривает себя как часть общества, которому она должна служить. Современная российская государственная власть не является инструментом экономической деятельности независимых субъектов рынка. Она, прежде всего, выражает интересы отдельных групп бизнеса и энергично им покровительствует, но не защищает предпринимательство в целом.

Массовое неисполнение законов связано с тем, что их просто невозможно исполнить в силу их сложности, громоздкости, а зачастую и противоречия здравому смыслу. Причина такого состояния законодательной базы в том, что интересы тех, кому непосредственно предстоит выполнять закон, учитываются в последнюю очередь, а в авангарде находятся интересы самих органов государственной власти.

Преодоление антагонизма между государством и малым бизнесом требует длительных усилий в области:

а) постепенного развития институтов демократии и гражданского общества;

б) вызревания в общественном сознании новых стереотипов отношений между обществом и государством.

Тем не менее, определенные практические шаги в данном направлении можно предпринять уже сейчас. Это неукоснительное соблюдение государственной и административной властью собственных законов и обязательств, что устранит значительную долю нарушений в экономическом процессе и поможет начать оздоровление экономики.

Механизмы разрешения противоречий между формами присвоения не должны сводиться только к уменьшению государственной налоговой нагрузки и соблюдению законов. Необходимо осознание того, что причины возникновения данных противоречий не ограничиваются только рамками экономических отношений.

В процессе взаимоотношений власти и малого бизнеса складывается парадоксальная ситуация, когда государственные структуры, получая средства из бюджета, контролируют различные виды деятельности малых предприятий и тут же предлагают услуги по устранению замечаний на договорной основе. В связи с этим остро встает вопрос об имидже власти, о доверии к ней со стороны субъектов малого бизнеса.

Противоречия между малым бизнесом и естественными монополиями относятся к внешним по своему содержанию. Они выражаются в том, что, с одной стороны, поставщики воды, электроэнергии, тепла оказались не вполне готовыми к увеличению потребления своей продукции из-за роста числа предприятий данного сектора экономики, а с другой – они искусственно создают барьеры, препятствующие нормальному обеспечению малого бизнеса производимыми ресурсами. На практике это выражается в том, что когда при подключении к источникам энерго- или водоснабжения малым предприятиям даются заранее невыполнимые технические условия, затягиваются сроки их согласования, навязывается бумажная волокита при заключении договоров, вымогаются взятки.

Реально противостоять произволу естественных монополий малым предприятиям явно не под силу. Разрешение видится в институциональном ограничении монополистических прав и одновременном усилении ответственности руководителей соответствующих сбытовых предприятий за действия, препятствующие нормальному функционированию малого бизнеса.

Противоречия между малым, средним и крупным бизнесом также являются внешними. Здесь мы сталкиваемся с разногласиями между сходными по сущности, но имеющими различные количественные и качественные характеристики хозяйственными объектами. Природа данных противоречий предполагает наличие и сочетание объективно сложившихся функциональных горизонтальных и вертикальных связей с переходным состоянием от одной формы бизнеса к другой. Так, некоторые объекты малого бизнеса, достигая определенных количественных характеристик, переходят в новое качество. В свою очередь, крупный и средний бизнес поглощает более мелкие и слабые предприятия.

О других видах противоречий, характерных для малого бизнеса продолжим разговор в следующих номерах журнала.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:30